Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)
Оценка 4.8

Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)

Оценка 4.8
docx
14.04.2020
Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)
МЕТОДИЧКА по патопсихологии.docx

 

 

 

 

Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии

(Исследование внимания, памяти, мышления)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ

ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ (КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА)

Цель: методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания.

Материал: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Процедура проведения: Инструкция испытуемому: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы “К” и “Р”. Вычеркивать нужно вот так (экспериментатор показывает, вычеркивая буквы на первой строчке вертикальной черточкой). Иногда я сам буду ставить на вашем листке черточки – это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы “К” или “Р” не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно? Начнем со второй строчки». Экспериментатор включает секундомер и дает больному сигнал начать. По прошествии каждой минуты (точно по секундомеру) экспериментатор ставит такой знак в том месте, где больной держит в это время карандаш, стараясь по возможности не мешать больному.

Общая длительность проведения опыта определяется в зависимости от задачи исследования – 10, 5 или 3 минуты.

Обработка полученных данных: Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:

К = 100 %

где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m  ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.  Показателем скорости является  количество  букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом. Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени).

Интерпретация полученных данных:

Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.

Показатели скорости представляют интерес лишь в самых крайних отклонениях: чрезвычайно быстрый темп работы (сопровождающийся, конечно, неточностью) наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно медленный – при депрессии. Промежуточные же показатели скорости работы не всегда имеют клиническое значение, так как могут зависеть от индивидуальных особенностей больного, т.е. от его привычных личностных установок. Большее значение имеет показатель точности работы, хотя, как доказано Т.И. Тепеницыной, и этот показатель меняется в зависимости от отношения больного к исследованию; заинтересованный в хорошей оценке при прохождении экспертизы больной может почти вдвое улучшить свои показатели. Тем не менее показатель точности в основном все же отражает состояние общей психической работоспособности больного, степень устойчивости и утомляемости его внимания. Психически здоровые молодые люди при десятиминутной работе допускали от одной до 10–15 ошибок, а больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга за то же время допускали 40–60 ошибок. Следует обращать внимание на распределение ошибок по минутам. При общем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления; при некоторых же функциональных расстройствах психической деятельности наблюдается, по данным Т.И. Тепеницыной, неравномерное распределение ошибок: на фоне безошибочной работы возникают небольшие периоды скопления ошибок и даже пропуски целых строк подряд.

Влияние упражняемости на выполнение корректурной пробы невелико. Ее можно сколько угодно раз применять повторно. Больше того, она настолько чувствительна и так тонко отражает изменения психического состояния больных (и даже здоровых), что ею неоднократно пользовались для оценки изменений состояния людей под влиянием фармакологических воздействий, терапии, трудовой нагрузки, настроения и т.д.

СЧЕТ ПО КРЕПЕЛИНУ

Цель: методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа.

Материал: Один-два бланка методики, ручка, секундомер.

Процедура проведения: больному предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то больной должен подписать снизу только 2, а не всю сумму 12 (единицу, обозначающую десяток, нужно отбросить). Однако такое требование затрудняет многих больных, поэтому следовать ему не обязательно. Можно предложить больному записывать сумму полностью. Затем больного предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет “стоп”. (Экспериментатор дает такой сигнал через 15 секунд после начала.) После этого он должен начать следующую строчку. Больному объясняют также, что он должен стараться работать побыстрее, но самое главное – складывать точно, не допуская ошибок.

Обработка полученных данных: Результаты опыта оценивают по скорости (А, знаков в с) выполнения задания и по числу допущенных ошибок, как за исследуемые интервалы времени, так и за весь эксперимент. По результатам опыта строят графики.
Коэффициент работоспособности (К
R, усл. ед.) вычисляют по формуле: КR=S2/S1, где S1 — количество правильных сложений первых четырех строк, S2 — количество правильных сложений четырех последних строк.
Сравнение скорости выполнения задания за второй и последний промежутки времени позволяет судить о степени утомляемости и упражняемости внимания.

Интерпретация полученных данных: При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.
Указанные тенденции могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности. Их моделирование в экспериментальной и естественной ситуациях позволит педагогу изменять динамику сенсомоторных процессов и интеллектуальной деятельности школьника с учетом обстоятельств и индивидуальной программы обучения. Выполнение школьником данного задания поможет педагогу выяснить, какие операции более автоматизированы и выполняются быстрее, а какие — менее и с ошибками.
Если значение показателя К
R приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.
Больные, имеющие различные психические заболевания, имеют свои особенности выполнения методики Крепелина.
При органических заболеваниях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания, воспалительные процессы, опухоли) наблюдается невысокая продуктивность внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.
При неврозах выполнение имеет неравномерный, пикообразный характер, ошибок допускается мало, продуктивность может быть достаточно высокой (т. е. приближающейся к норме), но с тенденцией к истощению. Об истощаемости и снижении работоспособности свидетельствует неравномерный темп выполнения, но тенденция к истощаемости не столь резко выражена, как у больных органическими заболеваниями головного мозга.
При шизофрении больные показывают крайне низкую работоспособность (2–4 сложения в каждой строке). Возможно наличие ошибок без тенденции к истощаемости. При выполнении таблицы Э. Крепелина

У больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом свидетельствует о существенной их утомляемости и истощении (количество простых арифметических операций у них за последний 30-секундный отрезок уменьшается по сравнению с первым на 20–30%).

Соматические больные с острыми невротическими расстройствами выявляют ещё меньшую работоспособность (на 25–30% арифметических операций меньше), чем больные с соматогенным астеническим симптомокомплексом, и допускают больше ошибок. Кривая их работоспособности характеризуется меньшими подъёмами, связанными с попытками концентрации активного внимания, и глубокими спадами после них.


 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО ВЫБОРА ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ПО ТАБЛИЦЕ ШУЛЬТЕ)

Цель: исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации

Материал: 5 цифровых таблиц

Процедура проведения. Инструкция испытуемому:  Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами : «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку».  Далее таблицу прикрывают (кладут на стол изображением вниз) и продолжают инструкцию: «Вам необходимо вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Работать необходимо максимально быстро и внимательно и не ошибаться». Таблицу ставят перед лицом испытуемого вертикально на расстоянии 70-75 см от него и, включая секундомер, говорят: «Начинайте!». Исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2,3,4 и 5 таблицах. Исследователь отмечает в протокол время, затраченное на каждую таблицу.

Обработка полученных данных:

·          Определить время выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5таблицах

·         Определить среднее время поиска цифр в таблицах.

·         Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат – время поиска всех цифр в соответствующем квадрате

·         С делать вывод о переключаемости внимания работоспособности и упражняемости.

Интерпретация полученных данных: практически здоровые люди тратят на отыскивание чисел в одной таблице от 30 до 50 секунд, чаше - 40-42 секунды Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.

Заметное увеличение времени отыскивания чисел на 4-й и 5-й таблицах свидетельствует об утомляемости испытуемых, а ускорение о медленном «врабатываянии». Значение может иметь «кривая истощаемости», построенная графически на основании результатов опыта, так как она объективно отражает характер астении (нервно-психическая слабость. проявляющаяся в повышенной утомляемости, истощаемости и др.) При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется высоким начальным уровнем, решим сладом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостеническом варианте астении кривая истошаемости отличается невысоким исходным уровнем н постепенным снижением показателей деятельности, бет заметных их колебаний в сторону улучшения. Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кривой истощаемости и гипостенической может рассматриваться как признак прогредиентности заболевания.

У больных с выраженными клиническими проявлениями атеросклероза головного мозга на одну таблицу у ходит до 2-3 минут. Удлинение общего времени у них обусловлено отдельными «случайными» задержками. В какой-то момент бальной вдруг никак не может найти одно число, смотрит как будто прямо на него и не видит и даже заявляет экспериментатору, что такого числа в таблице вообще нет. Такие паузы (по данным В.Л. Васильевой) объясняются кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора (больные смотрят, но не видят числа). Наличие таких пауз позволяет сделать вывод о неравномерности темпа психической деятельности, свойственной сосудистым больным.

При эпилепсии наблюдается равномерная замедленность темпа отыскивания чисел.

При заболеваниях, вызывающих нарушение моторики глазодвигательных нервов наблюдаются затруднения в отыскивании чисел и общее увеличение времени отыскивания чисел на одну таблицу.

При наличии умственного снижения может проявляться в увеличении количества ошибок при поиске чисел в каждой последующей таблице. При этом, иногда встречаются ошибки такого рода искомое однозначное число показывают в двузначном, в состав которого оно входит. Например, вместо того, чтобы показать число 2, обследуемый находит цифру 2 в числах 12 или 22. Это может происходить из-за непонимания инструкции и после дополнительного объяснения условий выполнения задания можно добиться преодоления этой ошибки. При нарочитом поведении испытуемого дополнительная инструкция не меняет положения дела.

ПАМЯТЬ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ (МЕТОДИКА А. Р. ЛУРИЯ)

 

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

 

Материал: Никакого специального оборудования не требует. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима ти­шина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт про­водить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов (см. приложение в конце книги, бланки № 12—14). Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор при­выкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно поль­зоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы больные не могли их друг от друга услышать.

 

Процедура проведения: Инструкция состоит из нескольких этапов. В данном опыте необходимы очень большая точность и неизменность произнесения инструкции и соблюдения условий опыта.

Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если исследуемый называет какие-либо лишние сло­ва, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крес­тиками, а если слова эти повторяют — ставит и под ними крестики.

В случае если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор пере ходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. при­мерно спустя 50—60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

 

Обработка полученных данных

·         Подсчитывается общее количество правильно воспроизве­денных слов при каждом повторении (обозначение буквой “V”).

·         По этим данным строится график заучивания: на оси абс­цисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат - значения V.

·         Составляются сводные таблицы по V для группы учащихся класса; вычисляются средние показатели и заносятся эти данные на индивидуальные графики каждого ребенка. Сопоставляются индивидуальные данные со средними по группе.

 

Интерпретация полученных данных

 

Норма: первое повторение – 6, второе – 8, третье – 9.

 

 Эпилепсия: кривая выходит на плато: 4-5-6-6-6-5.

 

 Диффузные органические поражения мозга: общее снижение продуктивности, истощаемость, лабильность: 6-3-5-2-0-2-2. Иногда включаются лишние слова.

 

 Корсаковский синдром: 1-2-0-1-1.

 

 Шизофрения (в период интенсивной фармакотерапии): 4-4-5-3-5.

 

 Депрессивно-параноидный и астено-депрессивный синдромы в остром периоде: 3-4-4-3-2.

 

 


 

ИССЛЕДОВАНИЕОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ И СПОСОБНОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ.

ПИКТОГРАММА

 

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1)  несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний.

 

Процедура проведения . Инструкция:“Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”. Необходимо соблюдать данную последовательность предъявления понятий, что имеет значение для динамического анализа «пиктограммы».

 

Обработка полученных данных

·         Качественного анализа каждого образа «пиктограммы» с формализованной оценкой последнего;

·         Оценки количественных соотношений образов различного типа в данном протоколе;

·         Учета аналитических факторов, недоступных для формализации («особые феномены»), в том числе — графических особенностей «пиктограммы».

·         Заключительный этап — синтез имеющихся данных и формулировка заключения.

 

Интерпретация полученных данных

 

Психически здоровые люди. Практически все испытуемые легко осмысливают инструкцию к методике, подчиняются ее требованиям. Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем интеллекта зачастую подвергают инструкцию сомнению, указывая на то, что метод говорит скорее о способностях и «вообще об особенностях человека». Лица с низкой нормой интеллекта испытывают, как правило, значительные трудности при выполнении «пиктограммы», однако метод в целом доступен и для них.

 

Органические заболевания головного мозга.  Непонимание смысла задания; Невозможность выбора образа на абстрактные понятия. Отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных (ориг. +) образов.

 Снижение числа атрибутивных и метафорических образов, встречаются лишь самые банальные из них.

 В структуре конкретных образов преобладание «фотографических», часто — фрагментаризованных. Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Как проявление недостаточного понимания смысла задания — появление «выхолощенных символов» и «недифференцируемых изображений». Изменения графических характеристик — «органический симптомокомплекс».

 

Неврозы. Снижение числа (отсутствие) геометрических символов; Расплывчатость и банальность метафорических образов — «солнце», «цветы», «пейзажи». Снижение числа атрибутивных образов;

 Повышение числа индивидуально значимых образов, преимущественно за счет образов-стимулов;

 Связь индивидуально значимых образов с конфликтной ситуацией, демонстрация своего отношения к ней в разъяснениях (для больных истерией). Показатели адекватности, продуктивности запоминания — в нижних границах нормы.

 

Параноидная шизофрения. Недостаточное понимание смысла задания. Значительное снижение числа атрибутивных образов. Снижение числа стандартных образов вплоть до их отсутствия.Смещение стереотипизирующей установки (атипическая стереотипия), персеверативные тенденции (прямые персеверации, феномен «единой системы»). Снижение числа адекватных образов. Низкая продуктивность опосредованного запоминания, при этом испытуемый не может вспомнить даже те слова, на которые выбраны адекватные образы. Употребление букв, часто вычурное. Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков. Значительная диспропорция между данными «пиктограммы» и других методов экспериментально-психологического исследования.

 

Депрессивно-параноидным синдромом.  Значительное удлинение времени реакции.Снижение уровня «интеллектуальных» факторов «пиктограммы».Высокий показатель адекватности и стандартных образов. Достаточная продуктивность опосредованного запоминания. Выраженные «шоковые реакции» с непреодолимыми отказами на эмоционально значимые понятия. Чрезмерно выраженная типическая стереотипия. Сверхупорядоченная композиция вплоть до микрографии и «краевого расположения рисунков».

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (ПО ЛЕОНТЬЕВУ)

 

 

Цель: выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

 

Материал: набор карточек размером 5x5 см с изображениями предметов и набор слов

 

Процедура проведения: Инструкция. Перед больным раскладывают рядами все 30 карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были видны ему. Затем говорят: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы легче было запоминать слова, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить, — «дождь». Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». Когда больной ыбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?» Если больной приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать начиная с третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладывают в сторону. Спустя 40 минут или час, т. е. перед концом исследования, после того как проделаны какие-либо совсем другие эксперименты, больному показывают по одной эти карточки в перемешанном порядке, просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана, и обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила заданное слово.

 

Обработка полученных данных

·         понимание испытуемым инструкции;

·         способность к нахождению опосредующих символов;

·         содержательность объяснения выбора;

·         продуктивность опосредования в целях запоминания.

 

Интерпретация полученных данных

 

Норма: большие индивидуальные различия в выборе карточек, но воспроизведение – 100%, объяснение связи адекватное. Схема: А-Х-А (А – заданное слово, Х – опосредование, карточка)

 

 Олигофрения: опосредование не доступно. Простые слова: «Лес» - карточка с изображением земляники – «лес»; сложные слова, напр., ночь или игра – не доступно. А-Х-Х.

 

Эпилепсия: примерно то же, что и при олигофрении. См. вопросы № 23, 43.

 

Шизофрения: связи для запоминания «пустые», бессодержательные и свидетельствуют о выхолощенности, непродуктивности мышления.

 

Корсаковский синдром: опосредование доступно, связи адекватные, но воспроизведения искомого слова нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЫШЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ («ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)

Цель: исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, а так же умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

 

Материал: бланк с рядом заданий, протокол обследования

 

Процедура проведения:

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, — говорят больному — здесь написано два слова — сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А здесь, справа, тоже сверху одно слово — «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое так же будет относиться к слову «корова», как «жеребенок» к «лошади», т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... «теленок». Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа.

Разберем ещё пример: вот здесь слева — «яйцо» — «скорлупа». Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа «картофель» и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нужных слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее — к этому верхнему (показ слов слева)».

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной се хорошо усвоил.

 

Обработка и анализ полученных данных:

Анализируется количество и характер допущенных ошибок, а также возможность их коррекции.

 

Интерпретация полученных данных:

В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2—3 примеров. Если больной, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3—4 примеров, это даст основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

 Исправление ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

 

При органической слабости больные мгновенно «спохватываются» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспери­ментатор недоволен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и настойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосудистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продол­жения работы. Больные с органическими (сосудистыми, травматическими) заболеваниями сами или с помощью патопсихолога исправляют допущенные ошибки

 

Ошибки больного шизофренией обу­словлены слабостью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. Поэтому «соскальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удастся добиться без­упречных решении даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а сплошь и рядом в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т. е., выяснив с помощью экспериментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково правомерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное. Помимо такой «хрупкости», неустойчивости и непоследо­вательности решений, у больных шизофренией обнаруживается при выполнении этого задания более выраженная расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им приходится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связы­вать между собой слова одних задач со словами других задач и совершенно теряются в возникшей «мешанине» связей.

 

Больные эпилепсией затрудняются дифференцировать главные и второстепенные признаки. Отмечается фиксация внимания на конкретных малосущественных деталях. В результате испытуемые затрудняются устанавливать сходство на основе родовой принадлежности.

 

Больные олигофренией затрудняются отвлечься от конктретных второстепенных деталей, выделить значимые признаки, смысловые связи. Затруднено понимание причинно-следственных связей

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ («СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»)

Цель: исследовать процессы обобщения и абстрагирования, проанализировать последовательность умозаключений, критичность и обдуманность действий больных, особенности памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи.

 

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов

 

Процедура проведения:

Инструкция испытуемому: "Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)", и подробно характеризуем принцип связи каждой пары. Так, например, испытуемому объясняют, что "свет - темнота" - противоположные понятия, "отравление - смерть" имеют причинно-следственную связь, "море - океан" имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, напротив каждой пары в пустой клетке написать цифру, обозначающую к какой паре из числа верхних она относится, и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает. Испытуемый должен определить тип связи по аналогии.

 

Обработка и анализ полученных данных:

Анализируется количество и характер допущенных ошибок, который позволяет судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности, критичности.

 

Интерпретация полученных данных:

Образование сложных аналогий предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. Правильное выполнение заданий свидетельствует об умении обследуемого оперировать абстрактными понятиями.

 

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngНаибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз". 

В высказываниях больных шизофренией выявляются соскальзывания, нелогичные умозаключения, растекаемость мышления.

 

Больные эпилепсией затрудняются дифференцировать главные и второстепенные признаки. Отмечается фиксация внимания на конкретных малосущественных деталях. В результате испытуемые затрудняются устанавливать сходство на основе родовой принадлежности.

 

Больные олигофренией затрудняются отвлечься от конктретных второстепенных деталей, выделить значимые признаки, смысловые связи. Затруднено понимание причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ («КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»)

Цель: исследовать процессы обобщения и абстрагирования, проанализировать последовательность умозаключений, критичность и обдуманность действий больных, особенности памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи.

Материал: колода из 68 карточек с изображением разнообразных предметов и живых существ.

Процедура проведения: Перед началом испытания экспериментатор хорошенько перетасовывает колоду, и сверху выкладывает 6 – 7 карточек, облегчающих начало классификации. Колода подаётся испытуемому.

1 этап:   Инструкция испытуемому: «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит».

2 этап: После того как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, дается вторая инструкция: «Правильно, вот вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам так, что бы в каждой группе лежали предметы одного и того же сорта, что бы их можно было назвать одним названием».

3 этап:   После того как все карточки разложены, нужно попросить испытуемого объединить группы с группами так, что бы осталось всего 2-3 группы карточек. Инструкция испытуемому: «Первую часть работы вы выполнили хорошо. Теперь нужно сделать вторую часть работы. Раньше вы соединяли в группы карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название».

Обработка и анализ полученных данных:

Анализ действий и высказываний больного на каждом этапе выполнения задания.

1 этап: Ошибки могут обуславливаться тем, что испытуемый мог неправильно истолковать поставленную задачу. Судить об отрицательной оценке его мышления на этом этапе не стоит.

2 этап: На данном этапе анализируется, в какой мере больному доступны простые обобщения, широко ли обобщены группы или же наоборот, слишком дробные (детализация в классификации). Наибольшую трудность на этом этапе составляет объединение группы измерительных приборов. Если больной самостоятельно объединил и назвал такую группу, это свидетельствует о том, что ему доступны сложные обобщения.

Также на этом этапе анализируется разноплановость и причудливость суждений больных.

3 этап: по действиям и высказываниям на этом этапе выявляется, доступно ли больному понимание сложных обобщений.

Интерес представляет соотношение между достижениями больных на 2-ом и 3-ем этапах. При конкретности мышления, затрудненности процессов абстрагирования больные могут успешно справиться со II этапом и не справляются самостоятельно с III. При интеллектуальной сохранности, но сужении объема внимания и снижении работоспособности больных затрудняет обилие карточек на II этапе, и они неожиданно лучше, увереннее, более четко справляются с работой на III этапе, где материала меньше, а необходимость абстрагирования больше.

Интерпретация полученных данных:

Практически здоровые люди без особых затруднений справляются со всеми этапами. Если на первом этапе человек (даже с малым образованием) сразу начинает правильно обобщать – это можно расценить как признак быстрой ориентировки в новом материале, хорошей сообразительности. После второй инструкции интеллектуально полноценный человек без труда устанавливает все группы. При интерпретации данных анализа третьего этапа нужно учитывать уровень образования испытуемых. Люди без образования на третьем этапе иногда могут иметь затруднения, но при небольшой помощи экспериментатора, при наводящих вопросах достигают правильного решения.

При олигофрении больные обычно справляются с группировкой  и на втором этапе, испытывая небольшие затруднения лишь при объединении более сложных групп (транспорта, людей). Однако процесс сложного обобщения ему не доступен (больные не могут объединить и  назвать группу измерительных приборов). У таких больных может наблюдаться нарушение конкретного мышления, чрезмерная детализация, обсуждение совершаемых действий, а также сильные затруднения в поиске обобщающего понятия.

У больных, страдающих различными заболеваниями мозга, нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Так, например, в опыте по методу классификации* один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, "потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что "лиса живет в лесу, а жук летает". Частные признаки "живет в лесу", "летает" больше определяют суждения больного, чем общий признак "животные".

При эпилепсии, сосудистых и органических поражениях мозга, иногда при шизофрении, у больных наблюдается чрезмерная детализация. Группы широко обобщенные или дробные, в основном – одноименные.

У больных, страдающих шизофренией – группировки разноплановые. Названия групп, ассоциации и рассуждения причудливые. Наблюдается непоследовательность мышления. Иногда - нарушение понимания сложных обобщений, некритичность. Больные произвольно связывают несвязанные предметы. Сходное соотношение между трудностью 2-ого и 3-его этапов наблюдается у больных шизофренией, но по другим причинам: обилие деталей на многих картинках провоцирует у них причудливые ассоциации и разноплановые суждения; между тем сложные обобщения меньше затрудняют этих больных. Случается, что именно больные шизофренией с самого первого этапа классификации делят карточки на две группы: живую и неживую материю.

 

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗОВ

Цель: особенностей регуляции познавательных процессов, устойчивости внимания при прослушивании текстов, исследование понимания и запоминания тек­стов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

 

Материал: 10—15 текстов, напечатанных на машинке и наклеенных на картон­ки, а также написанных очень крупным шрифтом на плакатиках. Тексты должны быть разной трудности.

 

Процедура проведения:

Порядок проведения пробы может быть различен. Текст может быть прочитан исследуемому экспериментатором либо исследуемый сам может читать текст. Можно попросить исследуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему записать свой пересказ. От способа предложения меняется психологическая трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспериментатора облегчает исследуемому понимание смысла рассказа, но для восприятия «на слух» необходимо большее напряжение, большая ус­тойчивость внимания.

Инструкция испытуемому:  "Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи" (или "Прочитай и перескажи"). Исследователю можно читать рассказ вслух, а затем испытуемый воспроизводит его устно. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов учащимся.

 

Обработка и анализ полученных данных:

 Учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла. Анализ средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет судить о причинах и степени нарушения познавательных процессов.

Интерпретация полученных данных:

Если обсуждение ведется в виде вопросно-ответной формы, это позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов.

О недостатках мыслительных процессов может свидетельствовать, например, правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста

Некоторые больные шизофренией при воспроизве­дении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни. В таких случаях судить о возможности понимания и запоминания текста трудно. Больные шизофренией (которые в состоянии ремиссии не обнаруживают явных расстройств мышления в устной речи), начав письменный пересказ, иногда обнаруживают расстройства мышления.

У больных, страдающих сосудистыми и ины­ми органическими заболеваниями мозга наблюдаются грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних дей­ствующих лиц рассказа другими, в слиянии и смешении событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоятельств — при сравнительно метком по­нимании подтекста. Некоторые больные заявляют, что забыли рассказ и ничего не могут воспро­извести, хотя при наводящих вопросах и небольшой помощи обнаруживается, что они поняли и запомнили все существенное. Большую помощь этим боль­ным может оказать повторное чтение текста.

Иногда при воспроизведении текста больные допускают ошибки, под­черкнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совершенно невероятные, но близ­кие к тексту. Например, вместо «муравей укусил охотника» — «охотник укусил муравья». Такого рода ошибки допускают иногда больные, аггравирующие рас­стройства памяти.

Такие же ошибки допускают и исследуемые, симулирующие психическую болезнь во время судебно-психиатрической экспертизы.

Правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста наблюдается при легких степенях олигофрении.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)

Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)

Цель: методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания

Цель: методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания

Материал: Один-два бланка методики, ручка, секундомер

Материал: Один-два бланка методики, ручка, секундомер

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

ПАМЯТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ

ПАМЯТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ

ИССЛЕДОВАНИЕОПОСРЕДСТВОВАННОГО

ИССЛЕДОВАНИЕОПОСРЕДСТВОВАННОГО

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ («ПРОСТЫЕ

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ («ПРОСТЫЕ

ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ («СЛОЖНЫЕ

ОБРАЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ («СЛОЖНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ («КЛАССИФИКАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ («КЛАССИФИКАЦИЯ

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗОВ Цель: особенностей регуляции познавательных процессов, устойчивости внимания при прослушивании текстов, исследование понимания и запоминания тек­стов, особенностей устной и письменной речи испытуемых

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗОВ Цель: особенностей регуляции познавательных процессов, устойчивости внимания при прослушивании текстов, исследование понимания и запоминания тек­стов, особенностей устной и письменной речи испытуемых

Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)

Методичка по экспериментальным методикам патопсихологии (Исследование внимания, памяти, мышления)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020