«Методика «интегральная диалогика» в практике преподавании литературы в ходе реализации ФГОС
Е.В. Родионова, учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея №12 города Лениногорска РТ.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива по реализации проблемы развития творчески активной личности показывает, что данный процесс не происходит сам по себе, а предполагает разработку и реализацию специальной программы, взаимосвязь процессов развития творческой активности обучаемых в сфере учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Традиционные концепции развития творческой активности основываются преимущественно на активизации мышления и недостаточно связаны с мотивационной сферой. Новое же видение процесса ориентируется именно на развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию. Это одно из важнейших условий перевода обучаемого на позицию субъекта активной познавательной деятельности, проявления им ярких эмоциональных переживаний, волевых усилий.
Движение, динамику процесса развития творческой активности обучаемых (от ступени к ступени обучения) обусловливают качественные сдвиги в базисных знаниях, способах действий, в эвристическом потенциале и опыте творческой, исследовательской деятельности, накопленные на предшествующих этапах обучения. При этом необходима диалектическая взаимосвязь педагогического управления с педагогическим процессом развития творческой активности обучаемых в определенных условиях – обусловленных требованиями государственных стандартов 2 поколения.
Поэтому в настоящее время можно констатировать, что, с одной стороны, существует объективная необходимость всемерного развития творческой активности с учетом новых социально-экономических условий, с другой – имеет место недостаточная разработанность этой научной проблемы в рамках педагогического процесса школы.
Исходя из этого, в рамках реализации проблемы развития творчески активной личности обучаемого в условиях реализации государственных стандартов второго поколения в лицее разработана Комплексно-целевая программа развития творчески активной личности сроком на 5 лет, в которой определены задачи, разработаны планы конкретных мероприятий для работы каждого учителя. Согласно этой программе учителя гуманитарного цикла работают над внедрением методики «интегральная диалогика» в рамках преподавания предметов: литература, обществознание, целью чего является стремление:
· раскрыть сущностные характеристики творческой активности обучаемых в учебной и во внеурочной деятельности;
· раскрыть зависимость развития творческой активности от углубления познания обучаемых, умения выстраивать способы действий для решения необходимых задач и формирования УУД;
· установить предметное и надпредметное содержание образования в школе;
· развитие личностных и творческих способностей обучаемых;
· становление их способностей быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций
С целью реализации этих задач учителями литературы и обществознания Салаховой И.В. и Клещевниковой И.В. разработана программу интегрированного элективного курса «Из золотой сотни книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» для учащихся 8-11-х классов, в которую включены включены произведения :
1. Е. Трусевич «Перекати –поле»
2. Л. Улицкая «Зеленый шатер»
3. В. Пелевин « Синий фонарь»
4. В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
5. Л. Филатов «Сказ про Федота стрельца - удалого молодца»
6. В.П.Аксенов «Остров Крым»
7. Г.Н. Щербакова « Вам и не снилось»
8. А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
9. В.А. Гиляровский « Москва и москвичи»
10.И.Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»
Программа реализуется в лицее через новую методику "Интегральная диалогика». Используя данную методику на протяжении уже более чем 5-и лет, мы приходим к выводам, что это ведет за собой к повышению информационной емкости содержания урока, выводит учеников на более высокий уровень обобщения, развивает свободу мышления, способствует формированию креативности обучаемых.
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин.
Интегрированный урок дает возможность ученику более полно увидеть картину явления. Задача проекта:
· Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами;
· Подготовка школьников к написанию итогового сочинения, «имеющего прочную опору на произведения русской и мировой литературы».
Стержнем этого уровня интеграции является изучаемая на уроке тема, межпредметный диалог.
Интеграция- это чрезвычайно привлекательная форма урока. Непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность обучаемых. Интегрированный урок сопровождается открытиями и находками. Это – научная деятельность, где роль исследователя выполняет ученик. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания, но и вдохновляют на творчество, тем более что данную методику мы апробируем на «знаковых произведениях национальной литературы», которые должны, на наш взгляд, послужить возрождению читательского интереса и лучше познакомить юное поколение с литературным наследием нашей страны. Тем более это важно сейчас, когда для выпускников введено дополнительное испытание – написание сочинения.
В лицее сложилась практика проведения открытых интегрированных уроков литературы, обществознания по изучению произведений из данного списка, с использованием методики «интегральная диалогика»:
· «Идеалы добра, справедливости в литературных и исторических источниках» (по произведениям А.Платонова, по произведениям о Великой Отечественной войне), учителя Клещевникова И.В., Родионова Е.В.;
· «Глоток свободы» (по произведению Л. Улицкой «Зеленый шатер», учителя Салахова И.В., Клещевникова И.В.);
· «У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть» (по произведению Е. Трусевич «Перекати поле», учителя Салахова И.В., Клещевникова И.В.;
· «Тайны Мастера и Маргариты», учителя Долотова Е.А., Клещевникова И.В. и др.
Актуальность и новизна таких уроков в том, что их разработчики делают попытку путем диалога восстановить на уроке связь времен, поколений, культур; рассмотреть нравственные проблемы современной молодежи, а именно людей, не нашедших себя в этой жизни.
Таким образом, реализация данного проекта обеспечивает включение каждого обучающегося на каждом учебном и внеурочном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Основная идея – поиск, апробация условий и механизмов, обеспечивающих перевод обучающегося с первого (наиболее низкого) воспроизводящего уровня деятельности, до второго (это ситуативно-неустойчивая активность), поднимая до уровня потенциально творческого (3 уровень) и творчески преобразующего уровня активности (4 уровень). Поиск механизмов перевода - в данном случае реализация идеи президента России В.В. Путина, о формировании национального списка книг, которые «должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы», - создание такого списка, программы изучения этих произведений на основе новой методики – «интегральная диалогика» - все это позволяет создать атмосферу сотворчества в процессе преподавания, активизации мышления и мотивационно-потребностной сферы с целью перевода обучаемого в позицию субъекта активной познавательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.