Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мотив-5.doc

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

(для учащихся 9-го класса)

 

Литература:

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.125-130).

 

Анкета

Дата_

Ф.И.

Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, кото­рые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)получения образования;

б)поступления в вуз;

в)  будущей профессии;

г)  ориентировки в жизни;

д)  того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а)  не было школы;

б)  не жил в России;

в)  не воля родителей;

г)  не получал знания;

д)  не жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)  хорошие отметки;

б)  успехи в учебе;

в)  приложенные усилия;

г)  мои способности;

д)  выполнение домашнего задания;

е)  мои личные качества.

П

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а)  работать, жить и наслаждаться жизнью;

б)  закончить школу;

в)  доставлять пользу людям;

г)  обучение.

5. Моя цель на уроке...

а)  усвоить что-то новое;

б)  пообщаться с друзьями;

в)  слушать учителя;

г)  получить хорошую оценку;

д)  никому не мешать.

6. При планировании своей работы я...

а)  тщательно обдумываю ее;

б)  сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в)  сначала стараюсь понять ее суть;

г)  стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена
полностью;

д)  обращаюсь за помощью к старшим;

е)  сначала отдыхаю.

 

 

Ill

7. Самое интересное на уроке — это...

а)  общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в)  изучение новой темы;

г)  объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки;

е)  отвечать устно.

8.  Я изучаю материал добросовестно, если...

а)  он для меня интересен;

б)  у меня хорошее настроение;

в)  меня заставляют;

г)  мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

9.  Мне нравится делать уроки, когда...

а)  ничто меня не отвлекает;

б)  они несложные;

в)  остается много свободного времени, чтобы погулять;

г)  я хорошо понимаю тему;

д) нет возможности списать;

е)  всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)  деньги, которые я заработают будущем;

б)  родители и(или) учителя;

в)  чувство долга;

г)  низкие отметки;

д) желание получать знания;

е)  общение.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а)  ожидаю одобрения окружающих;

б)  мне интересна выполняемая работа;

в)  мне нужна высокая отметка;

г)  хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е)  изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а)  моей упорной работы;

б)  заискивания перед учителем;

в)  подготовленности и внимания на уроках;

г)  моего везения;

д) получения качественных знаний;

е)  помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от.

а)  настроения;

б)  трудности заданий;

в) моих способностей;

г),приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е)  внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а)  хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)  смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)  считаю нужным всегда так поступать;

г)  меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

 

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а)  ничего не предпринимаю;

б)  прибегаю к помощи товарищей;

в)  мирюсь с ситуацией;

г)  стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е)  вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а)  выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в)  прошу помощи у товарищей;

г)  нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е)  отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)  обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в)  думаю и рассуждаю;

г)  списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е)  огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)  требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в)  письменные;

г)  не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е)  однообразные и не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Од­нако количество баллов по номерам предложений будет отли­чаться от предыдущего (табл. 14, 15).

Таблица 14

Ключ для показателей I, II, III мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

 

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

'" 3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5

 

Таблица 15

 

Уровень

Показатели мотивации

Сумма баллов

мотива-

I

II

III

итогового

ции

 

 

 

уровня моти-

 

 

 

 

вации

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29—43

 

до 14

до 8

 

до 28

Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с ито­говыми уровнями школьников 7-х классов.

Таблица 16 Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов

 

 

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

И

П

0

б)

П

и

П

в)

У

 

и

г)

с

в

П

д)

0

0

в

е)

П

У

У

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мо­тив.

Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).

Таблица 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5

+5

-5

4-5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

4-5

12

+5

-5

+5

-5

4-5

_5

13

-5

+5

_5

+5

-5

4-5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

4-5

15

-5

+5

-5

4-5

-5

4-5

16

4-5

-5

+5

_5

+5

-5

VI

17

+5

-5

4-5

-5

4-5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

4-5

 

 

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преоб­ладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (по­казатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выра­жены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учеб­ные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопуще­нию неудач в учебных действиях и его преобладании над стрем­лением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой ак­тивности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного про­цесса на данном этапе тестирования осуществляется по следую­щим групповым показателям:

-    количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

-    количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения мож­но говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонен­тов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

-    количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также коли­чество учащихся, у которых понимание личностного смысла от­сутствует (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преоблада­нием внешних мотивов учения (определяется процентное соот­ношение между ними);

-    количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у кото­рых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);

-    количество подростков, активно реализующих учебные мо­тивы в собственном поведении, и количество учащихся, у кото­рых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФИО__________________________________________________________

Класс_____________

Дата______________

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предложе­ний и баллы, им соответ­ствующие

Варианты ответов

 

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

 

 

 

 

 

 

 

-

 

2

 

 

 

 

 

-

-

-

3

 

 

 

 

 

 

-

-

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

-

6

 

 

 

 

 

-

-

-

7

 

 

 

 

 

 

 

-

 

8

 

 

 

 

 

 

-

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера предло­жений и баллы, им соответст­вующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е  

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18