Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ СОШ №65 Г. ТЮМЕНИ
ТУЛЕШОВА Т. В.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научноисследовательская работа является одной из видов
интеллектуальной
деятельности учащихся. Под исследовательской
деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением
учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением и предполагающая наличие основных этапов работы,
характерных для исследований в науке.
уделяется
деятельности
Особое внимание в деятельности научноисследовательской
научно
лаборатории
кардинально меняется функция
исследовательской
педагога: он перестает быть основным источником информации для
учеников и становится организатором их собственно познавательной
деятельности. Главная функция современного учителя – управление
процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.
учителю. При
организации
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
СПЕЦИФИКА НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных
исследовательских навыков. Под руководством научного
руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3
направлениях:
Ученик
самосовершенствование
самопознание
самовоспитание
В ходе научноисследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие
качества ученика:
навык самостоятельной исследовательской деятельности;
навык работы с научнопознавательной литературой;
инициатива и творчество;
использование, расширение и углубление школьных знаний;
навык совместной работы со специалистами;
самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследований
теоретические
ориентированы на работу по изучению
и обобщению фактов, материалов,
содержащихся в различных источниках;
эмпирические,
проведение собственных
наблюдений и экспериментов
Основные критерии выбора темы:
1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы
непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный
руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет
требующую разработки область для изучения ее учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме
должны быть доступны оборудование и литература.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ
Требованиях к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а
используемые при ее формулировке понятия должны быть логически
взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже
известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного
познания. В конце работы тема может поменяться.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
Обосновать актуальность выбора темы
исследования – значит, объяснить
необходимость изучения данной темы в
контексте общего процесса научного
познания.
Главные правила:
1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в
современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной
области исследования. (Проблема некая
ситуация, требующая разрешения).
противоречивая
4. Освещение актуальности не должно быть многословным одна
страница.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приступая к проведению научно исследовательской работы, необходимо
изучить научную литературу по данному вопросу.
Поначалу может сложиться впечатление, что
трудно найти в большом количестве книг, газет и
журналов именно то, что надо по теме. Это
затруднение будет достаточно легко преодолено,
если вы выберете верный метод ознакомления с
источниками.
Работая с литературой по теме, учащийся
должен владеть различными типами чтения,
предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
Он должен различать:
1.Просмотровое чтение.
2. Ознакомительное (выборочное) чтение.
3. Изучающее чтение.
Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно
ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Гипотеза ( древнегреч.) это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как
научно обоснованное предположение об условиях решения
проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы
достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку
цели исследования можно начинать с традиционнопринятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить;
доказать; разработать….
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения
цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи
необходимо очень тщательно, так как описание их решения в
дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются
именно из формулировок задач.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
.
Степень
сложности
экспериментальных
данных
Практические
Собственно
исследовательские
Научные
Служат для иллюстрации
какоголибо явления. В
этом случае изменяется
какойлибо параметр
(например, температура
воздуха,) и исследуется
связанное с этим
параметром изменение
( понижение температуры,).
Результат стабилен
и не требует анализа.
Применяются в школах.
В них исследуемая
величина зависит от
нескольких несложных
факторов (например,
загрязненность
местности зависит от
расстояния до трубы
завода и метеоусловий,
рост растения зависит
от температуры воздуха
и полива и т.д. ).
Эти задачи
неприменимы
в образовательном
процессе,
так как данные задачи
решают ученые,
делая великие открытия.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы
исследования
теоретические эмпирическиематематические
Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному
Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование
Статистические
Сетевое моделиров.
Программирование
Визуализация
Метод – это способ достижения цели исследования
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ВИДЫ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Виды работ учащихся
Информационнореферативные
Экспериментально творческие
Натуралистические и описательные
Исследовательско творческие
Проблемно реферативные
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ВИДЫ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Информационно реферативные Это творческие работы,
написанные на основе нескольких литературных источников с
целью наиболее полного освещения какой либо проблемы
Проблемно реферативные Это творческие работы, написанные на
основе нескольких литературных источников, предполагающие
сопоставление данных разных источников и на основе этого
собственную трактовку поставленной проблемы
/элементы
исследовательской работы/.
Экспериментально творческие Это работы, написанные на основе
выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего
известный результат. Носят скорее иллюстративный характер,
предполагают
особенностей
результата в зависимости от изменения исходных условий.
самостоятельную
трактовку
Натуралистические и описательные Это творческие работы,
направленные на наблюдение и качественное описание какого
либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие
количественной методики
экологическая направленность,
социология и демография,
психология и социальная среда и т. д.)
(общественно
исследования
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ПРОВЕДЕНИЕ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения
исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем
указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их
реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План
исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и
закономерности.
Дата мероприятие
оборудование ответственные
2 Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы –
проведение исследования и обработки результатов (измерений,
анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько
соответствует
выдвинутая
поставленным
исследований
первоначальная тема может измениться.
начале исследования
целям. В
в
гипотеза
проведенных
ходе
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ПРАВИЛА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д.
Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей
исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не
давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и
оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на
то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать
(или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и
анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область
приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Принято считать, что
оформление –
незначительный, чисто формальный этап
создания рукописи научного исследования.
На самом деле, это не так. Оформление
результатов исследования – один из самых
трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике это 30%
успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив
найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно
раскрыв тему исследования это 70 % работы.
Существуют общие правила не только к оформлению текста
исследовательской работы, но и к срокам представления данной
работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные формы представления результатов:
сообщение,
полный текст учебного исследования ,
тезисы,
научная статья (описание хода работы),
отчет,
план исследования,
устный доклад,
стендовый доклад (оформление наглядного материала )
реферат проблемного характера,
компьютерная программа,
прибор с описанием его действия,
видео и аудиоматериалы.
Уровни представления работ:
Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель
рождает хороших учеников». Современный учитель
является важнейший фигурой в организации
педагогического процесса. От его профессиональной
пригодности, педагогического мастерства, творчества,
к готовности к инновационной деятельности зависит
эффективность педагогической системы. Научно
исследовательская деятельность – это не дань моде,
это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему
образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас нельзя. Поэтому
решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя,
в обретении им современной методологической культуры, исследовательской
позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно
исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно
исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов
является основным элементом реформирования школьного образования.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
РЕСУРСЫ
1. Головко О. Научнопрактическая деятельность
школьников // Народное образование №3, 2003 г.
2. Ивочкина Т.Организация научно
исследовательской деятельности учащихся
//Народное образование №3,2000г .
3. Развитие исследовательской деятельности
учащихся. Методический сборник.М.: Народное
образование, 2001
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.