Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы
(для учащихся 9-го класса)
Литература:
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.125-130).
Анкета
Дата_ |
Ф.И. |
Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а)получения образования;
б)поступления в вуз;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не воля родителей;
г) не получал знания;
д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
П
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) закончить школу;
в) доставлять пользу людям;
г) обучение.
5. Моя цель на уроке...
а) усвоить что-то новое;
б) пообщаться с друзьями;
в) слушать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать.
6. При планировании своей работы я...
а) тщательно обдумываю ее;
б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была
выполнена
полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
Ill
7. Самое интересное на уроке — это...
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) изучение новой темы;
г) объяснения учителем нового материала;
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) мне не дают списать;
д) мне надо исправить плохую отметку;
е) я его хорошо понимаю.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) ничто меня не отвлекает;
б) они несложные;
в) остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) я хорошо понимаю тему;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) деньги, которые я заработают будущем;
б) родители и(или) учителя;
в) чувство долга;
г) низкие отметки;
д) желание получать знания;
е) общение.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) моей упорной работы;
б) заискивания перед учителем;
в) подготовленности и внимания на уроках;
г) моего везения;
д) получения качественных знаний;
е) помощи родителей или друзей.
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от.
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г),приложенных усилий и старания;
д) моего везения;
е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.
VI
16. Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) письменные;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) однообразные
и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).
Таблица 14
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
Показатели мотивации |
|||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
||
|
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
- |
I |
2 |
0 |
3 |
0 |
5 |
4 |
- |
|
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
5 |
3 |
|
4 |
'" 3 |
0 |
4 |
5 |
- |
- |
II |
5 |
5 |
1 |
3 |
2 |
0 |
- |
|
6 |
5 |
3 |
5 |
3 |
0 |
1 |
|
7 |
1 |
3 |
5 |
4 |
2 |
3 |
III |
8 |
3 |
1 |
0 |
0 |
2 |
5 |
|
9 |
0 |
3 |
1 |
3 |
0 |
5 |
Таблица 15
Уровень |
Показатели мотивации |
Сумма баллов |
||
мотива- |
I |
II |
III |
итогового |
ции |
|
|
|
уровня моти- |
|
|
|
|
вации |
I |
26—28 |
24—27 |
22—25 |
70—80 |
II |
22—25 |
20—23 |
17—21 |
57—69 |
III |
18—21 |
15—19 |
13—16 |
44—56 |
IV |
15—17 |
9—14 |
7—12 |
29—43 |
|
до 14 |
до 8 |
|
до 28 |
Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.
Таблица 16 Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов
Варианты ответов |
Номера предложений |
||
7 |
8 |
9 |
|
а) |
И |
П |
0 |
б) |
П |
и |
П |
в) |
У |
|
и |
г) |
с |
в |
П |
д) |
0 |
0 |
в |
е) |
П |
У |
У |
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).
Таблица 17
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
Показатели мотивации |
|||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
||
10 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
4-5 |
-5 |
IV |
11 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
4-5 |
|
12 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
4-5 |
_5 |
|
13 |
-5 |
+5 |
_5 |
+5 |
-5 |
4-5 |
V |
14 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
-5 |
4-5 |
|
15 |
-5 |
+5 |
-5 |
4-5 |
-5 |
4-5 |
|
16 |
4-5 |
-5 |
+5 |
_5 |
+5 |
-5 |
VI |
17 |
+5 |
-5 |
4-5 |
-5 |
4-5 |
-5 |
|
18 |
-5 |
+5 |
-5 |
+5 |
-5 |
4-5 |
+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);
+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
-20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
- количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
- количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
- количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
- количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
БЛАНК ОТВЕТОВ
ФИО__________________________________________________________
Класс_____________
Дата______________
Таблица 1
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
|
Показатели мотивации |
||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
2 |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
- |
- |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
6 |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Номера предложений и баллы, им соответствующие |
Варианты ответов |
Показатели мотивации |
|||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.