Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Оценка 5
Документация +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.03.2018
Автором представлено методическое пособие по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми. Работа будет полезной как педагогам, так и родителям учащихся в решении вопросов профилактики суицидального поведения детей и подростков.
00073875-af47104b.docx
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по
вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным
поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими
детьми.
I. Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики
гиподинамии,
психотравмирующих факторов в образовательном процессе.
1. Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на
сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно
методический план работы учреждения:
социальноадаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие
формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение ресурсов
психологической адаптации учащихся;
психологопедагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя
на уроке, направленной на предотвращение формирования у детей и подростков
дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать
для этого различные психогимастики, физкультминутки, коррекционно развивающие
паузы на снятие эмоционального напряжения.
2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях
следующие вопросы:
педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся
(мероприятия, направленные на предотвращение формирования у детей и подростков
дезадаптационных состояний: переутомления,
дистресса и т.д.;
распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных
способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной
активности детей);
возможности образовательных учреждений в формировании навыков сохранения
здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков навыкам и умениям
преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки",
организация проектной научноисследовательской деятельности самих учащихся по
проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно
развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем
воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у
учащихся;
3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности
в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностноориентированного подхода в
учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и
способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и
занятий с отстающим учеником).
4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы),
направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и
подростковом коллективе:
теоретические и практические занятия по формированию у учащихся культуры
сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков
грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно
разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.
5. Организовать патронирование и оказание социальнопедагогической поддержки
неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным
педагогом школы). 6. Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных
на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического
развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического
здоровья детей.
Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:
Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
Трудности подросткового возраста
Помощь родителей детям с проблемами в обучении
Психологические особенности юношеского возраста
можно
проводить в
Родительские собрания
форме,
можно использовать циклы просветительских программ«Университета для родителей» по
вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
7. Осуществление в образовательном процессе личностноориентированного подхода,
изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель
ученик».
традиционной
II.Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную
жизненную ситуацию:
1. Внешний вид и поведение:
гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);
амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);
тихий монотонный голос;
замедленная речь;
краткость ответов;
отсутствие ответов;
ускоренная экспрессивная речь;
патетические интонации;
причитания;
склонность к нытью;
общая двигательная заторможенность;
бездеятельность, адинамия;
двигательное возбуждение.
2. Эмоциональные нарушения:
скука;
грусть;
уныние;
угнетенность;
мрачная угрюмость;
злобность;
раздражительность;
ворчливость;
брюзжание;
неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
чувство ненависти к благополучию окружающих;
чувство физического недовольства;
безразличное отношение себе, окружающим;
чувство бесчувствия;
тревога беспредметная (немотивированная);
тревога предметная (мотивированная);
ожидание непоправимой беды;
страх немотивированный;
страх мотивированный; тоска как постоянный фон настроения;
взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
3. Психические заболевания:
депрессия;
неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и
тревогой;
маниакальнодепрессивный психоз;
шизофрения.
4. Оценка собственной жизни:
пессимистическая оценка своего прошлого;
избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
отсутствие перспектив в будущем.
5. Взаимодействие с окружающими:
нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за
помощью;
склонность к нытью;
капризность;
эгоцентрическая направленность на свои страдания.
6. Вегетативные нарушения:
слезливость;
расширение значков;
сухость во рту («симптомы сухого языка»);
тахикардия;
повышенное артериальное давление;
ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
ощущение комка в горле;
головные боли;
бессонница;
повышенная сонливость;
нарушение ритма сна;
отсутствие чувства сна;
чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
запоры;
снижение веса тела;
повышение веса тела;
снижение аппетита;
пища ощущается безвкусной;
нарушение менструального цикла (задержка).
7. Динамика состояния в течение суток:
улучшение состояния к вечеру;
ухудшение состояния к вечеру.
Все вышеперечисленные признаки определяются педагогом методом наблюдения за
учащимся и личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных
признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному
поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание
педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.
III. Виды суицида: демонстративношантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя
жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания
окружающих);
самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений,
которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального
напряжения);
истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана
лишения себя жизни).
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и
демонстративношантажными попытками самоубийства можно только лишь для
взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как
представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь
внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий
подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:
отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
резкое повышение общего ритма жизни;
социальноэкономическая дестабилизация;
алкоголизм и наркомания среди родителей;
жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное
насилие;
алкоголизм и наркомания среди подростков;
неуверенность в завтрашнем дне;
отсутствие моральноэтических ценностей;
конфликт с друзьями или педагогами;
потеря смысла жизни;
низкая самооценка, трудности в самоопределении;
безответная любовь;
отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения.
Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие
согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия
приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого
нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой
самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны
находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой
либо одной причины, изза которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие
факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какогото единого
причинного фактора суицида.
V. Меры, которые может предпринять педагог:
для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе
плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов
и телефонов;
при выявлении учащегося, который нуждается в психологопедагогической поддержке,
педагог рекомендует родителям обращение к школьному психологу, социальному
педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу,
социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с данным учащимся;
при отсутствии в штате образовательного учреждения педагогапсихолога, учитель
рекомендует родителям обращение в психологопедагогические центры;
в случае неявки родителя в школу или невыполнения им рекомендаций педагога (в
течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с
уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей; в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству
Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации
школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия
которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию
писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации
письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей
(совершеннолетних).
VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к
ним;
необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания
детей;
нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что
особенно важно, деликатными с ними. Памятка
для педагогов и родителей по профилактике
суицидального поведения подростков
Психодиагностика суицидального поведения
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе,
дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не
возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они
являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным
образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва
уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Поэтому
очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых
ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Суицидально опасная референтная группа
1.Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”,
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным
или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
2.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических
утрат.
3.Подростки,
фрустрированные (сосредоточенные на эмоционально –
отрицательном переживании неудач, крушении надежд, сопровождаемое
чувством безысходности) несоответствием между ожидавшимися успехами в
жизни и реальными достижениями. Сверхкритичные к себе.
Как заметить надвигающийся суицид:
Внешний вид и поведение
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Тихий монотонный
голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная
экспрессивная речь. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная
заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Двигательное возбуждение.
Оценка собственной жизни
Пессимистическая оценка своего
прошлого. Избирательное
воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка
своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.
Взаимодействие с
окружающим Нелюдимость,
избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с
окружающими в поисках сочувствия, апелляция к врачу за помощью.
Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои
страдания
Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной
причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует
относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять
во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение
определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего
уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества. для педагога по профилактике суицидального поведения подростков
Памятка
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя
жизни). Влечение к смерти – не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности
путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Поэтому
наиболее важным аспектом по профилактике суицидального поведения у подростков
заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему
эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном или психологическом кризисе.
Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки,
действуйте следующим образом:
1. Задавайте вопросы
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например:
«С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?
Kак вы думаете, почему у вас появились эти чувства?
Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?
Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?»
Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет
большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что
вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
2. Предложите конструктивные подходы
Попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не
приходили ему в голову.
«Вы всетаки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я
постараюсь понять вас».
3. Вселяйте надежду
Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.
4. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска
Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите когонибудь побыть с ним, пока не
разрешится кризис или не прибудет помощь
5. Обратитесь за помощью к специалистам
Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не
в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые
проблемы.
Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может
оказаться: семейный врач, священник, психолог. Благодаря своим знаниям, умениям и
психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями
понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.
6. Дайте информацию для учащихся на стенде, в информационном уголке
следующего характера:
КОГДА ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, КАК ПОСТУПИТЬ, КАКОЕ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ,
КОГДА ВАМ ПЛОХО И НЕ С КЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ, КОГДА ВЫ ХОТИТЕ,
ЧТОБЫ ВАС ПРОСТО ВЫСЛУШАЛИ – ЗВОНИТЕ для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения подростков
Памятка
Психодиагностика суицидального поведения
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает
понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают
внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней
каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился
совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои
стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются
легко узнаваемыми. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным
человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Суицидально опасная референтная группа
1.Молодежь:
с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или
наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим
физическое насилие;
2.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
3.Подростки:
с фрустрированным (сосредоточенные на эмоционально – отрицательном переживании
неудач, крушении надежд, сопровождаемое чувством безысходности) несоответствием
между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Сверхкритичные к
себе.
Как заметить надвигающийся суицид:
Внешний вид и поведение
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Тихий монотонный голос. Замедленная
речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь.
Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность,
адинамия. Двигательное возбуждение.
Оценка собственной жизни
Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных
событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие
перспектив в будущем.
Взаимодействие с окружающим
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с
окружающими в поисках сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к
нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания.
Необходимо подчеркнуть, что не существует какойлибо одной причины
самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание
опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не
может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной
реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в
кризис одиночества.
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Методическое пособие в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.