Методика изучения мотивации обучения старшеклассников

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мотив-6.doc

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников

(для учащихся 11-го класса)

Литература:Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.131-137).

Анкета

Ф.И.

Дата_

Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1.   Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)   дальнейшей жизни;

б)   поступления в вуз, продолжения образования;

в)   саморазвития, совершенствования;

г)   будущей профессии;

д)   обретения места в обществе (вообще в жизни);

е)   создания карьеры;

ж)  получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2.   Я бы не учился, если бы...

а)  не было школы;

б)  не было необходимости в этом;

в)  не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;

г)  не чувствовал, что это необходимо;

д)  не думал о том, что будет дальше.

3.  Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)  знания;

б)  успехи в учебе;

в)  хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г)  способности и ум;

д)  трудолюбие и работоспособность;

е)  хорошие отметки.

П

4.  Мне кажется, что цель моей жизни...

а)  получить образование;

б)  создать семью;

в)  сделать карьеру;

г)  в развитии и совершенствовании;

д)  быть счастливым;

е)  быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з)  пока не определена.

5. Моя цель на уроке...

а)  получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного
материала;

г)  выбрать для себя необходимое знание;

д) внимательно слушать учителя;

е)  получить хорошую отметку;

ж)  пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я...

а)  обдумываю ее, вникаю в смысл;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь выполнить все аккуратно;

г)  выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д) стараюсь выполнить ее побыстрей.

Ш

7. Самое интересное на уроке — это...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отличную отметку;

ж)  общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а)  он мне очень интересен;

б) он мне необходим;

в) мне нужна хорошая отметка;

г)  без всяких условий, потому, что делаю это всегда;

д) меня заставляют;

е)  у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они несложные;

б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) это мне потребуется;

г) это требует усердия;

д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж)  материал или задание мне интересны;

з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)   мысли о будущем;

б)  конкуренция и мысли о получении аттестата;

в)   совесть, чувство долга;

г)   стремление получить высшее образование в престижном  вузе;

д)  ответственность;

е)   родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а)  ожидаю одобрения окружающих;

б)  мне интересна выполняемая работа;

в)  мне нужна хорошая отметка;

г)   хочу больше узнать;

д)  хочу, чтоб на меня обратили внимание;

е)  изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а)   моего напряженного труда;

б)  труда учителя;

в)   подготовленности и понимания мной темы;

г)   моего везения;

д)  моего добросовестного отношения к учебе;

е)   моего таланта или способностей. ,

V

13.  Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а)  настроения и самочувствия;

б)  понимания мной учебного материала;

в)  моего везения;

г)   активной подготовки, прилагаемых усилий;

д)  заинтересованности в хороших отметках;

е)  внимания к речи учителя.

 

 

 

14.  Я буду активным на уроке, если (так как)...

а)  хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)  смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)  считаю нужным всегда так поступать;

г)   меня не будут ругать за ошибку;

д)  твердо уверен в своих знаниях;

е)  мне иногда так хочется.

15.  Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),

то я...

а)  ничего не предпринимаю;

б)  прибегаю к помощи товарищей;
н) мирюсь с ситуацией;

г)   стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)  надеюсь, что разберусь потом;

е)  вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.

VI

16. Сделав ошибку при выполнении задания, я...

а)  выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б)  теряюсь;

в)  прошу помощи у товарищей;

г)  нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е)  отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)  обращаюсь за помощью к товарищам;

б)  отказываюсь от его выполнения;

в)  думаю и рассуждаю;

г)  списываю у товарища;

д)  обращаюсь к учебнику;

е)  огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)  требуют большого умственного напряжения;

б)  не требуют усилий;

в)  требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаб­лону»;

г)  не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е)  однообразные и не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I ди­агностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II мето­дики и характеризуют другой показатель мотивации — способ­ность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) ука­зывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков об­ладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

 Получение отметки — 2 балла.

 Позиционный мотив — 3 балла

 Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 18

Ключ для показателей I, II, III мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предложе­ний и баллы, им соответ­ствующие

Варианты ответов

 

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

 

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

 

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изу­чения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).

Таблица 19

 

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотивации

I

II

III

итогового уровня

 

 

 

 

мотивации

I

26—29

24—28

24—28

72—85

II

21—25

18—23

18—23

55—71

Щ

18—20

12—17

14—17

42—54

IV

15—17

8—11

9—13

30—41

V

до 14

 

до 8

до 29

1— очень высокий уровень мотивации учения;

II высокий уровень мотивации;

III  нормальный (средний) уровень мотивации;

IV     сниженный уровень мотивации;

V низкий уровень учебной мотивации.

 

 

Таблица 20

 Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов

 

 

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

П

П

В

б)

П

П

П

в)

У

0

П

г)

в

У

У

д)

У

в

П

е)

0

и

и

ж)

и

-

П

з)

-

-

У

Условные обозначения видов мотивов:

У -- учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Таблица 21

 Ключ для показателей IV, V, VI мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е '

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5 ,

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

—5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

—5

+5

-5

+5'

-5

+5

 

Оценка эффективности образовательного процесса и поэле­ментный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преоб­ладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (по­казатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выра­жены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учеб­ные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопуще­нию неудач в учебных действиях и его преобладании над стрем­лением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой ак­тивности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного про­цесса на данном этапе тестирования осуществляется по следую­щим групповым показателям:

-    количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

-    количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения мож­но говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонен­тов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

-    количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также коли­чество учащихся, у которых понимание личностного смысла от­сутствует (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преоблада­нием внешних мотивов учения (определяется процентное соот­ношение между ними);

-    количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у кото­рых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество подростков, активно реализующих учебные мо­тивы в собственном поведении, и количество учащихся, у кото­рых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов_____________________________________________________________--

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предложе­ний и баллы, им соответ­ствующие

Варианты ответов

 

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

э

1

4

5

5

4

3

3

3

-

 

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

 

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

 

8

3

3

2

5

0

1

-

 

9

0

3

3

5

3

1

3

5

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е '

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

 

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5 ,

+5

-5

+5

 

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

—5

 

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

—5

+5

-5

+5'

-5

+5