Методика определения самооценки. (классное руководство)

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 27.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характер самооценки существенно влияет на все стороны жизни человека. Поэтому очень важно научиться объективно оценивать себя. Самооценка важна, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинстводокумент с текстом
Иконка файла материала самооценка..doc
САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ Характер самооценки существенно влияет на все стороны жизни человека. Поэтому очень важно научиться объективно оценивать себя. Самооценка важна, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и   личных   силах,   его   самоуважение   и   адекватность   происходящему.   Оптимальна   ­   высокая самооценка,   уважение   к   себе   при   трезвой   (реалистичной)   оценке   своих   возможностей   и способностей. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа. Этап 1 I. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими  цифрами I, II, III, IV. I 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. II 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. III 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. ГУ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 11 14. 15. 16, 17. 18. 19. 20. 2.   Даны   четыре   набора   слов,   характеризующих   положительные   качества   людей.   Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их ­ каждый решает сам. 3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств ­ и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. Чтобы   создать   условия   для   одинакового   понимания   качеств   всеми   участникамипсихологического обследования, приводим толкование этих качеств: 1. Межличностные отношения, общение. 1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость. 2. Заботливость ­ мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды. 6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем­нибудь услужить. 7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 8.   Тактичность   —   чувство   меры,   создающее   умение   вести   себя   в   обществе,   не   задевать достоинства людей. 9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам. 10.Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей. 11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни. 13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе. 14. Общительность — способность легко входить в общение. 15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию. 16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17. Откровенность — открытость, доступность для людей. 18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20.Требовательность ­ строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. 2. Поведение. 1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 2. Гордость — чувство собственного достоинства. 3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям. 4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 6.   Твердость   —   умение   настоять   на   своем,   не   поддаваться   давлению,   непоколебимость, устойчивость. 7. Уверенность ­ вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках. 9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий.  10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем. 11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей. 12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности. 13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция. 14. Настойчивость — упорство в достижении целей. 15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки инедостатки. 18.   Самостоятельность   —   способность   осуществлять   действия   без   чужой   помощи,   своими силами. 19. Уравновешенность ­ ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь. 3. Деятельность. 1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела. 2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость, 3. Мастерство — высокое искусство в какой­либо области. 4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность. 5. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота. 6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость. 7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому­либо делу. 10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения. 11. Аккуратность ­ соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 12. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13.   Дальновидность   ­   прозорливость,   способность   предвидеть   последствия,   прогнозировать будущее. 14. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий. 16. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 19. Работоспособность — способность много и продуктивно работать. 20.Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность. 4. Переживания, чувства. 1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость. 3. Веселость — беззаботно­радостное состояние. 4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 6. Нежность — проявление любви, ласки. 7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости. 8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях. 9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению. 10.Стыдливость — способность испытывать чувство стыда. 11. Взволнованность — мера переживания, душевное беспокойство. 12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение. 13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию. 14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.  15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить. 16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств. 18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний. 19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку. 20.Чувствительность   —   легкость   возникновения   переживаний, восприимчивость к воздействиям извне.   чувств,   повышеннаяЭтап II Внимательно   рассмотрите   качества   личности,   выписанные   вами   из   первого   набора,   и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому. Обработка. 1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р). 2.  Подсчитайте  количество  идеальных  качеств,  выписанных   вами  (И),  а затем  вычислите  их процентное отношение: П %100 Р И Результаты сопоставьте с оценочной шкалой. Уровни самооценки Неадекватно низкий 0­10 0­15 Низкий 11­34 16­37 Ниже среднего 35­45 38­46 Средний 46­54 47­56 Выше среднего Высокий Неадекватно высокий 55­63 Выше 67 Выше 69 57­65 64­66 66­68 Мужчины Женщины К   оптимальной   относятся   самооценки   «высокий   уровень»   и   «выше   среднего   уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает   себя,   но   знает   свои   слабые   стороны   и   стремится   к   самосовершенствованию, саморазвитию).   Но   самооценка   может   быть   и   неоптимальной   —   чрезмерно   завышенной   или слишком заниженной. На   основе   неадекватно   завышенной   самооценки   у   человека   возникает   неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности   искажается,   отношение   к   ней   становится   неадекватным   ­   чисто эмоциональным.   Рациональное   зерно   оценки   выпадает   полностью.   Поэтому   справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы ­ как   несправедливо   заниженная.   Неуспех   предстает   как   следствие   чьих­то   козней   или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это ­ следствие   собственных   ошибок,   лени,   недостатка   знаний,   способностей   или   неправильного поведения.   Возникает   тяжелое   эмоциональное   состояние   ­   аффект   неадекватности,   главной причиной   которого   является   стойкость   сложившегося   стереотипа   завышенной   оценки   своей личности.   Если   же   высокая   самооценка   пластична,   меняется   в   соответствии   с   реальнымположением   дел   ­   увеличивается   при   успехе   и   снижается   при   неудаче,   то   это   может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка   может   быть   и   заниженной   т.е.   ниже   реальных   возможностей   личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой   выступают   причиной   конфликтов.   При   завышенной   самооценке   конфликты возникают из­за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из­за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не протают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно   указывают   на   это,   то   возникает   неприязнь   к   источнику   таких   оценок,   мыслей   и действий.