Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе

  • doc
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мотив-2.doc

Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе

 

 

Литература:

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 208 с. (С.112-114).

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов нами были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации» [14, 17]: формулировка вариантов окончания каж­дого неоконченного предложения и его балльная оценка учиты­вают наличие шести мотивов (внешнего, игрового; получения отметки, позиционного, социального, учебного).

Учащимся сообщается инструкция.

«Для окончания каждого предложения выбери один из пред­лагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Ря­дом с выбранным ответом поставь знак «+».

 

1.  Я учусь в школе, потому что...

а)  так хотят мои родители;

б)  мне нравится учиться;

в)  я чувствую себя взрослым;

г)  я люблю хорошие отметки;

д)  хочу получить профессию;

е)  у меня хорошие друзья.

 

2. Самое интересное на уроке...

а)  игры и физкультминутки;

б)  хорошие оценки и похвала учителя;

в)  общение с друзьями;

г)  ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е)  готовиться к жизни.

 

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)  получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г)  у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е)  приносить пользу, когда вырасту.

 

 4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

   а)  я хорошо все выучил (а);

б)   в дневнике стоит хорошая отметка;

в)   учительница будет рада;

г)   дома меня похвалят;

д)   смогу побольше поиграть на улице;

е)   я узнаю больше нового.
Спасибо!»

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе  (табл.5).

Таблица 5

Варианты ответов

 

 

Количество баллов по номерам вопросов

1

2

3

4

а)

0

1

2

5

б)

5

2

5

2

в)

3

3

0

3

г)

2

0

1

0

д)

4

5

3

1

е)

1

4

     4

4

Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.

Таблица 6

 

Уровни

мотивации

Количество баллов по номерам

Сумма баллов

итогового

уровня

мотивации

1

2

3

4

I

5

5

5

5

17—20

II

4

4

4

4

13—16

III

3

3

3

3

9—12

IV

2

2

2

2

5—8

V

0—1

0—1

0—1

0—1

0—4

I очень высокий уровень мотивации с выраженным личност­ным, смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мо­тивов, стремлением к успеху;

II высокий уровень учебной мотивации;

IIIнормальный (средний) уровень мотивации;

1У— сниженный уровень учебной мотивации;

V- низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Для оценки эффективности образовательного процесса на эта­пе тестирования первоклассников определяются следующие по­казатели:

-    количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;

-    количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;

-    количество учащихся с нормальным уровнем учебной мо­тивации;

-    количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;

-     количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
   
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные по­казатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являют­ся отправной точкой в отслеживании динамики развития моти­вации учения на последующих возрастных этапах.