МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
Оценка 4.6
Семинары
doc
окружающий мир
3 кл
02.04.2018
• Понимание самоценности природы.
• Осознание ребенком себя как части природы.
• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам
животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из
связей ведет за собой другие изменения: происходит "цепная реакция".
• Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
• Обучение азам элементарной экологической безопасности.
• Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании
природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
• Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.• Понимание самоценности природы.
• Осознание ребенком себя как части природы.
• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам
животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из
связей ведет за собой другие изменения: происходит "цепная реакция".
• Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
• Обучение азам элементарной экологической безопасности.
• Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании
природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
• Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
ШМО Методика формирования географических представлений.doc
Методика формирования географических представлений
Взаимодействие человека с природой не может остаться в стороне от познания
учеником окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком
природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье
людей могут быть взяты на вооружение школьной педагогикой с целью
формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Цель
экологического воспитания детей – формирование начал экологической
культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего
среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности
практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который
обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией
школьного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности,
ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в школьном возрасте
фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. В
процессе экологического воспитания школьника, прежде всего, должно
уделяться внимание следующим вопросам:
Понимание самоценности природы.
Осознание ребенком себя как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам
животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из
связей ведет за собой другие изменения: происходит "цепная реакция".
Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
Обучение азам элементарной экологической безопасности.
Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании
природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
Формирование эмоциональноположительного отношения к окружающему
миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том
числе и ребенка).
Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Географические знания, используемые учащимися в практической
деятельности, определяют их отношение к окружающей природе. Освоение
системы географических представлений требует постепенного усвоения все
более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно
действенных способов к абстрактнологическим. Необходимость постановки
учащихся в активную познавательную позицию при формировании
естественнонаучных знаний об окружающем мире приводит к развитию
познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию
различных способов познания. В процессе решения обучающих задач география способствует выработке
логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает
знаниями для понимания законов природы. Оно учит связывать и
перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, правильно
оценивать явления природы.
Формируя географические представления у школьника, учитель решает
большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка.
При изучении конкретных объектов и явлений развиваются способности к
наблюдению, что помогает понять их сущность и взаимосвязь.
Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной
деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания
познавать окружающий мир. Именно география учит логическим методам
индукции и дедукции, формируют умение путем умозаключений проникать в
глубины явлений, скрытых подчас от глаз наблюдателя.
Изучение объектов и явлений природы представляет чрезвычайно ценный
материал для формирования логического мышления. Учитывая роль
чувственного восприятия в мыслительном процессе, необходимо широко
использовать наглядность и организовать наблюдения учащихся. Правильно
организованное наблюдение помогает решать задачи не только
образовательного, но и воспитательного характера. Наряду с формированием
начальных географических представлений и понятий география имеет и
воспитательное значение. На экскурсиях школьники знакомятся с природой,
учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы вызывает сильное
эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность
жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к
природе.
Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных
природных явлений, проникновение в их сущность – необходимые шаги на пути
формирования научного мировоззрения. Природное краеведение обеспечивает
необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных)
аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы,
помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию,
формирует экологическую культуру, умения и навыки природоохранной
деятельности. По словам академика И. Д. Зверева, нельзя переоценить значение
краеведения применительно к реализации задач экологического образования,
ибо ближайшее окружение ребенка повседневно дает убедительные примеры для
раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает
навыками жить с ней в гармонии.
Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия
законов, причинноследственных связей природы формируют у детей интересы и
склонности к исследовательской работе, расширяют их познавательную
активность. Наконец, природное краеведение – это один из путей патриотического и
нравственноэстетического воспитания детей, так как оно помогает увидеть и
оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное
воздействие. Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи
изучаются в развитии, с естественноисторических позиций. Природа края
рассматривается как часть природы более крупных территорий – района,
области, республики. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты,
общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная
специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные
явления, характеризующие природу и экологию данного края, а также
уникальные ее объекты и связанные с ними процессы.
Общая географическая характеристика края включает следующие
разделы:
1. Географическое положение, площадь территории и границы, история
образования области, города.
2. Рельеф, его геологическое строение, причины различия в поверхности.
3. Климат, факторы его формирования, причины климатических различий
в разных районах области, города. Особенности сезонов года: весны, лета, осени,
зимы.
4. Внутренние воды, характер и режим рек, озер, болот, искусственных
водоемов (водохранилищ и прудов); использование поверхностных вод в
хозяйстве, их охрана. Грунтовые воды и их хозяйственное значение.
5. Ландшафт местности. Охрана и рациональное использование
территории области. Заповедники и территории, требующие охранных
мероприятий.
6. Коренные народы и население республики.
8. Что дает область стране. Промышленность. Сельское хозяйство.
Сущность природного краеведения заключается в комплексном изучении
природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на
основе использования доступных для детей форм и методов исследования
географических наук.
Говоря о специфике методики формирования географических
представлений о природе родного края у школьников, следует отметить, что
характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами
природы, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное
познание природы (через карты, атласы, книги, слайды, сказки, картины, беседы
и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те
впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с
объектами природы.
В педагогическом процессе используются различные формы и методы
организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми
(фронтальная форма организации). Используются и различные методы обучения (наглядные, практические,
словесные).
картин,
кинофильмов,
демонстрация моделей,
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание карт,
атласов,
диафильмов,
диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют
возможностям познавательной деятельности детей младшего школьного
возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о
природе.
Практические методы – это игра, совместная деятельность учителя и
детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых
существ, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов
позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путем
установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями
природы, приводить в систему полученные знания, упражнять школьников в
применении знаний.
Словесные методы – это рассказы учителя и детей, чтение
художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы
используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и
обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей
эмоциональноположительное отношение к природе.
Усвоение зависимостей между объектами и явлениями природы –
наиболее сложная для ученика тема. Облегчить решение этой задачи можно с
помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на
разнообразные "как?", "почему?"; "отчего?"
Например, "Как узнать в какую сторону дует ветер?"; "Чем различаются
озеро и река?", "Зачем организуются заповедники?", "Почему у нас такое
короткое лето?" и т.п.
Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна
сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей
местности для формирования представлений об окружающих природных
условиях, рельефе и почве местности, условиях, экологической обстановке,
наличии животных и растений.
Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы,
собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву,
воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической
обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).
Объектами исследования могут стать такие объекты неживой природы
как: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное
воздействие на природу.
Для экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа;
карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария;
коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д. Еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру –
коллекционирование. Оно не должно наносить вреда природе, поэтому лучше
всего собирать различные породы и минералы (уголь, глина, торф, известняк).
Коллекционирование может положить начало беседам о природных
богатствах страны, об их использовании. Коллекционировать можно все что
угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки.
Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Большое значение имеют наблюдения. Их цель – сформировать
представление о сезонных явлениях в природе, показать взаимосвязи,
существующие в природе, рельефе, почве, водоемах окружающей местности.
Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в
наблюдениях за водоемом можно выделить следующие циклы: название
(интересные сведения, связанные с названием); классификация (ручей, озеро,
река); отличия друг от друга; значение в жизни человека; правила поведения в
природе.
Географические карты и атласы
Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это
путешествия по территории школы, затем по ближайшим окрестностям. И, как
настоящие путешественникиисследователи, дети составляют географические
карты и атласы. Они заполняются постепенно. Используются простейшие
условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно
узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у
торговых точек или около школы, детского сада и почему; где возникают
свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах
отмечают места, где имеются водоемы.
География как область знаний имеет свои особенности, отличающих ее от
других областей. Это интегрированный цикл, который представляет собой
систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит
школьников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными
явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира.
Основная задача географии – формирование у школьника широкой картины
мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых
фактов и явлений.
Дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое целое,
не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления.
Интеграция знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать
правильное, целостное представление об явлениях природы, создает
определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о
природе. В этом плане велико значение географии как пропедевтического курса.
При его изучении закладываются основы понимания материальности и
познаваемости мира взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции.
Изучая географию, школьники получают первоначальные знания о живой и
неживой природе, явления природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком. Наряду с этим, ученики должны понять и
неразрывную связь человека природой,
необходимость бережного,
внимательного от ношения к ней. В каждой теме учащиеся знакомятся с
природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение природных
богатств.
Подготовила учитель начальных классов Солоневич Анна Васильевна
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ географических представлений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.