Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
(для учащихся 11-го класса)
Литература:Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.131-137).
Анкета
Ф.И. |
Дата_ |
Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, продолжения образования;
в) саморазвития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) обретения места в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это необходимо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учебе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность;
е) хорошие отметки.
П
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке...
а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться
понять и усвоить как можно больше учебного
материала;
г) выбрать для себя необходимое знание;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую отметку;
ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее, вникаю в смысл;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь выполнить все аккуратно;
г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;
д) стараюсь выполнить ее побыстрей.
Ш
7. Самое интересное на уроке — это...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отличную отметку;
ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен;
б) он мне необходим;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они несложные;
б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) это мне потребуется;
г) это требует усердия;
д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;
е) у меня есть настроение;
ж) материал или задание мне интересны;
з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) конкуренция и мысли о получении аттестата;
в) совесть, чувство долга;
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;
д) ответственность;
е) родители (друзья) или учителя.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) моего напряженного труда;
б) труда учителя;
в) подготовленности и понимания мной темы;
г) моего везения;
д) моего добросовестного отношения к учебе;
е) моего таланта или способностей. ,
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения и самочувствия;
б) понимания мной учебного материала;
в) моего везения;
г) активной подготовки, прилагаемых усилий;
д) заинтересованности в хороших отметках;
е) внимания к речи учителя.
14. Я буду активным на уроке, если (так как)...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) твердо уверен в своих знаниях;
е) мне иногда так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),
то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю
к помощи товарищей;
н) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.
VI
16. Сделав ошибку при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;
г) не требуют сообразительности (смекалки);
д) сложные и большие;
е) однообразные
и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.
Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица 18
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
|
Показатели мотивации |
||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
|
||
1 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
- |
I |
2 |
0 |
4 |
4 |
5 |
4 |
- |
- |
- |
|
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
- |
- |
|
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
0 |
II |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
0 |
2 |
1 |
- |
|
6 |
5 |
1 |
0 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
|
7 |
3 |
3 |
5 |
0 |
5 |
2 |
1 |
- |
III |
8 |
3 |
3 |
2 |
5 |
0 |
1 |
- |
|
|
9 |
0 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).
Таблица 19
Уровень |
Показатели мотивации |
Сумма баллов |
||
мотивации |
I |
II |
III |
итогового уровня |
|
|
|
|
мотивации |
I |
26—29 |
24—28 |
24—28 |
72—85 |
II |
21—25 |
18—23 |
18—23 |
55—71 |
Щ |
18—20 |
12—17 |
14—17 |
42—54 |
IV |
15—17 |
8—11 |
9—13 |
30—41 |
V |
до 14 |
|
до 8 |
до 29 |
1— очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень мотивации;
V — низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 20
Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов
Варианты ответов |
Номера предложений |
||
7 |
8 |
9 |
|
а) |
П |
П |
В |
б) |
П |
П |
П |
в) |
У |
0 |
П |
г) |
в |
У |
У |
д) |
У |
в |
П |
е) |
0 |
и |
и |
ж) |
и |
- |
П |
з) |
- |
- |
У |
Условные обозначения видов мотивов:
У -- учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Таблица 21
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
Показатели мотивации |
|||||
а |
б |
в |
г |
д |
е ' |
||
10 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
IV |
11 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
|
12 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
|
13 |
-5 |
+5 |
-5 , |
+5 |
-5 |
+5 |
V |
14 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
-5 |
+5 |
|
15 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
|
16 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
—5 |
VI |
17 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
|
18 |
—5 |
+5 |
-5 |
+5' |
-5 |
+5 |
Оценка эффективности образовательного процесса и поэлементный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.
+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);
+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
-20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
- количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
- количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
- количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
Бланк ответов_____________________________________________________________--
Таблица 1
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
|
Показатели мотивации |
||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
э |
||
1 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
- |
|
2 |
0 |
4 |
4 |
5 |
4 |
- |
- |
- |
|
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
- |
- |
|
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
0 |
|
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
0 |
2 |
1 |
- |
|
6 |
5 |
1 |
0 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
|
7 |
3 |
3 |
5 |
0 |
5 |
2 |
1 |
- |
|
8 |
3 |
3 |
2 |
5 |
0 |
1 |
- |
|
|
9 |
0 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
Таблица 2
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
Показатели мотивации |
|||||
а |
б |
в |
г |
д |
е ' |
||
10 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
|
11 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
|
12 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
|
13 |
-5 |
+5 |
-5 , |
+5 |
-5 |
+5 |
|
14 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
-5 |
+5 |
|
15 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
|
16 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
—5 |
|
17 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
|
18 |
—5 |
+5 |
-5 |
+5' |
-5 |
+5 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.