Методика обучения народному пению в детском возрасте
Оценка 4.8

Методика обучения народному пению в детском возрасте

Оценка 4.8
Научные работы
docx
искусство +1
28.05.2021
Методика обучения народному пению в детском возрасте
Методика обучения народному пению в детском возрасте.docx

Методика обучения народному пению в детском возрасте

В настоящее время все больше растет интерес к народной традиционной культуре. Детские учебные заведения обращаются к богатствам песенного фольклора и пытаются на его основе эстетически воспитывать молодое поколение. Большое  значение  в  освоении  музыкального  интонирования и развитии творческого мышления имеет возраст первого детства - от 1 до 4 лет. В этом возрасте ребенок начинает произносить слова, понимать их значение. Если прислушаться к тому, что маленькие дети  произносят,  то  можно  услышать,  как  певучи  многие произносимые  ими  слова.  В детский музыкальный  фольклор раннего развития  входят  произведения,  созданные взрослыми для детей, они исполняются: во время  укачивания  младенца, его пестования. Так же есть фольклорный материал для игровых занятий с детьми, который впоследствии может исполняться самим ребёнком: считалки, дразнилки, заклички, поговорки, игровые и шуточные песни.

Весь детский музыкальный фольклор представляет собой обилие различных песен, его можно разделить на три больших раздела:

1)    Календарный;

2)    Потешный;

3)  Игровой.

При обучении детей народному пению для педагога важную роль имеет знание основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания позволяют определить критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытия таланта; найти индивидуальный подход к каждому ученику. Уже с четырехлетнего возраста у детей начинают выявляться  предвестники  тех  или  иных  музыкальных  способностей.  Позже,  в  период  юношества,  они  могут либо угасать, либо, наоборот, бурно развиваться. На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дедактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Для руководителя детского фольклорного ансамбля необходимо знание особенностей строение и развития детского голоса. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к 14 годам. В период роста необходимо особенно бережно обращаться с голосом, следить за его качественными изменениями, разумно распределять нагрузку на голосовой аппарат.

Во время занятия пением,  необходимо соблюдать певческую установку. Научный руководитель, доктор педагогических наук Ангелина Николаевна Зимина характеризует певческую установку как правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и правильное дыхание,  но в то же время тело не должно быть напряжённым. Так же профессор Людмила Александровна Терентьева пишет о певческой установке следующее: «при пении нельзя держаться вяло, расслабленно, без хорошей и твердой опоры на обе ноги. Необходимо постоянно ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость, хороший тонус организма».

Для формирования осанки можно использовать упражнение: подтягивание на носках с последующим медленным опусканием на всю ступню. Держать корпус необходимо прямо, без напряжения, плечи развернуты; голову держать ровно, не опуская вниз и не запрокидывая назад. Детей просто необходимо научить принимать правильную певческую установку, так как она обеспечивает удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, является основой для воспитания певческого голоса.

В пении большое значение имеет навык дыхания. Первая и самая трудная задача руководителя детского фольклорного ансамбля - это научить ребёнка правильно дышать, и чувствовать опору звука. Доктор педагогических наук, профессор Людмила Александровна Безбородова отмечает, что «от правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания». Певческое дыхание отличается от обычного более интенсивной работой дыхательных мышц, удлиненным выдохом, и укороченным вдохом. По мнению Людмилы Александровны Терентьевой, «обучение детей следует начинать с указания на необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки, бесшумно, не поднимая плеч, расходуя дыхание до конца фразы». Часто дети допускают типичные ошибки при вдохе: наполняя воздухом только верхнюю часть легких, при этом поднимаются плечи, в результате держать звук долго невозможно. Голос звучит сухо и сдавленно, певец постоянно «перехватывает» дыхание, вокальная фраза становится короткой. Для правильного певческого дыхания, есть  ряд упражнений:

ДЫХАНИЕ

Упражнение №1:  стоя уверенно на двух ногах  положите ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на нижнюю часть живота. Затем сделайте глубокий вдох таким образом, чтобы боковые и передние стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая вашу ладонь. Но грудная клетка, которая контролируется другой вашей рукой, должна оставаться в покое.

Необходимо научить  детей  активному вдоху, нужно это делать с помощью ассоциаций. Например, как предлагает автор дыхательной системы А. Стрельченко: представить ситуацию, что в комнате – сильный запах гари, и мы активно нюхаем воздух; или представить как дышит на жаре собака. При работе объясняем, что вдох должен быть коротким и активным, попадающим в живот, а выдох – спокойный, произвольный через рот.

Сейчас вашему вниманию предлагается просмотреть видеоматериал дыхательных упражнений на примере работы с детским фольклорным ансамблем «Лазоревый цвет» «Детский школы искусств №1».

Вдох в живот, при выдохе произносим неоднократно звук -ч-

«Заводить моторчик» после вдоха в живот извлекаем звуки «как лошадка»; «ж»; «з»; «эй, эй, эй»

Затем после вдоха в живот восходящие и нисходящие звуки до крайних звуков диапазона на эти же звуки. 

 

ДИКЦИЯ

Развивая детский певческий голос, с первых занятий следует уделять внимание работе над дикцией. Если родители и воспитатели следят за культурой речи своего ребёнка, она развивается правильно, т.е. отличается выразительностью и внятностью. Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением звуков «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Если у ребёнка, заметны какие либо дефекты речи, незамедлительно нужно их устранить, обратившись к логопеду. Так как впоследствии, эти недостатки могут способствовать развитию  неуверенности и  закомплексованности.

  ИНТОНАЦИЯ

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей детей. Главный смысл, зерно мелодии это интонация - самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью звуков. Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей. У детей музыкальный слух развивается на занятиях вокала. Основным условием музыкального интонирования является работа над качеством голоса, его эмоциональной выразительностью и технически правильным воспроизведением - опорой дыхания, артикуляцией, резонированием и т.д.. Всему этому способствуют регулярные занятия пением и начало их с распевания голоса.

РИТМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Так же очень важно, иметь чувство ритма, оно является первостепенным в комплексе музыкальных способностей. Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов (А.А. Баренбойм, А.В. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев) о том, что чувство ритма врожденное и почти не развиваемо. Однако другие музыканты-педагоги и психологи (К. Орф, Б. М. Теплов и др.) доказывают, что при определенной методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма развивается. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения — сразу начинают производить осознанные движения. С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме: ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

Просмотрим видео упражнений на развитие ритмических способностей ребёнка: «С барабаном ходит ёжик», распевание с элементами движения «Расскажу вам про покупки»

Взрослый произносит стихотворение про ежа, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (или, например, БУМ- БУМ- бум- бум- бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

ЭМОЦИИ.

Навык эмоционально-выразительного исполнения заключается в способности отражать музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни, прибаутки и т. д). Он достигается: - выразительностью лица (выражение глаз); выразительностью движения и жестов; тембровой окраской голоса. Именно эмоциям, их функциям и качествам, обязано музыкальное искусство  своим  существованием,  так  как  благодаря  эмоциям  мы воспринимаем не набор и последовательность разрозненных звуков, а музыку. Эмоциональное  переживание  обеспечивает  возможность  целостного отражения,  выступает  синтезирующей  основой  образа  во  всех  видах человеческой  деятельности.  А  произвольное  управление  мимикой,  в  свою очередь,  способствует  возникновению   соответствующей  эмоции,  это отражается на способе артикуляции и дыхания, что приводит к определенному способу  звукообразования. Замечено,  что  тембр  голоса  во  многом  зависит  от мимики  поющего  в  соответствии  с  его  определенным  эмоциональным состоянием.  Для развития эмоциональных способностей можно использовать разные упражнения. Например, с помощью скороговорок, произнести диалог, используя жесты и мимику для выразительности персонажей. При помощи данных упражнений параллельно развиваются как эмоциональные так дикционные способности ребёнка.

1. Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погодка, ёж?

- Свежа!

- И пошли вдвоём, дрожа,

Скорчась,  съёжась,  два ежа.

2.Три сороки тороторки, тороторили на горке. (скороговорка говориться 2-мя группами детей несколько раз, используя разные ударения. Подражание спору.)

3.Можно распеть детей с применением разных эмоций (грусть, злость, радость, и т.д.)

 «…каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору…»


Скачано с www.znanio.ru

Методика обучения народному пению в детском возрасте

Методика обучения народному пению в детском возрасте

Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно

Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно

Голос звучит сухо и сдавленно, певец постоянно «перехватывает» дыхание, вокальная фраза становится короткой

Голос звучит сухо и сдавленно, певец постоянно «перехватывает» дыхание, вокальная фраза становится короткой

Так как впоследствии, эти недостатки могут способствовать развитию неуверенности и закомплексованности

Так как впоследствии, эти недостатки могут способствовать развитию неуверенности и закомплексованности

Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить

Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить

Встретил в чаще ёж ежа: - Как погодка, ёж? -

Встретил в чаще ёж ежа: - Как погодка, ёж? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021