Методика преподавания русского языка
Оценка 4.7

Методика преподавания русского языка

Оценка 4.7
docx
10.05.2020
Методика преподавания русского языка
Методика преподавания русского языка.docx

Методика преподавания русского языка – это одна из педагогических наук. Она является прикладной наукой, поскольку, опираясь на теорию, решает практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Предмет изучения методики русского языка – это процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика русского языка изучает закономерности усвоения системы научных понятий языкознания и формирования умений и навыков, обеспечивающих речевую деятельность учащихся. Главная цель МРЯ – разработка эффективных систем обучения языку и речи. Эти системы формируются в результате анализа социального заказа на подготовку выпускников школы, обладающих прочными знаниями о родном языке и умеющими его использовать в целях общения. МРЯ ищет ответы на важные вопросы: 1) чему учить, 2) как учить, 3) почему так, а не иначе, 4) как контролировать процесс обучения. Ответы на эти вопросы составляют основные направления МРЯ: 1) разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование; 2) разработка принципов, форм, приемов и методов обучения, системы упражнений, рекомендации по применению заданий; 3) исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.; 4) изучение уровней знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, причин успехов или неудач в обучении, типичных ошибок и способов их устранения и предупреждения. Кроме того, МРЯ исследует и частные вопросы: как эффективнее преподавать ту или иную тему; как активизировать учащихся в ходе обучения; как организовывать повторение и самостоятельную работу на уроках русского языка; как обеспечить развитие учащихся; как обеспечить преемственность в обучении между начальными классами и средним звеном и др. Методика обучения русскому языку связана с психологией и педагогикой, в том числе с её разделом – дидактикой. Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изучаются психологией, - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко используемые в методике, взяты из психологии. С точки зрения психологии овладение языком - это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т.е. выражения мысли, и аудирования, т.е. восприятия чужой мысли). В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно - оценочные действия учащегося. Использование в методике таких структур повышает ее четкость, научность. Психология помогает понять и оценить структуру деятельности учащихся по тем или иным методическим приемам и рекомендациям: например, ступени решения грамматико-орфографической задачи (алгоритм) по проверке орфограммы или процесс создания собственного текста (написание сочинения, изложения, статьи в газету и пр.). Психология дает основу для развития языковых способностей учащихся, для их творчества, для включения их в доступную возрасту исследовательскую деятельность по изучению языка. В методике используются данные о возрастных возможностях усвоения знаний и умений, полученные в психологических исследованиях, а также данные возрастной физиологии о допустимых умственных нагрузках. Многие психологиисследователи занимаются непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка. Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались А.К.Маркова, С.Ф.Жуйков; орфографией, пунктуацией - Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся - Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев. В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; все более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером. Дидактика. Связи методики русского языка с дидактикой проходят по нескольким линиям. Первая - это определение применимости дидактических принципов в методике. Так, принцип воспитывающего обучения - общедидактический принцип - в методике родного русского языка интерпретируется следующим образом: во - первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера - слов, их сочетаний, текстов. Вовторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В-третьих, развивая культуру речи школьников, воспитывая любовь к русскому языку, к его красоте и богатству, показывая его роль среди языков мира, школа воспитывает у учащихся патриотизм. В-четвертых, самовыражение учащегося - подростка, юноши - в сочинении, в рассказе формирует его самосознание, его личностные качества, его жизненную позицию. Принцип связи теории с практикой в методике русского языка понимается как такое обучение языку, которое приводит ученика к его использованию в жизни - к наилучшему, целесообразному выбору языковых средств, к грамотному письму, к свободному и точному выражению своих мыслей. Вторая линия связей с дидактикой - методы обучения. В курсах дидактики бывают представлены различные классификации методов - это затрудняет создание единой системы для дидактики и методики. Тем не менее могут быть названы методы репродуктивные, поисковый, проблемный, которые в методике русского языка получают своеобразные черты. Некоторые дидакты называют методы лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный и индуктивный - все они находят применение и в методике. Есть методы собственно языковые: метод языкового анализа; в развитии речи - коммуникативный метод; в изучении словообразования - генетический; в обучении орфографии - метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесен к числу поисковых методов, и пр. Третья линия связей методики и дидактики касается понятий и терминов. Многие дидактические понятия - цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и пр. -используются в методике применительно к предмету преподавания: урок русского языка, урок грамматики, учебник синтаксиса, орфографические умения, межпредметные связи русского языка, упражнения по русскому языку и пр.


 

Методика преподавания русского языка – это одна из педагогических наук

Методика преподавания русского языка – это одна из педагогических наук

Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались

Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020