Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель
исследования: определить круг
значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление
симпатий к членам группы
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши
(фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных
домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного
цвета.
Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет.
Исследование
проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет
ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя
прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом,
еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот
прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и
построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом
новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете
вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего
обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более
нейтрально интересуется, а кто это.
Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом –
черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь
поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В
классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это
получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить
потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом
плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто
другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»
Обработка и анализ результатов:
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.