Методика изучения мотивации обучения перед началом занятий в школе
Инструкция педагога ученику: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу рисунки. Послушай меня внимательно и ответь на мои вопросы.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил(а)».
На стол перед ребенком выкладывается карточка с рис.1: фигура женщины с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
|
Второй мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Если бы школы не было, я все равно бы учился(лась)».
Выкладывается карточка с рис. 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).
|
Третий мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
Выкладывается карточка с рис. 3: фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
|
Четвертый мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым(ой), а до школы я был маленьким(ой)».
Выкладывается карточка с рис.4: фигурки двух детей, стоящих спиной друг к другу: у того, кто повыше, в руках портфель, у того, кто пониже, игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
|
Пятый мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без обучения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать, кем захочешь».
Выкладывается карточка с рис. 5: фигурка ученика с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).
Шестой мальчик (девочка) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что получаю пятерки».
Выкладывается карточка с рис. 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (отметка).
После прочтения рассказа ребенку задается несколько вопросов:
Кто из учеников прав? Почему? (Выбор I.)
С кем из учеников ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор II.)
С кем из учеников ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор III.)
Дети в беседе со взрослым последовательно осуществляют три 1 выбора. Если в ответе ребенка содержание прослеживается недостаточно, надо задать контрольный вопрос: «Что сказал этот ученик?», чтобы быть уверенным в выборе ребенка, проистекающем из содержания рассказа, а не из случайных обстоятельств.
Обработка результатов
Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих в школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует i о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей (табл. 3).
Таблица 3
Выборы |
Мотивы (№№ картинок) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I выбор II выбор HI выбор Контрольный выбор |
+ - + + |
- + + + |
+ + + + |
- - - - |
+ + - - |
+ + + + |
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора.
Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.
Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, но ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (табл. 4).
Таблица 4
Уровни мотивации |
Выборы картинок |
Общая оценка по уровням мотивации (в баллах) |
||
1 |
2 |
3 |
||
I |
5 |
5 |
5 |
13—15 |
II |
4 |
4 |
4 |
10—12 |
III |
3 |
3 |
3 |
7—9 |
IV |
2 |
2 |
2 |
4—6 |
V |
0—1 |
0—1 |
0—1 |
до 3 |
I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
Ш-- нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
III — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Литература:
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.106-112).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.