Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».
Оценка 4.8

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
Взрослым
29.04.2019
Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».
Учебно-методическое пособие по темам: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики», «Определение чувствительности бактерий к антибиотикам» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемым к дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Данное пособие объединяет две темы. Целесообразность объединения данных тем заключается в комплексном подходе к изучению дисциплины. Представленные тем тесно взаимосвязаны, что позволяет провести контроль эффективности обучения, а также проследить межпредметные связи. Учебно-методическое пособие помимо теоретического содержит дидактический и раздаточный материалы для лучшего восприятия данных тем. В содержании представлена структура пособия.
Микробиологические основы химиопрофилактики и химиотерапии инфекционных болезней.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж №1»  Мытищинский филиал Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» Цикловая методическая комиссия (общеобразовательных, гуманитарных и естественно­научных дисциплин) Дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» Методическое пособие по теме: «Микробиологические основы химиопрофилактики и химиотерапии инфекционных болезней» курс II, семестр III 2019 год Специальность:  34.02.01 «Сестринское дело» Разработчик:  преподаватель основ микробиологии и иммунологии, к.п.н. –  В.А.Овчаренко ГБПОУ СПО МО «Московский областной медицинский  колледж № 1» Мытищинский филиал Рассмторена и утверждена  на заседании ЦМК  общеобразовательных,  гуманитарныхи естественно­ научных дисциплин Председатель ЦМК___________Е. Н. Верина  протокол № ____  от «____» _____ 2019 г.  Согласовано  Заместитель директора по учебной  работе М.Н.Шабарова  ______________ «        »   _____________   2019 год                           Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 Сестринское дело и предназначено для преподавателя для проведения теоретического и практического занятия по теме: «Микробиологические основы химиопрофилактики и химиотерапии инфекционных болезней», «Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам» по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Пояснительная записка         Химиотерапевтические   Учебно­методическое   пособие   по   темам:   «Понятие   о   химиотерапии. «Определение   Антибиотики»,   препараты.   чувствительности   бактерий   к   антибиотикам»   составлено   в   соответствии   с требованиями   государственного   образовательного   стандарта,   предъявляемым   к дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии».         Данное пособие объединяет две темы. Целесообразность объединения данных тем заключается  в комплексном подходе к изучению дисциплины.            Представленные тем тесно взаимосвязаны, что   позволяет провести контроль эффективности обучения, а также проследить межпредметные связи.      Учебно­методическое пособие помимо теоретического содержит дидактический и раздаточный материалы для лучшего восприятия  данных тем.      В содержании представлена структура пособия.           Разделы   теоретического   и   практического   занятий   имеют: методический, информационный и контролирующий блоки.  В приложения   входят   мультимедийная   презентация   и раздаточный   материал,   что   делает   процесс   обучения наглядным   и   позволяет   акцентировать внимание на более важных моментах. заинтересовать   студентов, Теоретическое занятие «Понятие о химиотерапии. Химиотерепевтические Раздел № 1 препараты. Антибиотики» 1. Методический блок 1.1.  Требования к знаниям и умениям в соответствии с рабочей программой 1.2.   Межпредметные связи 1.3.   Мотивация темы 1.4.   Обеспечение занятия 1.5.   Хронологическая карта занятия Информационный блок 2. 2.1.  Терминологический словарь 2.2.  Опорный конспект    3.        Контролирующий блок 3.1. Контроль и коррекция исходного уровня знаний 3.2. Задания для закрепления полученных знаний Практическое занятие «Определение чувствительности бактерий к Раздел № 2 антибиотикам» 1.        Методический блок 1.1.  Требования к знаниям и умениям в соответствии с рабочей программой 1.2.   Межпредметные связи 1.3.   Мотивация темы 1.4.   Обеспечение занятия 1.5.   Хронологическая карта занятия 1.6.   Инструкции преподавателя для самостоятельной работы студентов 2.      Информационный блок 2.1.   Опорный конспект 3. 3.1.   Зоны задержки роста культуры вокруг диска, пропитанного  антибиотиками   4.       Контролирующий блок 4.1.   Контроль и коррекция исходного уровня знаний 4.2.    Контроль эффективности обучения Иллюстративный блок Раздел № 3 Приложения 1. Приложение № 1 Мультимедийная презентация к теоретическому занятию по теме «Понятие о химиотерапии. Химиотерепевтические препараты. Антибиотики» 2. Приложение   №   2  Раздаточный   материал   к   практическому   занятию   по   теме «Определение чувствительности бактерий к антибиотикам» 3. Приложение № 3 Эталоны ответов 4. Приложение № 4 Литература Раздел № 1 Теоретическое занятие Тема «Понятие о химиотерапии.  Химиотерапевтические препараты. Антибиотики» Методический блок Время проведения: 2 часа Место проведения: кабинет микробиологии Цель занятия:  Изучить сущность химиотерапии инфекционного заболевания Требования к знаниям: Знать:  Антибиотики как химиотерапевтические препараты, их происхождение, характеристику  Группы антибиотиков по химическому строению и спектру  антимикробного действия  Осложнения антибиотикотерапии  Принципы формирования антибиотикорезистентности штаммов бактерий Межпредметные связи                                     Биология Химия Фармакология Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии Тема: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики» Инфекционные Клиническая Клинические болезни фармакология дисциплины Мотивация      Многие учёные мечтали о создании таких препаратов, которые можно было бы использовать при   лечении   различных   заболеваний   человека,   о   препаратах,   способных   убивать   патогенных бактерий, не оказывая вредного действия на организм больного.         В   1942   году   появился   термин   «антибиотик»,   которым   стали   обозначать   образуемые различными   микроорганизмами   химические   вещества,   способные   подавлять   размножение   и вызывать   гибель   определенных   бактерий.   Появление   термина   было   связано   с   получением   и внедрением в лечебную практику нового химиотерапевтического препарата пенициллина.         Предварительные  испытания вещества на подопытных животных показали, что даже  при инъекции   в   кровь   оно   не   приносит   вреда,   и   одновременно   в   слабых   растворах   прекрасно подавляет стрептококки и стафилококки. Пенициллин положил начало новой эре в медицине — лечению болезней антибиотиками.        Современный период антибиотикотерапии характеризуется рядом особенностей. Поистине огромен перечень антибиотиков и он постоянно увеличивается за счет новых препаратов. Кроме этого изменяется иерархия бактерий, появляются штаммы бактерий устойчивые к антибиотикам.       Специалист   среднего   профессионального   звена   должен   знать   сущность   химиотерапии   инфекционного заболевания. Обеспечение занятия 1. Оснащение  Антибиотики для демонстрации (разные формы )  2. Наглядные пособия  Рисунки с изображением чашки Петри Флеменга 3. Мультимедийная презентация  4. Учебная литература  А.А. Воробьев, Ю. С. Кривошеин   – «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», Москва  «Мастерство» 2017 Хронологическая карта Этап работы Время (в минутах) Действия Средства обучения 1. Организационный момент 2. Проверка знаний по предыдущей теме 3.Проверка и коррекция исходного уровня знаний по новой теме 4.Изучение  новой темы 5.Закрепление 5 10 5 40 15 ­    Журнал группы ­Приветствие учащихся,  мобилизация на активную  деятельность, регистрация  отсутствующих ­Ознакомление студентов с  целями и планом занятия ­ Подготовка рабочего места ­ Фронтальный опрос ­ Вопросы  ­ Проведение тестового  контроля ­ Задания в тестовой форме  для проверки и коррекции  исходного уровня знаний ­ Рассказ с элементами беседы,  демонстрация мультимедийной  презентации  ­ Опорный конспект ­  Мультимедийная  презентация   Проведение ­ контроля   тестового ­ Задания в тестовой форме для закрепления 6. Подведение итогов 5 ­ Домашнее задание  ­ Объявление оценок ­ Стр.  Информационный блок Терминологический словарь Антибиотики Устойчивость Специфические   продукты   жизнедеятельности   или   их модификации,   обладающие   высокой   физиологической активностью   по   отношению   к   определенным   группам микроорганизмов   (вирусам,   бактериям,   актиномицетам, грибам,   водорослям,   протозоа)   или   к   злокачественным опухолям,   избирательно   задерживая   их   рост   или полностью подавляя развитие. Способность штамма бактерий расти при концентрации антибиотика   равной   или   большей,   чем   концентрация этого антибиотика в сыворотке крови или в тканях. Множественная устойчивость Перекрестная устойчивость Явление, когда бактерия резистентна к 2 или нескольким антибиотикам разных структурных групп. Явление,   когда   микробы,   приобретшие   устойчивость   к одному   из   антибиотиков,   становятся   резистентными   к действию других препаратов. Симбиоз   длительные Это микроорганизмов, приспособления к среде путем естественного отбора. ассоциации   сформировавшиеся   в   процессе естественные     Фитонциды Биологически активные вещества высших растений. Эктерициды Биологически   происхождения действием активные     обладающие   вещества   животного противомикробным Опорный конспект История открытия антибиотиков        Пауль Эрлих  (1854­1915) в результате многочисленных опытов синтезировал в 1912 году мышьяковистый препарат – сальварсан, убивающий in vitro возбудителя сифилиса.         В 30­х годах прошлого столетия в результате химического синтеза были получены новые органические соединения – сульфамиды, среди которых красный стрептоцид (пронтозил) был первым   эффективным   препаратом,   оказавшим   терапевтическое   действие   при   тяжёлых стрептококковых инфекциях. (слайд № 2)        Честь открытия первого антибиотика – пенициллина – принадлежит  Александру Флемингу.  В 1929 г. Работая в своей   лаборатории,   он   заметил,   что   в   одной   из   чашек Петри, где должны были расти колонии микроорганизмов, появилась плесень, а микробы погибли. Флеминг повторил эксперимент   и   установил,   что   вещество,   выделяемое плесневым   грибком, свойством. Однако это открытие осталось незамеченным. Да и сам ученый отнесся к нему весьма   обладает   антибактериальным скептически: «Это не то, чем стоит заниматься». (слайд № 3, слайд № 4) В   дальнейшем   разработка   пенициллина   как лекарственного   препарата   была   связана   с   работой Оксфордской группы под руководством Говарда Флори и   Эрнста   Чейна.   Чейн   занимался   выделением   чистой субстанции   пенициллина,   а   Флори   –   процессом клинических   испытаний   препарата   на   животных.   В результате   работы   этой   группы   была   получена относительно   чистая,   малотоксичная   и   высокоэффективная   субстанция.   Впервые   пенициллин был применен для лечения человека 12 февраля 1941 года. Стоит отметить, что Флеминг, Флори и Чейн за открытие и получение пенициллина были награждены Нобелевской премией в 1945 году. Открытие   антибиотиков   позволило   спасти   жизни   миллионов   людей.   Многие   заболевания, считавшиеся неизлечимыми, отступили после открытия антибактериальных препаратов.        Советский   микробиолог   З.В.   Ермольева       впервые   получила отечественный  11енициллин   (крустозип)   из  Penicillium  crustosum  в 1942году.          В   начале   1944   года   было   проведено   сравнение   эффективности отечественного   и   английского   пенициллинов.   Эффект   лечения   был положительным. В   конце   1944   года,   выпускается   первый   жидкий   концентрированный пенициллин в нашей стране, лечение которым позволило спасти огромное количество жизней во время ВОВ.  ( слайд № 5)   Механизм и спектр действия антибиотиков      Термин «антибиотик» происходит от греческих слов anti, что означает против и bios – жизнь, и буквально переводится, как «лекарство против жизни».        Антибиотики  разрушают или  тормозят  развитие клеток бактерий грибов или опухолей, то есть антибиотики активны по   отношению   к   организмам,   состоящим   из   клеток.   И наоборот:   антибиотики   абсолютно   неэффективны   против   вирусов,   которые,   как   известно, относятся к субклеточным микроорганизмам.          Механизм   действия   (принцип   работы)   антибиотиков   главным   образом   состоит   в   их способности угнетать рост и разрушать клетки бактерий, грибов и опухолей. Разные антибиотики обладают различным механизмом действия.  * Антибиотики, разрушающие клеточную стенку.      Большое количество бактерий защищено снаружи прочным каркасом из сложных органический соединений. Разрушение этого каркаса равносильно гибели бактерии. Именно таким свойством (разрушение клеточной стенки) и обладает вышеупомянутый антибиотик пенициллин и все его производные.   Кроме   антибиотиков   из   группы   пенициллинов   подобным   действием   обладают цефалоспорины,   а   также   ванкомицин.   Молекулы   этих   антибиотиков   блокируют   специальные ферменты   бактерий,   выполняющие   роль   «сшивания»   наружного   каркаса   бактерий.   Без   этого фермента бактерии лишаются возможности расти и погибают.  * Антибиотики, блокирующие синтез белков.       К этой группе антибиотиков относятся тетрациклины, макролиды, аминогликозиды, а также левомицетин и линкомицин. Эти антибиотики проникают внутрь клеток бактерий и связываются со структурами, синтезирующими бактериальные белки, и блокируют биохимические процессы, происходящие   в   клетках   бактерий.   Парализованная   бактерия теряет   возможность   размножаться   и   расти,   чего   бывает достаточно, чтобы победить некоторые инфекции.  * Антибиотики, растворяющие клеточную мембрану.      Как известно клеточная мембрана некоторых бактерий и грибов состоит   из   жиров,   которые   растворяются   определенными веществами.   Таков   механизм   действия   противогрибковых антибиотиков из группы нистатина, леворина, амфотерицина.  Принципы рациональной антибиотикотерапии 1) Микробиологический   принцип   (антибиотик   следует   применять   только   по   показаниям,   чувствительности   микроорганизма   к перед   применением   проводят   определение   антибиотикам) 2) Клинический   принцип   (учитывать   пол,   возраст,   состояние   пациента,   наличие сопутствующих заболеваний, беременности) 3) Фармацевтический принцип (необходимо учитывать срок годности и условия хранения препарата) 4) Фармакологический   принцип   (правильная     доза,   необходимые интервалы   между   приемами,   продолжительность   курса,   метод введения) 5) Эпидемиологический   принцип   устойчивость микроорганизма во внешней среде окружающей пациента)   (слайд № (учитывать   10) Побочное действие антибиотиков 1. Токсические реакции (поражение печени, поражение слухового нерва, поражение органов  кроветворения,эмбриотоксическое действие) 2. Дисбактериозы  ( кандидомикоз, цистит,  кишечные инфекции) 3. Действие на иммунную систему (аллергия (простая форма­ крапивница, наиболее сложная –  анафилактический шок) , ммунодепрессивное действие, возникновение реинфекций) 4. Появление   L   – форм бактерий (бактерии с измененными свойсвами, которых трудно    распознать) 5. Антибиотикоустойчивость микроорганизмов (появление резистентных штаммов  микроорганизмов) (слайд № 11)        Рис 1. Культура стрептококка, чувствительная (слева) и устойчивая (справа) к антибиотику.  . Контролирующий блок Контроль и коррекция исходного уровня знаний. Задания в тестовой форме  по теме: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики»: Инструкция: Выбрать один правильный ответ 1. Антибиотики обладают: 1) избирательной антимикробной активностью 2) низкой антимикробной активностью 3) противовирусной активностью 4) высокой токсичностью 2. Антибиотики продуцируют: 1) вирусы 2) бактерии 3) прионы 4) водоросли 3. Длительная антибиотикотерапия вызывает: 1) анабиоз 2) фагоцитоз 3) дисбактериоз 4) симбиоз 4. Поражение органов кроветворения вызывает антибиотик: 1) пенициллин 2) тетрациклин 3) левомицетин 4) оксацилин 5. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам проводят: 1) на любой стадии болезни 2) до назначения антибиотикотерапии 3) во время антибиотикотерапии 4) после проведения антибиотикотерапии Вопросы по теме: «Понятие о химиотерапии.  Химиотерапевтические препараты. Антибиотики»:   1. Кем и когда был введен термин антибиотик, что означает это название в переводе с латинского языка? 2. Что такое химиотерапия инфекционных заболеваний? 3. Назовите спектр действия антибиотиков? 4. В   чем   состоят   отличия   между   химиотерапевтическими   препаратами   и антисептиками? 5. Каковы генетические механизмы лекарственной устойчивости бактерий? Закрепление полученных знаний Задания в тестовой форме для закрепления знаний по теме: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики» Инструкция: К каждому вопросу даны два ответа;  если правилен первый ответ поставьте букву А,  второй – Б,  оба правильны – В,  1. По происхождению антибиотики могут быть продуктами жизнедеятельности:      а) вирусов б) грибов 2. По спектру действия различают антибиотики: а) широкого спектра б) узкого спектра 3. Антибиотики обладают: а) противоопухолевым действием б) антибактериальным действием 4. Назначения антибиотиков проводят с учетом: а) штаммовой чувствительности возбудителя б) переносимости препарата пациентом     5.  Первый антибиотик был выделен: а) П.Эрлихом б) А. Флеменгом     6.  К аллергическим осложнениям  антибиотиткотерапии относятся:     а) тератогенное действие     б) анафилактический шок          7.  Устойчивость бактерий к антибиотикам связана с генами:     а) плазмидными     б) хромосомными     8. При бактериостатическом действии антибиотика происходит:     а) гибель бактерий     б) частичное подавление роста и размножения бактерий     9. Наиболее частым осложнением от антибиотиков широкого спектра действия           является:      а) крапивница      б) дисбактериоз    10. К биохимическим механизмам антибиотикорезистентности бактерий            относятся:     а) изменение проницаемости клеточной стенки для антибиотика     б) выработка ферментов, инактивирующих антибиотик Р аздел № 2 Практическое занятие Тема: «Определение устойчивости бактерий к антибиотикам» Методический блок Время проведения: 2 часа Место проведения: кабинет микробиологии Рекомендации по усвоению темы:      Для достижения цели занятия и успешного усвоения материала необходимо ознакомиться с мотивацией и  требованиями к умениям. Цель занятия:        Изучить качественные и количественные методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. Требования к  умениям: Уметь:  Наносить диски с антибиотиками на посевы микроорганизмов  Определять степень чувствительности бактерий к антибиотикам  Зарисовать правильное расположение дисков и зон роста Межпредметные связи                                     Биология Химия Фармакология Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии Тема: «Определение чувствительности бактерий к антибиотикам» Инфекционные Клиническая Клинические болезни фармакология дисциплины Мотивация        Одно из важнейших  биологических  свойств,  которые  изучают  у культур, выделенных  от больных, является антибиограмма – чувствительность к антибиотикам. Эти сведения не только необходимы   для   выбора   режима   рациональной   химиотерапии,   но   служат   и   дополнительным эпидемиологическим маркером.        При использовании антибиотиков на практике важно определять чувствительность к ним клинически значимых штаммов микроорганизмов.     Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам и другим ХТП необходимо определять в каждом случае инфекции и периодически в ходе лечения.         Выбор   антибиотика   для   лечения   зависит   от   чувствительности   возбудителя,   возможно достижения   очага   инфекции   без   снижения   активности   антибиотика   и   от   его   побочного (нежелательного) действия.     Знания по данной теме являются базисными для изучения таких дисциплин как  клиническая фармакология, инфекционные болезни, основы сестринского дела. Обеспечение занятия 1. Оснащение  Чашки Петри – 15 шт.  Диски с антибиотиками                      (для демонстрации)  Чашки Петри с зонами задержки роста       (для демонстрации) 2. Раздаточный материал  Методы определения чувствительности        бактерий к антибиотикам: метод дисков,        метод Е­ теста, метод разведения        в жидкой питательной среде  Зоны задержки роста культуры вокруг дисков, пропитанных антибиотиками 3. Учебная литература А.А. Воробьев, Ю. С. Кривошеин   – «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», Москва  «Мастерство» 2010                                                                                                                                         Хронологическая карта занятия Этап работы Время (в минутах) 1.   Организационный момент 5 Действия Средства обучения ­    Журнал группы ­Приветствие учащихся,  мобилизация на активную  деятельность, регистрация  отсутствующих ­Ознакомление студентов с  целями и планом занятия ­ Подготовка рабочего места 2. Проверка знаний  по предыдущей теме 3. Проверка и  коррекция  исходного уровня  знаний по новой  теме 4. Объяснение  нового материала 10 5 ­ Проведение фронтального  опроса  ­ Вопросы, раздаточный  материал ­ Проведение опроса ­  Вопросы для проверки и  коррекции исходного  уровня знаний 20 ­ Рассказ с элементами беседы ­ Опорный конспект ­  Раздаточный материал ­  Диски  с антибиотиками      для демонстрации 5. Самостоятельная  работа студентов  6.Закрепление 25 15 ­ Решение ситуационных задач ­Раздаточный материал ­ Ситуационные задачи   Обсуждение ­   методов определения   чувствительности, их достоинств и недостатков ­ Дискуссия 7. Подведение  итогов 5 ­ Домашнее задание  ­ Объявление оценок ­ Составление задач Инструкция преподавателя для самостоятельной работы студентов: 1. Уважаемые студенты! Прежде чем приступить к работе ознакомьтесь с целями данного практического занятия. 2. Ответьте на вопросы для проверки и коррекции исходного уровня знаний по данной теме. 3. Используя   раздаточный   материал   и   информационный   блок   данного   пособия,   изучите методы,   которые   применяют   для   определения   чувствительности   бактерий   к антибиотикам.  4. Зарисуйте в тетрадь:  1. Определение чувствительности микроорганизмов диско­диффузионным методом  2. Определение   чувствительности   микроорганизмов   методом   разведения   в   жидкой питательной среде 5. Ознакомьтесь с материалом, представленным для демонстрации (диски с антибиотиками, чашки Петри с зонами задержки роста) 6. Решите ситуационные задачи, обсудите полученные результаты с группой. 7. В конце работы оцените, достигли ли Вы целей занятия. Информационный блок      Чувствительными   к   антибиотикам   считаются   микроорганизмы,   на   которые   антибиотики оказывают бактерицидное и бактериостатическое действие.      Для определения лекарственной чувствительности необходима чистая культура возбудителя заболевания.     Исследования на чувствительность следует проводить до начала лечения антибиотиками, т.к. под их воздействием рост возбудителя может быть полностью угнетен. Диффузионные методы Метод дисков        На поверхность агара в чашке Петри наносят   бактериальную   суспензию     и затем   помещают   диски,   содержащие определенное   количество   антибиотика. Диффузия антибиотика в агар приводит к формированию   зоны   подавления   роста микроорганизмов   вокруг   дисков.   После инкубации   чашек   в   термостате   при температуре   35о­37оС   в   течение   ночи, учитывают   результат   путем   измерения диаметра   зоны   вокруг   диска   в миллиметрах. Метод с помощью Е- теста   содержащую        Проводится аналогично тестированию диско­диффузионным   методом.   Отличие состоит   в   том,   что   вместо   диска   с антибиотиком   используют   полоску   Е­ градиент теста, концентраций от максимальной   к   минимальной.   В   месте пересечения   зоны подавления   роста   с   полоской   Е­теста получают   минимальной подавляющей концентрации (МПК) эллипсовидной     значение     антибиотика   Рисунок 1.  Определение чувствительности  микроорганизмов методом дисков                         Рисунок 2.  Определение чувствительности  микроорганизмов с помощью Е­тестов        Минимальная   подавляющая   концентрация   (МПК)  ­   наименьшая   концентрация антибиотика   (мг/л   или   мкг/мл),   которая  in vitro  полностью   подавляет   видимый   рост бактерий       Минимальная бактерицидная концентрация (МБК) ­ это наименьшая концентрация антибиотика (мг/л или мкг/мл), которая при исследовании  in vitro вызывает гибель 99,9% микроорганизмов от исходного уровня в течение определенного периода времени Методы разведения на антибиотика бактериальную   Основаны использовании последовательных   двойных   разведений концентраций от максимальной к минимальной.          При   этом   антибиотик   в   различных концентрациях   вносят   в   жидкую питательную   среду   (бульон)   или   в   агар. Затем   суспензию определенной плотности, соответствующую   стандарту   мутности, помещают в бульон с антибиотиком или на   поверхность   агара   в   чашке.   После инкубации   в   течение   ночи   при температуре   35о­37оС   проводят   учет полученных результатов.          Наличие   роста   микроорганизма   в бульоне   (помутнение   бульона)   или   на поверхности агара свидетельствует о том, что   данная   концентрация   антибиотика недостаточна,   чтобы   подавить   его жизнеспособность.   По   мере   увеличения     антибиотика концентрации рост микроорганизма   ухудшается.       Первую наименьшую   концентрацию   антибиотика (из серии последовательных разведений), где   визуально   не   определяется бактериальный   рост   принято   считать минимальной подавляющей концентрацией (МПК).  Измеряется МПК в мг/л или мкг/мл.   Рисунок 3.  Определение   значения   МПК методом   разведения   в   жидкой питательной среде.                           Иллюстративный блок Рис. 1 Определение чувствительности микроорганизмов методом дисков Рис. 2 Определение чувствительности микроорганизмов с помощью Е­тестов Рис.  3 Зоны задержки роста культуры вокруг дисков, пропитанных антибиотиком Рис. 4 Культура стрептококка,  чувствительная (слева) и устойчивая (справа) к антибиотику Рис. 5 Зоны задержки роста культуры вокруг диска, пропитанного антибиотиком.          Таблица 1. Определение степени чувствительности микроорганизмов к антибиотикам по величине зоны задержки роста                                               чувствительности Степень микроорганизма к антибиотику Чувствительные Микроорганизмы   с   промежуточной чувствительностью Устойчивые     Диаметр зоны задержки роста, мм Более 10 Менее 10 Полное отсутствие Контролирующий блок Контроль и коррекция исходного уровня знаний. Вопросы для фронтального опроса: 1. Что представляют собой антибиотики? 2. Каковы источники получения антибиотиков? 3. Назовите основоположника химиотерапии. 4. Как различают антибиотики по спектру действия? 5. Перечислите принципы рациональной антибиотикотерапии. 6. В чем измеряют биологическую активность антибиотиков? 7. Назовите ученого, впервые получившего пенициллин. 8. Назовите растворители антибиотиков. 9. Перечислите побочные действия нерациональной антибиотикотерапии. 10.Какие   существуют   методы   определение   чувствительности микроорганизмов к антибиотикам? Контроль эффективности обучения 1. Визуальный   контроль   (выполнение   заданий   под   контролем преподавателя)  2. Решение ситуационных задач Задача № 1.         Определите   степень   чувствительности   пневмококка     к   следующим   22   мм), антибиотикам:   полимиксин   (диаметр   зоны   задержки   роста   тетрациклин (диаметр зоны задержки роста 14 мм), пенициллин (диаметр зоны задержки роста 5 мм).  Зарисуйте и интерпретируйте результат. Задача № 2.        1.        2. 5.               4. 3.        гемолитического стрептококка   к следующим антибиотикам:       По   предложенному   рисунку   определите   степень   чувствительности 1. тетрациклин 2. пенициллин 3. полимиксин 4. левомицетин 5. гентамицин Интерпретируйте результат. Приложение № 2. Рис.1 Определение чувствительности дисковым методом Рис.2 Определение чувствительности методом Е ­ теста Рис.3 Определение чувствительности методом разведения Приложение № 3 Эталоны   ответов   на   задания   в   тестовой   форме   по   теме:   «Понятие   о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики» 1. 1 2. 2 3. 3 4. 2 5. 2 Эталоны   ответов   на   вопросы   по   теме:   «Понятие   о   химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики» 1. В 1942 году, термин «антибиотик» происходит от греческих слов anti, что означает против и bios – жизнь, и буквально переводится, как «лекарство против жизни» 2. Лечение   бактериальных,   вирусных,   грибковых,   протозойных инфекций с помощью химиотерапевтических препаратов 3. Узкий и широкий спектр действия 4. Антибиотики обладают бактерицидным или бактериостатическим действием   и   применяются   для   лечения   инфекционных заболеваний 5. Мутация в генах Эталоны ответов на задания в тестовой форме для закрепления знаний по теме:   «Понятие   о   химиотерапии.   Химиотерапевтические   препараты. Антибиотики» 1. Б 2. В 3. В 4. В 5. Б 6. Б 7. В 8. Б 9. Б 10.А Эталоны ответов на вопросы для фронтального опроса по теме: «Определение чувствительности бактерий к антибиотикам» 1. Химиотерапевтические   препараты   для   лечения   инфекционных болезней 2. Продукты жизнедеятельности грибов, бактерий, актиномицетов, клеток растительного и животного происхождения 3. Пауэль Эрлих 4. Широкого и узкого спектра действия 5. Микробиологический, клинический, фармакологический, эпидемиологический  ЕД     фармацевтический, 6. 7. Александр Флеменг 8. Изотонический раствор, стерильная вода для инъекций, новокаин 9. Токсические   реакции,   дисбактериозы,   аллергические   реакции, антибиотикоустойчивость микроорганизмов 10.Диско­диффузионные и методы растворения Эталоны   ответов   к   ситуационным   задачам   по   теме:   «Определение чувствительности бактерий  к антибиотикам» Задача № 1 Диаметр зоны задержки роста (мм) 22 14 5 Степень чувствительности Чувствительный Чувствительный Промежуточная чувствительность Задача № 2 Антибиотик Диаметр зоны задержки роста (мм) Тетрациклин Пенициллин Помиликсин Левомицетин Гентамицин 16 0 23 9 22 Степень чувствительности Чувствительный Устойчивый Чувствительный Промежуточная чувствительность Чувствительный Приложение № 4    Литература: Основная: 1. А.А.   Воробьев   –   Основы   микробиологии,   вирусологии, иммунологии, М «Академия», 2018 2. Н.В.   Прозоркина,   Л.А.   Рубашкина   –   Основы   микробиологии, вирусологии и иммунологии, Ростов н/Д «Феникс», 2017 Дополнительная: 1. Фирсов   Н.Н.   ­   Словарь   терминов   Микробиология,   Москва «Дрофа» 2017 2. Воробьев   А.А.,   Кривошеин   Ю.С., «Медицинская   и   санитарная   микробиология»,   «Мастерство» 2016   Широбоков   В.П.   –   Москва

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».

Методическое пособие: «Понятие о химиотерапии. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019