Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области"
Методика определения
интеллектуальной одаренности
(методическое пособие)
Кувандык
2019
Утверждено методическим советом ДПШ.
Протокол № __________от _______2019г.
Ответственный за выпуск: Циома С.Г., заместитель директора по информационно – методической работе ДПШ.
Методика определения интеллектуальной одаренности./ Сост. Лимарева Э.Д.. – Кувандык: ДПШ, 2018.
Материалы будут ценны для педагогов дополнительного образования, учителей и психологов общеобразовательных школ.
В методическом пособии раскрыта практическая диагностика одаренности детей. Указаны наиболее популярные и известные в международной практике стандартизированные методы измерения интеллекта для выявления одаренных детей. Рассматривается несколько методик для диагностики интеллектуальной детской одаренности.
.
Содержание
I. Пояснительная записка. …………………………………..4
II. Тесты на изучение структуры интеллекта ……………..6
1. Тест «Простые аналогии» ………………………………..6
2. Тест «Сложные аналогии» ……………………………….9
3. Тест «Толкование пословиц» ……………………………11
4. Тест «Сравнение понятий» ………………………………14
5. Тест «Выделение существенных признаков»…………..16
6. Тест «Исключение лишнего»…………………………….18
7. Тест на языковой интеллект ..……………………………22
8. Тест «Интеллектуальная лабильность»...………………..31
9. Анкета по типам интеллекта..…………………………….34
10. Тест «КОТ»……………………………………………….38
11. Литература………………………………………………..47
Одаренность – конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность – это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность – пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Пояснительная записка
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:
1. по широте проявления – общие и специальные;
2. по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и так далее;
3. по степени сформированности – актуальная и потенциальная;
4. по возрастным особенностям – ранняя и поздняя;
5. по форме проявления – явная и скрытая.
Различают также одаренность с гармоничным типом развития и с дисгармоничным типом развития.
Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); мотивация.
С педагогической точки зрения особый интерес представляют характеристики интеллектуальных способностей детей. Они попадают в поле зрения педагога на каждом занятии и уроке, однако весь спектр таких способностей невозможно назвать. В этой связи психологи выделяют основные из них -память, внимание, восприятие, воображение, мышление, степень выраженности которых у каждого ребенка индивидуален.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов.
Основные усилия педагогов МБОУДОД ДПШ направлены на изучение методик и исследований отечественных и зарубежных психологов. Накапливается методический материал по данному вопросу, поскольку на данный момент не существует специальной подготовки для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.
Основной смысл работы состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем на обучение в Дом пионеров и школьников. Информация собирается от родителей, учителей школы и детей.
На занятиях в каждом объединении проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ребенок может показать свои способности.
В течение работы идет формирование базы данных о талантливых и одаренных детях с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
II. Тесты на изучение структуры интеллекта
Тест «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
С помощью данного теста можно определить характер логических связей, а также наличие отношений, которые возникают между понятиями. Задания этого теста предлагаются лицам при достижении 10-летнего возраста и выше.
Обработка
Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.
Ключ
Вопр. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Отв. |
4 |
1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
2 |
2 |
4 |
Вопр. |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
Отв. |
5 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
1 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
4 |
Инструкция
Вы видите два слова: сверху – «лошадь», снизу – «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово – «корова», а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет – «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.
Тестовый материал
1 |
Лошадь |
Корова |
Жеребенок |
Пастбище, рога, молоко, теленок, бык |
|
2 |
Тонкий |
Безобразный |
Толстый |
Красивый, жирный, грязный, урод, веселый |
|
3 |
Свинец |
Пух |
Тяжелый |
Трудный, перина, перья, легкий, куринный |
|
4 |
Ложка |
Вилка |
Каша |
Масло, нож, тарелка, мясо, посуда |
|
5 |
Яйцо |
Картофель |
Скорлупа |
Курица, огород, капуста, суп, шелуха |
|
6 |
Коньки |
Лодка |
Зима |
Лед, каток, весло, лето, река |
|
7 |
Ухо |
Зубы |
Слышать |
Видеть, лечить, рот, щетка, жевать |
|
8 |
Собака |
Щука |
Шерсть |
Овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя |
|
9 |
Пробка |
Камень |
Плавать |
Плавец, тонуть, гранит, возить, каменщик |
|
10 |
Чай |
Суп |
Сахар |
Вода, тарелка, крупа, соль, ложка |
|
11 |
Дерево |
Рука |
Сук |
Топор, перчатка, нога, работа, палец |
|
12 |
Дождь |
Мороз |
Зонтик |
Палка, холод, сани, зима, шуба |
|
13 |
Школа |
Больница |
Обучение |
Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной |
|
14 |
Песня |
Картина |
Глухой |
Хромой, слепой, художник, рисунок, больной |
|
15 |
Нож |
Стол |
Сталь |
Вилка, дерево, стул, пища, скатерть |
|
16 |
Рыба |
Муха |
Сеть |
Решето, комар, комната, жужжать, паутина |
|
17 |
Птица |
Человек |
Гнездо |
Люди, птенец, рабочий, зверь, дом |
|
18 |
Хлеб |
Дом |
Пекарь |
Вагон, город, жилище, строитель, дверь |
|
19 |
Пальто |
Ботинок |
Пуговица |
Портной, магазин. нога, шнурок, шляпа |
|
20 |
Коса |
Бритва |
Трава |
Сено, волосы, острая, сталь, инструмент |
|
21 |
Нога |
Рука |
Сапог |
Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть |
|
22 |
Вода |
Пища |
Жажда |
Пить, голод, хлеб, рот, еда |
|
23 |
Электричество |
Пар |
Проволока |
Лампочка, лошадь. ток, вода, трубы, кипение |
|
24 |
Паровоз |
Конь |
Вагоны |
Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня |
|
25 |
Алмаз |
Железо |
Редкий |
Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный |
|
26 |
Бежать |
Кричать |
Стоять |
Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать |
|
27 |
Волк |
Птица |
Пасть |
Воздух, клюв, соловей, яйца, пение |
|
28 |
Растение |
Птица |
Семя |
Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо |
|
29 |
Театр |
Библиотека |
Зритель |
Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель |
|
30 |
Железо |
Дерево |
Кузнец |
Пень, пила, столяр, кора, листья |
|
31 |
Нога |
Глаза |
Костыль |
Палка, очки, слезы, зрение, нос |
|
32 |
Утро |
Зима |
Ночь |
Мороз, день, январь, осень, сани |
Тест «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»
Диагностическая цель: определение степени доступности понимания сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.
Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Процедура тестирования
«Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения:
- «овца – стадо» - часть и целое
- «малина – ягода» - определение
- «море – океан» - количественное различие
- «свет – темнота» - противопоставление
- «отравление – смерть» - причина и следствие
- «враг – неприятель» - синонимы
Тест состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Необходимо определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Образец», в котором приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Образец» - пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Образец». Время выполнения задания - 3 минуты.
Материал к тесту
Образец
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель
1. Испуг –
бегство А Б В Г Д Е
2. Химия – наука А Б В Г Д Е
3. Правильно – верно А Б В Г Д Е
4. Грядка – огород А Б В Г Д Е
5. Пара –
два
А Б В Г Д Е
6. Буква – слово А
Б В Г Д Е
7. Бодрый – вялый А Б В Г
Д Е
8. Свобода – воля А Б В Г
Д Е
9. Страна – город А Б В Г
Д Е
10. Похвала – брань А Б В Г Д Е
11. Месть – поджог А Б В Г Д Е
12. Девять – число А Б В Г Д Е
13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е
14. Глава – роман А Б В Г
Д Е
15. Покой – движение А Б В Г Д Е
16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада – мороз А Б В Г Д Е
18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение – искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Д |
Б |
Е |
А |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Г |
Д |
Б |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Д |
Б |
В |
Оценка
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
19 |
18 |
17 |
15 |
12-14 |
10-11 |
8-9 |
7 |
6 |
Анализ результатов
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наиболее информативное значение имеют рассуждения испытуемого.
Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада – мороз».
Тест «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ»
Назначение теста.
Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов.Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.
Инструкция к тесту
Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный
переносный смысл.
Примечание
Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому
сравнить между
Список пословиц
Куй железо, пока горячо.
Не в свои сани не садись.
Нет дыма без огня.
Не все то золото, что блестит.
Лес рубят – щепки летят.
Шила в мешке не утаить.
В тихом омуте черти водятся.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Что посеешь, то и пожнешь.
Отольются кошке мышкины слезки.
Цыплят по осени считают.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Тише едешь – дальше будешь.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Встречают по одежке, а провожают по уму.
На воре и шапка горит.
Как аукнется, так и откликнется.
Мал золотник, да дорог.
Горбатого могила исправит.
Один в поле не воин.
Не криви душой.
Кот наплакал.
Глас вопиющего в пустыне.
Кишка тонка.
Два сапога – пара.
Вбить себе в голову.
Голова садовая.
Язык мой – враг мой.
Заставь дурака молиться – он себе и лоб расшибет.
Молодец среди овец, а на молодца и сам овца.
Мурашки по коже.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Как обухом по голове.
Комар носа не подточит.
Как собаке пятая нога.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Как гром среди ясного неба.
Денег куры не клюют.
Душа ушла в пятки.
Бросил тень на плетень.
Толочь воду в ступе.
Пустить козла в огород.
Мало каши ел.
Буря в стакане воды.
Овчинка выделки не стоит.
Носить воду в решете.
Запретный плод сладок.
Хоть кол на голове теши.
Как об стенку горохом.
Одного поля ягоды.
Волков бояться – в лес не ходить.
Оценка результатов
Объяснение смысла фразы буквально или на собственных примерах говорит о том, что человек имеет низкий уровень развития навыков общения.
Тест «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
Назначение теста
Методика применяется при
исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и
подростков.
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает
относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем
они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол. Исследователь на первых примерах может
разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на
соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание
сходства, а потом – различий.
1.
Утро – вечер.
2. Яблоко – вишня.
3. Корова – лошадь.
4. Лев – собака.
5. Летчик – танкист.
6. Ворона – воробей.
7. Лыжи- коньки.
8. Молоко – вода.
9. Трамвай – автобус.
10. Золото – серебро.
11. Река – озеро.
12. Сани – телега.
13. Велосипед – мотоцикл.
14. Воробей – курица.
15. Собака – кошка.
16. Дуб – береза.
17. Ворона – рыба.
18. Сказка – песня.
19. Лев – тигр.
20. Картина – портрет.
21. Поезд – самолет.
22. Лошадь – всадник.
23. Обман – ошибка.
24. Кошка – яблоко.
25. Ботинок – карандаш.
26. Голод – жажда.
Обработка и интерпретация результатов теста
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению. Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности. При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий. Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.
Тест «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Задания данного теста предназначены для выявления особенностей мыслительного процесса, умения отличать важные признаки предметов или явлений от малозначащих.
По тому, какие признаки были выделены, можно судить о доминировании конкретного или абстрактного образа мышления.
Испытуемому предъявляют ряды слов: одно перед скобкой и пять – внутри нее. При выполнении заданий испытуемые должны показать, насколько у них развита способность выявить абстрактное значение различных понятий.
Слова, которые находятся внутри скобки, каким-то образом связаны с тем, которое находится перед ней. Необходимо остановить свой выбор лишь на двух – на тех, которые в большей степени связаны со словом, стоящим перед скобкой.
Список слов
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидания, свадьба).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Ответы
1. Растения, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Углы, сторона.
6. Делимое, делитель.
7. Диаметр, округлость.
8. Глаза, текст.
9. Бумага, редактор.
10. Игроки, правила.
11. Сражение, солдаты.
12. Бумага, текст.
13. Голос, мелодия.
14. Колебания почвы, шум.
15. Книги, читатели.
16. Почва, деревья.
17. Состязания, победа.
18. Врач, больные.
19. Чувства, человек.
20. Родина, человек.
Оценка результатов
В том случае, когда испытуемый допускает много ошибок, можно говорить о том, что у человека конкретно-ситуативное мышление доминирует над абстрактно-логическим.
Если испытуемые при выполнении заданий совершают ошибки, но потом их исправляют, то это говорит о том, что человек импульсивен.
Тест «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Задания теста представлены в двух вариантах: материал для вербального и невербального исследования. В данном случае исследуется способность обобщать и абстрагировать, а также выделять значимые признаки.
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен
вышеизложенному.
Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.
I. Словесный вариант
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудачи, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
II. Предметный вариант
Для испытания необходим набор карточек, на которых изображено по 4 предмета. Испытуемому необходимо удалить 1 предмет из группы, а оставшимся дать общее название. И в то же время необходимо пояснить, почему был исключен именно этот предмет.
Первое задание можно выполнить совместно с испытуемым, а остальные тестируемый выполняет самостоятельно.
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
I |
II |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 |
- |
объединяемых в одну группу предметов (слов); |
- |
5 |
«лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 |
- |
для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; |
- |
4 |
для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 |
- |
объединяемых в одну группу предметов (слов); |
- |
2,5 |
«лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 |
- |
предметов (слов) объединенных в одну группу; |
- |
1 |
«лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: |
||
0 |
- |
предметов (слов) объединенных в одну группу; |
- |
0 |
«лишнего» предмета (слова) |
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он, верно, решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
Тест на языковой интеллект
Этот тест предназначен для определения уровня языкового интеллекта. Тест состоит из заданий, которые представляют собой нахождение одинаковых по значению слов, аналогий, правильного звучания пословиц, а также проверку памяти на слова. Для выполнения заданий этого теста требуется не только языковое чутье, но и аналитические способности.
Рекомендуется для исследований лиц старше 14 лет.
1. Отметьте слово, которое не подходит по значению.
A. Автобус
Б. Грузовик
B. Автомобиль
Г. Вертолет
2. В каждой из последующих комбинаций букв скрыто название животного. Определите, какое из них не подходит по значению.
A. Алкеб
Б. Рлкико
B. Сивянь
Г. Окакш
3. Как заканчивается пословица?
Не рой другому яму...
A. а то выроют тебе.
Б. и сам в нее не упадешь.
B. сам в нее упадешь.
Г. так будешь сам умнее.
4. Отметь слово, которое не подходит по смыслу другим.
A. Воздух
Б. Крыло
B. Керосин
Г. Экскаватор
5. Как заканчивается пословица?
Кто рано встает...
A. тот добро наживает.
Б. тому Бог падает.
B. тот день бережет.
Г. тот долго живет.
6. Если переставить буквы АСВИЛ, то, что получится?
A. Страна
Б. Животное
B. Река
Г. Город
7. Какое из слов, полученных из комбинации букв, не означает название профессии?
А. КЕПЬАР
Б. ЯЛОЬР
В. ЕАЧВР
Г. НОКЛПИТ
8. В комбинации букв представлены названия городов, отметьте город, который расположен не на территории России.
A. БТОМВА
Б. ЛАМРДИ
B. РОГБЕДОЛ
Г. ХСАЬАРНЕГКЛ
9. Подберите слово, которое соответствует по смыслу обоим данным:
трава / бег
A. Хмель
Б. Дерн
B. Выгон
Г. Петрушка
10. Какое из этих слов не подходит по смыслу другим?
A. Пинцет
Б. Топор
B. Молоток
Г. Тесак
11. Какая часть слова, присоединенная к данным, придает им смысл?
Сино-, психо-, астро-,
A. фаг
Б. ним
B. анализ
Г. лог
12. Вставьте часть слова, которая отсутствует в скобках.
Маска / аксрет / мастер
Трактир / ... / ресторан
A. ксасам
Б. ритнар
B. карсер
Г. роткар
13. Какое из этих слов имеет одно и то же значение, что и оба данных?
Шофер ... Водитель...
A. Кондуктор
Б. Проводник
B. Рулевой
Г. Пилот
14. Какой частью слова заканчивается первое и начинается второе?
Пи / ... / ос
A. Лот
Б. Рог
B. Вол
Г. Гол
15. Какое слово отсутствует в перечне?
Корова, курица, свинья, яйцо, окорок.
A. Шницель
Б. Молоко
B. Перья
Г. Жир
16. Вставьте в скобки часть слова, чтобы им кончалось первое слово и начиналось второе.
Ру / ... / ша
А. да
Б. ни
В. ка
Г. су
17. Найдите слово, которое не соответствует другим.
A. Слух
Б. Зрение
B. Рука
Г. Гормон
18. Четыре докладчика выступили с темами: «Америка», «Вероятность», «Двигатели», «Животноводство». Какова тема пятого докладчика?
A. Мужество
Б. Человек
B. Мореходство
Г. Изотопы
19. Какое из имен не соответствует другим?
А. Багратион
Б. Кутузов
В. Мюрат
Г. Раевский
20. Как оканчивается пословица?
Пуганная ворона...
A. и в лес не летит.
Б. и куста боится.
B. сама себя боится.
Г. на сук не садится.
21. Как заканчивается пословица?
На что и клад...
A. если молод и богат.
Б. если молод и женат.
B. если и так рад.
Г. коли в семье лад.
22. Какое слово не соответствует по смыслу другим?
A. Кит
Б. Окунь
B. Сельдь
Г. Акула
23. Какое слово подходит по смыслу трем данным: урок, доска, дверь?
A. Молоток
Б. Мел
B. Пылесос
Г. Оборона
24. Какое из слов соответствует по значению данным?
Прибытие, появление
A. Терпение
Б. Дар
B. Еда
Г. Рождение
25. Вставьте в скобки пропущенные буквы.
Случайно (чудо) окончательно
Автоматический (...) электрический
A. Скант
Б. Стин
B. Отке
Г. Лелс
26. Что означает слово, скрытое в комбинации букв ММАКСНУР?
A. Страна
Б. Река
B. Город
Г. Животное
27. Вставьте в скобки часть слова так, чтобы им заканчивалось первое и начиналось второе.
Пар (...) ар
A. Ом
Б. Ус
B. Сон
Г. Ад
28. Как начинается пословица?
... того не будет знать Иван.
A. Чего не знает Петр,
Б. Чего Ванюша не имеет,
B. Чего не знал Ванюша,
Г. Чего не знаешь сам.
29. Какое слово отсутствует в перечне?
Пиджак, рубашка, брюки, галстук, ботинки.
A. Носки
Б. Часы
B. Ремень
Г. Деньги
30. Какое из следующих утверждений представляет собой точку зрения?
А. Жизнь имеет начало и конец.
Б. Огурец на 90% состоит из воды.
В. Искусственные волокна ухудшают качество нашей жизни.
Г. Океаны занимают две трети поверхности Земли.
Таблица ответов
В данной таблице вы найдете верные ответы. Если ваша буква ответа совпадает с правильной, запишите себе балл.
Оценка
Тест «Интеллектуальная лабильность»
в модификации С. Н. Костроминой
Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Рекомендуется для исследований лиц 12-15 лет. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!
Содержание методики
1. (Квадрат №1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат № 2). Напишите цифры 1,6,3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат № 4). Напишите слово «пар» наоборот.
4. (Квадрат № 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат № 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат № 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат № 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат № 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат № 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат № 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат № 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат № 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку, пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат № 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат № 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат № 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат № 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат № 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат № 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат № 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К»— в круг, букву «О» — в треугольник.
20. (Квадрат № 25) напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
Бланк для ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
11 |
12 |
13 |
4 |
5 |
16 |
17 |
18 |
9 |
0 |
21 |
22 |
23 |
4 |
5 |
При проведении исследования от экспериментатора требуется чёткое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:
0-2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3-4 – средняя лабильность;
5-7 – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок – малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Анкета по типам интеллекта
(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)
Анкета по типам интеллекта позволяет выявить склонность ребенка к тому или иному типу деятельности, что может помочь ему в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структура интеллекта, изложенных в теории Говарда Гарднера.
Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют
1. Я умело работаю с предметами.
2. У меня хорошее чувство направления.
3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
4. Я могу легко запоминать слова песен.
5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
6. Я всегда делаю все поэтапно.
7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
9. Я хорошо учусь, слушая других.
10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
13.Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
14. Я учусь лучше, когда мне нужно делать что-то самостоятельно.
15.Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
19.У меня богатый словарный запас.
20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
25. Меня легко вывести из себя.
26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
27. Я люблю сочинять музыку.
28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты
Типы интеллекта |
Пункты анкеты |
Общая сумма |
Лингвистический |
5, 9, 19, 20 |
|
Математико-логический |
6, 11, 22, 28 |
|
Визуально-пространственный |
2, 12, 18, 24 |
|
Музыкальный |
4, 10, 17, 27 |
|
Межличностный |
3, 8, 13, 23 |
|
Внутриличностный |
7, 15, 16, 26 |
|
Кинестетический |
1, 14, 21, 25 |
|
Различные типы интеллекта
Типы интеллекта |
Краткая характеристика типов |
Рекомендуемые упражнения |
1 |
2 |
3 |
Лингвистический |
Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в “слова” |
Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др. |
Математико-логический |
Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, “стратегические” игры. Быстро распознают причины и следствия |
Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. “Карты памяти” и др. |
Внутриличностный |
Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой |
Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др. |
Визуально-пространственный |
Мыслит образами и “картинками”. Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии |
Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, “дорисовки”, незаконченные предложения и др. |
Музыкальный |
Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. |
Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др. |
Кинестетический |
Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники. |
Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др. |
Межличностный |
Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей. |
Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др. |
Тест «КОТ»
Предлагается несколько простых заданий. Прочтите эту страницу внимательно, без команды ее не переворачивайте.
Тест содержит 50 заданий. На выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте время на 1 вопрос.
Рекомендуется для исследований лиц старше 12 лет.
Образцы заданий и правильные ответы на них
1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 — тяжелый, 2 – упругий, 3 – скорый, 4 – легкий, 5 – медленный. Ответ: 5.
2. МИНЁР и МИНОР. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными. Ответ: 3.
3.БЕНЗИН стоит 1500 рублей. Сколько стоят 2,5 литра бензина? Ответ: 3750 рублей.
Все ответы следует писать в выданном бланке для ответов.
Образец бланка помещен ниже.
Все вопросы следует задавать перед началом работы. Во время выполнения теста на вопросы испытуемых отвечать нельзя.
После команды необходимо сразу же приступить к работе.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратить выполнять задание, положить ручки.
Бланки с ответами следует сдать.
Необходимо сосредоточиться. В бланке для ответов записать имя и фамилию, возраст, класс, где учитесь.
Задания теста
1. Одиннадцатый месяц года — это: 1 — октябрь, 2 — май, 3 — ноябрь, 4 — февраль.
2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 — резкий, 2 — строгий, 3 — мягкий, 4 — жесткий, 5 — неподатливый.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1 — определенный, 2 — сомнительный, 3 — уверенный, 4 — доверие, 5 — верный.
4. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н.э.» означает: нашей эры?
5. Какое из слов отлично от других?
1 — петь, 2 — звонить, 3 — болтать, 4 — слушать, 5 — говорить.
6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 — незапятнанный, 2 — непристойный, 3 — неподкупный, 4 — невинный, 5 — классический.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к слову НОС:
1 — сладкий, 2 — язык, 3 — запах, 4 — зубы, 5 — чистый.
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp M. J. — Harp M. J.
Filder Е. Н. — Fielder Е. Н.
Conner М. Е. — Connor M. Е.
Woerner O.W. — Woerner О. W.
Soberquist В. R. — Soberquist P. R.
9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 — очевидный, 2 — явный, 3 – недвусмысленный, 4 — отчетливый, 5 — тусклый.
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?
11. Слова СТУК и СТОК имеют: 1 — сходное значение, 2 — противоположное, 3 — ни сходное, ни противоположное.
12. Три лимона стоят 4500 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины?
13. Сколько пар чисел из этих 6 являются полностью одинаковыми?
14. БЛИЗКИЙ является противоположным слову: 1— дружеский, 2—приятельский, 3—родной, 4—иной.
15. Какое число является наименьшим? 6, 0, 7, 9, 36, 0, 31, 5
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
17. Одни ухода они гостей после наконец остались/
18. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?
19. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
20. ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1 — сходное значение, 2 — противоположное, 3 — ни сходное, ни противоположное.
21. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет — П, неправильное — Н.
Мхом обороты камень набирает заросший
22. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл?
1. Держать нос по ветру.
2. Пустой мешок не стоит.
3. Трое докторов не лучше одного.
4. Не все то золото, что блестит.
5. У семи нянек дитя без глаза.
23. Какое число должно стоять вместо знака «?»
66 59 52 45 38 ?
24. Длительность дня и ночи в сентябре
почти такая
же, как и в: 1 — июне, 2 — марте, 3 — мае, 4 — ноябре.
25. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.
Все предметы из камня тонут в воде.
Данный предмет не утонул в воде.
Данный предмет не из камня.
26. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 сек.?
27. Если предложить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
28. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 40 000 руб. Сколько килограммов фарша можно купить на 16 000 рублей?
29. РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ. Эти слова: 1 — сходны по смыслу, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 8400 долларов, был оценен во время сезонной распродажи на 33 и 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась трапеция (равнобедренная):
|
34. На платье требуется 2 и 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?
35. Значения следующих двух предложений: 1 – подобны, 2 – противоположны, 3 — не подобны, не противоположны.
Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.
36. УВЕЛИЧИВАТЬ или РАСШИРЯТЬ. Эти слова: 1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.
37. Смысл двух английских пословиц; 1 — схож, 2 — противоположен, 3 — ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
38. Бакалейщик купил ящик с апельсинами на 3,6 доллара. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 3 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжины ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
39. ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ. Эти слова по своему значению: 1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.
40. Если бы полкило картошки стоило 125 рублей, то сколько килограммов картошки можно было бы купить на 5000 рублей.
41. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким бы числом вы его заменили? 1/4 1/8 1/4 1/8 1/4 1/8 1/4 1/8 1/6.
42. ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова являются: 1 – сходными, 2 — противоположными, 3 — ни сходными, ни противоположными.
43. Сколько соток составляет участок 70 на 20 м?
44. Следующие две фразы по значению: 1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие — дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое — сложностью.
45. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз?
46. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы
поставили на его место? 1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
47. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 рублей, К. — 3500 рублей, П. — 2000 рублей. Если прибыль составит 24000 рублей, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
48. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят — щепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди.
49. Значение следующих фраз: 1 — сходно, 2 — противоположно, 3 — ни сходно, ни противоположно.
Лес рубят — щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
50. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
51. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего — 1200 слов. Статья должна занять 21 страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?
КЛЮЧИ |
|||
№ задания |
Ключ |
№ задания |
Ключ |
1. |
3 |
26. |
1 |
2. |
3 |
27. |
1 |
3. |
2 |
28. |
1 |
4. |
ДА |
29. |
2—13 |
5. |
4 |
30. |
3 |
6. |
2 |
31. |
1600 |
7. |
4 |
32 |
1,2,4 |
8. |
1 |
33. |
18 |
9. |
5 |
34. |
3 |
10. |
40 |
35. |
1 |
11. |
3 |
36. |
1 |
12. |
27000 |
37. |
0,48 |
13. |
4 |
38. |
1 |
14. |
3 |
39. |
20 |
15. |
0,31 |
40. |
1/4 |
16. |
НИ |
41. |
3 |
17. |
4 |
42. |
14 |
18. |
4 |
43. |
1 |
19. |
3 |
44. |
800 |
20. |
Н |
45. |
1/10 |
21. |
3,5 |
46. |
280 |
22. |
31 |
47. |
4,5 |
23. |
2 |
48. |
1 |
24. |
1 |
49. |
3 |
25. |
1500 |
50. |
17 |
Нормы теста «КОТ»
|
Медианная норма |
Стандартное отклонение |
Школьники (6-й класс) |
15 |
6.8 |
- мальчики |
16 |
9.1 |
- девочки |
14 |
4.4 |
Учащиеся 9-го класса |
21 |
4.6 |
Студенты университета |
28 |
8.3 |
Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.
Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).
Инертность мышления и переключаемость – это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.
Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.
Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.
Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).
Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.
Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.
Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.
1. Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.
2. Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
3. Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.
4. В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.
Литература
1. Альманах психологических тестов, М., «КСП», 1995.
2. Волочков А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика), Пермь,2002.
3. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). Спб., ИМАТОН, 1994.
4. Е. Е. Туник. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. Издательство: "Речь", 2009 - 96 с.
5. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования//Народное образование №8, 2001, стр. 77-89
6. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. Спб.2002. Приложение.
7. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана, - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003 - 128c.
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург.2004
9. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146
10. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996 г.
Интернет - источники
1. http://psy-school.narod.ru/met1.html
2. http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/superintellekt_intensiv_trening_dlja_povyshenija_iq/p5.php
3. http://school28salsk.narod.ru/rekomenduem/psiholog/uspeh.htm
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/anketa-po-tipam-intellektastruktura-intellekta-soglasno-teor
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.