К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
методика организации конкурсов.docx
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ
Воспитательное мероприятие — это относительно завершенная
совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток
времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение
А.Г. Кирпичника).
Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт
человеческой деятельности, имеет форму и содержание. И, конечно же,
любое воспитательное мероприятие имеет название. Если сопоставить
перечень названий тех мероприятий, которые проводятся сегодня в школе,
то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при
внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем
разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те
же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях
нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион
исторических знаний» и «аукцион географических знаний» — это одна и та
же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический
эрудицией» и «экологический десант» — две совершенно разные формы,
имеющие сходное содержание.
Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание — это
определенный показатель методической грамотности.
К сожалению,
подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют
название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь
приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному,
сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. На
сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с
детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения
этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым
формам с новым содержанием» привлекательных названий. Это явление не
свойственно исключительно педагогике, такую же ситуацию можно
наблюдать в любой области человеческой практики: количество форм
всегда меньше, чем количество возможных вариантов содержания внутри
этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число
возможных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную
истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не
принимающий ее и продолжающий бесконечнобессмысленный процесс
поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного
проведения мероприятий нужно лишь:
уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
1)знать существующие формы;
2)
3)уметь придумать полученному результату название.
И не существует необходимости владеть методикой организации сотен
мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной по одному алгоритму.
технологии,
Владение двумя десятками
организационных алгоритмов и технологией «придумывания» — это все, что
требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.
Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия
они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. То есть, с точки
зрения организации, конкурс молодых вокалистов, конкурс рисунков на
асфальте и конкурс на лучшую инсценировку анекдота про Чебурашку ничем не
отличаются друг от друга. Для того чтобы вычленить алгоритм организации
конкурсных программ, нужно сначала определить, что будет подразумеваться
под этим термином.
В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности,
состязательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не
является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических
формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать
соревновательный момент в
воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, — это все
равно, что отрицать законы природы на том основании, что они нам не
нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими
в самых различных сферах: кто быстрее съест яблоко, кто дальше швырнет
камень, кто назовет больше имен девочек на букву «А» — и так до
бесконечности.
Специально организованные педагогом соревнования в какомлибо виде
деятельности и называются конкурсными программами.
Вот далеко не полный перечень конкурсов, часто или не очень часто
организуемых педагогами в школе и внешкольных учреждениях:
1. Конкурс на лучшее стихотворение на тему «Как я провел лето» («Мой
выходной», «Любимое время года» и др.).
2. Конкурс художественного свиста.
3. Конкурс рисунков на асфальте.
4. Конкурс юных радиолюбителей.
5. Конкурс на лучшее письмо президенту (любимому артисту, директору школу
и др.).
6. Конкурс бального танца.
7. Конкурс бумажных змеев.
8. Конкурс юных мастеров сельского хозяйства (механизаторов, доярок и др.).
9. Конкурс рисунков на тему «Первый день зимы» («Грибной дождик», «Лето в
деревне» и др.).
10. Конкурс чтецов.
11. Конкурс меховой игрушки.
12. Конкурс юных менеджеров.
13. Конкурс на лучшее стихотворение о... (школьных каникулах).
14. Конкурс исполнителей авторской песни.
15. Конкурс масок из папьемаше. 16. Конкурс юных кулинаров.
17. Конкурс на лучшее поздравление... (с Днем учителя).
18. Конкурс ораторов.
19. Конкурс снежных скульптур.
20. Конкурс юных авиа (судо, ракето и т. д.) моделистов.
21. Конкурс на лучший перевод... (с испанского языка).
22. Конкурс актерского мастерства.
23. Конкурс глиняных шахматных фигур.
24. Конкурс будущих домохозяек.
25. Конкурс на лучший репортаж из... (школьной столовой).
26. Конкурс агитпредставлений.
27. Конкурс росписи по керамической плитке.
28. Конкурс юных фотолюбителей.
29. Конкурс на лучший гимн... (детской организации).
30. Конкурс детских хоров.
31. Конкурс на лучший замок из песка.
32. Конкурс юных модельеров.
33. Конкурс на лучшую праздничную стенгазету.
34. Конкурс современного спортивного танца.
35. Конкурс поделок из бумаги (оригами)
36. Конкурс юных парикмахеров.
37. Конкурс на лучший научный реферат о... (вреде курения).
Конкурс музыкальных пародий.
Конкурс букетов (икебана).
Конкурс юных дизайнеров.
38.
39.
40.
41. Конкурс на лучшую сказку о... (школьных учебниках).
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Конкурс инструменталистов.
Конкурс вышивки на носовом платке.
Конкурс юных моряков.
Конкурс на лучший дружеский шарж на... (директора школы).
Конкурс исполнителей народной песни.
Конкурс рисунков на стекле (витражей).
Конкурс юных джентльменов.
Конкурс на лучшую загадку в стихах.
Конкурс кукольных спектаклей.
Конкурс чеканки.
Конкурс юных детективов.
Конкурс на лучшее решение математической задачи.
Конкурс пантомимы.
Конкурс аппликаций из шпона.
Конкурс юных журналистов.
Конкурс на лучшую сервировку стола к... (Новому году).
Конкурс балетного мастерства. 59.
Конкурс шкатулок из открыток.
И это далеко не все. Конкурсные программы — это соревнования в
какомлибо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид
может лечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть
профессиональная или близкая к профессиональной деятельность; это
может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами
искусства; это может быть деятельность, во время которой используется тот
или иной природный или синтетический материал; при которой создаются
разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства или
литературы. То есть все, что человек делает руками, головой, да и всем телом,
он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства
участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к
развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается
главный педагогический эффект конкурсных программ: развиваться можно,
только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент
сравнения. То есть конкурсные программы позволяют ребенку:
сформировать адекватную самооценку;
развить свои волевые качества;
самоопределиться в мире увлечений и профессий;
воспитать свой эстетический вкус и т.д.
Но, конечно же, эти воспитательноразвивающие возможности конкурсных
программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит
при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация
конкурсных программ — процесс не столько сложный, сколько многоэтапный,
предусматривающий учет многих деталей, проблем, вопросов. При этом, как
уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких,
рассчитанных на один час и один класс, до грандиозных, охватывающих всю
школу в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному
алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии
слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок»,
«защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) —
от этого организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться в
максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы,
которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной
программы, то можно составить перечень из десяти слов:
1. Участники.
2. Задания.
3. Критерии.
4. Жюри.
5. Призы.
6. Ведущий.
7. Реквизит. 8. Техника.
9. Помещение.
10. Зрители.
После того, как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие
участники, организатор должен:
1) придумать конкурсу яркое название;
2) сформулировать конкурсные задания;
3) разработать условия и критерии конкурса.
К сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют
условия их выполнения, не задают критерии, по которым будут оцениваться
результаты. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут
входить или не входить такие пункты:
время на подготовку конкурсного задания;
срок предварительной демонстрации подготовленного результата;
размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в
страницах …;
возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;
возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;
перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений,
инструментов и т.д.
Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой
безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или
технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в
письменном виде.
А итогом всей предварительной работы должно стать Положение о
конкурсе, в котором указываются название конкурса, цели его проведения,
возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются
условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
После того как Положение составлено, работа организатора должна быть
направлена на решение сразу нескольких задач.
Вопервых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни
конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие —
наличие команд. Не бывает лишь конкурсов без участников. А их может
действительно не оказаться, если не организовать рекламноразъяснительную
кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и ин
дивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды,
радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от
традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобы ребята
захотели участвовать в конкурсной программе, и чтобы желающих было много.
Вовторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и
инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что
необходимо для проведения конкурса. Возможно,
что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный
вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например:
«Участники конкурса рисунков на асфальте должны явиться в назначенное
время и место со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно
перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут
просто отказаться от участия в конкурсе изза отсутствия у них того или
иного материала или инструмента. А кроме того, подобная ситуация ставит
детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей.
Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее
имеет преимущество перед девочкой, чья мама не может позволить себе
таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек
может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени
от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возможности
материального обеспечения его работы.
Втретьих, организатор должен пригласить для оценки результатов
конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований
и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям
(время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для
определения победителя используются качественные показатели (изящество,
остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понимание этих категорий у разных
людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов
конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего
то субъективного мнения, личного вкуса.
Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого
нужно:
1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному
человеку, число членов жюри должно быть от З до 7.
2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в
деятельности, которую предстоит оценить.
Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.
Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить
объективность оценки. Главное — сделать так, чтобы судейство не стало
причиной возможных конфликтов и детских обид.
И, вчетвертых, организатор конкурсной программы должен заранее
решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной
оценке труда детей.
Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться
демонстрацией конечных продуктов деятельности.
Как правило,
демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного
выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только
в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на
лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации
результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка кон курсанта. К сожалению, так бывает не всегда.
Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит
только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерташоу
иногда проходят выступления солистов и коллективов в зале, где
присутствуют только члены жюри и коллегиконкурсанты. При таком подходе
воспитательный потенциал конкурсных программ многократно снижается.
Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но
еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их
творчеству и труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного
места проведения конкурсавыставки или кон курсаконцерта почувствовать
это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей
работы должен решить десятки организационносодержательных вопросов:
где посадить жюри;
как пригласить зрителей;
когда провести предварительный просмотр;
кого пригласить ведущим;
как оформить помещение;
на чем расположить экспонаты;
как организовать церемонию открытия;
какую подобрать музыку;
во что будут одеты участники;
кто будет вручать призы;
как будет проходить ритуал награждения и многое другое.
где жюри будет обсуждать итоги;
Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того,
как будет проведен анализ планов и результатов.
Методика организации конкурсов
Методика организации конкурсов
Методика организации конкурсов
Методика организации конкурсов
Методика организации конкурсов
Методика организации конкурсов
Методика организации конкурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.