Методика "Оперативная память" для тестирования школьников

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Лекции
  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • doc
  • 12.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитая оперативная память — один из факторов активной мыслительной деятельности, правильной реакции на меняющиеся обстоятельства жизни. Проверка степени развитости такого вида памяти нужна для определения пригодности человека к разнообразному деятельному предназначению и служит для выдачи практических рекомендаций. . По мнению большинства психологов, именно в кратковременной памяти человека происходят процессы принятия решений. В кратковременную память поступают сообщения как из внешнего окружения, так и из долговременной памяти. Методика «Оперативная память» помогает не только проверить, но и улучшить свойства памяти как у младших школьников, так и у подростков.
Иконка файла материала оперативная память.doc
МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Для успешного развития ребёнка просто необходима хорошая память. Поэтому  столько внимания при воспитании и обучении детей уделяется развитию способности  запоминать и воссоздавать полученную информацию. По мнению большинства психологов,  именно в кратковременной памяти человека происходят процессы принятия решений. В  кратковременную память поступают сообщения как из внешнего окружения, так и из  долговременной памяти. Методика «Оперативная память» помогает не только проверить,  но и улучшить свойства памяти как у младших школьников, так и у подростков. Зачем нам нужно кратковременное запоминание  Применительно к описанию человеческого мышления под кратковременной (чаще  говорят — оперативной) памятью понимается та составляющая человеческой памяти,  которая позволяет сохранить на короткий период небольшое количество информации так,  чтобы она была пригодна для непосредственного использования во время мыслительных  операций и действий. Кратковременная память человека даёт возможность что­либо без  повторения припомнить через небольшой временной промежуток. Этот период может  составлять от нескольких секунд до одной­двух минут. Объём кратковременной памяти  человека не велик. Эксперименты психологов показали, что она в комплексе составляет  чаще всего от 4 до 9 объектов. В среднем это 5 или 7 объектов (человек способен  запомнить без серьёзного напряжения примерно 5 объектов).  Суть методики «Оперативная память»  Методика была создана Александром Романовичем Лурия, который стоит у  истоков основания отечественной нейропсихологии. Лурия клинически изучал свойства  памяти. Смысл эксперимента был в том, что психологи пытались установить уровень  развития кратковременной памяти у детей, на основе результатов выполнения ими  сравнительно несложных арифметических действий. В ходе тестирования, цифры и  выражения, предлагаемые экспериментатором, дети воспринимали на слух. В дополнение к основным задачам, этот тест помогает определить:    как быстро ребёнок способен переключить своё внимание с одного задания  на другое;  как легко ребёнок может воспринимать новый материал.  Следует отметить, что действия по восприятию исходных материалов «на слух»  или же «визуально» сменяются действиями по оценке исходника, его трансформации  (операция сложения) и записи конечного результата. Внимание ребёнка переключается  между несколькими задачами. Это особое умение, своеобразная сноровка.  Тест помогает не только диагностировать уровень развития памяти детей,  участвующих в исследовании. Он также помогает развить кратковременную память,  применяя работу с наглядными материалами, который требует переписывания или же  конспектирования. К примеру, если ребёнок испытывает трудности при списывании с  доски, то специалист вполне может ему помочь, проводя регулярные занятия в рамках  указанной методики. Таким образом происходит диагностирование кратковременной  визуальной и слуховой памяти.Исследование проводят среди детей в возрасте от 6 до 12 лет. Таким образом,  специалист может использовать указанный метод длительное время, фактически до  подросткового возраста учащихся. С возраста 12 лет для тестирования подростков можно  использовать тестовые задания взрослого образца.  Методика пригодна для применения её в группе или же индивидуально. Обычно  этот тест занимает от 4 до 6 минут. При выполнении этого задания детям выдаются  специальные бланки­карточки. На них обозначают номера заданий и специальные пустые  графы для будущих ответов. Стимульным материалом по этой методике выступают  специальные таблицы с цифрами. По этим таблицам экспериментатор зачитывает детям  стандартные ряды чисел. В методике «Оперативная память» для младших школьников (6–8 лет) используются пять рядов, по 4 числа в каждом. Для ребят 9–12 лет — 10 рядов, по 5  чисел.  Порядок проведения диагностики  Взрослый объясняет ребёнку задание, например, так:  1. «Я назову последовательность чисел, а ты должен запомнить их, не  записывая, на слух».  2. Потом взрослый объясняет ребёнку: «Когда я назову эти числа, ты их  попробуешь запомнить. А потом ты должен будешь записать суммы этих  чисел по парам».  Запись эта выполняется следующим образом:     первое со вторым,  второе с третьим,  третье с четвёртым и так далее.  Потом ребенок должен сложить пары чисел и записать в нужную строчку бланка  ответа, какие суммы получились в итоге.  К примеру, из ряда чисел 6, 5, 7, 2 это будет:     6 плюс 5,  5 плюс 7,  7 плюс 2.  В результате сложения получаются значения 11, 12 и 9.   Далее, взрослый зачитывает приготовленные ряды чисел по очереди и  ребёнок приступает к работе, заполняя полученный бланк. Время, которое  выделяется на обработку одного набора чисел для детей 6–8 лет составляет 25 секунд, а для 9–12 летних детей — 15 секунд.   После выполнения порученного задания экспериментатор подсчитывает  количество правильных сумм (максимум — 40).  Как указывалось, эта методика пригодна и для группового исследования. При этом само исследование потребует примерно такого же количества времени, то есть от 4 до 6  мин. Для надёжности данных, позволяющих оценить кратковременную память,исследование следует проводить периодически, то есть просто повторить его через какое­ то время с использованием других рядов чисел.  Для группового тестирования подходит такой вариант. Экспериментатор сразу же  после вводного инструктажа зачитывает числа. Это 10 рядов из 5 чисел в каждом. Задача  тестируемых на этой стадии исследования — запомнить те самые 5 чисел в том самом  порядке, в котором они были зачитаны.  Затем каждый участник тестирования должен сложить в уме первое число со  вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым. Потом все четыре  полученные суммы он должен записать в соответствующей строке выданного ему бланка.  То есть, порядок примерно тот же. К примеру, исследователем зачитываются числа 6, 2, 1,  4, 2. Участник тестирования складывает числа 6 и 2 — получится 8, после чего записывает  результат; то же 2 и 1 — получится 3; 1 и 4 — получится 5; 4 и 2 — получится 6 (после  каждого арифметического действия результат записывается).  Как вариант, возможна запись чисел на доске. Так проверяется кратковременная  память, связанная с умением отслеживать визуально цифровой материал и не терять его,  когда происходит «перенос» исходных цифр на собственный лист при переписывании.  Промежуток времени между диктовкой числовых рядов не должен  превышать 15 секунд.  Таблица: стимульный материал и ключ к нему  Стимульный материал: последовательности чисел Ключ к заданию: суммы чисел 5, 2, 7, 1, 4 3, 5, 3, 2, 5 7, 1, 4, 3, 6 2, 6, 2, 5, 3 4, 3, 6, 1, 7 4, 2, 3, 1, 5 3, 1, 5, 2, 6 2, 3, 6, 1, 4 5, 2, 6, 3, 2 3, 1, 5, 2, 7 7, 9, 8, 5 8, 9, 6, 7 8, 5, 7, 5 8, 8, 7, 8 7, 9, 7, 8 6, 5, 4, 6 4, 6, 7, 8 5, 9, 7, 5 7, 8, 9, 5 4, 6, 7, 9 № ряда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В итоге проводимого исследования, психолог­экспериментатор подсчитывает  количество правильно вычисленных сумм (максимальное их число — 40). Примерной  нормой для взрослого человека (или же подростка, что в рамках этой методики примерно  одинаково) можно считать показатели от 30 и выше. Задача психолога при этом состоит в  том, чтобы сравнить полученный результат с таблицей норм.  Таблица: нормы правильных ответов  Для детей 6–7 лет 10 правильных ответов и большеДля детей 8–9 лет Для детей 10–12 лет 15 правильных ответов и больше 20 правильных ответов и больше Если ребёнок справился с заданием в этих рамках, это значит, что уровень  развития кратковременной памяти соответствует его возрасту. Если (в любом возрасте)  присутствует отклонение от нормы в пределах не более чем 2–3 верных ответов, то  учащемуся следует заняться выполнением специальных упражнений для укрепления  указанного вида восприятия (если в тестах присутствует отклонение от нормы, ребенку  следует выполнять специальные укрепляющие упражнения).  Это может быть методика «напоминаний» самому себе чисел с периодичностью в  15–20 секунд, заучивание стихов и даже простое чтение вслух. Все это развивает и  долговременную и кратковременную память человека. Если же расхождение с  требованиями к норме превышает 4 ответа, возможно, потребуется помощь  специалиста­дефектолога.  Развитая оперативная память — один из факторов активной мыслительной  деятельности, правильной реакции на меняющиеся обстоятельства жизни. Проверка  степени развитости такого вида памяти нужна для определения пригодности человека к  разнообразному деятельному предназначению и служит для выдачи практических  рекомендаций.