МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 5
Лекции +1
docx
русский язык +1
Взрослым
30.10.2017
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическое пособие составлено в помощь студентам при подготовке к урокам чтения, русского языка, чтения и письма в период обучения грамоте к практике пробных уроков и непрерывной практике. В пособие включены некоторые теоретические сведения, связанные с особенностями организации преподавания русского языка в начальной школе и требованиями к современному уроку.
методическое пособие.docx
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 2017 1 Методическое пособие составлено в помощь студентам при подготовке к урокам чтения, русского языка, чтения и письма в период обучения грамоте к практике пробных уроков и непрерывной практике. В пособие включены некоторые теоретические сведения, связанные с особенностями организации преподавания русского языка в начальной школе и требованиями к современному уроку. Каждый раздел включает теоретический комментарий справочного характера, план урока и образец конспекта. Методическое пособие призвано улучшить профессиональную подготовку студентов в области преподавания русского языка в начальной школе. В конце приводится список использованной и рекомендуемой учебной и справочной литературы. Пособие состоит из четырех разделов: - уроки чтения; - уроки русского языка; - уроки чтения в период обучения грамоте; - уроки письма в период обучения грамоте. 2 УРОКИ ЧТЕНИЯ 1.Совершенствование навыка чтения: развитие навыков Задачи уроков чтения: правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. 2.Формирование читательских умений по работе с текстом, т. е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения. 3.Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний. 4. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей. 5.Формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в разных областях знаний. воссоздающего и творческого воображения детей. Типология уроков чтения 6.Развитие речи, образного и логического мышления, Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: - по учебной задаче; = по ведущей деятельности учащихся; - по типу учебного материала. Рассмотрим структуру урока чтения и коллективного анализа художественного произведения. Этот тип урока обладает жесткой структурой и определенными требованиями к его этапам. Тема урока:… Цели урока: 1.Образовательная: познакомить с … 2.Развивающая: развитие навыков … 3.Воспитательная: воспитывать … Оборудование урока: портрет писателя, выставка книг, картины, картинки и т.д. План урока 1.Организационный момент (0,5’). 2.Объявление темы и целей урока (1’). 3.Проверка домашнего задания (5 – 7’). 4.Подготовка к восприятию произведения (6 – 8’). 5.Первичное восприятие текста (время зависит от объема произведения). 3 6.Проверка первичного восприятия текста (2’). 7.Чение и анализ произведения ( 15’). 8.Обобщение (4 – 5’). 9.Перечитывание произведения с новой читательской целью (4 – 5’). 10.Творческая работа учащихся по следам прочитанного (2 – 5’). 11.Итог урока. Выставление оценок с комментированием. Дача домашнего задания( 1 – 1,5’) 1.Организационный момент. -Здравствуйте, дети. Сейчас у нас урок чтения, и проведу его я, зовут меня … Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. 2. Объявление темы и целей урока. Ход урока При подготовке к восприятию учитывается жанр Мы познакомимся с … и прочитаем его рассказ … ,но сначала проверим домашнее задание. Что было задано на дом? 3.Проверка домашнего задания. ( После проверки подведение итогов выполнения домашнего задания, объявление оценок, их комментирование.) 4.Подготовка к восприятию произведения. произведения (рассказ, сказка, басня, лирическое стихотворение, пьеса, миф, легенда, статья ). Проводится несколько видов работ, подготавливающих к восприятию данного произведения (работа с портретом писателя, рассказ учителя о писателе, беседа на определенную тему: о жизни детей, жанре произведения, по картинам и т. д. – работа с выставкой книг). 5.Первичное восприятие произведения. До чтения произведения учитель задает целевой вопрос, направленный на проверку первичного восприятия текста ( Вопрос должен быть один. Примерные вопросы: Почему так названо произведение? Назовите главных героев рассказа. Какое чувство вызывает у вас произведение и почему?). Произведение читает учитель. Если домашним заданием будет выучить наизусть, то учитель должен сам читать произведение наизусть. В 3 – 4 классах к первичному чтению учитель может привлекать учащихся, кроме чтения лирического стихотворения, басни. После чтения 4 Кроме основного вопроса по проверке первичного До повторного чтения текста возможно чтение слов в произведения учитель должен выдержать паузу перед повтором целевого вопроса. 6.Проверка первичного восприятия текста. восприятия, возможен вопрос: Понравилось вам произведение? 7.Повторное чтение произведения по частям со словарной работой и беседой по содержанию. рамочке, если такая работа предусмотрена автором учебника ( в 1 – 2 классах). Учитель сам делит произведение на части. Чем меньше класс, тем меньше часть по объему. Часть может быть относительно законченной по содержанию. Повторно читают текст учащиеся, виды чтения могут быть разнообразными: вслух, про себя, по цепочке, чтение в парах и т.д. После чтения сначала проводится словарная работа, а потом беседа по содержанию. Слова для словарной работы намечает учитель, но обязателен вопрос: Какие слова вам были непонятны? Работа над значением слов ведется в контексте. Приемы раскрытия значений слов должны быть разнообразными. Вопросы по содержанию части текста помогают проверить понимание, провести анализ содержания и художественных особенностей произведения, выявить причину поступка ,связь между явлениями. Чаще вопрос должен начинаться со слов почему, зачем как получилось и т.д. Возможно озаглавливание частей, такая работа готовит к пересказу. 8.Обобщающая работа по тексту. Обобщающая работа связана с выявлением главной мысли, идеи произведения и осмыслением своей читательской позиции. Вопросы обобщающей беседы рассчитаны на получение различных ответов, дополняющих друг друга. В беседе составляется характеристика действующих лиц, вопросы могут требовать выборочного чтения, словесного рисования, ведется работа с картинками к тексту. Возможно соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слова учителя. Обязательно соотнесение содержания произведения с жизненным опытом учащихся, с ситуациями в их жизни. 9.Перечитывание произведения с новой читательской целью, выразительное чтение или пересказ. Учитель формулирует новую читательскую цель, учит и готовит к выразительному чтению. Возможен конкурс выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование. 5 Этот этап урока напрямую связан с творческой деятельностью учащихся. 10.Итог урока, выставление оценок, дача домашнего задания. Что нового узнали? С каким автором и его произведением познакомились? На этом этапе оценивается и комментируется деятельность учащихся на уроке, объясняется домашнее задание , записывается учителем на доске, а учащимися в дневник. ОБРАЗЕЦ КОНСПЕКТА УРОКА ЧЕНИЯ Литература Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О, В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. Кустарева В. А., Назарова Л. К. и др. Методика русского языка. – М., 1982. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987. Горецкий В. Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн. 1, 2, 3; Книга для Учителя. – М., 1995. Совершенствование чтения младших Оморокова М. И. школьников. – М., 1997. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Задачи обучения школьников русскому языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей и познания окружающего мира. Кроме этого, родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. Задачи обучения русскому языку: -развитие школьника как личности, полноценно -овладение речевой деятельностью в разных ее видах -усвоение основных знаний из области фонетики и владеющей устной и письменной речью; (чтение, письмо, говорение, слушание); графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав русского языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание); 6 -формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; -обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; -эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. Требования к рокам русского языка: 2.Гармоническое соотношение теории и практики. На 1.Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (морфологии, синтаксиса), морфемики, лексики, орфографии, прагматики языка, или речи. Ни один из этих аспектов не должен оставаться без внимания, как не должен и превалировать, возвышаться над другим. каждом уроке обязательна работа по развитию речи учащихся. 3. Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; развитие активности и самостоятельности; воспитание личности ученика, его способностей, его творчества. 4.Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов – образцов языка, различным по жанрам, стилистическим особенностям. 5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста). 6.Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели. педагогической психологии: формирование умственных действий на материале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся. Обычно к уроку предъявляется требование – достаточно много писать, не допускать безделья, скуки, энергично вести урок. Учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятельным решениям, выводам. 7. Использование новых достижений дидактики и Типология уроков русского языка 7 -урок изучения новой темы (на таком уроке проводится -урок тренировки, упражнения. Новое состоит в введении Типы уроков, ориентированные на ступень изучения материала по русскому языку: первичное закрепление, теоретическая работа занимает примерно 20 минут); -урок закрепления темы, новых знаний, формирования умений на основе нового материала (основательное повторение новой темы, изучавшейся на прошедшем уроке, закрепление ее на материале упражнений; вариантов изученного, новых ситуаций, в выработке автоматизма действий; -урок повторительно-обобщающий проводится обычно после изучения крупной темы или раздела курса; -контрольный, или проверочный, урок. Чаще всего проводится в письменной форме: диктант, проверочные упражнения усложненного типа. Условия выполнения заданий обычно строгие, результаты контрольной работы тщательно выверяются учителем и оцениваются по единым критериям; смешанного типа, на которых проводится и изучение нового, и повторение, и обобщение, и тренинг. Строго говоря, уроков без совмещения задач и видов работ не бывает. -комбинированный урок. Так называют уроки Типы уроков по содержанию изучаемого материала: -уроки грамматики, -уроки развития речи; -уроки орфографии; -уроки словаря (лексикологии); -уроки грамматического разбора; -уроки каллиграфии; -исследовательские уроки. Типы уроков по методам и приемам, которые применяются: -урок-списывание; -урок-диктант; -урок работы над ошибками; -урок изложения или сочинения; -урок редактирования текста; -кино-урок; телеурок; -урок взаимного обучения; 8 -урок-экскурсия; - урок лабораторная работа и т.д. Классификация уроков по месту проведения: -урок в кабинете русского языка; -урок в кабинете ТСО; - урок в компьютерном классе и т.д. СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: Цели урока: 1.обучающая:изучить …(познакомить с ….) 2.развивающая:развивать навыки …(закрепить умения 3. воспитательная: воспитывать … …) Оборудование урока: таблица …, карточки, схемы, картинки и т.д. Оформление доски: в конспекте отметить, какой материал будет вынесен на доску, где и как записан. План урока в минутах 1.Организационный момент (0,5’). 2.Объявление темы и целей урока (1’). 3.Проверка домашнего задания (от 5 до 15’). 4.Словарная работа (6-7’). 5.Минутка чистописания (3-5’). 6.Актуализация знаний. Подготовка к новому материалу (2-3’). 7.Объяснение нового материала (от 5 до 10’). 8.Первичное закрепление по правилу в учебнике (~2’). 9.Закрепление (от 15 до 20’). 10.Итог урока. Выставление оценок с комментированием. Дача домашнего задания. Ход урока. 1. Организационный момент. Проверить готовность рабочих мест и самих учащихся к уроку, поздороваться, представиться (использование игровых моментов, стихов). 2.Объяление темы и целей урока. 3.Проверка домашнего задания. вопросы по изученному материалу. После проверки подводит итог, объявляет оценки и комментирует их. По усмотрению учителя и в зависимости от темы урока этот этап может не проводиться. Создание проблемной ситуации, поиск ответа на вопрос. В ходе проверки учитель задает дополнительные 9 4.Словарная работа. Учитель подбирает слова для словарной работы из словаря учебника, учитывая нормы слов по классам, продумывает формы проведения и проверки, старается связать словарную работу с темой урока. Организует обратную связь, подводит итог, объявляет и комментирует оценки. 5.Минутка чистописания. Эта работа связана с развитием каллиграфических навыков учащихся. Объём зависит от класса (1, 2, 3, 4), задания могут быть разнообразными: от написания букв в узоре до списывания пословиц, стихотворных строк. До письменного выполнения проводится работа по предупреждению каллиграфических ошибок, работа над смыслом пословиц. Учитель контролирует работу учащихся в тетрадях, отмечает лучшие работы, подводит итог. Оценки не выставляются. 6.Актуализация знаний учащихся. Все предыдущие этапы урока в той или иной мере подготавливали к изучению новой темы, были связаны с повторением. При актуализации знаний проводится фронтальный опрос, позволяющий повторить понятия, необходимые для изучения новой темы. 7.Объяснение нового материала. языковом материале учебника. Лучше этот материал вынести на доску. Вопросы учителя подводят к необходимым выводам. Новые грамматические понятия вывешиваются или записываются на доске. Учитель обобщает ответы, еще раз делает необходимый вывод, связанный с темой урока. Обязательно использование наглядности. 8.Первичное закрепление. Первичным закреплением по новой теме считается чтение правила или наблюдений в рамочке на странице учебника. Читают учащиеся вслух. Учитель после чтения задаёт вопросы по содержанию, вопросы требуют воспроизведения всех наблюдений и выводов. Один или несколько учащихся могут по желанию рассказать все правило. 9.Закрепление. Последовательно учитель организует выполнение всех заданий учебника с привлечением рабочей тетради. Чередует устную и письменную работу, устная работа готовит к выполнению письменных заданий, продумывает Учитель организует наблюдения по теме урока на Закрепление ведётся по упражнениям учебника. 10 использование доски, предупреждает орфографические ошибки, контролирует работу в тетрадях, оказывает необходимую помощь. После выполнения каждого упражнения учебника подводится итог, делается необходимый вывод по теме, Учитель обобщает ответы, по возможности оценивает. В конце закрепления организует самостоятельную работу, работу по развитию речи. 10.Итог урока. Объявление оценок за урок. Дача домашнего задания. -Что нового узнали на уроке? Чему научились? Вопросы учителя по теме. Разъяснение домашнего задания, запись его на доске и в дневниках. Объявление оценок и комментирование их. Организованно закончить урок («Встали все. Урок закончен. До свидания.»). Примерный конспект урока русского языка Литература к урокам русского языка Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О, В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. Кустарева В. А., Назарова Л. К. и др. Методика русского языка. – М., 1982. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987. Занимательные материла к урокам русского языка. Методические пособия для учителя к урокам русского языка авторов программ и учебников УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтоб научиться читать. Я потратил на это восемьдесят лет и ещё сейчас не могу сказать, что достиг цели. Гёте Внеклассное чтение – это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка. Чтение – это вид человеческого общения, общения с книгой. От чтения вслух ребёнок должен перейти к чтению «про себя», основному чтению, которым владеет каждый квалифицированный читатель. 11 Цели уроков внеклассного чтения: Сформировать – формирование читательской самостоятельности. -интерес к детским книгам; -желание и потребность читать Задачи: -систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и её видами; -учить ориентироваться в книге и среди книг; -осознанно, пользуясь существующими для юных читателей видами библиотечно- библиографической помощи, выбирать для себя нужные и посильные книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; -использовать детскую литературу для воспитания у младших школьников гражданского и нравственного самосознания. Принципы работы по внеклассному чтению: -книги должны окружать учащихся повседневно; они должны быть привлекательными, разнообразными; -содержание работы по внеклассному чтению на каждом уроке должно быть посильным для каждого ученика; -общение с книгой должно приносить радость, индивидуальное удовлетворение. Метод чтения-рассматривания – основной метод уроков внеклассного чтения Соответствие классу период 1 класс, обучения грамоте 2 класс 3 класс 4 класс Количество занятий в неделю 1 раз в неделю (25’ урока) 1 раз , урок 1 раз, урок 1 раз в 2 недели, урок Этапы формирования читательской самостоятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬН ЫЙ НАЧАЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ ОСНОВНОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬН ЫЙ Структура занятия на подготовительном этапе Занятие проводится еженедельно в определённый день недели (понедельник или пятница) на уроке чтения или письма и занимает 25 минут урока. На занятие берётся 1 книга небольшая по объёму (чтение должно занимать от 3 до 7 минут). Книгу для чтения подбирает учитель. Чтение книги должно стать праздником для детей. 12 1.Краткая (2 – 3 минуты) вступительная часть (беседа, наглядная демонстрация), подготавливающая к восприятию книги. Это может быть работа с выставкой книг, книгу для чтения могу выбрать учащиеся. 2.Выразительное чтение учителем избранного произведения вслух (3 – 7 минут). прослушанного 3.Коллективное воссоздание произведения с опорой на иллюстрации, размышления по Вопросы учителя требуют поводу прослушанного. рассуждений, доказательств. Словесное рисование картин к произведению(4 –6 минут). 4.Рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания. Читающие дети читают название, фамилию автора(3 – 4 минуты). 5.Рекомендации детям по самостоятельной деятельности с книгами, которые есть в классе или дома. Пересказать прослушанное произведение родным, друзьям, найти дома такую же книгу или другую этого автора, нарисовать рисунок к прослушанному произведению, слепить героя и т.д.(1 минута). Структура урока на начальном этапе. Урок проводится еженедельно в определённый день недели (понедельник или пятница) на уроке чтения. К уроку учитель подбирает 2 – 3 произведения одного автора или разных авторов сходных или противоположных по содержанию. Одно произведение читает учитель вслух, а второе произведение читают учащиеся самостоятельно под контролем учителя. Третье произведение может быть предложено хорошо читающим детям, которые быстрее всех прочтут второе произведение. Второе произведение для самостоятельного чтения должно быть одним для всех, т.е.его должно быть столько экземпляров, сколько учеников в классе, чтобы учитель мог организовать работу по прочитанному самостоятельно тексту. 1. Вступительная часть, которая подводит итог тому, что сделано дома (составление выставки из книг, подобранных учениками к уроку), или работа с книгами, которые подобрал учитель к уроку. Отбор книги для чтения самостоятельного чтения в классе. Это может быть детская художественная, научно – художественная и учителем вслух и для 13 научно – познавательная книга по разным темам и жанрам (до 5 минут). 2. Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 минут). 3. Коллективное рассматривание прочитанной книги, беседа - рассуждение о прочитанном (до 5 минут). 4. Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 минут). 5. Индивидуальное самостоятельное чтение произведения (или его части) каждым учащимся про себя (или жужжащим чтением) -10 – 12 минут. 6. Беседа о самостоятельно прочитанном произведении, выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги, сопоставление с тем произведением, что прочитано вслух (7 – 10 минут). текущую неделю, вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока внеклассного чтения (1 -2 минуты). 7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на В конце начального этапа рекомендуется провести несколько уроков переходного типа. Во второй части урока детям для чтения - рассматривания предлагаются разные произведения и даже разные книги, но объединенные одной темой. Учащиеся приобретают навыки работы с несколькими книгами. Структура урока на основном этапе Деление этапов на основной и заключительный (завершающий) связано с различием количества занятий и времени на подготовку. В 3 классе урок проводится 1 раз в неделю, а в 4 классе – 1 раз в 2 недели, это связано с увеличением объёма произведений, требованиями к учебному материалу и увеличением доли самостоятельности при подготовке к уроку. В 3 классе учитель предлагает рекомендательный список книг к следующему уроку внеклассного чтения, а 4 классе учитель может ограничиться сообщением темы, разъяснением цели чтения и вывешиванием рекомендательного указателя. 1.Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3 – 5 минут). 14 2.Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20 – 25 минут). 3.Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10 – 15 минут). цели чтения, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг (2 – 3 минуты). уроков - утренников, библиотечные уроки. К концу обучения в начальной школе по внеклассному чтению дети должны знать: познавательной, справочной, периодической, публицистической; Рекомендуется проведение уроков - отчетов, -виды литературу – художественной, научно – 4.Сообщение темы следующего урока, разъяснение помощи; внетекстовой информации; Должны уметь: -возможные темы чтения; -виды возможной библиотечно – библиографической -внешние приметы книги и разные типы -правила гигиены чтения. -ставить для себя цель обращения к книгам; -обращаться к библиотечно – библиографической -пересмотреть как можно больше книг, прежде чем -по внешним показателям уметь прогнозировать -осознать содержание выбранной книги; -соблюдать при самостоятельном чтении правила помощи; выбрать книгу для чтения; содержание книги; гигиены чтения. Литература к урокам внеклассного чтения Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О, В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. Кустарева В. А., Назарова Л. К. и др. Методика русского языка. – М., 1982. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987 15 Светловская Н. Е., Пиче – Оол Т. С.Обучение детей чтению. – М., 2001. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. – М.,1977. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). – М., 1998. . 16

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2017