I. Подготовительные упражнения.
1) Упереть с напряжением кончик языка в дёсны нижних резцов, отодвинуть его спинку вглубь рта.
2) Механическая помощь: чисто вымытым пальцем или шпателем постепенно нажимать на кончик языка, отодвигая его вглубь рта.
II. Постановка.
1) По подражанию:
чётко с напряжением произнести звук «К», обратить внимание ребёнка на ощущение толчка воздуха при произнесении на тыльной стороне руки и на артикуляцию звука.
2) С применением механической помощи:
Чётко произносить слоги та – та – та, упирая кончик языка в нижние зубы. В момент произнесения нажать на кончик языка двумя пальцами, шпателем и постепенно передвигать язык в глубь рта. Получается та – тя – кя – ка.
Так же получается Г от Д (да – дя – гя - га).Так же получается Х от С (са – ся – хя – ха.)
При замене К – Х или обратно следует соответственно или усилить подъем языка путем отодвигания его кончика механической помощью или снизить путем мягкого нажима на место подъёма.
При произнесении звука «К» ощущается толчок воздуха, а при произнесении «Х» - длительная воздушная струя.
Постановка звука «К».
1) Спинка с силой плотно прижимается к нёбу, а кончик языка так же сильно упирается в нижние зубы, в этот момент производится сильный короткий выдох: получается звук «К».
2) То же, но выдох производится толчкообразно, с многократным прорывом смычки: к – к – к.
3) К от Т – как у Правдиной Г от Д.
4) К от Х
При четком непрерывном произнесении Х Х Х нажать пальцем на дно ротовой полости в области корня языка, пока их Х не получится К.
Постановка Х от С:
При чётком беспрерывном произнесении звука «Х» слегка нажимают на дно ротовой полости в области корня языка, пока не получится «К».
II. Подготовительные упражнения.
1) Распластывание языка.
2) Свертывание языка трубочкой
3) Задувание на кончик языка (сдувание с кончика языка кусочков ваты, бумажной полоски).
II. Постановка звуков.
1) Постановка свистящих от звука «Ф».
Выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зеркальным контролем во время произнесения «Ф» дает звук «С»
2) Упражнения в произнесении сочетания ИЕ с напряжением подготавливают нужную форму языка (его распластывание и желобок по средней линии) и вырабатывают концентрированную воздушную струю. Непосредственный переход к звуку «С» обычно дает хорошие результаты.
3) При пригубном смягчении с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.
4) При губно – зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводить подготовительные упражнения « оскал - трубочка».
5) При изолированном носовом стигматизме (без общей гнусавости через промежуточный звук «Ф»)
6) Звук Ц
А) упирая кончик языка в нижние зубы произносить т – т – т, одновременно отодвинуть язык вглубь рта;
Б) в момент произнесения звука т – т – т отодвинуть губы в стороны;
В) последовательное произнесение т – с – с с возрастающим ускороением.
1) При межзубном сигматизме, нажав специальным зондом или шпателем на кончик языка и несколько опустив его за нижние зубы, произнести звук «С»
2) При губно – зубном сигматизме произносить звук «С» при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов, придерживая нижнюю губу. В сочетании с гласными можно давать, добившись правильного произнесения звука с механической помощью (придерживая нижнюю губу).
3) При призубном сигматизме
A). Легким нажимом шпателя или кончика зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы выдыхаемый воздух проходил через зубную щель;
B). Предложить ребенку держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его, при таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает струю на кончике языка и производит звук, похожий на межзубное «С». Затем, слегка нажимая на распластанный передний край языка, постепенно отодвигать его за нижние резцы и предложить ребенку при таком положении языка произнести «С».
4) Устранение шипящего сигматизма осуществляется приемом «б» призубного сигматизма. Необходимо отучить ребенка от привычки напрягать язык и оттягивать его вглубь рта.
5) При устранении бокового сигматизма: вначале следует приучать ребенка дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка, затем надо, чтобы ребенок дул при межзубном положении переднего края языка. Здесь уже можно давать упражнения в слогах, словах и фразах, содержащих звук «С».
6) При устранении носового сигматизма надо обучать ребенка, чтобы воздух правильно выходил через середину ротовой полости (задувание свечи, спички, сдувание ваты, бумажки). Упражнения проводятся сначала при межгубном, а затем при межзубном положении переднего края языка. При достижении шепелявого межзубного «С» , можно давать упражнения в слогах, с ловах и фразах. Когда кончик языка укрепится в этом положении, можно постепеннл переводить его в зазубное положение.
Хватцев М. Е.
Звук «С» от «Ф» можно получить, пальцами оттягивая нижнюю губу от верхних зубов. Кончик языка сам собой займет нужное положение.
I. Подготовительные упражнения.
1) Выработать поднятие языка «ковшом» за верхние зубы, путем подражания или с механической помощью.
II. Постановка звуков.
1)Постановка звука «Ш»
Удерживая язык «ковшом» за верхними зубами произносить звук «С». Получается «Ш»
2) Постановка звук «Ч»
а) приподнять кончик языка кверху и произносить ТЬ – ТЬ – ТЬ, в это время подтолкнуть кончик языка вглубь рта;
б) В момент произнесения ТЬ нажать двумя пальцами на углы губ.
Парасигматизм (замена Ш на С, Ж – З, Ч – Ц, Щ - Сь).
Устраняется следующим образом:
1) Произносится звук «С» и в это время, проводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимать его за верхние альвеолы. При таком положении вмести «С» слышится звук «Ш». Нужно постепенно приучать ребенка удерживать язык в таком положении и , слегка нажимая пальцами на углы его рта, выдвигать губы вперед.
2) Звук «Ш» можно получить от «Р», механически затормозив вибрацию и округленно вытянув губы.
Хватцев М. Е.
(так же)
I Постановка звука «Ц».
1) По подражанию.
При наличии чистого поизношения звука «С», а иногда даже независимо от него, звук «Ц» может быть поставлен по подражанию (фиксация внимания на звучании, артикулировании и на тактильном ощущении сильного толчка воздуха на тыльной стороне руки).
2) С применением механической помощи:
а) произносить, упирая кончик языка в нижние зубы, Т – Т – Т и в момент произнесения нажимом на кончик языка слегка отодвинуть его вглубь рта.
б) при произнесении Т – Т – Т (кончик языка упирается в нижние зубы) отодвинуть губы в стороны. Образуется щель и вслед за «Т» звучит «С», что и дает звук «Ц».
3) Последовательное произнесение звуков Т – С с последующим ускорением.
II Постановка звука «Ч».
1) С применением механической помощи.
а) кончик языка поднять кверху и произносить ть – ть - ть, в это время кончик языка отталкивается вглубь рта и за «ть» следует звук «шь», в результате получается звук «Ч».
б) При произнесении ть – ть – ть (кончик языка упирается в нижние зубы) отодвинуть губы в стороны. Образуется щель и вслед за «ть» звучит «шь», а затем звук «Ч».
Постановка звука «Ч».
Предложить ребенку произносить слог АТЬ и в это время, подложив под передний край языка шпатель или зонд, поднимать его к альвеолам верхних резцов. Одновременно слегка нажимать пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. Тогда слышится АЧ.
Постановка звука «Щ».
Произносить длительно смягченное «Ш» (шьшьшьшь) или слог АСЬ и в это время, так же как и при постановке звука «Ч», поднимать шпателем или зондом кончик языка к альвеолам, отчего получается звук «Щ».
I Подготовительные упражнения.
1) Кончик языка с напряжением упирается в нижние зубы, выгибается кверху передняя часть спинки языка. Если дотронуться до выгеба, то он должен быть твердым, напряженным. Затем напряжение снимается, выгеб снижается.
II Приемы постановки звука.
1) По подражанию со слуха
Показ артикуляции и тактильное ощущение экспиратурной струи при длительном произнесении ЙЙЙ.
2) Произнесение звукосочетаний ЙА – ЙА при убыстрении темпа
I С применением механической помощи:
а) произносить, упирая кончик языка в нижние зубы, Т – Т – Т и в момент произнесения нажимом на кончик языка слегка отодвинуть его вглубь рта.
б) при произнесении Т – Т – Т (кончик языка упирается в нижние зубы) отодвинуть губы в стороны. Образуется щель и вслед за «Т» звучит «С», что и дает звук «Ц».
3) Последовательное произнесение звуков Т – С с последующим ускорением.
III Постановка звука «Ч».
2) С применением механической помощи.
а) кончик языка поднять кверху и произносить ть – ть - ть, в это время кончик языка отталкивается вглубь рта и за «ть» следует звук «шь», в результате получается звук «Ч».
б) При произнесении ть – ть – ть (кончик языка упирается в нижние зубы) отодвинуть губы в стороны. Образуется щель и вслед за «ть» звучит «шь», а затем звук «Ч».
Постановка звука «Ч».
Предложить ребенку произносить слог АТЬ и в это время, подложив под передний край языка шпатель или зонд, поднимать его к альвеолам верхних резцов. Одновременно слегка нажимать пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. Тогда слышится АЧ.
Постановка звука «Щ».
Произносить длительно смягченное «Ш» (шьшьшьшь) или слог АСЬ и в это время, так же как и при постановке звука «Ч», поднимать шпателем или зондом кончик языка к альвеолам, отчего получается звук «Щ».
Хватцев М. Е.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.