Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса
Оценка 4.8

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
1 кл
24.10.2017
Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса
На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма и чтения, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов). В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования навыка и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность должны быть составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста.
Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1.doc
Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1­го класса На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки)   оценить   навыки   письма   и   чтения,   но   и   выявить   причины возникающих   трудностей   как   на   начальном   этапе   их   формирования   (у учащихся 1­х классов), так и на завершающем (у учащихся 4­х классов).                 Выявление причин трудностей навыков письма и чтения позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей.  При   проведении   оценивания   следует   учитывать   следующие рекомендации:  проводить   оценку   сформированности   навыков   письма   и   чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок   выполняет   задание,   отмечая   возникающие   затруднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;  недовольство;  запугивать его («сейчас проверим... оценим...» и т.п.);  состоянии утомления или эмоционального напряжения. не   рекомендуется   проводить   оценку   после   болезни   ребенка,   в не   следует   торопить   ученика,   выражая   свое   нетерпение   или не   рекомендуется   обсуждать   с   ребенком   цель   работы,   тем   более В   1­м   классе   формирование   навыка   письма   только   начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования   навыка   и   их   возможных   причинах.   Количество предложенных заданий и их последовательность должны быть составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. В   индивидуальных   случаях   для   более   четкого   представления характера   трудностей   количество   заданий   может   быть   увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.).  Во   время   обследования   учитель   должен   диктовать   в   том   темпе, который   удобен   ученику,   повторять   столько   раз,   сколько   необходимо, четко формулировать задания. Предложения   для   списывания   и   сюжетные   картинки   следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать). Задание 1. Диктант текста (4 предложения).  Каждое предложение диктуется отдельно. У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка. Инструкция.   Внимательно   послушай,   запомни   и   напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно. Задание 2. Списывание предложений: а) с печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»); б) с письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»). Инструкция. Перепиши  два  предложения  в  тетрадь  (на листок)  и проверь правильность написания. Задание 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению). Навык   письма   предполагает   качественную   оценку,   для   чего   все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок: 1. Ошибки   звуко­буквенного   анализа   (перестановки,   пропуски, вставки, недописывания, контаминации). 2. Ошибки   смешения   букв   по   акустико­артикуляционному сходству (глухие – звонкие, свистящие – шипящие, соноры, аффрикаты и др.). 3. Ошибки   конфигурации   букв   (написание   лишних   или недописывание   нужных   элементов,   неправильное   пространственное расположение элементов, зеркальное письмо). 4. Ошибки обозначения мягкости (гласными второго ряда, буквой ь). 5. Персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия). 6. Пропуск слова или предлога. 7. Ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой   или   точки,   ненаписание   заглавной   буквы,   написание   каждого предложения с новой строки). 8. Аграмматизмы   (нарушения   словообразования,   согласования, управления, употребления предлогов). 9. Орфографические ошибки. В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок.  Таким образом выделяются доминирующие типы ошибок учащегося. Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения,  что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы. Обозначим типичные ошибки письма и их возможные причины: несформированность   планирования,   регуляции   и   контроля пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы; незнание   правил   орфографии   и   синтаксиса,   нарушение   внимания, неумение совмещать графическую и смысловую части письма; ошибки согласования и управления слов; проявление   общего   недоразвития   речи,   нарушение   внимания, редуцированное написание (как слышит); несформированность планирования и контроля деятельности; неумение   совмещать   графическую   и   смысловую   части   письма,  деятельности;    неадекватный темп деятельности;  неправильный перенос слова;  речевые единицы, незнание правил орфографии;  деятельности, неадекватный темп деятельности;   контроля деятельности;    трудности слухо­речевой памяти. Орфографические ошибки:  незнание   правил   орфографии,   нарушение   распределения   внимания между   графической   и   смысловой   сторонами   письма,  неумение   выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы;  несоблюдение границ строки при письме;  неумение   работать   в   строке,   незнание   слоговой   структуры   слов, несформированность   пространственных   (метрических)   представлений, повышенная утомляемость;   правил, низкий лексический запас);   трудности обозначения пространственных отношений);  нарушения словообразования; проявление   общего   недоразвития   речи   (незнание   морфологических неправильное употребление слов, предлогов; проявление   общего   недоразвития   речи   (низкий   лексический   запас, слитное   написание   слов     или   раздельное   написание   одного   слова, нарушение   звуко­слоговой   структуры   слова,   неумение   выделять несформированность   планирования,   регуляции   и   контроля несвязное изложение сюжета; проявление   общего   недоразвития   речи,   трудности   планирования,  регуляции и контроля речевой деятельности. В начале формирования навыка чтения могут встречаться различные трудности, которые проявляются в ошибках прочтения букв, слогов, слов, текстов,   непонимании   смысла   читаемого   и   др.   Подобные   ошибки выражаются   в   заменах,   перестановках, аграмматизмах,   «застреваниях»,   невыразительности,   нарушениях   общего звучания речи и т.п. Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной   и   количественной   оценки   целесообразно   дать   следующие задания    пропусках,   вставках, Задание 1. Распознавание букв. а) печатных (строчных и заглавных) а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н б) письменных (строчных и заглавных) о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з П, Л, М, Г, Р, Н, К Инструкция. Назови буквы, не торопись. Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно;  2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква);  3 балла – буква не узнана (не может прочитать).  Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138. Задание 2. Чтение слогов. а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных): с е, б ы, м и, н ю, я в н, п л а, ф р о, в з д р о, б ы с т р, с к л а. б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных): с е, д у, о с, п и, у з, в о д, п н е, г н и, д р о, т р я, ш л и Инструкция. Прочитай слоги, не торопись. Задание 3. Чтение слов. 3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных а ) С о н , м а к , п о л ; б ) м а л , з у б , п о т 3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных а ) П о л ю с , к а р н а в а л , з а б о р ; б ) д р о в а , т р я п к а , в о д о п а д Инструкция. Прочитай слова, не торопись. Задание   4.   Чтение   печатного   текста   (3   предложения),   ответы   на вопросы. Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту. Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105)  может  свидетельствовать   о   трудностях   формирования   навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный Типичные ошибки чтения и их возможные причины Ошибки при чтении: по догадке; проявления   общего   недоразвития   речи   (незнание   языковых   норм), трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации   неадекватный темп работы;  внимания;   (форсирование скорости);  памяти;    продвижения в течение года). трудности понимания прочитанного; трудности   автоматизации   навыка   чтения,   неадекватный   темп трудности   концентрации   внимания,   низкий   уровень   оперативной несформированность контроля деятельности; очень   медленный   темп   чтения   (побуквенное   или   слоговое          Возникновение   подобных   ошибок   свидетельствует   о несформированности   навыка   чтения,   трудностях   автоматизации,   и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к  ребенку   с  подобными   нарушениями  и  не   форсировать  темп  обучения. Подобная   дифференцированная   оценка   позволяет   качественно   составить коррекционную работу с учетом характера трудностей. Задание 1. Диктант. Задание 2. Списывание двух предложений. 1­й класс. Задание 3. Списывание слов с рукописного текста. с о в а, в о д а, б у д к а, т о п о р, к р у г и, Н и к а, Л и л я, щ и т Задание 4. Списывание двух предложений с рукописного текста. З и м ы ж д а л а , ж д а л а п р и р о д а . Н а м н а д о б ы л о и д т и д о м о й ч е р е з д у б р а в у . Задание 35. Списывание слов с печатного текста. с о с н а, к н и г а, п т и ц а, т у ч а, ч а щ а, ж и з н ь, с у ш и т ь Задание 6. Списывание двух предложений с печатного текста. Н а у л и ц е и в о д в о р е м н о г о с н е г а . Р и т а в а р и л а к а ш у .

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса

Методика оценки сформированности навыков письма и чтения  у школьников 1-го класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017