(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы
и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Инструкция:
Сейчас я прочитаю тебе рассказ:
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в
школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не
ходил».
На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская
фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках.
(Внешний мотив.)
Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится
уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура
ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
Третий мальчик сказал: «Я хожу
в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда
я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной
друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже,
игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без
учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь».
Выкладывается карточка с рисунком № 5: фигурка с
портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».
Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка
ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт ребёнку вопросы:
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы |
Мотивы, № |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I выбор |
|
|
|
|
|
|
II выбор |
|
|
|
|
|
|
III выбор |
|
|
|
|
|
|
Контрольный |
|
|
|
|
|
|
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами.
О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.