«Методика исследования в области образования»
Оценка 4.6

«Методика исследования в области образования»

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
классное руководство
Взрослым
27.08.2018
«Методика исследования в области образования»
История зарождения и развития науки начисляет много столетий. Еще вначале своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и незначительного преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накопленный и, соответственно, обобщенный опыт передавался следующим поколениям. Механизм наследования накопленного опыта постепенно совершенствовался за счет установления определенных обычаев, традиций, письменности. Так исторически возникшая первая форма науки (наука античного мира), предметом изучения которой была вся природа в целом. Первоначально созданная античная наука еще не делилась на отдельные сферы и маленькая черты натурфилософии. Природа рассматривалась целостно с преимуществом общего и недооценкой конкретного. Натурфилософии присущий метод наивной диалектики и стихийного материализма, если гениальные догадки переплетались с фантастическими россказнями об окружающем мире.«Методика исследования в области образования»
Кузнецова Е.А..docx
«Методика исследования в области образования» I.Выписать основные функции науки                       Очень  важны  функции  науки, как   социальной  силы   в решении   современности.   В   качестве   примера   здесь   можно глобальных   проблем назвать   экологическую   проблематику.   Как   известно,   бурный   научно­    технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука ­ один из факторов тех   радикальных   и   далеко   не   безобидных   изменений,   которые   происходят сегодня   в   среде   обитания   человека.   Этого   не   скрывают   и   сами   учёные. Научным   данным   отводится   ведущая   роль   и   в   определении   масштабов   и параметров экологических опасностей.              Возрастающая роль науки в     общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными   слоями   общественного   сознания.  В   этой   связи   остро   ставится проблема   особенностей   научного   познания   и   его   соотношения   с   другими формами познавательной деятельности искусством, обыденным сознанием.             Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же  большую практическую значимость. Осмысление специфики время имеет    науки   является   необходимой   предпосылкой   внедрения   научных   методов   в управление   культурными   процессами.   Оно   необходимо   и   для   построения теории управления самой наукой в условиях научно–технического развития, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.    Наука как  социокультурный феномен в современных условиях должна заботиться   не   только   об   открытии   объективных   безличностных закономерностей,   но   и   о   коэволюционном   вписывании   в   мир   всех   её достижений. Имея в виду эту приобретающую особую значимость проблему, необходимо рассматривать вопрос о социальных функциях науки.  Выделяют следующие основные функции науки: ­ культурно­мировоззренческую; ­ функцию непосредственной производительной силы; ­ функцию социальной силы.               Культурно­мировоззренческая функция проявляет себя в том, что многие   открытия   в   естественных   и   точных   науках   всегда   несут   в   себе определенную   мировоззренческую   нагрузку.   Проще   говоря,   науки   в   ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося     непосредственной производительной большую ясность в существующие представления людей о мире.             Функция науки как проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.              Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она   обеспечивает   общество   необходимыми,   полезными   знаниями,     силы ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных   условиях   методы   и   средства   науки   активно   вовлечены   в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры. Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы     присущих ей традиционных функций.  Среди них:     функция; ­ гносеологическая ­ объяснительная функция;      ­ логико­методологическая  функция; ­ прогностическая функция.                  Гносеологическая   функция  нацелена   на   построение   системы объективных   знаний   о   свойствах   отношений   и   процессов   объективной реальности.                   Объяснительная   функция  науки   направлена причинно­следственных связей и зависимостей, построение так называемых   на   выявление    «мировых линий» (выведение некой равнодействующей сил, энергий, полевых структур).                    Прогностическая функция  науки проявляется в создании по   критериям   научной   рациональности   перспективных   моделей   изучаемых, любых возможных объектов. Как  и в  философии  науки  следует  разграничивать   образы      философии техники   как   направления   интеллектуального   поиска   и   как   учебной дисциплины.   Именно   от   того,   что   понимается   под   философией   техники, зависит содержание тех задач и функций, которые выполняет данная отрасль знания. II. Этапы cстановления и развития науки           История зарождения и развития науки начисляет много столетий. Еще вначале   своего   развития   человечество   улучшало   условия   жизни   за   счет познания и незначительного преобразования окружающего мира. Столетиями и   тысячелетиями   накопленный   и,   соответственно,   обобщенный   опыт передавался следующим поколениям. Механизм наследования накопленного опыта   постепенно   совершенствовался   за   счет   установления   определенных обычаев, традиций, письменности. Так исторически возникшая первая форма науки (наука античного мира), предметом изучения которой была вся природа в целом.          Первоначально созданная античная наука еще не делилась на отдельные сферы   и   маленькая   черты   натурфилософии.   Природа   рассматривалась целостно   с   преимуществом   общего   и   недооценкой   конкретного. Натурфилософии   присущий   метод   наивной   диалектики   и   стихийного материализма,   если   гениальные   догадки   переплетались   с   фантастическими россказнями об окружающем мире.                    Рассмотренный период развития науки принадлежит к первой фазе процесса познания ­ непосредственного наблюдения. Наука античного мира еще не дошла в своем развитии до деления мира на отдельные более или менее отделенные области. Только в V ст. до н.э. из натурфилософской системы античной   науки   в  самостоятельную   область   познания   начинает   выделяться математика.   В   середине   ІV   ст.   до   н.э.   потребности   отсчета   времени, ориентации на Земле, объяснение сезонных явлений привели к созданию основ астрономии.   В   этот   период   отделяются   основы   химии,   результаты исследований   которых   использовались   при   изъятии   металлов   из   руд, крашении тканей и изделий из кожи.                 Первые   элементы   науки   появились   в   старинном   мире   в   связи   с потребностями общества и имели сугубо практический характер.                   Для   науки   старинного   мира   (Вавилон,   Египет,   Индия,   Китай) характерный   стихийно­эмпирический   процесс   познания,   при   котором объединялись  познавательные   и   практические   аспекты.   Знания   имели практическую направленность и фактически выполняли роль методических разработок (правил) для конкретного вида деятельности.          В старинной Греции в науке зарождается научный уровень познания. Эллинистический период древнегреческой науки характеризуется созданием первых   теоретических   систем   в   области   геометрии   (Евклид),   механики (Архимед),   астрономии   (Птоломей).   Корифеи   науки   старинной   Греции   ­ Аристотель,   Архимед   и   прочие   в   своих   исследованиях   для   описания объективных  закономерностей   пользовались   абстракциями,  заложив   основы доказательств представления об идеализированном материале, который есть важной чертой науки.                      В эпоху Средневековья  большой вклад в развитие науки внесли ученые арабского Востока и средней Азии: Ибн Сина, Ибн Рушд, Бируни и прочие.                        В Европе в Средние века большое распространение приобретает специфическая   форма   науки   ­   схоластика,   который   основное   внимание предоставляла разработке христианской догматики, вместе из тем она внесла значительный вклад в развитие осмысления культуры, в усовершенствование искусства теоретических дискуссий.          В научно­философской системе Аристотеля наметилось деление науки на   физику   и   метафизику.   В   дальнейшем   постепенно   внутри   этой   системы начинают   выделяться   как   самостоятельные   научные   дисциплины   логика   и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика.          Таким образом, начался процесс дифференциации (распределения) науки и   выделение   самостоятельных   по   своим   предметам   и   методам   отдельных дисциплин. Со   второй   половины XV ст.   в   эпоху   Возрождения начинается   период значительного   развития   природоведения   как   науки,   начало   которого (середина   XV   ст.   ­   середина   XVІ   ст.)   характеризуется   накоплением   полученного значительного   фактического   материала   о   природе, экспериментальными   исследованиями.   В   это   время   проходит   дальнейшая дифференциация   науки;   в   университетах   начинают   преподавать   основы фундаментальных научных дисциплин ­ математики, химии, физики. Переход от натурфилософии к первому научному периоду в развитии природоведения проходил довольно долго ­ почти тысячу лет, что поясняется недостаточным прогрессом развития техники. Фундаментальные науки в то время не имели достаточного развития. Вплоть до начала XVІІ ст. математика представляла   собой   науку   только   о   числах,   скалярные   величины, относительно простые геометрические фигуры и использовалась в основном в астрономии,   земледелии,   торговле.   Алгебра,   тригонометрия   и   основы математического синтеза только зарождались. Второй период в развития природоведения, которое характеризуется как революционный в науке, приходится на середину XVІ ст. и до конца XІ ст. Именно в этот период были сделаны значительные открытия в физике, химии, механике,   математике,   биологии,   астрономии,   геологии.   Эта   эпоха   дала плеяду выдающихся ученых, работы которых сильно повлияли на дальнейшее развитие науки. Геоцентрическая   система   построения   мира,   созданная   Птоломеем   во   ІІ   с., заменяется гелиоцентрической, изобретенной М. Коперником, Г. Галилеем. К этому   периоду   належит   создание   аналитической   геометрии   Р.   Декартом, логарифмов Дж. Непером, дифференциального и интегрального вычисления И. Ньютоном и Г. Лейбницем, как самостоятельные науки возникли химия, ботаника, физиология и геология.           В период конца XVІІ ст. И. Ньютоном был открытый закон всемирного тяготения. По сути это была первая научная революция, связанная с именами Леонардо Да Винчи, Г. Галилея, Й. Кеплера, М.В. Ломоносова, П. Лапласа и других выдающихся ученых.            Следует отметить, что в этот период рядом с наблюдениями широко применяется   эксперимент,   который   значительно   расширил   познавательную силу науки (Г. Галилей и Ф. Бекон является начинателями и основателями современной экспериментальной науки). В   XV­XVІІІ   ст.   наука   начинает   превращаться   в   реальную   базу мировоззрения.   Решающая   роль   в   формировании   научного   мировоззрения належит   механике,   в   рамках   которой   осуществляется   познание   не   только физических и химических, а и биологических явлений.             В середине XVІІІ ст. ученые высказали идею о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, которые проходят в реальном мире. Эти идеи впервые высказал Р. Декарт, потом развили Ломоносов (закон кинематической теории материи, идея развития Земли), И. Кант, К. Вольф.                 Большим   научным   достижением XІ   ст.   является   открытие   Д.   Менделеева периодического закона химических элементов, который и доказал наличие   внутренней   связи   между   веществами.   Огромное   значение   имели   Лобачевський)   и   законов открытие   неевклидовой   геометрии   (М. электромагнитного поля (Дж. Максвел), электромагнитных волн и давления света. Эти открытия были принципиальными для природоведения и вызвали в нем глубокие сдвиги.          Революционные процессы в науке, которые прошли в XVІ­XІ столетиях, привели к коренному изменению взглядов на окружающий мир. Первый этап революции (середина XVІІ ­  конец XVІІІ  ст.)  разрешил   обнаружить,  что  за видимостью   явлений   существует   действительность,   которую   наука   может изучать. Именно с этих пор природоведение практически становится наукой, опирается на понятие и объяснение этих наблюдений. Революционная идея развития и всеобщей связи природы характеризует второй этап революции в науке (конец XVІІІ ст. ­ конец XІ ст.).          В конце XІ ст. ­ в начале XX ст. революция в природоведении вступила в новую, специфическую стадию, физика переступила порог микромира, был открыт электрон, заложены основы квантовой механики (М.Планк,1900г.). III.   Раскрыть   понятия   («абсолютное   знание»,   «чувственное   познание», «умозаключение», «понятие», «суждение») 1) Абсолютное   знание –  это   полное,   исчерпывающее   воспроизведение обобщенных   представлений   об   объекте,  которые   обеспечивают   абсолютное совпадение образца с объектом. 2) Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате  деятельности   пяти   основных   чувств  человека  —  зрения,  слуха, вкуса, обоняния и осязания. 3) Понятие ­ мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого­то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке ­ кем бы он ни был. Аналогично понятие   «стол»   включает   в   себя   образы   всех   столов   ­   различной   формы, размеров,   окраски,   а   не   какой­либо   определенный   образ   стола.   Таким образом,   понятие   схватывает   не   отдельные   признаки   предмета,   а   его сущность,   в   частности,   в   случае   стола   ­   его   функции,   использование (перевернутый   ящик   тоже   может   входить   в   понятие   «стол»,   если   он используется в таком качестве); 4) Суждение   ­  это   отрицание   или   утверждение   чего­либо   при   помощи понятий.   В   суждении   между   двумя   понятиями   устанавливается   связь. Например, «Золото есть металл»; 5) Умозаключение ­  рассуждение, в ходе которого из одних суждений ­ посылок выводится другое, заключительное суждение ­ вывод. IV.   Что   такое   «закон   исключённого   третьего»,   «закон   противоречия», «закон достаточного основания»         Закон исключённого третьего (лат. tertium non datur, то есть «третьего не   дано») ­   закон классической   логики,   состоящий   в   том,   что   из   двух высказываний ­ «А» или «не А» ­ одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными.            Закон исключённого третьего является одним из основополагающих принципов «классической математики».                  Нарушение закона исключенного третьего: можно либо лишиться («потерять,   утратить   что­либо»,   либо   нет;   нельзя   представить   косвенно   и лишиться   наполовину. Масштабы   того   кровопролития   можно   представить даже по косвенным данным, зная, что малые деревни…   лишились половины здоровых мужчин. Хоть небольшое, но хорошее подспорье для молодой семьи.                    Здесь не соблюдается третий закон логики – закон исключенного третьего. Как мы помним, непременное условие соблюдения третьего закона логики – то, что сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми,   т.   е.   такими,   между   которыми   нет   и   не   может   быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исключать друг друга. Небольшое и хорошее никак не являются противоположными, это тот случай,   который   легко   соотносится   с   юмористическим: «Пенсия   у   меня хорошая,   но   маленькая»,   ведь   известно,   что   когда   о   пенсии   говорят «хорошая», имеют в виду именно ее достаточный для жизни Закон   противоречия, из основных общелогических   или закон   непротиворечия ­    согласно принципов   в процессе рассуждения два   противоречащих высказывания или сужденияне могут это   один   которому взаимно быть истинными в одно   и то же   время   и в одном   и том же   отношении, то есть одно из них должно быть ложным.           Закон непротиворечия указывает на недопустимость одновременного утверждения   (в рассуждении,   в тексте   или   теории)   двух   суждений, из которых   одно   является   логическим   отрицанием   другого,   или ­   в более широком смысле ­ утверждений о тождестве заведомо различных объектов, поскольку обычно правила логики таковы, что позволяют из противоречия выводить произвольные суждения, что обесценивает содержательный смысл умозаключений   или   теорий.   Закон   противоречия   относится   к четырём так называемым основополагающим логическим законам ­ закону тождества, закону противоречия, закону исключённого третьего и закону достаточного   которые   подразумевают   наиболее   общие   принципы основания,   теоретического   мышления   и используются   при (или постулаты) оперировании понятиями и суждениями, в умозаключениях, доказательствах и опровержениях, и поэтому присутствуют практически во всех логических системах.   существенных               Закон   противоречия   выражает   выражает   одну   из наиболее рационального особенностей любого       мышления ­ непротиворечивость.  Он содержит   в себе   запрещение   мыслить и рассуждать   противоречиво,   указывая   на противоречие   как на серьёзную логическую ошибку, несовместимую с рациональным мышлением. Закон   противоречия   говорит   о противоречивых   (взаимоисключающих) высказываниях ­ отсюда его название. Но отрицая противоречие и объявляя его ошибкой, он тем самым требует непротиворечивости ­ отсюда его другое распространённое наименование ­ закон непротиворечия. При использовании понятий истины  и лжи закон   противоречия   формулируют   так:   из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным. В этой версии закон звучит наиболее убедительно, так как подчёркивает опасности, связанные с противоречием.            Истина и ложь ­ это две несовместимые характеристики   высказывания:   истинное   высказывание   соответствует действительности, ложное не соответствует ей. Поэтому тот, кто допускает противоречие, вводит в своё рассуждение ложное высказывание, тем самым стирая границу между истиной и ложью. Закон достаточного основания. Формула закона достаточного основания: всякая правильная мысль  доказана. Желать добра в умственном труде – это значит понимать все сильные и  слабые стороны ребенка…               Нарушение   закона   достаточного   основания   вызванный   отсутствием причинно­следственных   связей   между   содержанием   первого   и   второго предложений.   В   первом   предложении   –   подмена   понятий. Желать   добра ребенку, приучая его к умственному труду, значит – давать ему посильные задания, учитывая все его сильные и слабые стороны. … много   разных   битв   произошло   на   земле,   и   все   они   доказывают,   что   не обязательно   войной,   а   в   пределах   разума   можно   договориться   по   любым вопросам.                 Это  нарушение   закона  достаточного  основания. Противоположные понятия   –   война   и   мир,   а   не   война   и   разум,   кроме   того,   войны   как   раз показывают, что, не найдя мирного решения проблемы, государства вступают в   войну.   Это   негуманно,   но   едва   ли   шведы   добровольно   отдали   Петру Первому подходы к морю. Соответственно: …много разных битв произошло на земле, и все они доказывают, что война – не лучшее решение проблем, всегда   следует   стремиться   к   мирным   переговорам   по   любым   вопросам. В предложении есть и стилистическая ошибка – есть устойчивое выражение «в пределах   разумного»,   вероятно,   автор   хотел   использовать   именно   его. Выражения «в  пределах разума» в русском языке нет, поскольку у разума (в русской ментальности) нет предела.   Раскрыть   понятия   (Анализ, V. моделирование)   синтез,   измерение,   аналогия, 1)   Анализ   ­  исследовательский   метод,   состоящий   в   том,   что   объект исследования,   рассматриваемый   как   система,   мысленно   или   практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. 2)Синтез ­ исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. 3)Измерение –   нахождение   истинного   значения   физической   величины опытным путём с использованием специальных технологических устройств, имеющих нормированные характеристики. 4)Аналогия ­ (пропорция, соответствие, соразмерность) ­ подобие, равенство отношений  сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких­ либо свойствах, а также познание путём сравнения, 5)Моделирование –   способ,   процесс   замещения   оригинала   его   аналогом (моделью)   с   последующим   изучением   свойств   и   поведения   оригинала   на модели.

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»

«Методика исследования в области образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018