Методика и специфика преподавания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Именно в раннем возрасте дети более непосредственны, поэтому они легко воспринимают и сам урок, так как он является для них продолжением той творческой работы, которая проводилась с ними в детском саду.
Из-за насыщенной программы обучения в начальной школе, ученики младших классов школы №3 г. Донского знакомятся с уроком ритмики во 2-ом классе. Поэтому детям, посещавшим дополнительные танцевальные занятия в детском саду «Белочка», гораздо легче освоиться на новом уроке ритмики, они становятся первыми помощниками учителя.
Урок ритмики – урок радости, хорошего настроения; урок психологического раскрепощения и эстетического, творческого самоуважения; урок развития музыкальности ребёнка, в основе которого лежит «движение под музыку», как естественная двигательная реакция на музыку, свойственная любому ребёнку.
Программное содержание «Ритмики» подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.
Невозможно переоценить значение уроков ритмики для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений. Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты.
На первый урок ритмики дети обычно приходят полные интереса и ожидания. Многие из них уже не раз встречались с музыкой, но далеко не все из них учились соединять музыку с движением. Поэтому на своих уроках надо стараться возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки. Для этого в первые занятия включаются простые интересные упражнения, не предоставляющие особых затруднений для их восприятия и выполнения.
Вначале многие дети не обращают внимания на музыку, её характер, не умеют подчиняться её темпу, ритму. Поэтому не нужно предъявлять сразу слишком больших требований к чёткости, выразительности их движений. Эти первые впечатления детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы. Тогда дети постепенно привыкают
внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим. Например, на определение темпа детям можно предложить музыкальную игру «Передача мяча по кругу». Дети построены в круг лицом к центру. У одного играющего в руках мяч. Музыкальное произведение исполняется в медленном, среднем, быстром темпе. При медленном темпе мяч перебрасывается соседу вправо по кругу; при среднем - передаётся по кругу влево, а при быстром - перекатывается по полу вправо.
А для развития у детей творческой активности предоставляется возможность учащимся самостоятельно отвечать на музыку движением. Поэтому вначале помощниками учителя становятся самые активные дети, у которых заметна раскрепощённость в движениях.
На своих уроках я применяю, например, такой приём: при разучивании всем классом разминки для отдельных групп мышц и подвижности суставов с музыкальным сопровождением, я предлагаю ребятам через несколько уроков провести её самостоятельно. На таком уроке создаётся творческий настрой, увлекательная атмосфера. И если такая работа идёт успешно, то я показываю лишь отдельные, наиболее трудные упражнения, а ведущий действует активнее, самостоятельнее.
Если сразу же не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творчеству, то позднее сделать это весьма трудно. Ученик легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой приём учит видеть и оценивать хорошее исполнение.
Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять её в движениях. Поэтому цель учителя – подвести их к этому постепенно и незаметно. Для этого можно отвести какую-то часть времени на импровизацию. Импровизируя, ребята двигаются свободно, так, как им подсказывает музыка. На 1-ом году обучения даже в разминку можно вставить, например, танцевально-прыжковую импровизацию (заранее предупредив детей о том, чтобы они придумали её дома). За неудачную попытку лучше сразу не «наказывать» ученика плохой отметкой, а постараться обратить его внимание на чьё-то хорошее выполнение данного задания. В следующий раз ученик постарается выполнить задание лучше. На 2-ом году обучения можно предложить детям создать образ сказочного героя (например, Буратино, Красную Шапочку) с помощью импровизации под соответствующее музыкальное сопровождение. На 3-ем году обучения можно попробовать импровизацию с предметами (например, лента, шарф).
Разучивая отдельные элементы танца всем классом, можно заметить тех детей, у которых элементы получаются лучше, чем у других ребят. Тогда я использую такой метод работы: мы переходим к работе по трём подгруппам, где наиболее способные ребята показывают движения остальным ученикам. А я прошу обратить особое внимание на их исполнение и оценить его. Затем освоение детьми элементов танца проверяется по ходу занятия индивидуально. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнение учебных и творческих заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность. Здесь также имеют место творческие задания. Начиная с простых импровизаций уже на уроке, им же даётся более сложное задание на дом: придумать небольшую танцевальную связку на основе изученных элементов танца. Выполняя такие задания, дети учатся творчески мыслить, развивают свои способности, раскрывают таланты.
Разучивая хореографические упражнения, необходимо стараться, чтобы ученики не просто выполняли, но и полюбили их. Поэтому младшим школьникам нужно дать элементарные представления о красоте классического танца, об его эстетике. Но начать нужно с упражнений для развития «выворотности».
Так как в общеобразовательной школе урок ритмики проходит не более одного раза в неделю, то необходимо отобрать лишь те элементы балетного урока, которые ребёнку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию движений. Не стоит так же забывать, что долгое пребывание у станка может вызвать скуку и даже отвращение у младших школьников. Учитель ритмики и хореографии должен чрезвычайно умело разбираться в возрастных особенностях своих воспитанников.
При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в начале обучения нового упражнения.
5-ый класс – это тот возраст, когда дети становятся более самостоятельными в выборе своих увлечений. Поэтому именно в 5-х классах введено в программу по ритмике несколько теоретических занятий – это интегрированные уроки, где наблюдается связь уроков ритмики с музыкой, литературой, изобразительным искусством, историей, физической культурой. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, наполняют новым содержанием их познания в области танца. Интегрированные занятия всегда очень познавательны для детей, и они всегда с удовольствием выполняют предложенные домашние задания при подготовке к ним, например, нарисовать рисунки к уроку (см.приложение 6).
Перед изучением элементов классического танца можно познакомить учеников с историей развития балета. Вот где простор для творческой работы учителя и учеников. Дети с удовольствием подготовят доклады и сообщения на заданные темы (см. приложение 6), просмотрев при этом много познавательной литературы и узнав столько ранее неизвестного и интересного. В маленьких городах и посёлках, где нет театров, можно порекомендовать ученикам просмотр определённых передач по телеканалу «Культура» или устроить просмотр балета на уроке, если позволяют технические средства школы. В моей программе предусмотрен 1 урок для видеопросмотра балета. После такого урока некоторые ученики просят продолжить показ после уроков. Для большей заинтересованности учащихся этим видом искусства, в зале ритмики есть стенд «Страна волшебная - балет», проводятся выставки докладов и сообщений детей на эту тему.
Результатом таких уроков будет сознательное, осмысленное отношение к занятиям. В 5-ом классе дети заметно взрослеют, лучше контролируют свою работу. У многих появляется иное ощущение пластики движения, позы.
Повышается интерес учащихся не только к урокам, но и к внеурочной творческой деятельности.
А те учащиеся, которые уже просто не могут жить без танца, могут продолжить свои занятия в школьной танцевально-хореографической студии «Радость» или в других танцевальных коллективах города, где им всегда рады.
Как поддержать творческий настрой в работе педагога.
Творчество – это волшебство, которое привносит вдохновение и знание. Скопированное искусство не является творческой работой. Настоящая творческая сила должна проистекать из источников изнутри и основываться на знании о том, что находится снаружи. Учитель проводит замечательный урок только когда черпает силу из глубокого источника вдохновения. Без вдохновения или творческого порыва искусство останавливается, пересыхает.
Как и во всех других искусствах, в танце люди могут переживать периоды застоя. В такое время нужно освободить силу творческого вдохновения. Перечислю способы, которые помогают мне почерпнуть вдохновение:
1) Иногда лучший способ избавиться от творческого блока – сделать что-то, что не имеет никакого отношения к вашему творчеству.
2) Если причина застоя – усталость, нужно отдохнуть. Выходной день должен быть использован для отдыха, но не для продолжения творческой, пусть даже и очень любимой, работы.
3) Сделайте что-то, что не очень хорошо знаете, что-то, с чем вам раньше почти не приходилось работать; иногда это помогает начать мыслить и творить в новой манере.
4) Вы можете почерпнуть вдохновение в группе единомышленников. Ежемесячные встречи помогут вам иначе взглянуть на вещи, вы будете обсуждать новые пути для исследований, обдумывать советы и, как результат, творить.
5) Исследуйте свое искусство во всем его удивительном многообразии. Смотрите видео, посещайте выступления, читайте книги. Так вы обязательно найдете что-нибудь, что вас вдохновит. И помните, что существует множество других танцев, которые способны обогатить ваш. Экспериментируйте с энергией фламенко, живостью латины, элементами гимнастики.
6) Начните новый свободный проект – изобретите что-то, что совершенно не вписывается в ваш танцевальный репертуар, какой-нибудь гибридный или новый стиль, новый стиль танцевальной одежды. Используйте необычную музыку или сюжетную историю. Придумайте совершенно новую хореографию, качественно отличную от всех предыдущих. Все это подарит вам ребяческое настроение и подстегнет творческую силу! Самообразование как средство повышения мастерства педагога.
Педагогу необходимо постоянно совершенствовать своё мастерство. Если есть возможность пройти курсы повышения квалификации, то нельзя находить причины для их игнорирования – они необходимы педагогу любой категории. Из личного опыта могу сказать, что курсы, помимо теоретической базы, дают возможность общения с коллегами, с единомышленниками. Очень полезно знакомство и общение с коллегами из других школ и районов.
Просто необходимо периодическим посещать уроки своих коллег, знакомиться с хореографическими постановками различных жанров танцевального искусства, чтобы затем, проанализировав увиденное и прочитанное, можно было бы сделать свой вывод, необходимый для работы сегодня и на будущее, чтобы увериться в выбранном и правильном подходе к предлагаемому ученикам материалу.
Творческая деятельность вообще не терпит застоя в работе. Нужно постоянно искать новые пути и направления в работе, чтобы соответствовать современной жизни. Принося в свою работу что-то новое, учитель этим самым подпитывает веру в себя своих учеников.
Поэтому, за 17 лет работы в школе я не могла позволить себе стоять на месте, постоянно приходилось работать над программой обучения, усовершенствовать её, придумывать всё новые и новые танцы с участниками танцевальной студии.
При постановке танцев, особенно народно-сценических, приходится просматривать даже старые видеофильмы, чтобы окунуться в ту атмосферу, суметь передать характер танца. Никогда не вредно ещё раз проштудировать методическое пособие по народному танцу. Например, при постановке испанских, цыганских танцев мы вместе с моими учениками знакомились с историей возникновения и особенностями танца и костюма.
Просторы для полёта творческой фантазии педагога расширились особенно с использованием в работе мультимедийных технологий.
На сегодняшний день желательно иметь педагогу возможность работать с DVD- и видеоматериалами, чтобы идти в ногу со временем. Имея такую возможность, учитель сможет расширить свою видеотеку. Мне повезло, я работаю в школе, где такая возможность есть.
Поняв необходимость, я прошла курсы «Искусство современного танца» при Европейской школе корреспондентского обучения, чтобы лучше освоить современный бальный танец. Получив, таким образом, необходимый видеоматериал, теперь на уроках ритмики в 5-х классах у меня есть возможность профессионального показа работы в паре, например по теме «Вальс».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.