Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе
Литература:
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.112-114).
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов нами были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации» [14, 17]: формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового; получения отметки, позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил (а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового.
Спасибо!»
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.5).
Таблица 5
Варианты ответов
|
Количество баллов по номерам вопросов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
а) |
0 |
1 |
2 |
5 |
б) |
5 |
2 |
5 |
2 |
в) |
3 |
3 |
0 |
3 |
г) |
2 |
0 |
1 |
0 |
д) |
4 |
5 |
3 |
1 |
е) |
1 |
4 |
4 |
4 |
Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица 6
Уровни мотивации |
Количество баллов по номерам |
Сумма баллов итогового уровня мотивации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
I |
5 |
5 |
5 |
5 |
17—20 |
II |
4 |
4 |
4 |
4 |
13—16 |
III |
3 |
3 |
3 |
3 |
9—12 |
IV |
2 |
2 |
2 |
2 |
5—8 |
V |
0—1 |
0—1 |
0—1 |
0—1 |
0—4 |
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным, смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II — высокий уровень учебной мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
1У— сниженный уровень учебной мотивации;
V- низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной
мотивации.
Все названные показатели
необходимо выразить в процентах от
общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне
учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются
отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.