Методика подготовки к ОГЭ
Оценка 4.6

Методика подготовки к ОГЭ

Оценка 4.6
docx
02.03.2020
Методика подготовки к ОГЭ
Материалы. Модуль 1. Методика подготовки к ОГЭ по математике.docx

Методика подготовки к ОГЭ по математике

Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.

При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:

·                     формировать у учащихся навыки самоконтроля;

·                     формировать умения проверять ответ на правдоподобие;

·                     систематически отрабатывать вычислительные навыки;

·                     формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;

·                     учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;

·                     учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;

·                     учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.

Предлагается несколько интересных, приёмов: 

Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта

Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Полезны также и приёмы быстрого счёта, такие как:

·                     возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;

·                     умножение и деление на 5, 25,

·                     умножение на 11;

·                     нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;

·                     деление трёхзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37;

·                     извлечение квадратного корня.

 

Следующий шаг, который поможет нам подготовиться не только к ОГЭ, но и к ЕГЭ – составление справочников.

Что это за справочники и как они могут нам помочь?

Справочник – это основные определения, свойства, формулы, которые встречаются в школьном курсе математике.

Если вы ведете класс с пятого класса, то удобно составлять справочник сразу при изучении той или иной темы.

Например, при изучении формул сокращенного умножения, их сразу записываем в справочник. Изучаем квадратный корень – основные свойства записываем в справочник.

Так, к 9 классу у нас будет справочник, содержащий всю необходимую информацию. И учащимся при подготовке к экзамену не придётся перерывать кучу учебников и пособий. Все будет в одном месте.

Если же вы взяли класс только в 9 классе, то справочник можно составлять в процессе повторения материала. Он станет хорошим подспорьем перед экзаменом.

Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ

Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека.

Алгоритм действий учащихся.

Задания обязательного уровня (1 часть)

Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.

Делают работу над ошибками.

Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки.Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.

Задания 2 части

Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли.

Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа.Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели. Проверку осуществляют на элективе.

Задания повышенной сложности

Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.

Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.

Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.

Я думаю, что вы обращали внимание на то, что алгебра детям дается проще чем геометрия. Геометрию дети не очень любят. Именно поэтому при подготовке к экзамену особое внимание нужно уделить геометрии.

Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (брать задания из открытого банка)

Например, по теме «Окружность» рассматривают вопросы:

·                     прямые, отрезки и углы, связанные с окружностью;

·                     свойства вписанных и центральных углов;

·                     углы между хордами, касательными и секущими;

·                     свойства хорд;

·                     соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих;

·                     свойства дуг и хорд, длина дуг и хорд, площадь круга и его частей;

·                     взаимное расположение двух окружностей.

По теме «Треугольники» рассматривают вопросы:

·                     признаки равенства треугольников;

·                     неравенство треугольника;

·                     определение вида треугольника;

·                     4 замечательные точки треугольника;

·                     теорема синусов;

·                     теорема косинусов;

·                     площади треугольников;

·                     признаки подобия треугольников;

·                     вписанные и описанные треугольники.

По теме «Четырёхугольники» рассматривают вопросы:

·                     вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и площади;

·                     параллелограмм и его свойства;

·                     трапеция и её свойства;

·                     прямоугольник, его свойства и признаки;

·                     ромб, его свойства и признаки;

·                     квадрат, его свойства и признаки.

Авторитет учителя

Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей.

Если учитель планирует провести проверочное диагностическое тестирование по какой-то определённой теме (а это разумно), то должен соблюдаться следующий принцип: правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего.

Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года.

Работа с родителями.

Для обучающихся и их родителей в сентябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой экзамена, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.

Родительские собрания проводим 1 раза в четверть. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Всегда в классе есть несколько групп учеников: те, кто средне или даже ниже среднего успевает по математике и те, которые справляются с заданиями очень хорошо.

Понятно, что ожидать от ребенка, который успевает на 3 что на экзамене он получит 5 – глупо и нет смысла.

Именно поэтому можно для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся разделить на 2 группы (можно и на 3), перед каждой будут стоять свои задачи.

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

Задачи:

1) должны выучить всю теорию;

2) научиться решать все типы заданий базового уровня;

3) на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.

4) если получена «2», то отработать(но не более 2 раз)

1) должны выучить всю теорию;

2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3) уметь объяснять, почему так решаешь;

4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5) знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

6) если получишь «2»,«3» или «4», то отработать(но не более 1 раза);

7) посещать элективные курсы;

8) прорешивать все дополнительные задания.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

·                     консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

·                     консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

·                     индивидуальные консультации

На первых занятиях знакомство учащихся с нормативно-правовыми документами, инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомство с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняются коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваются несколько тестов (1 часть). При этом важно знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Старайтесь каждого ученика вызвать при этом к доске.

Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.

Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решать и разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

Использование в домашних заданиях материалов КИМов.

На протяжении первого полугодия домашнее задание задаются из открытого банка заданий КИМов: 4- 5 заданий из варианта. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.

Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.

В контрольные и тестовые работы включать задания из открытого банка задач. Обязательно добиваться того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).

Проведение тематического повторения в течении года.

В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.

Для каждого ученика собираю папки с заданиями, в которые постепенно добавляю тематические тесты и демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали ребята.

Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы. В работе можно использовать свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

Систематическое повторение учебного материала начинаем с 4 четверти.

Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)

Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к экзамену открывает огромные возможности:

компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,

поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,

богато иллюстрировать материал,

трудные для понимания моменты показать в динамике,

повторить то, что вызвало затруднения,

дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,

быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогают при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.1 часть работы содержит 5геометрических задания. Особенно трудно дается задания типа 13, которые содержат большой теоретический материал. Презентации помогают наглядно увидеть ответы на вопросы.

По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д.ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.

Решение большого числа тестов. С конца сентября в классе, на дополнительных занятиях и дома можно раздать для прорешивания большое количество тестов, желательно разные варианты. Ответы затем проверить и те задания, в которых была допущена ошибка, разобрать.

Подготовку решения заданий второй части можно начать со 2 четверти.

Для этого сначала можно использовать дополнительные занятия, на которые пригласить более подготовленных ребят. Можно дать домашнее задания из 2 части.

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.


 

Методика подготовки к ОГЭ по математике

Методика подготовки к ОГЭ по математике

Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач

Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач

Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека

Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека

Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность»

Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность»

Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи

Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи

Всегда в классе есть несколько групп учеников: те, кто средне или даже ниже среднего успевает по математике и те, которые справляются с заданиями очень хорошо

Всегда в классе есть несколько групп учеников: те, кто средне или даже ниже среднего успевает по математике и те, которые справляются с заданиями очень хорошо

Проведение дополнительных занятий по подготовке к

Проведение дополнительных занятий по подготовке к

Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля

Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля

Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене

Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене

Систематическая работа по заполнению бланков

Систематическая работа по заполнению бланков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020