Методика «Наши отношения»
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать один номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
1 серия утверждений позволяет выявить состояние сплоченности классного коллектива
1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.
8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большенство ребят.
9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины осуждаются только активом класса
10. Наш класс не обращает внимания на нарушителей дисциплины. За свои поступки они отвечают только перед учителем, завучем, директором.
11. Мы стараемся не выносить сор из избы, то есть делать так, чтобы о наших поступках как можно меньше знали учителя, завуч, директор
12. В нашем классе кто как хочет ,тот так и ведет себя. Мы не особенно обращаем внимание друг на друга, на требования учителей.
2 серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.