Методика изучения мотивации обучения перед началом занятий в школе

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мотив-1.doc

Методика изучения мотивации обучения перед началом занятий в школе

 

Инструкция педагога ученику: «Сейчас я прочитаю тебе рас­сказ и покажу рисунки. Послушай меня внимательно и ответь на мои вопросы.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил(а)».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рис.1: фигура женщины с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

 

 

 

 

 

 

Второй мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу пото­му, что мне нравится уроки делать. Если бы школы не было, я все равно бы учился(лась)».

 

 

 

Выкладывается карточка с рис. 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

 

 

 

 

 

 

Третий мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу пото­му, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рис. 3: фигурки двух детей, игра­ющих в мяч (игровой мотив).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым(ой), а до школы я был маленьким(ой)».

Выкладывается карточка с рис.4: фигурки двух детей, сто­ящих спиной друг к другу: у того, кто повыше, в руках портфель, у того, кто пониже, игрушечный автомобиль (позицион­ный мотив).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пятый мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без обучения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать, кем захочешь».

 

 

 

 

 

 


 

 

Выкладывается карточка с рис. 5: фигурка ученика с портфе­лем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестой мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу пото­му, что получаю пятерки».

Выкладывается карточка с рис. 6: фигурка ребенка, держа­щего в руках раскрытую тетрадь (отметка).

 

 

 

 

 

 

 

После прочтения рассказа ребенку задается несколько вопросов:

Кто из учеников прав? Почему? (Выбор I.)

С кем из учеников ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор II.)

С кем из учеников ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Вы­бор III.)

Дети в беседе со взрослым последовательно осуществляют три 1 выбора. Если в ответе ребенка содержание прослеживается недостаточно, надо задать контрольный вопрос: «Что сказал этот ученик?», чтобы быть уверенным в выборе ребенка, проистекающем из содержания рассказа, а не из случайных обстоятельств.

Обработка результатов

Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих в школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует i о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответ­ствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей (табл. 3).

 

 

 

 

Таблица 3

 

Выборы

Мотивы (№№ картинок)

1

2

3

4

5

6

I выбор

II выбор

HI выбор Контрольный выбор

+

-

+ +

-

+

+ +

+ + + +

-

-

-

-

+ +

-

-

+ + +

+

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количе­ство баллов соответствующего выбора.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему коли­честву баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок мо­жет руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии моти­вации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вы­вод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его вы­бора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также дру­гого мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторон­ней мотивации, но ведущим следует считать мотив, обозначен­ный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может раци­онально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при под­готовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса фор­мирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выя­вить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (табл. 4).

Таблица 4

 

 

Уровни мотивации

Выборы картинок

Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)

1

2

3

I

5

5

5

13—15

II

4

4

4

10—12

III

3

3

3

7—9

IV

2

2

2

4—6

V

0—1

0—1

0—1

до 3

I    очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II    высокий уровень учебной мотивации, преобладание соци­альных мотивов, возможно присутствие учебного и позицион­ного мотивов;

Ш-- нормальный уровень мотивации, преобладание позици­онных мотивов, возможно присутствие социального и оценоч­ного мотивов;

III      сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внеш­него) мотивов;

V низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Литература:

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.106-112).