Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.
Методика дошкольного обучения.
Профилактика трудностей в обучении чтению.
Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.
Вопервых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет
самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять
ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.
Вовторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы
алфавита. Если ребенок 78 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую
ему букву или тратит на ее опознание до 1015 секунд, то это также неизменно
приводит к нарушению навыка чтения.
Втретьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное
развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает
хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения
ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом
формируется навык следования направлению чтения слева направо.
Вчетвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно
прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут
рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка
удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и
быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает
прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.
Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с
плохо читающими детьми 710летнего возраста.
Тренировка удержания порядка следования букв:
1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как
обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.
2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4
строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева
направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.
Тренировка повышения скорости распознавания букв:
1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве
соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.
2. Ребенка просят на время прочитать последовательности букв, расположенных на
карточках не в алфавитном порядке (используется несколько карточек с 46 строчками
букв на каждой).
3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно
увеличивающимся количеством согласных, например:
от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест
На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова
последовательно слева направо и сверху вниз.
Тренировка запоминания прочитанного:
1. Словесное лото.
Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями
различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок
должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями.
Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного
слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенноувеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных
предметов.
2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.
Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными
предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные
шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним
набора карточекинструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу
на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он
берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины
фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной
коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем
ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи
треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую
большую коробку".
3. Реконструкция связного текста.
Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения.
Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На
следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без
предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от
занятия к занятию, но начинать следует с 34 предложений. Таким образом ребенок учится
удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.
Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество
чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация
внимания.