Методика проведения
подвижной игры у младших школьников с нарушениями слуха.
В жизни ребенка с нарушенным слухом огромную роль отводится подвижным играм, т. к. они являются основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Подвижными называют игры, содержание которых составляет разнообразные виды бега, прыжков, метаний и др. движений, т.е. игры, построенные на движениях.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Игра как ведущая линия развития ребенка с нарушением слуха обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности, – в ней ребенок овладевает механизмом замещения.
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи. В процессе игры дети младшего школьного возраста с нарушением слуха вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение .
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слабослышащих и глухих детей. Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям неслышащего ребенка. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии неслышащего ребенка .
Главные методические требования проведения игр.
1.Установка перед каждой игрой конкретной задачи.
2.Соответствие игры возрасту, полу, силам и способностям участников
3.Обеспечение играющим положительных эмоций, инициативы и самостоятельности действий
4.Систематичность и последовательность в организации игр.
Классификация игр:
1.По характеру складывающихся в игре взаимоотношений.
Некомандные –игры, в которых каждый играющий действует независимо от других, подчиняясь только правилам
Переходные к командным- игры , в которых сначала участники действуют самостоятельно, по мере развития сюжета образуют группы
Командные –игры, в которых поставленная цель достигается согласованными действиями коллектива(команды)(контактные, неконтактные)
2.По степени сложности: простые, сложные, полуспортивные.
3.По возрасту детей, т.е. с учетом возрастных особенностей.
4.По видам движений, преимущественно входящим в игру: игры с элементами ОРУ, с бегом, с прыжками, метаниями, равновесиями и др.
5.По физическим качествам, преимущественно проявляющимся в игре (развитие физических качеств)
6.Игры, подводящие к отдельным видам спорта
7.По характеру моторной плотности игры с максимальной, большой, средней и малой подвижностью.
8.По форме организации игры на уроках, перемене, прогулке, празднике.
9.С учетом сезона и места проведения
Организационные особенности игры.
Педагог должен:
1.Правильно определить место выбранной игры, учитывая ее длительность и направленность.
2.Подготовить инвентарь, атрибуты, схемы, подобрать речевой материал, таблички
3.Объяснять игру , когда дети находятся в и.п. для игры. Педагог стоит там, где его видят и слышат все дети.
4. Для дошкольников и младших школьников объяснение должно быть образно-конкретным, подчеркивающим основные действия играющих.
5. Подбирать игры, подходящие возрасту, физической подготовленности, уровню слуха, речи, психофизическим возможностям детей.
5.Часто давать новые игры не рекомендуется, а навыки, которые совершенствуются в играх, должны усложняться постепенно.
6. Для прочности усвоения приобретенных навыков и умений важно игры систематически повторять.
Организация играющих.
1.Педагога должны видеть все дети.
2. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или окнам, т.к. они будут плохо видеть воспитателя и отвлекаться
3. Водящим может быть сам воспитатель, выбрать водящего могут дети самостоятельно, можно применить считалку.
Объяснение игры.
1.Педагог сообщает о том, что дети будут играть.
2.Проговаривает название игры.
3. Знакомит с правилами игры , с техникой безопасности
4.Рассказывает схему игры. Дети показывают где и в каком месте находится то, что нарисовано на схеме.
5.Воспитатель распределяет роли ( дети могут сами распределить роли)
6. По сигналу (хлопок, флажок, считалка) начинается игра
7.Игра должна повторяться не больше 3 раз.
8. По окончании игры подведение итогов.
9.Сюрпризный момент( по желанию)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.