Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. (Э.М.Александровская)
Оценка 4.6

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. (Э.М.Александровская)

Оценка 4.6
docx
20.08.2020
Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. (Э.М.Александровская)
2.docx

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.

(Э.М.Александровская)

Ф.И.О. учителя_____________________________________________________________________________________________________________ Класс _____ Дата__________

 

 

Фамилия, имя учащегося

Критерии оценки уровня СПА

Всего 

баллов 

 Уровень 

адаптации

 

Критерии определения уровня

социально-психологической

адаптации

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

1.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

            0.Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс).
1.Пассивен, дает неправильные ответы или не отвечает совсем

            2.Учебная активность   нестабильна и/или кратковременна, часто отвлекается, не слышит вопроса.

           3.Редко поднимает руку, но отвечает правильно.
4.Работает, правильные и неправильные ответы чередуются.
5.Активно работает, часто поднимает руку и правильно отвечает.

 

II.УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ. УСПЕВАЕМОСТЬ.

 0.Плохое усвоение материала по всем предметам. Большое кол-во  грубых               ошибок, средний балл ниже 3,5.
1.Частые ошибки, исправления, зачеркивания, непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже.

2.Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок, средний балл по этому предмету от 3,5 и ниже.

3.Редкие ошибки, слова с пропуском букв и их заменой, средний балл успеваемости 3,6 - 3,9.
4.Небольшие помарки, единичные ошибки, средний балл 4 - 4,5
5.Безошибочное выполнение   заданий, средний балл  4,6-5.

 

III.УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.

0.Не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

1.Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

2.Выполняет требования учителя частично, особенно  не  отвлекаясь.
3.Изредка поворачивается, обменивается репликами с товарищами.
4.Выполняет все требования, но иногда отвлекается на короткое время.
5.Сидит спокойно, выполняет все требования.

 

IV.ПОВЕДЕНИЕ НА ПЕРЕМЕНЕ.

0.Часто нарушает нормы поведения, мешает ребятам играть, нападает, кричит, не реагирует на замечания (не владеет собой).

1.Пассивен, скованные движения, избегает ребят.
2.Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.

3.Активность ограничиваются занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку.
4.Активность выражена в малой степени, предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.
5.Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.

 

V.ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ.

0.Проявляет негативизм в общении. Постоянно сердится и обижает детей, и дети его не любят.
1.Замкнут, изолирован от других детей. И дети равнодушны к нему.
2.Предпочитает находиться с детьми, но не вступает с ними в контакты.
3.Сфера общения ограничены, общается избирательно с некоторыми детьми.
4.Сам инициативы в общении не проявляет, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети.
5.Общительный, легко контактирует с детьми.

 

VI.ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ.

0.Общение приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.
1.Избегает контакта, легко смущается. При общении с учителем теряется. Говорит тихо, запинается.
2.Выполняет требования, но не заинтересован в общении, старается быть незамеченным.
3.Старается выполнять требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам.
4.Дорожит хорошим мнением учителя о себе. Стремиться выполнять все его требования. В случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

5.Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему. После урока часто подходит к нему, общается.

 

VII.НАСТРОЕНИЕ.

0.Вспышки гнева, злости, может ударить, что-то сломать (как в общении с детьми, так и с учителем).
1.А.Депрессивное настроение, плач без всяких причин.

Б.Агрессивные реакции, часто повышает голос, ссорится с детьми.
2.А.Тревожность, огорченность, страх.

Б.Обидчивость, раздражительность, вспыльчивость.
3.Эпизодические проявления сниженного настроения.
4.Спокойное эмоциональное состояние, ровное настроение.
5.Хорошее настроение, смеется.

 

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка.

Оценки по шкалам от 3 до 5 баллов расцениваются как благополучная адаптация,

от 0 до 2-как неблагополучная.

Сумма баллов по всем 7 шкалам (от 0 до 35 баллов) является количественным показателем общего уровня СПА.

Нормативы.

21-35 баллов - зона адаптации; ЗА

15-20 баллов - зона неблагоприятных тенденций; ЗНТ

0-14 баллов - зона дезадаптации или зона затрудненной адаптации.ЗТА

 

Рабочая    таблица  для   учителя.

 

 

Ф.И.О. учителя__________________________________ Класс _____ Дата__________

 

 

Фамилия, Имяучащегося

Критерии оценки уровня СПА

Всего

 баллов

Уровень

 адаптации

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

1.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник школьной тревожности Филлипса

 

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стан­дартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обсле­дований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и харак­тер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и сред­него школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классно­го руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне не­желательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необ­ходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в шко­ле. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правиль­ных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если вы согласны и ним, и "-", если не согласны».

 

Текст методики приведен ниже

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или уда­рял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уро­ке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вы­зывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих од­ноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хо­рошо запомнил?

23.  Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь отве­тить на вопрос учителя?

24.  Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дру­жески?

25.  Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами тво­их одноклассников?

26.  Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?

27.  Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готов­ность к уроку?

29.  Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклас­сников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?

32.  Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?

33.  Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36.  Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружа­ющие?

38.  Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?

41.  Обладают ли способные ученики какими-то особыми пра­вами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятель­ную работу?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?

54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?

57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чув­ствуешь, что получишь за него «2»?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

 

Обработка результатов.

 

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опрос­ника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

1. Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).

2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).

4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).

5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,  47 (n = 8).

 

Интерпретация результатов.

Значения показателей тревожно­сти, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сде­лать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состо­яние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состоя­ние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные кон­такты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблаго­приятный психологический фон, не позволяющий ребенку удов­летворять свои потребности в успехе, достижении высокого резуль­тата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное пережи­вание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публич­ной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориен­тация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

 

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — осо­бенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реаги­рования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий не­гативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

Бланк ответов методика Филлипса
ФИО________________________
класс__________

Дата_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да

нет

 

да

нет

 

да

нет

 

да

нет

1

 

 

19

 

 

37

 

 

55

 

 

2

 

 

20

 

 

38

 

 

56

 

 

3

 

 

21

 

 

39

 

 

57

 

 

4

 

 

22

 

 

40

 

 

58

 

 

5

 

 

23

 

 

41

 

 

 

6

 

 

24

 

 

42

 

 

7

 

 

25

 

 

43

 

 

8

 

 

26

 

 

44

 

 

9

 

 

27

 

 

45

 

 

10

 

 

28

 

 

46

 

 

11

 

 

29

 

 

47

 

 

12

 

 

30

 

 

48

 

 

13

 

 

31

 

 

49

 

 

14

 

 

32

 

 

50

 

 

15

 

 

33

 

 

51

 

 

16

 

 

34

 

 

52

 

 

17

 

 

35

 

 

53

 

 

18

 

 

36

 

 

54

 

 

 

 

 

 

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

 

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

 

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

 

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

 

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

 

Интерпретация результатов

– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

 

 

 

 

 

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;

 

% учащихся испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.

 

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
    • не очень
    • нравится
    • не нравится
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома
    • бывает по-разному
    • иду с радостью
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
    • не знаю
    • остался бы дома
    • пошел бы в школу
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    • часто
    • редко
    • не рассказываю
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы
  9. У тебя в классе много друзей?
    • мало
    • много
    • нет друзей
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?
    • нравятся
    • не очень
    • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Назначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

  1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
  2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
  3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
  4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
  5. Живу и существую отдельно от нее (1)
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (1)
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
  3. Не вижу никакой разницы (3)
  4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)
  5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
  6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
  4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
  4. Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 балла - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе

Плохое усвоение материала по всем предметам

Плохое усвоение материала по всем предметам

Пассивен, скованные движения, избегает ребят

Пассивен, скованные движения, избегает ребят

I .ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I .ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф.И.О. учителя__________________________________

Ф.И.О. учителя__________________________________

Опросник школьной тревожности Филлипса

Опросник школьной тревожности Филлипса

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку? 20

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку? 20

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружа­ющие? 38

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружа­ющие? 38

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56

Значения показателей тревожно­сти, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка

Значения показателей тревожно­сти, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка

ФИО ________________________ класс__________

ФИО ________________________ класс__________

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С

Я боюсь выглядеть глупцом. 8

Я боюсь выглядеть глупцом. 8

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне

Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований

Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? точно не знаю хотел бы не хотел бы

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? точно не знаю хотел бы не хотел бы

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Назначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета…

Назначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета…

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. (Э.М.Александровская)

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. (Э.М.Александровская)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2020