Методика написания и требования к программам дополнительного образования детей
Оценка 4.9

Методика написания и требования к программам дополнительного образования детей

Оценка 4.9
doc
24.06.2021
Методика написания и требования к программам дополнительного образования детей
Мое кратко.doc

(Слайд 1) Методика написания и требования к программам дополнительного образования детей

(Слайды 2,3) Методика написания и требования к программам дополнительного образования

ФЗ «Об образовании» Статья 2.

• П. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

• П. 14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

(Слайд 4) Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.

(Слайд 5) Структура программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

(Слайд 6) Оформление и содержание структурных элементов программы

1.На титульном листе указываются:

-наименование учреждения;

-где, когда и кем утверждена программа;

- название программы, можно указать и направление;

-возраст детей, на которых рассчитана программа;

-срок реализации программы;

-Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов)  программы;

-название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

-год разработки программы.

Пример:

(Слайд 7) 2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков, сплошным текстом:

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.

(Слайд 8) Направленность программы

Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.

(Слайд 9) например, направленность моей программы - научно-техническая.

Программа декоративно-прикладного творчества «Бусинка» художественной ориентации, направлена на возрождение народных промыслов, развитие интереса детей к народному творчеству и воспитании патриотизма.

(Слайд 10) Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.

(Слайд 11) Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

— на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

— на современных требованиях модернизации системы образования;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

(Слайд 12) например:

В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)

(Слайд 13) Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь, является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.

Целью программы «….» является:

Формирование (обучение…., развитие, воспитание….

Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить, развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение, развитие, воспитание.

Задачи:

Обучающие:

-обучение…

-знакомство….

-…

Развивающие:

-развитие….

-развитие….

Воспитательные:

-воспитание….

-воспитание…

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. - образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу; — развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; — воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. (Слайд 14) Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.

(Слайд 15) например:

Цель программы: формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

Развивающие:

-развитие образного мышления;

-развитие индивидуальности при решении творческих задач;

Воспитательные:

-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

-воспитание волевых и трудовых качеств личности;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

(Слайд 16) Отличительные особенности данной программы

Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием, свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.

(Слайд 17) примеры:

№ 1 Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.

№ 2 Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются - композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.

(Слайд 18) Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

Например:

В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий

например

Занятия проводятся

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа

Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.

(Слайд 19) Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.

Например:

Цель программы: обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

будут знать:

-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;

-правила организации рабочего места;

-краткую историю декоративно-прикладного творчества;

-теоретические сведения об изученных технологиях.

Уметь:

-использовать в работе знания по технике безопасности;

-применять основы цветоведения на практике;

-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу

И далее по годам. Знания и умения должны полностью перекликаться с целью и задачами

В результате реализации программы воспитанники первого года работы

будут знать:

-

-

Уметь:

-

(Слайд 20) Результативность обучения будет проверятся….(например, опросом, тестами и т. д. то есть ваша диагностика)

Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)

(Слайд 21) учебно-тематический план

№ Перечень разделов, тем Теория

часы Практика

часы Всего

часы

итого итого итого

(Слайд 22) В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других программ, образцов, у ребят сменится интерес и они не захотят работать именно в этой программе.

Например:

(Слайд 23) Содержание изучаемого курса

Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

- название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

- телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

- указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;

Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.

(Слайд 24, 25) Условия реализации программы

Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы, методички, диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.

(Слайд 26) Список литературы

Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания; 14 — по общей и возрастной психологии; — по теории и истории выбранного вида деятельности; — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

Например:

1. Бешенков, С.А. Непрерывный курс информатики / С.А. Бешенков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 986 c.

2. Владимирова А.Б. «Увлекательная информатика. 5-11 классы» Логические задачи, кроссворды, ребусы, игры. Серия «В помощь преподавателю», Волгоград, «Учитель», 2018.

3. Холодова, О. Юным умникам и умницам. 2 класс. Информатика, логика, математика. Методическое пособие / О. Холодова. - М.: Росткнига, РОСТ, 2018. - 280 c.

(Слайд 27) Приложения к образовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• условия прослушивания;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

• электронные ресурсы и др.


Слайд 1) Методика написания и требования к программам дополнительного образования детей (Слайды 2,3)

Слайд 1) Методика написания и требования к программам дополнительного образования детей (Слайды 2,3)

Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы ; -название города, населенного пункта, в котором реализуется программа ; -год разработки программы

Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы ; -название города, населенного пункта, в котором реализуется программа ; -год разработки программы

Слайд 11) Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа

Слайд 11) Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа

Цель и задачи программы (триединые)

Цель и задачи программы (триединые)

Слайд 14) Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы :

Слайд 14) Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы :

Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения

Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения

Цель программы : обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Цель программы : обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Перечень разделов, тем Теория часы

Перечень разделов, тем Теория часы

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет : — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности;…

Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет : — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности;…

• диагностические материалы; • видео- и аудиозаписи, фотоматериалы; • электронные ресурсы и др.

• диагностические материалы; • видео- и аудиозаписи, фотоматериалы; • электронные ресурсы и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2021