МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГБУДО «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ. Б.Е. КАБАЛОЕВА»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Методика разучивания элементов народного танца. Этюды к танцу «Симд».
Педагог дополнительного образования
Габуев А.В.
г. Владикавказ, 2021г.
Цели занятия
Образовательная:
- развитие общей физической подготовки, ритмичности, артистичности;
.- расширение знаний об истории осетинского танцевального искусства.
Воспитательные:
- приобщение молодежи к хореографической культуре;
- привитие уважения к исконно народному осетинскому этикету.
Развивающая:
- развитие художественного вкуса, стремления к сохранению национального танца.
Оборудование: сцена, гармошка, доул.
Тип урока: комбинированный.
Методика работы: сочетание групповой и индивидуальной работы.
План занятия
I. Организационный момент:
- приветствие;
- ознакомление обучающихся с целью и задачей урока.
II. Основная часть:
- беседа с обучающимися об истоках и особенностях танца «Симд»;
- прослушивание музыки «Симда», выбор варианта;
- тренаж;
- разбор танцевальных элементов по фрагментам;
- соединение фрагментов в единый рисунок;
- работа над линиями танца.
III.Заключение.
IV.Домашнее задание.
Ход занятия
1.Приветствие.
2.Руководитель ансамбля знакомит обучающихся с темой занятия, целью и переходит к беседе по теме.
Ребята! Массовый танец «Симд» всегда был украшением любого праздника, и по сей день, является символом единения народа. На танец приглашали гостей, оказывая тем самым почет и уважение. Осетины поклонялись трем святыням: Великому Богу, Великому Солнцу, Великой Земле, эти три святыни символизируют традиционные осетинские пироги.
В «Симде» танцующие под руководством распорядителя танцев трижды образовывали замкнутый круг. «Симдом» обычно завершали праздники. В старину юноши и девушки не могли открыто заявить о своих чувствах. Молодым людям не разрешалось самостоятельно приглашать девушек на танец, поэтому они были вынуждены договариваться с распорядителем, и тот проводил у ног собравшихся прутом, символически соединяя пары танцующих.
Встречаясь в танце, влюбленные могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодежь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведенном для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли – на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Строгий национальный этикет предписывал: не прикасаться руками во время танца к девушке. Можно было взять любимую под руку, лишь отпустив рукава черкески. Прикосновение обнаженной ладонью считалось оскорбительным и могло вызвать кровную месть среди мужчин двух фамилий.
Юноше позволялось смотреть только на опущенные ресницы девушки, а она не могла поднять взгляд выше газырей.
Строгий, аскетичный и почти скульптурный танец «Симд» является зеркалом осетинского характера, отражающим грациозность, скромность и сдержанность, умение скрывать свои чувства.
Юноши в «Симде» демонстрировали свою стать и почтительность, а девушки – свою гордость, неприступность, и вместе с тем, скрытую нежность, под скромно опущенными ресницами. Слаженность движений в танце имела огромное значение. По сути «Симд» был массовой импровизацией под умелым руководством распорядителя.
Существует несколько разновидностей «Симда».
Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове – двухэтажный танец вокруг зажженных костров. И действительно, Нартон симд (симд нартов) – одна из древнейших разновидностей этого танца, в котором принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид «Симда» наиболее сложный. Выстраивался нижний ряд. Танцующие брали друг друга за пояса, образовывая сплошную круговую «людскую» стену. Этот ряд двигался медленно сначала против, а затем по часовой стрелке. Верхний же ряд взбирался ногами на плечи тех, кто танцевал в нижнем. Когда двухэтажная стена выстраивалась, то танцоры начинали синхронно двигаться. Танец сопровождался песней. Нижние, обращаясь к верхним, пели: «Бакувут!» («Поклонитесь нам!»). нижние на это отвечали примерно так: «Даелаемае аерхаут!» («Чтоб вам упасть вниз!»).
Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на свои плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. «Симд» был своего рода испытанием.
Во время «Тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательные. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в веселый пляс, продолжавшийся обычно до утра.
«Симд» старинный или по-другому «Ногуай симд», танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причем мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая рука выходила вперед, за ней – остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжелая, а общее впечатление, которое производил «Нагуай симд» на наблюдателя – ощущение того, что пары, - будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
По композиционному строению «Симд» остается на сегодня таким же. Женщины участвуют в нем наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «Тымбыл симда». По-прежнему основа танца – круг. Но в современном «Симде» основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы, которые не всегда соответствуют содержанию танца. Происходит так потому, что в нынешнем быту народные танцы фигурируют все реже и реже. Теперь мы все чаще видим их в основном на сцене, в постановках балетмейстеров. Что же касается «Симда», то он, в любом случае, был и остается символом нашей истории и культуры как лучший образец хореографического искусства осетин.
Далее следует прослушивание музыки «Симда», выбор варианта.
Затем традиционная разминка – тренаж, разбор танцевальных элементов по фрагментам, соединение фрагментов в единый рисунок, работа над линиями танца.
3.Заключение: закрепление пройденного материала. В конце урока каждому учащемуся делаются замечания, даются рекомендации. Итогом урока является оценка работы учащихся, их индивидуальная способность восприятия нового материала, творческое мышление.
4.Домашнее задание:
- ежедневная 10-минутная разминка;
- повторение движений «Симда».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.