Методика определения уровня эмоциональной напряженности для 11 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Ее может использовать как классный руководитель, так и учитель-предметник. Она дает общую оценку эмоциональной напряженности детей, позволяет отследить ее динамику. Рекомендуется проводить в начале и в конце учебного года.Методика определения уровня эмоциональной напряженности для 11 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Ее может использовать как классный руководитель, так и учитель-предметник. Она дает общую оценку эмоциональной напряженности детей, позволяет отследить ее динамику. Рекомендуется проводить в начале и в конце учебного года.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
НАПРЯЖЕННОСТИ
Эмоциональная напряженность психическая напряженность,
вызванная
длительной перегрузкой эмоциональной сферы [4].
Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в
трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке,
создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями
задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности;
повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.
Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных
состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность
деятельности» [2].
В состоянии эмоциональной напряженности у человека, прежде всего, снижается
выполнение сложных операций и интеллектуальных задач: резко сокращается объем внима
ния, памяти, появляются нарушения со стороны восприятия и мышления, воспроизводятся
бесполезные ненаправленные действия.
Методику можно применять с детьми, начиная с 5го класса.
Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда,
часто, характерно для Вашего поведения – отмечаете «да» в бланке. Если же такое с Вами
происходит редко или никогда не бывает – ответ «нет». Если сомневаетесь, отвечаете «не
знаю».
Обработка результатов: 1) Подсчитайте количество положительных ответов
(«да») в первой колонке (ответы на вопросы 110), во второй колонке (ответы на вопросы
1020). В строке «Итого» запишите результат.
2) Подсчитайте количество отрицательных ответов («нет») в третьей колонке
(ответы на вопросы 2030). В строке «Итого» запишите результат.
3) Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и разделите результат пополам.
4) Сложите все полученные результаты и занесите в строку «Всего».
Интерпретация: полученный результат соотнесите со шкалой:
От 0 до 10 свидетельствует о низком уровне эмоционального напряжения;
От 11 до 17 говорит о среднем уровне;
От 18 до 22 выражен высокий уровень эмоционального напряжения;
От 23 до 30 – очень высокий уровень эмоционального напряжения (высокая
ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения,
несформированность систем управления и контроля своей деятельности) [1].№
п/п
Вопросы
Ответ
Мне с трудом удается
сосредоточить свое
внимание на уроке.
Отступление учителя от
основной темы сильно
отвлекает меня.
Меня постоянно тревожат
мысли о предстоящей
контрольной работе,
экзамене.
Иногда мне кажется, что
мои знания по отдельным
предметам ничтожны.
Отчаявшись выполнить
какоенибудь задание, я
опускаю руки.
Я не успеваю усвоить
учебный материал, и это
вызывает чувство
неуважения к себе.
Я болезненно реагирую на
критические замечания
учителя.
Неожиданный вопрос
преподавателя приводит
меня в замешательство.
Меня сильно беспокоит мое
положение в классе.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Я – безвольный человек, и
это отражается на моей
успеваемости.
Итого:
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
№
п/п
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
Вопросы
Ответ
Я с трудом сосредоточиваюсь
на какомлибо задании, и это
раздражает меня.
Несмотря на уверенность в
своих знаниях, я испытываю
страх перед опросом на уроке и
на экзамене.
Порой мне кажется, что я не
смогу усвоить весь учебный
материал, и это меня
раздражает.
Во время ответа на уроке я
обычно сильно смущаюсь.
Возможные неудачи на экзамене
или при ответе на уроке очень
тревожат меня.
Во время выступления я
начинаю заикаться.
Мое состояние во многом
зависит от успешности
выполнения учебного задания.
Я часто ссорюсь с друзьями из
за пустяков и, оптом жалею об
этом.
Состояние класса и отношение
ко мне очень влияют на мое
настроение.
После спора или ссоры я долго
не могу успокоиться.
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
№
п/п
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
Вопросы
Ответ
У меня обычно не бывает головных
болей после длительного
напряжения
Меня ничто не может вывести из
хорошего расположения духа.
Невыполненное задание или
контрольная работа не волнуют
меня.
Я не волнуюсь и не испытываю
сильного сердцебиения перед
ответом на уроке, экзамене, если
уверен в своих знаниях.
Я обычно в числе первых
заканчиваю контрольную работу
или иду отвечать на экзамене и
стараюсь не думать о возможных
ошибках.
Мне обычно не требуется много
времени на обдумывание
дополнительных вопросов,
задаваемых учителем.
Насмешки одноклассников не
портят мне настроение.
Я обычно сплю спокойно и не
мучаюсь во сне, даже если у меня в
школе неприятности.
В классе я чувствую себя легко и
непринужденно.
Мне легко организовать свой
распорядок дня. Обычно я успеваю
сделать все, что планирую.
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
а
д
т
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
ю
а
н
з
е
н
Итого:
Итого:Всего:Используемая литература:
1. Родительские собрания. Учимся понимать подростка. 8 класс / авт. сост. Т.В.
Попова. Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
2. Барташова О.А., Полякова С.Е. Эмоциональная напряженность как аспект
коммуникативной неудачи в политическом дискурсе: Учебное пособие.– СПб.: Изд
во СПбГУЭФ, 2009.– 40 с. (http://elibrary.finec.ru/materials_files/307564863.pdf)
3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
4. http://azps.ru/abc/e/emocionalynaya_napryazhennosty.html