Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Оценка 5

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Оценка 5
Документация +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.03.2018
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Автором представлено методическое пособие по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми. Работа будет полезной как педагогам, так и родителям учащихся в решении вопросов профилактики суицидального поведения детей и подростков.
00073875-af47104b.docx
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков   Работа   по   выявлению   и   профилактике   детей   и   подростков   с   суицидальным поведением   должна   проводиться   комплексно,   совместно   со   школой,   семьей   и   самими детьми. I.     Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики   гиподинамии, психотравмирующих факторов в образовательном процессе. 1. Внедрять   в   практическую   образовательную   среду   технологии,   направленные   на сохранение   здоровья   учащихся,   в   том   числе   психологического,   включив   их   в   учебно­ методический план работы  учреждения:   социально­адаптирующие   и   личностно   развивающие   технологии,   обеспечивающие формирование и  укрепление  психологического здоровья детей и  повышение   ресурсов   психологической адаптации учащихся;  психолого­педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на   уроке,   направленной   на   предотвращение   формирования   у   детей   и   подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для   этого   различные   психогимастики,   физкультминутки,   коррекционно­   развивающие паузы  на снятие эмоционального напряжения. 2. Рассмотреть   на   методических   семинарах,   методических   объединениях   и   совещаниях следующие  вопросы:   педагогические   возможности   коррекции   эмоционального   состояния   учащихся (мероприятия,   направленные   на   предотвращение   формирования   у   детей   и   подростков дезадаптационных   состояний:   переутомления,   дистресса   и   т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей   и   возможностей;   создание   условий   для   необходимой   двигательной активности детей);    возможности   образовательных   учреждений   в   формировании   навыков   сохранения здоровья   детей   и   подростков;   обучение   детей   и   подростков   навыкам   и   умениям преодоления  стресса;  организация  "Дней  здоровья",  "Дней  психологической  разгрузки", организация   проектной   научно­исследовательской   деятельности   самих   учащихся   по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);   использовать   возможности   адаптивной   физической   культуры   (коррекционно­ развивающие   паузы,   утренняя   гимнастика,   подвижные   перемены,   прогулки   на   свежем воздухе)   для   профилактики   гиподинамии,   утомляемости   и   эмоциональных   нагрузок   у учащихся; 3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно­ориентированного  подхода в учебном   процессе;   при   обучении   ориентироваться   на   индивидуальные   возможности   и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником). 4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные   на   создание   благоприятной   эмоциональной   атмосферы   в   детском   и подростковом  коллективе:   теоретические   и   практические   занятия   по   формированию   у   учащихся   культуры сотрудничества;   выработке   у   них   коммуникативной   компетенции   (умений   и   навыков грамотно   строить   общение,   предупреждать   эмоциональные   конфликты,   конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);  разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения. 5. Организовать   патронирование   и   оказание   социально­педагогической   поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы). 6. Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий  для эмоционального, нравственного  и физического развития   ребенка   в   семье;   по   созданию   в   семье   условий   сохранения   психологического здоровья детей. Примерная тематика бесед с родителями  может быть следующей:         Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми         Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы         Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка         Трудности подросткового возраста         Помощь родителей детям с проблемами в обучении         Психологические особенности юношеского возраста   можно   проводить в   Родительские собрания   форме, можно использовать циклы просветительских программ«Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми. 7. Осуществление   в   образовательном   процессе   личностно­ориентированного   подхода, изменение   авторитарного   стиля   общения   на   демократический   в   системе   «учитель   ­ ученик».  традиционной II.Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию: 1.    Внешний вид и поведение:  гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);  амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);  тихий монотонный голос;  замедленная речь;  краткость ответов;  отсутствие ответов;  ускоренная экспрессивная речь;  патетические интонации;  причитания;  склонность к нытью;  общая двигательная заторможенность;  бездеятельность, адинамия;  двигательное возбуждение. 2. Эмоциональные нарушения:  скука;  грусть;  уныние;  угнетенность;  мрачная угрюмость;  злобность;  раздражительность;  ворчливость;  брюзжание;  неприязненное, враждебное отношение к окружающим;  чувство ненависти к благополучию окружающих;  чувство физического недовольства;  безразличное отношение  себе, окружающим;  чувство бесчувствия;  тревога беспредметная (немотивированная);  тревога предметная (мотивированная);  ожидание непоправимой беды;  страх немотивированный;  страх мотивированный;  тоска как постоянный фон настроения;  взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;  углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг. 3. Психические заболевания:  депрессия;  неврозы,   характеризующиеся   беспричинным   страхом,   внутренним   напряжением   и тревогой;  маниакально­депрессивный психоз;  шизофрения. 4. Оценка собственной жизни:  пессимистическая оценка своего прошлого;  избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;  пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;  отсутствие перспектив в будущем. 5. Взаимодействие с окружающими:  нелюдимость, избегание контактов с окружающими;  стремление   к   контакту   с   окружающими,   поиски   сочувствия,   апелляция   к   врачу   за помощью;  склонность к нытью;  капризность;  эгоцентрическая направленность на свои страдания. 6. Вегетативные нарушения:  слезливость;  расширение значков;  сухость во рту («симптомы сухого языка»);  тахикардия;  повышенное артериальное давление;  ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;  ощущение комка в горле;  головные боли;  бессонница;  повышенная сонливость;  нарушение ритма сна;  отсутствие чувства сна;  чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;  запоры;  снижение веса тела;  повышение веса тела;  снижение аппетита;  пища ощущается безвкусной;  нарушение менструального цикла (задержка). 7. Динамика состояния в течение суток:  улучшение состояния к вечеру;  ухудшение состояния к вечеру. Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за учащимся и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.   III. Виды суицида:      демонстративно­шантажное   суицидальное   поведение   (цель:   не   лишение   себя жизни, а демонстрация   субъектом   этого   намерения   для   привлечения   внимания окружающих);  самоповреждающее   (парасуицидальное)   поведение   (нанесение   самоповреждений, которые   обычно   совершаются   с   целью   уменьшения   переживаемого   эмоционального напряжения);    истинное   суицидальное   поведение   (последовательная   реализация   обдуманного   плана лишения себя жизни). Специалисты   утверждают,   что   провести   четкую   границу   между   истинными   и демонстративно­шантажными   попытками   самоубийства   можно   только   лишь   для взрослых. Настоящего   желания   уйти   из   жизни у   подростка может   и   не   быть,   так   как представление   о   смерти   у   подростков   крайне   не   отчетливое,   инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.  IV.    Факторы, предрасполагающие к суициду:  отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;  резкое повышение общего ритма жизни;  социально­экономическая дестабилизация;  алкоголизм и наркомания среди родителей;  жестокое   обращение   с   подростком,   психологическое,   физическое   и   сексуальное насилие;  алкоголизм и наркомания среди подростков;  неуверенность в завтрашнем дне;  отсутствие морально­этических ценностей;  конфликт с друзьями или педагогами;  потеря смысла жизни;  низкая самооценка, трудности в самоопределении;  безответная любовь;  отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков. Социологи   рассматривают   самоубийство   как   барометр   социального   напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены   связи   с   обществом   или   возникли   неудачи   в   жизни, становится   жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой­ либо   одной   причины,   из­за   которой   человек   лишает   себя   жизни.   Предрасполагающие факторы   также   различаются   от   человека к человеку,   и   не   выявлено   какого­то   единого причинного фактора суицида. V.         Меры, которые может предпринять педагог:  для   предотвращения   случаев   самоубийств   среди   детей   педагог   размещает   в   школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;  при выявлении учащегося, который нуждается в психолого­педагогической поддержке,  педагог   рекомендует   родителям   обращение   к   школьному   психологу,   социальному педагогу.   Необходимо   указанным   специалистам   совместно   (педагогу,   психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с  данным учащимся;         при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога­психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого­педагогические центры;         в случае неявки родителя в школу или   невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;         в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству  Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;         все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем,   назначается   директором   учебного   учреждения.   В   случае   отказа   в   регистрации письма,   педагог   составляет   акт   об   этом   отказе   за   подписью   двух   свидетелей (совершеннолетних).  VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:         необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;         необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;         необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;         необходимо   одобрять   словом   и   делом   любые   стоящие   положительные   начинания детей;         нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;         необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. Памятка для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения подростков Психодиагностика суицидального поведения Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства. Суицидально опасная референтная группа 1.Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; 2.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. 3.Подростки, фрустрированные (сосредоточенные на эмоционально – отрицательном переживании неудач, крушении надежд, сопровождаемое чувством безысходности) несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Сверхкритичные к себе. Как заметить надвигающийся суицид: Внешний вид и поведение Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Двигательное возбуждение. Оценка собственной жизни Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем. Взаимодействие с окружающим Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с окружающими в поисках сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества. для педагога по профилактике суицидального поведения подростков Памятка   Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение   себя жизни). Влечение к смерти – не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Поэтому наиболее   важным   аспектом   по   профилактике   суицидального   поведения   у   подростков заключается   в   контакте   лицом   к   лицу   с   отчаявшимся   человеком   и   оказании   ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном или психологическом  кризисе. Если вы обнаружили  вышеперечисленные признаки, действуйте следующим образом: 1. Задавайте вопросы Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: ­ «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? ­ Kак вы думаете, почему у вас появились эти чувства? ­ Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? ­ Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.   2. Предложите конструктивные подходы Попросите   поразмыслить   об   альтернативных   решениях,   которые,   возможно,   еще   не приходили ему в голову. ­ «Вы все­таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».   3. Вселяйте надежду Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.   4. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого­нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь   5. Обратитесь за помощью к специалистам Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Для   испытывающих   суицидальные   тенденции   возможным   помощником   может оказаться: семейный врач, священник, психолог. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.   6.   Дайте   информацию   для   учащихся   на   стенде,   в   информационном   уголке следующего характера: КОГДА ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, КАК ПОСТУПИТЬ, КАКОЕ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ, КОГДА ВАМ ПЛОХО И НЕ С КЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ, КОГДА ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ПРОСТО ВЫСЛУШАЛИ – ЗВОНИТЕ для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения подростков Памятка Психодиагностика суицидального поведения              Почти   каждый,   кто   всерьез   думает   о   самоубийстве,   так   или   иначе,   дает  понять   окружающим   о   своем   намерении.   Самоубийства,   часто,   не   возникают внезапно,   импульсивно,   непредсказуемо   или   неизбежно.   Они     являются   последней каплей   в   чаше   постепенно   ухудшающейся   адаптации.    Среди   тех,   кто   намерился совершить   суицид,   от   70   до   75   %   тем   или    иным   образом   раскрывают   свои стремления. Иногда это будут едва   уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Поэтому очень важно   знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и    предостерегающих признаках самоубийства. Суицидально опасная референтная группа 1.Молодежь:  с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками,   отличающиеся   девиантным   или   криминальным   поведением,   включающим физическое  насилие; 2.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. 3.Подростки: с   фрустрированным (сосредоточенные   на   эмоционально   –   отрицательном   переживании неудач,   крушении   надежд,   сопровождаемое   чувством   безысходности) несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.   Сверхкритичные к себе. Как заметить надвигающийся суицид: Внешний вид и поведение  Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Тихий монотонный голос. Замедленная речь.   Краткость   ответов.   Отсутствие   ответов.   Ускоренная   экспрессивная   речь. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия.  Двигательное возбуждение.                                                   Оценка собственной жизни Пессимистическая оценка своего     прошлого.   Избирательное воспоминание неприятных событий   прошлого.   Пессимистическая   оценка   своего   нынешнего   состояния. Отсутствие перспектив в будущем. Взаимодействие с окружающим Нелюдимость,   избегание   контактов     с   окружающими.   Стремление   к   контакту   с окружающими   в   поисках   сочувствия,   апелляция   к   врачу   за   помощью.   Склонность   к нытью. Капризность.  Эгоцентрическая направленность на свои страдания.  Необходимо   подчеркнуть,   что   не   существует   какой­либо   одной   причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам  на суицид следует относиться со всей серьезностью.   С   особой     бдительностью   следует   принять   во   внимание   сочетание опасных   сигналов,   если   они   сохраняются   в   течение   определенного   времени.   Не    может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной   возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018