Актуальность
Индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы в целях обеспечения гармоничного, целостного развития личности каждого учащегося. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического опыта учителя. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Индивидуальный подход
Определяется своеобразием каждой конкретной личности. Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы
1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.
2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
3. Требования должны органически сочетаться с уважением к воспитанникам
4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, но доброже-лательной. Критиковать можно поступки, но не лич-ность.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы
5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него
6. Педагог должен оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника и оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
8. Должна быть планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
9. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
5 этапов индивидуальной работы с детьми
На первом этапе работы с подросткам педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания
5 этапов индивидуальной работы с детьми
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными детьми является корректирование
Методы педагогического воздействия
Переубеждение - коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения посредством переубеждения словом, делом, примером, созданием социально ценного индивидуального жизненного опыта, а также переубеждение путем влияния общественного мнения
Переучивание - устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий.
Взрыв - разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения
«Реконструкция» характера - внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное
Методы педагогического воздействия
Переключение - изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру
Стимулирование положительного поведения - сдерживание отрицательного поведения через систему поощрений и наказаний
Самоисправление - развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера посредством самоанализа, самооценки, самоприучения и самоупражнения
Заключение
Индивидуального подхода в воспитательной работе с группой требует все учащееся, ибо каждый учащийся - это личность с присущими только ей индивидуальными качествами.
Процесс воспитания дает положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на нравственную сферу детей, а самое главное:
Чтобы быть услышанным, нужно говорить,
Но еще важней учиться слушать.
Педагог может чудеса творить, только понимая досконально душу ребенка. А понять подростка можно лишь тогда, если жить не параллельно , а рядом. И только тогда можно добиваться положительных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.