Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Оценка 4.8

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
ppt
русская литература +2
Взрослым
28.09.2017
Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
Исследовательская деятельность.ppt

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И                                                                             ЛИТЕРАТУРЫ   МАОУ СОШ №65   Г. ТЮМЕНИ                                                                                                                                                                                       ТУЛЕШОВА  Т. В.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ОПРЕДЕЛЕНИЕ                  НАУЧНО­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ                                ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                      Научно­исследовательская работа является  одной из видов  интеллектуальной    деятельности  учащихся.  Под  исследовательской  деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой,  исследовательской  задачи  с  заранее  неизвестным  решением  и  предполагающая  наличие  основных  этапов  работы,  характерных для исследований в науке. уделяется  деятельности                                        Особое  внимание  в  деятельности  научно­исследовательской  научно­ лаборатории  кардинально  меняется  функция  исследовательской  педагога:  он  перестает  быть  основным  источником  информации  для  учеников  и  становится  организатором  их  собственно  познавательной  деятельности.  Главная  функция  современного  учителя  –  управление  процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.  учителю.  При  организации

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
СПЕЦИФИКА НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ                               ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных  исследовательских навыков. Под руководством научного  руководителя(учителя)  происходит развитие личности ученика в 3  направлениях: Ученик самосовершенствование самопознание самовоспитание В  ходе  научно­исследовательской  деятельности  приобретаются  и  развиваются  следующие  качества ученика: ­ навык самостоятельной исследовательской деятельности; ­ навык работы с научно­познавательной литературой; ­ инициатива и творчество; ­ использование, расширение и углубление школьных знаний; ­ навык совместной работы со специалистами; ­ самоутверждение учащихся в данной предметной области и  т.д.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ВЫБОР  ТЕМЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ                           Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.                                                       Темы исследований теоретические ориентированы на работу по изучению  и обобщению фактов, материалов,  содержащихся в различных источниках; эмпирические, проведение собственных  наблюдений и экспериментов                                                      Основные  критерии  выбора темы: 1.  Тема  должна  представлять  интерес  для  учащегося  не  только  на  данный  момент,  но  имела  бы  непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности; 2. Тема  интересна не только  ученику, но  и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный  руководитель  занят  исследовательской  работой  и  в  рамках  избранной  им  сферы  выделяет  требующую разработки область для изучения ее учеником.   3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме  должны быть доступны оборудование и литература.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ФОРМУЛИРОВКА  ТЕМЫ                                                                             Требованиях к формулировке темы:          1.Тема  должна  быть  сформулирована  по  возможности  лаконично,  а  используемые  при  ее  формулировке  понятия  должны  быть  логически  взаимосвязаны.      2. Тема должна быть понятна  не только учителю, но и  ученику.     3.Формулировка  темы  отражает  сосуществование  в  науке  уже  известного  и  ещё  не  исследованного,  т.е.  процесс  развития  научного  познания. В конце работы тема может поменяться.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ                                                Обосновать актуальность выбора темы                                                 исследования – значит,  объяснить                                                 необходимость изучения данной темы в                                                 контексте общего процесса научного                                                              познания.                                                   Главные правила:  1  Тема  исследования  выбирается  с  учетом  ее  актуальности  в  современной науке. 2.   Главную помощь при выборе оказывает  научный руководитель. 3    Показателем  актуальности  является  наличие  проблемы  в  данной    области  исследования.  (Проблема­  некая  ситуация, требующая  разрешения).   противоречивая  4.  Освещение  актуальности  не  должно  быть  многословным  ­  одна  страница.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ИЗУЧЕНИЕ  НАУЧНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ Приступая  к проведению  научно­ исследовательской работы, необходимо                                                              изучить научную литературу по данному вопросу.                                                 Поначалу может сложиться впечатление, что                                                 трудно найти  в большом количестве книг, газет и                                                 журналов именно то, что надо по теме. Это                                                 затруднение будет достаточно  легко преодолено,                                                если вы выберете верный метод ознакомления с                                                                         источниками.                                                      Работая с литературой по теме, учащийся                                                должен владеть различными типами чтения, предполагающими  различную  степень  глубины  проникновения  в  материал.  Он должен различать:      1.Просмотровое чтение.       2. Ознакомительное (выборочное) чтение.       3. Изучающее чтение.            Освоенный  алгоритм  работы  позволит  ученику  в  дальнейшем  свободно  ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ГИПОТЕЗЫ  Гипотеза (  древнегреч.) ­это «основание,  предположение».     В современной научной  практике   гипотеза определяется как  научно обоснованное  предположение об условиях решения  проблемы.     Гипотеза должна соответствовать ряду требований:                                    ­ быть проверяемой;                                    ­ содержать предположение;                                   ­ быть логически непротиворечивой;                                   ­ соответствовать фактам.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ       Цель исследования  –  это  конечный  результат,  которого  хотел  бы  достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку  цели исследования можно начинать с традиционно­принятых  слов:      выявить…;    установить….;  обосновать…;    уточнить…;  объяснить;   доказать;           разработать….       Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения  цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи  необходимо  очень  тщательно,  так  как  описание  их  решения  в  дальнейшем  составит  содержание  глав.  Заголовки  глав  рождаются  именно из формулировок задач.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
КЛАССИФИКАЦИЯ   ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ . Степень сложности экспериментальных данных Практические Собственно исследовательские Научные Служат для иллюстрации  какого­либо  явления. В  этом случае  изменяется  какой­либо  параметр  (например, температура  воздуха,) и исследуется  связанное с этим  параметром  изменение ( понижение температуры,).  Результат стабилен  и не требует анализа.  Применяются в школах.  В них исследуемая  величина зависит  от  нескольких несложных  факторов  (например,  загрязненность  местности  зависит от  расстояния до трубы  завода и метеоусловий,  рост  растения зависит  от  температуры воздуха  и полива  и т.д. ). Эти задачи   неприменимы в образовательном  процессе,  так как данные задачи решают ученые,  делая великие открытия.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ Методы исследования теоретические эмпирическиематематические Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели  исследования

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ВИДЫ  НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ                         РАБОТ  УЧАЩИХСЯ Виды работ учащихся Информационно­реферативные     Экспериментально ­творческие Натуралистические и описательные      Исследовательско ­творческие           Проблемно ­ реферативные

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ВИДЫ  РАБОТ  УЧАЩИХСЯ   Информационно­  реферативные  Это  творческие  работы,  написанные  на  основе  нескольких  литературных  источников  с  целью наиболее полного освещения какой ­ либо проблемы Проблемно ­ реферативные Это творческие работы,  написанные на  основе  нескольких  литературных  источников,  предполагающие  сопоставление  данных  разных  источников  и  на  основе  этого  собственную  трактовку  поставленной  проблемы  /элементы  исследовательской работы/.  Экспериментально ­ творческие Это работы, написанные на основе  выполнения  эксперимента,  описанного  в  науке  и  имеющего  известный  результат.   Носят  скорее  иллюстративный  характер,  предполагают  особенностей  результата в зависимости от изменения исходных условий. самостоятельную  трактовку  Натуралистические  и  описательные  Это  творческие  работы,  направленные  на  наблюдение  и  качественное  описание  какого  ­  либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие  количественной  методики  ­  экологическая  направленность,  социология  и  демография,  психология и социальная среда и т. д.) (общественно  исследования

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ПРОВЕДЕНИЕ          НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  1.Чтобы  четко  уяснить  себе  последовательность  проведения  исследования,  желательно  составить  рабочий  план  работы.  В  нем  указываются:  сроки  проведения  исследования,  намечаются  пути  их  реализации,  записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План   исследования поможет шаг за шагом позволяет  познать новые факты и  закономерности.       Дата мероприятие оборудование ответственные 2 Когда  план  составлен,  переходят  ко  второму  этапу  работы  –  проведение  исследования  и  обработки  результатов  (измерений,  анкетированию  и  т.д.).  Анализируя  данные,  смотрят:  насколько  соответствует  выдвинутая  поставленным  исследований  первоначальная тема может измениться.  начале  исследования  целям.  В  в  гипотеза  проведенных  ходе

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ПРАВИЛА  РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ  С УЧЕНИКАМИ                     ПРИ  ПРОВЕДЕНИИ   ИССЛЕДОВАНИЙ.              Известный  специалист  в  области  «исследовательского  обучения»  Д.  Треффингер  рекомендует  педагогам,  занимающимся  выработкой  у  детей  исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила. 1.He  занимайтесь  наставлениями;  помогайте  детям  действовать  независимо,  не  давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2.  Не  делайте  скоропалительных  выводов;  на  основе  тщательного  наблюдения  и  оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на  то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать  (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и  анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область  приложения полученных навыков в решении задач 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО­            ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ   РАБОТЫ Принято считать, что  оформление –                                                            незначительный, чисто формальный   этап                                                                        создания  рукописи научного исследования.                                                      На самом деле, это не так. Оформление                                                             результатов исследования – один из самых  трудоемких  этапов  работы.  Написать  работу  на  черновике  ­это  30%  успеха,  а  вот  правильно  оформить    работу,  последовательно  изложив  найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно  раскрыв тему исследования ­ это 70 % работы.                            Существуют  общие  правила  не  только  к    оформлению  текста  исследовательской  работы,  но  и    к  срокам  представления  данной  работы  в комиссию для изучения  материала (например, на конкурс).

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ЗАЩИТА  РЕЗУЛЬТАТОВ                       ИССЛЕДОВАНИЯ Основные формы представления результатов:      ­сообщение,     ­полный текст учебного исследования ,     ­тезисы,      ­научная статья (описание хода работы),     ­отчет,     ­план исследования,     ­устный доклад,      ­стендовый доклад (оформление наглядного материала )     ­реферат проблемного характера,     ­компьютерная программа,     ­прибор с описанием его действия,      ­видео­ и аудиоматериалы. Уровни представления работ:       ­Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                     Академик Остроградский писал: «Хороший учитель                                                   рождает хороших  учеников». Современный учитель                                                  является важнейший фигурой в организации                                                  педагогического процесса. От его профессиональной                                                  пригодности, педагогического мастерства, творчества,                                                      к готовности к инновационной   деятельности  зависит                                                  эффективность педагогической системы. Научно­                                                исследовательская деятельность – это не дань моде,  это попытка реформировать систему образования.                              Как  показали  исследования  зарубежных  ученых,  изменить  систему  образования  сложно,  но  и  оставить  ею  такой,  как  сейчас  ­  нельзя.    Поэтому  решение проблемы находится  в изменении педагогического сознания учителя,  в  обретении  им  современной  методологической  культуры,  исследовательской  позиции  в  обучении  и  воспитании.  А  на  это  и  направлена  научно­ исследовательская деятельность.                  Таким образом, владение учителем  методикой  организации научно­ исследовательской  деятельности  учащихся  и  знание  ее  основных  методов  является основным элементом реформирования школьного образования.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
РЕСУРСЫ  1.  Головко О. Научно­практическая деятельность       школьников // Народное образование ­ №3, 2003 г.   2.   Ивочкина Т.Организация научно­ исследовательской деятельности учащихся  //Народное образование ­ №3,2000г .   3. Развитие исследовательской деятельности  учащихся. Методический сборник.­М.: Народное  образование, 2001
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2017