«Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС
Оценка 4.8

«Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС

Оценка 4.8
Семинары
rtf
воспитательная работа
Взрослым
25.03.2017
«Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС
обобщение многолетнего опыта работы нашего коллектива по реализации проблемы развития творчески активной личности, и исходя из этого разработана комплексно-целевая программа развития творчески активной личности сроком на 5 лет, в которой определены задачи, разработаны планы конкретных мероприятий для работы каждого учителя.
Родионова Е., статья.rtf

 «Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС

Е.В. Родионова, учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея №12 города Лениногорска РТ.

 

   Многолетний опыт работы педагогического коллектива по реализации проблемы развития творчески активной личности  показывает, что  данный процесс не происходит сам по себе, а предполагает разработку и реализацию специальной программы, взаимосвязь процессов развития творческой активности обучаемых  в сфере учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Традиционные концепции развития творческой активности основываются преимущественно на активизации мышления и недостаточно связаны с мотивационной сферой.     Новое же видение процесса  ориентируется именно на развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию. Это одно из важнейших условий перевода обучаемого  на позицию субъекта активной познавательной деятельности, проявления им ярких эмоциональных переживаний, волевых усилий.

Движение, динамику процесса развития творческой активности обучаемых (от ступени к ступени обучения) обусловливают качественные сдвиги в базисных знаниях, способах действий, в эвристическом потенциале и опыте творческой, исследовательской деятельности, накопленные на предшествующих этапах обучения.  При этом необходима диалектическая взаимосвязь педагогического управления с педагогическим процессом развития творческой активности обучаемых  в определенных условиях – обусловленных требованиями государственных стандартов 2 поколения.

Поэтому в настоящее время можно констатировать, что, с одной стороны, существует объективная  необходимость  всемерного развития творческой активности с учетом новых социально-экономических условий, с другой – имеет место недостаточная разработанность этой научной проблемы в рамках педагогического процесса школы.

Исходя из этого,  в рамках реализации проблемы развития творчески активной личности обучаемого в условиях реализации государственных стандартов второго поколения в лицее разработана Комплексно-целевая  программа развития творчески активной личности сроком на 5 лет, в которой определены  задачи, разработаны планы  конкретных мероприятий для работы каждого учителя. Согласно этой программе учителя гуманитарного цикла работают над внедрением методики «интегральная диалогика» в рамках преподавания предметов: литература, обществознание, целью чего является стремление:  

·         раскрыть сущностные характеристики творческой активности обучаемых в учебной и во внеурочной деятельности;

·         раскрыть зависимость развития творческой активности от углубления познания обучаемых, умения выстраивать способы действий для решения необходимых задач и формирования УУД;

·         установить предметное и надпредметное содержание образования в школе;

·         развитие личностных и  творческих способностей обучаемых;

·         становление их способностей быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций 

    

С целью реализации этих задач учителями литературы и  обществознания Салаховой И.В. и Клещевниковой И.В. разработана программу интегрированного элективного курса «Из золотой сотни книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» для учащихся 8-11-х классов, в которую включены  включены произведения :

1.     Е. Трусевич «Перекати –поле»

2.     Л. Улицкая «Зеленый шатер»

3.     В. Пелевин « Синий фонарь»

4.     В.Г. Распутин  «Дочь Ивана, мать Ивана»

5.     Л. Филатов «Сказ про Федота стрельца - удалого молодца»

6.     В.П.Аксенов «Остров Крым»

7.     Г.Н. Щербакова  « Вам и не снилось»

8.     А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

9.     В.А. Гиляровский « Москва и москвичи»

10.И.Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»

      Программа реализуется в лицее через новую методику  "Интегральная диалогика».  Используя данную методику на протяжении уже более чем 5-и лет, мы приходим к выводам, что это  ведет за собой к повышению  информационной емкости  содержания урока, выводит учеников на более высокий уровень обобщения, развивает свободу мышления, способствует формированию креативности обучаемых.

         Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин.

Интегрированный урок дает возможность ученику более полно увидеть картину явления. Задача проекта:

·        Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами;

·        Подготовка школьников к написанию итогового сочинения, «имеющего прочную опору на произведения русской и мировой литературы».

Стержнем этого уровня интеграции является изучаемая на уроке тема, межпредметный диалог.

Интеграция- это чрезвычайно привлекательная форма урока. Непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность обучаемых. Интегрированный урок  сопровождается открытиями и находками. Это – научная деятельность, где роль исследователя выполняет ученик. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания, но и вдохновляют на творчество, тем более что данную методику мы апробируем на «знаковых произведениях национальной литературы», которые должны, на наш взгляд, послужить возрождению читательского интереса и лучше познакомить юное поколение с литературным наследием нашей страны. Тем более это важно сейчас, когда для выпускников введено дополнительное испытание – написание сочинения.

В лицее сложилась практика проведения открытых интегрированных уроков литературы, обществознания по изучению  произведений из данного списка, с  использованием методики «интегральная диалогика»:

·        «Идеалы добра, справедливости в литературных и исторических  источниках» (по произведениям А.Платонова, по произведениям о  Великой Отечественной войне), учителя Клещевникова И.В., Родионова Е.В.;

·         «Глоток свободы» (по произведению Л. Улицкой «Зеленый шатер», учителя Салахова И.В., Клещевникова И.В.);

·         «У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть» (по произведению Е. Трусевич «Перекати поле», учителя Салахова И.В., Клещевникова И.В.;

·        «Тайны Мастера и Маргариты», учителя  Долотова Е.А., Клещевникова И.В. и др.

Актуальность  и новизна таких уроков в том, что их  разработчики делают  попытку путем диалога восстановить на уроке связь времен, поколений, культур; рассмотреть  нравственные проблемы  современной молодежи, а именно людей, не нашедших себя в этой жизни.

   Таким образом, реализация данного проекта обеспечивает   включение каждого обучающегося на каждом учебном и внеурочном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Основная идея  – поиск, апробация  условий и механизмов, обеспечивающих перевод обучающегося с первого (наиболее низкого)  воспроизводящего уровня деятельности, до второго  (это ситуативно-неустойчивая активность), поднимая до уровня  потенциально творческого (3 уровень)  и творчески преобразующего уровня активности (4 уровень).  Поиск механизмов перевода -  в данном случае реализация   идеи президента России В.В. Путина, о формировании национального списка книг, которые «должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы», - создание такого списка, программы изучения этих  произведений на основе новой методики – «интегральная диалогика»  - все это позволяет  создать атмосферу сотворчества в процессе преподавания, активизации мышления и мотивационно-потребностной  сферы с целью перевода обучаемого        в позицию субъекта активной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации

Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации

Согласно этой программе учителя гуманитарного цикла работают над внедрением методики «интегральная диалогика» в рамках преподавания предметов: литература, обществознание, целью чего является стремление: · раскрыть сущностные…

Согласно этой программе учителя гуманитарного цикла работают над внедрением методики «интегральная диалогика» в рамках преподавания предметов: литература, обществознание, целью чего является стремление: · раскрыть сущностные…

Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами; ·

Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами; ·

Поиск механизмов перевода - в данном случае реализация идеи президента

Поиск механизмов перевода - в данном случае реализация идеи президента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017