«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
физика
7 кл—11 кл
27.05.2017
Введение.
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Полновесное образование человека возможно лишь в условиях гуманизации и гуманитаризации. Основная цель образования заключается в становлении человека-творца, что предполагает формирование знаний и способов деятельности и создание учителем среды, благоприятной для развития способностей ребенка, обеспечивающей самореализацию его личностного потенциала и побуждающей к поиску собственных результатов в обучении. При существующем обучении проблема развития интересов учащихся является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике.
Лицей № 86, в котором я работаю, ставит своей целью развитие ребенка; мы хотим не только дать ученику определенный набор знаний по предмету, но и сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
44.doc
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и
внеклассных мероприятий по физике»
План
1. Введение
2. Глава 1. Методика проведения нетрадиционных уроков физики
3. Глава 2. Методика проведения нетрадиционных форм внеклассных
мероприятий по физике
4. Список литературы
3
5
21
28 Введение.
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса
обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не
отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и
развития учащихся. Полновесное образование человека возможно лишь в условиях
гуманизации и гуманитаризации. Основная цель образования заключается в становлении
человекатворца, что предполагает формирование знаний и способов деятельности и
создание учителем среды, благоприятной для развития способностей ребенка,
обеспечивающей самореализацию его личностного потенциала и побуждающей к поиску
собственных результатов в обучении. При существующем обучении проблема развития
интересов учащихся является одной из сложнейших в психологопедагогической практике.
Лицей № 86, в котором я работаю, ставит своей целью развитие ребенка; мы хотим
не только дать ученику определенный набор знаний по предмету, но и сформировать
личность, готовую к творческой деятельности.
Развитие человека очень сложный, длительный и противоречивый процесс.
Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно
интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и
юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному движению от низшего к высшему. Характерная
особенность этого процесса диалектический переход количественных изменений в
качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик
личности.
В подростковом возрасте от 1011 до 15 лет происходят существенные изменения в
организме ребенка: в нервной и эндокринной системах. В это время очень заметно
совершенствуется мышление: наряд) с конкретнообразным развивается абстрактное
мышление. Постепенно формируется активность, самостоятельность. Школьник может
рассуждать, сравнивать, делать достаточно глубокие обобщения и выводы, усиливается
его избирательность к учебным предметам. Познавательные интересы подростков
становятся более определенными и разнообразными.
В подростковом возрасте мышление приобретает новую черту критичность.
Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое
мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности
сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи,
сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно
следственные зависимости.
В старшем школьном возрасте (1518 лет) завершается физическое развитие
человека. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела
коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юность это период
расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в
сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и
взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную
точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность мышления в
этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для
самоутверждения личности. Старшеклассники уважают интеллектуальные качества.
Больше других ценятся живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему,
быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения. У старшеклассников
обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в
значимых для жизненного успеха знаниях одна из самых характерных черт нынешнего
старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов.
Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание произвольностью и
устойчивостью, память логическим характером. Мышление старшеклассников
отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает
теоретическую и критическую направленность.
В работе отражена методика проведения нетрадиционных форм уроков и
внеклассных мероприятий по физике. В первой главе приведены примеры различных видов
игр, проводимых мною на уроках. Это игры для среднего звена и для старшеклассников,
это игры соревнования и деловые игры. Во второй главе внеклассные мероприятия для
разных возрастных групп. В третьей главе речь пойдет о применении информационных
технологий на уроках физики, внеклассных мероприятиях и при итоговой аттестации. Глава 1.
Методика проведения нетрадиционных уроков физики.
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная задача современного учителя выбрать методы и формы организации
учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она
создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно
технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний.
Подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся,
их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что
является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в
процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Нетрадиционный формы проведения уроков дают возможность не только поднять
интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками
знаний.
Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой
оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует
выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих
уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей
быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе
вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока,
оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что
так же повышает интерес к предмету.
Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле
ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных
способов изучения нового материала на уроке.
Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из
эффективных является организация игровой деятельности. Игра единственная
центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Френк утверждает, что игра для детей способ научиться тому, чему их никто не может
научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и
именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит
разрешение конфликтов и передача чувств. Игра это произвольная, внутренне
мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как
наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно
открывает себя заново, пересматривая свой образ, свои возможности и обязанности,
изменения в своих отношениях с миром.
На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я.И.
Перельман, не столько для друзей физики, сколько для её недругов, которых важно не
приневолить, а приохотить к учению. Любая игра должна способствовать решению
основной учебной задачи урока, например, закреплению знаний, лучшему усвоению
решения задач и т.д. Только в этом случае игра оказывается обучающим элементом урока.
Особенно актуально это для младших школьников, у которых игровая мотивация для
участия в занятиях достаточно сильна наряду с учебной мотивацией. Поэтому наряду с
традиционными формами ведения урока, я использую на уроках игры.
Ученики 5 и 6 классов очень любят игру «Карусель». Она, с одной стороны,
позволяет мне проверить знание и понимание основных понятий данной темы, с другой
стороны, помогает ребятам запомнить новые иногда достаточно сложные определения
физических величин. Эта игра позволяет значительно повысить внимание ребят при
устном опросе, т.к. поняв суть игры, они внимательно слушают друг друга, непроизвольно
запоминая, данный материал. Игра настолько полюбилась ребятам, что они просят меня,
чтобы по каждой новой теме я проводила подобные опросы. Как показывает мой опыт,
эта игра приводит к прочному запоминанию определений. Придя на первый урок после
летних каникул, ребята без повторения воспроизводят определения, отработанные в
данной игре.
«Карусель»
Цель игры: закрепление основных понятий данной темы, более прочное их запоминание.
Правила игры: К доске вызывается 5 человек. Каждый из них получает карточку с
вопросами. В каждой карточке по 5 одинаковых вопросов в разном порядке. Сначала
ребята отвечают на первые вопросы, затем на вторые и т.д. За каждый правильный ответ 1
балл. «Механическое движение» 5 класс
№1
1. Что такое механическое движение?
2. Что называется траекторией?
3. Что такое путь?
4. Какое движение называется равномерным?
5. Какое движение называется прямолинейным?
№2
1. Что называется траекторией?
2. Что такое путь?
3. Какое движение называется равномерным?
4. Какое движение называется прямолинейным?
5. Что такое механическое движение?
№3
1. Что такое путь?
2. Какое движение называется равномерным?
3. Какое движение называется прямолинейным?
4. Что такое механическое движение?
5. Что называется траекторией?
№4
1. Какое движение называется равномерным?
2. Какое движение называется прямолинейным?
3. Что такое механическое движение?
4. Что называется траекторией?
5. Что такое путь?
1. Какое движение называется прямолинейным?
№5 2. Что такое механическое движение?
3. Что называется траекторией?
4. Что такое путь?
5. Какое движение называется равномерным?
Физика отличается от всех предметов школьной программы большим количеством
величин и формул. Каждый ученик должен не только запомнить саму формулу, но и знать
название и единицы измерения всех величин, входящих в неё. Помогает нам игра
«Составь формулу». В ходе игры большое внимание уделяется не только непосредственно
формуле, но и величинам, входящим в неё. Ученик, составляя формулу, должен назвать
каждую величину, входящую в неё и единицы измерения. В игре участвует одновременно
весь класс. Один человек работает у доски с магнитными карточками, все остальные на
месте с самодельными карточками.
«Составь формулу»
Цель игры: систематизировать и закрепить знания учащихся.
Правила игры: На доске в разнобой находятся карточки с обозначениями физических
величин. Аналогичные самодельные карточки на парте перед каждым учеником. К доске
вызывается один человек, который получает задание от учителя. Он выполняет его у
доски, остальные на месте. Затем проверяется правильность выполнения задания.
«Количество теплоты» 8 класс
Q m c ∆t λ q =
Составь формулу, назови все величины, входящие в неё и их единицы измерения:
1. количество теплоты необходимого для нагревания тела
2. количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива
3. количество теплоты, выделяющееся при конденсации
4. количество теплоты необходимое для плавления 5. расчета удельной теплоты парообразования
6. расчета удельной теплоемкости
7. расчет массы сгоревшего топлива и т. д.
Большое количество игр проводится с учащимися 58 классов, однако и
старшеклассники с удовольствием участвуют в игре и относятся к ней очень серьезно.
Анализ имеющейся методической литературы, наблюдение за процессом преподавания
физики в школе и мой опыт обучения ребят показывают, что в старших классах проведение
оригинальных уроков наиболее результативно (в целях обобщения и закрепления основного
материала) в конце изучения тем (разделов) курса физики.
В 9 11 классах я провожу игры соревнования, которые особенно эффективны
при проверке знаний учащихся. Большим успехом среди ребят пользуются «Аукционы».
Учащимся предлагается формула или график. Они должны почерпнут из них как можно
больше информации. Данная работа может проводиться как группами, так и
индивидуально.
«Аукцион графиков»
Цель игры: закрепить полученные знания, дать учащимся почувствовать те огромные
возможности, которые предоставляет им язык науки.
Правила игры: Из данного графика почерпнуть как можно больше информации.
Побеждает тот, кто получит больше информации.
«Термодинамика» 10 класс Из графика можно получить следующую информацию:
1. из состояния 1 в состояние 2 система переходит при постоянном давлении, т.е.
процесс изобарический;
2. процесс перехода системы из состояния 3 в состояние 4 тоже изобарический;
3. процесс перехода системы из состояния 2 в состояние 3 изотермический;
4. система переходит из состояния 4 в состояние 1 изотермически;
5. при переходе системы из состояния 1 в состояние 2 совершается работа, равная
A
2,1
Vp
1
Vp
(
1
V
1
)
;
2
6. при переходе системы из состояния 3 в состояние 4 совершается работа, равная
V
3
)
;
4
2 характеризуется ростом температуры:
4 характеризуется понижением температуры:
A
2,3
(
3
Vp
→
7. переход 1
T
1
T
2
→
8. переход 3
T
3
T
4
V
3
V
4
V
1
V
2
T
2
T
1
V
2
V
1
;
T
4
T
3
V
4
V
3
;
«Равноускоренное движение» 9 класс
Из графика можно получить следующую информацию:
1. тело 1 движется равноускоренно с начальной скоростью 3 м/с;
2. тело 2 движется равноускоренно с начальной скоростью равной нулю;
3. тело 3 движется равнозамедленно с начальной скоростью 3 м/с;
4. через 2,5 с будут равны скорости движения 2 и 3 тела;
5.через 7с будут равны скорости движения 1 и 2 тела; 6. а 1= 0,3 м / с 2 – ускорение первого тела;
7. а 2 = 0,7 м / с 2 ускорение второго тела;
8. а 3 = 0,5 м / с 2 – ускорение третьего тела;
9. S 1 = 3 t + 015 t 2 уравнение движения 1 тела;
10. S 2 = 0,35 t 2 уравнение движения 2 тела;
11. S 3 = 3 t – 0,25 t 2 уравнение движения 3 тела;
12. через 6с скорость тела 3 станет равной нулю;
13. при t =0 тела находились в одном пункте;
14. через t =12 с тела 1 и 2 встретятся;
15. через t =5 с тела 2 и 3 встретятся и т.д.
«Аукцион формул»
Цель игры: закрепить полученные знания, дать учащимся почувствовать те огромные
возможности, которые предоставляет им язык науки.
Правила игры: Из данной формулы почерпнуть как можно больше информации.
Побеждает тот, кто получит больше информации.
«Равноускоренное движение» 9 класс
Движение тела описывается функцией x = 2 – 5t+ 3t2
Из формулы можно получить следующую информацию:
1. движение равноускоренное;
2. х 0 = 2 м начальная координата тела;
3. v 0 = 5м /с начальная скорость тела;
4. а = 6 м / с2 ускорение;
5. тело приближается к началу отсчета;
6. при t = 1 с, х = 0, т.е. тело проходит начало координат;
7. при t >1 с тело удаляется от начала отсчета; 8. v = 5 + 6t уравнение скорости данного движения тела;
9. S = 5t + 3t2 уравнение перемещения данного движения тела.
«Механические колебания» 11 клас
Учащимся предлагается формула
x
20
sin
2
t
3
Из формулы можно получить следующую информацию:
1. А = 20 амплитуда колебаний;
2.
ω = 2 циклическая частота колебаний;
t
2
3
фаза колебаний;
0
3
начальная фаза колебаний;
3.
4.
5.
1
2
2
2
частота колебании;
6.
T
1
период колебаний;
7.
2
20
x
2
cos
t
3
40
2
cos
t
3
закон изменения скорости;
8. скорость гармонически колеблющегося тела меняется гармонически, но по фазе
изменение скорости сдвинуто относительно изменения координаты на
2
;
9.
0 = 40 амплитуда скорости;
10.
a x
x
40
sin2
2
t
3
80
sin
2
t
3
закон изменения ускорения;
11. ускорение гармонически колеблющегося тела меняется гармонически, но по фазе
изменение скорости сдвинуто относительно:
а) изменения скорости на
б) изменения координаты на ;
12. а0 = 80 амплитуда ускорения;
;
2 13.
2
gT
2
4
2
10
2
4
5,2
длина маятника ( если речь идет о колебаниях
математического маятника).
Когда возможности учеников исчерпываются, я даю им ещё одну величину массу
колеблющегося тела.
Игра возобновляется:
14.
2
4
T
маятнике);
2
m
m
2
4
2
4
m
коэффициент жесткости (если речь идет о пружинном
15.
Ek
2
m
0
2
m
1600
2
положение равновесия;
800
m
кинетическая энергия тела, когда оно проходит
16.
E p
2
A
2
400
2
отклонения от положения равновесия;
17.
полная энергия тела;
EE
k E
p
200
потенциальная энергия в момент максимального
18.
F
ma
80
19.
mp
40
m
m
sin
2
t
2
cos
t
3
;
3
Современные школьники народ предприимчивый, самостоятельный, способный
принять решение. Игра «Контракт» позволяет старшеклассникам почувствовать себя
взрослыми, ответственными за свои действия людьми. По выбранной теме, я готовлю
задания трех степеней сложности и объявляю ученикам, что заключаю с каждым из них
контракт. Ученики выбирают задание по собственному усмотрению, заранее зная «сумму
оплаты». В установленный срок они представляют выполненное дома задание и, если оно
выполнено правильно, за работу ставится оценка, которая была оговорена в контракте. В
противном случае эта оценка неудовлетворительна. Для того, чтобы исключить
возможность списывания, проводится дополнительная проверка знаний. Для этого
готовятся карточки, на которых написано по одной задаче из предложенных заданий. На
уроке в день сдачи работы каждому выдается контрольная задача своего варианта,
решение которой оценивается отдельно. После проверки контрольной задачи в журнал
выставляется желаемая оценка, если задача решена правильно. В случае неправильного
решения задачи контракт разрывается, т.е. оценка не выставляется. Первый раз многие, желая получить максимальную оценку, не рассчитывают
свои силы и переоценивают свои возможности. Но в следующий раз они более реально
относятся к выбору «суммы оплаты».
«Контракт»
Цель игры: проверить знания учащихся, организация активного поиска решения
поставленной задачи.
Правила игры: Две фирмы в лице учителя и ученика заключают контракт на
выполнение определенного вида работ.
Работа должна быть выполнена качественно и точно в назначенный срок. Если эти
условия заказчика выполнены, то фирма, выполнявшая работу, получает положенное ей по
контракту. В противном случае она проигрывает. У заказчика есть право осуществить
дополнительную повторную проверку качества выполнения работы за отдельное
вознаграждение.
«Геометрическая оптика» 11 класс
Задания на пять баллов
1. Чтобы человек, высота которого Н, видел себя во весь рост, необходимо иметь
вертикальное плоское зеркало высотой h ≥H/2. Докажите это.
2. На рисунке 1 показан симметричный ход луча в равнобедренной призме с углом
при вершине а = 30 °. Найдите угол ٕ
β
отклонения луча. Показатель преломления
призмы п=2.
рис.1 . 3. Докажите, что если световой луч проходит несколько сред, разделенных
плоскопараллельными границами, то направление выходящего луча зависит только
от направления входящего луча и от показателя преломления первой среды и
последней.
4. На рисунке 2 изображено положение оптической оси MN линзы, светящаяся точка S и
её оптическое изображение S'. Найдите построением положение линзы и фокуса.
Определите, какая она: собирающая или рассеивающая.
• S
М
• S'
N
рис.2
5. Перед двояковыпуклой линзой с передним фокусным расстоянием F= 1м
находится предмет высотой h= 2м на расстоянии d= Зм от линзы. Определите
расстояние от линзы до изображения, линейное увеличение линзы, высоту
изображения предмета, оптическую силу линзы. Постройте ход лучей. Укажите,
какое изображение дает линза.
6. На каком расстоянии друг от друга нужно расположить собирающую и
рассеивающую линзы с фокусными расстояниями F1 = 10 см и F1=6 см, чтобы
параллельный пучок лучей, пройдя сквозь них, остался параллельным?
Задания на четыре балла
1. Оптическое изображение предмета, помещенного перед вогнутым сферическим
зеркалом, находится от него на расстоянии d = 0,8 м. Переднее фокусное
расстояние зеркала F = 0,6 м. На каком расстоянии от зеркала находится предмет?
Определите радиус кривизны отражающей поверхности зеркала и линейное
увеличение зеркала. Постройте ход лучей от предмета до его изображения и
укажите, какое изображение дает зеркало.
2. На рисунке 3 показаны положения оптической оси MN сферического зеркала, светящейся точки S и её оптического изображения S'. Определите построением
положение центра кривизны и вершины отражающей поверхности О', положение
переднего фокуса F зеркала. Укажите, какое это зеркало: вогнутое или выпуклое,
какое изображение оно дает: действительное или мнимое.
• s
M
рис.3
N
•s'
3. Световой пучок переходит из воздуха в воду. Угол падения пучка а = 16°, угол
β
преломления
= 47°. Определите скорость света в воде.
4. Луч света падает на стеклянную призму (рис.4). Докажите, что луч выйдет из
призмы перпендикулярно грани ВС.
рис.4
5. Перед двояковыпуклой линзой с передним фокусным расстоянием F = 1м
находится предмет высотой h = 2м на расстоянии d =3м от линзы. Определите
расстояние от линзы до изображения предмета, линейное увеличение линзы,
высоту изображения предмета, оптическую силу линзы. Постройте ход лучей.
Укажите, какое изображение дает линза.
6. Каким недостатком зрения обладает человек, если нижняя часть его очков
выпуклые стекла, верхняя плоские?
Задания на три балла 1. Угол падения луча на плоское зеркало увеличили от 30° до 45°. Как изменится угол
между падающим лучом и отраженным?
2. Найдите изображение светящейся точки S в вогнутом сферическом зеркале.
3. На какой угол отклоняется луч от первоначального направления, если он падает на
поверхность воды под углом 20° к поверхности? Начертите ход лучей.
4. Предельный угол полного отражения льда равен 50°. Определите показатель
преломления льда.
5. Найдите изображение предмета (рис.5).
рис.5
6. Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Предмет высотой 10 см поместили на
расстоянии 60 см от линзы. На каком расстоянии от линзы, и какой высоты
получится изображение этого предмета?
В последнее время в педагогике много говориться о деловой игре. Она
известна в среде исследователей и практиков как форма контекстного
обучения. Учебноделовая игра дает возможность:
закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;
приобретения школьниками предметно профессионального и социального опыта,
принятия индивидуальных и совместных решений;
формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;
формирования профессионально значимых умений и навыков;
развития теоретического и практического мышления;
выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания
информации.
На мой взгляд, эта нетрадиционная форма проведения урока современна и
эффективна. Поэтому я вместе с учениками пробую проводить подобные уроки. Вот
один из них. «Производство и передача энергии» 11 класс
Цель урока: выработать умение выступать публично, отбирать из большого количества
материала необходимый для данной темы; развить навыки работы с научно популярной
литературой.
Участники заранее получают разнообразные задания по группам.
«Энциклопедисты».
Подготовить сообщение на темы: «История создания
трансформатора», «Проблемы электрификации», «Современные способы добывания
энергии».
Глава 2.
Методика проведения нетрадиционных форм
внеклассных мероприятий по физике.
Задача повышения интереса учащихся приводит к необходимости
индивидуализации обучения, одной из форм которой является внеклассная работа.
Между учебновоспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной
работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к
знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные
занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и
углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и интерес к учению.
В нашем лицее ежегодно проходит «неделя точных наук». В это время
проводятся внеклассные мероприятия для учащихся разных классов. Я принимаю
активное участие в её подготовке и проведении.
В данной работе я хочу привести две игры, которые очень нравятся ребятам.
Первая из них «Веселый поезд» для учеников 56 классов. «Веселый поезд» 56 класс
Цель игры: формирование логической и эвристической составляющей мышления;
воспитание культур общения, самостоятельности, активности; воспитание ответственности
за принятие решений, стремления к самореализации.
Правила игры: В игре участвуют команды 5х или 6х классов, которые заранее выбирают
название команды и капитана. Ребята путешествуют по станциям, на которых выполняют
различные задания. Станции размещаются в вагонах (кабинетах), проводниками в которых
являются старшеклассники. Они же контролируют и оценивают выполнение задания.
Полученные командами на станциях баллы записываются в билеты. Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов.
Ведущий: «Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на весёлом поезде. Нас ждут
впереди интересные станции и нелегкие испытания. Их будет много, без дела никто не
останется. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо приобрести билеты. Но сначала,
ребята, послушайте историю про Толю:
Просят Толю сосчитать
Сколько будет 5 да 5
Толя фыркнул: «Пустяки,
Это будет… две руки».
Вы тоже так считаете? Нет? Тогда начинаем».
Каждая команда делится на три группы. Для каждой группы задается четыре вопроса
стоимостью 1 балл.
Вопросы 1 группе:
1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели ещё 4 воробья. Кот Васька подкрался
и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
3. Горело 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей останется? (2)
Вопросы 2 группе:
1. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3кг)
2. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
3. Найти два таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (24 и 1) Вопросы 3 группе:
1. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
2. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
3. На одной чаше весов кирпич, а на другой – половина такого же кирпича и гиря в
1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг)
Жюри оценивает работу команд, а в это время кассир знакомит ребят с правильными
ответами. По итогам разминки команды получают билеты:
12 балла «Общий вагон»
35 баллов «Плацкартный вагон»
67 баллов «Купейный вагон»
89 баллов «Мягкий вагон»
Команды с билетами расходятся по вагонам и отправляются на станции.
1 станция «Эрудит»
На этой станции вам, ребята, предстоит разгадать кроссворд. За каждое слово 1балл.
По горизонтали:
1. трудный путь от условия к ответу
2. прибор для измерения массы
3. место, на котором стоит цифра в записи числа
4. угломер
5. записывается с помощью цифр
6. векторная физическая величина
7. 2х – 6 = 2
8. записная книжка ученика
По вертикали:
9. единица измерения времени
10. наука, которая говорит на языке математики
11. прибор для измерения объёма жидкости 12. изменение, происходящее в природе
13. сумма длин всех сторон
14. длина траектории
15. излишек при делении
16. частица, из которой состоят тела
17. то, что стоит под чертой в дроби
18. есть у уравнения и у растения
19. бывает криволинейным и прямолинейным; равномерным и неравномерным
20. ученый, «пострадавший» от яблока
с
р е ш е н и е
к
ф у м я
и н е в е с ы
р а з р я д н л
и а з е
п к у н
е т р а н с п о р т и р
р у к е
ч и с л о м т а
м с к о р о с т ь з
е т л н
т а е а к
р т к д м о
о у р а в н е н и е р
к л и ь н е
а ж ю а н
е т е т р а д ь
н о е
и н л
е ь
2 станция «Практикум»
На этой станции вам, ребята, предстоит продемонстрировать ваши практические навыки.
Каждая группа получает свое задание. Максимальное количество баллов группы – 7,
команды – 21
1 группа Решите задачу:
Расстояние от города до Простоквашино 100 км. Родители на «Запорожце» выехали из
дома в 9 часов, а приехали в деревню в 11 часов. С какой скоростью двигался автомобиль?
Постройте график скорости автомобиля.
2 группа
Докажите, что при нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются
(в распоряжении ребят колба, сосуд с водой, пробирка с пробкой, в которую вставлена
трубка, сырая тряпка).
3 группа
Отгадайте математические ребусы:
1)сумма 2) частное 3) сумма 4) разность
1) 7 2 9 2) 1 4 3 1 2 7 3) 5 0 0 3 4 4) х х х х
3 9 5 х х х х х 3 1 0 4 4 х х х
х х х х х х х х х х х 1
х х х х х х
х х х х х 0
х х х х х х
5) сумма 6) произведение 7) сумма
5) 5 0 х 8 х 6) 6 3 7) х 7 х
х х 6 х 7 х 8 8 х 3
1 3 0 0 9 8 х х х 1 3 1 8
х х х
3 6 5 4
Ответы:
1) 7 2 9 2) 1 4 3 1 2 7 3) 5 0 0 3 4 4) 1 0 0 0
3 9 5 1 3 5 5 3 3 1 0 4 4 9 9 9
3 6 4 5 8 1 1 8 9 9 0 1
6 5 6 1 8 1
2 1 8 7 0
2 8 7 9 5 5 5) 5 0 4 8 1 6) 6 3 7) 4 7 5
7 9 6 1 7 5 8 8 4 3
1 3 0 0 9 8 5 0 4 1 3 1 8
3 1 5
3 6 5 4
3 станция «Страна искусств»
Ведущий: В этой стране вы должны проявить себя не только физиками или математиками,
а и поэтами, художниками, скульпторами. Но прежде, я проверю, готовы ли вы
отправиться в «Страну искусств». Помогите мне закончить стихотворение.
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут,
Но чтото гости …
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек …
Потом придвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту …
Когда же гости подошли,
То даже крошки …
Задание 1.
Рисунки из цифр (до 5 баллов)
Задание 2.
Командам выдаются разноцветные геометрические фигурки. Нужно на листе бумаги
сделать аппликацию (до 7 баллов)
Задание 3.
Придумать четверостишия на заданные рифмы: телодело
явлениеумение
частицакрупица
свойствоустройство
задачаудача
закондракон
числовесло
природа время года
4 станция «Веселые нотки»
На этой станции ребята должны спеть песни, в которых есть числительные.
5 станция «Подведение итогов»
Посещение вагонаресторана (чаепитие).
Вторая игра «Физикоматематический ринг» для 8 класса. У нас создана
компьютерная программа, которая позволяет проводить игру по типу телевизионной
программы «Своя игра». Но в отличие от телевизионной версии, мы играем командами.
Конкурс «Дешифровщик» набираю в Pawer Point.
Физикоматематический ринг 8 класс
Цель игры: включить учеников в совместную деятельность
по решению возникающих проблем, повысить интерес к физике и математике.
Правила игры: Участники делятся на две команды. Разыгрывается право первого хода.
Для этого проводится конкурс «Дешифровщик», входе которой предлагается две группы
слов, которые надо расставить соответственно друг другу. Побеждает команда,
справившаяся с заданием быстрее. По результатам первого конкурса, выигравшая команда
получает право первой выбрать категорию и стоимость вопроса. Ответив правильно,
команда продолжает выбирать категорию и стоимость вопроса. При неправильном ответе право хода переходит команде соперников. Баллы, полученные командами за правильный
ответ, автомотически суммируются и высвечиваются под таблицей. Выигрывает команда,
набравшая больше очков.
«Дешифровщик»
Вам предлагается две группы слов. Расположите их соответственно друг другу.
Побеждает команда, которая быстрее правильно справится с заданием.
Расположите в соответствии физические величины и приборы, с помощью
которых их измеряют.
1. динамометр 1. сила тока 1. динамометр 1. сила
2. манометр 2. сила 2. манометр 2. давление
3. амперметр 3. напряжение 3. амперметр 3. сила тока
4. вольтметр 4. . давление 4. вольтметр 4. напряжение
После проверки правильности выполнения, переходим к основной части игры. На экране
высвечивается таблица, и победившая команда выбирает категорию и стоимость вопроса. Предлагаемые вопросы по категориям:
УРАВНЕНИЕ
1. Решите уравнение х(х2)15=0
2. Решите уравнение 6х(2х+1)=5х+1
3. Решите уравнение |4х+1|=25
4. Решите уравнение ||х|2|=2
5. Решите уравнение lxlx+5x+6=0
ТЕПЛО
1. Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь
металл и дерево в тридцатиградусную жару? Почему?
2 . Две серебряные ложки различной массы опустили в стакан с горячей водой.
Одинаковую ли температуру примут ложки? Будут ли равны изменения внутренней энергии серебра?
3. Кот в мешке
4. Относится ли огнестрельное оружие к тепловым двигателям? Почему?
5. Смогли бы мы наблюдать привычные нам изменения в природе весной, если бы
удельная теплота плавления льда была такой же маленькой, как у ртути?
ПАРАМЕТРЫ
1. Решите относительно х уравнение х(ха)=0
2 . Решите относительно х уравнение (а2)х=105а
3 . При каких значениях параметра а уравнения ах=12 и Зх=а имеют общие корни?
4. При каких значениях параметра b уравнение b(b3)x=10(2b+x) не имеет корней?
5. При каких значениях параметра а уравнение ах(ах+3)+6=х(ах6) является квадратным?
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
1 . Электрическое поле заряженного металлического шара действует на заряженную
пылинку, находящуюся в нем. Действует ли поле пылинки на шар?
2. Что имеет большую массу: атом водорода или положительный ион водорода? Почему?
3. Металлический шар, имеющий положительный заряд, разрядили, и он стал
электрически нейтральным. Можно ли сказать, что заряды в шаре исчезли?
4. Во сколько раз сопротивление стальной проволоки длиной 1м больше сопротивления
железной проволоки той же длины и такой же площади поперечного сечения?
5. Кот в мешке
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. Найти катет прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 13 см, а другой
катет 12 см.
2. Диагонали ромба равны 12см и 16см. Найти площадь и периметр ромба.
3. В прямоугольной трапеции основания равны 6см и 9см, а большая боковая сторона
5см. Найти площадь трапеции.
4. В параллелограмме тупой угол равен 150˚. Биссектриса этого угла делит сторону
параллелограмма на отрезки 16см и 5см, считая от вершины острого угла. Найдите
площадь параллелограмма.
5. В равнобедренной трапеции диагональ равна 25см, а высота 15см. Найдите площадь
трапеции. МАГНИТИЗМ
1. Какой полюс появится у заостренного конца железного ножа, если к его шляпке
приблизить южный полюс стального магнита?
2. Кот в мешке.
3. Почему магнитное поле катушки, по которой течет ток, усиливается, когда в нее вводят
железный сердечник?
4. На тонких проволоках подвешены две катушки. Почему они притягиваются или
отталкиваются, если по ним течет ток?
5. Будет ли существовать магнитное поле вокруг проводника, по которому течет ток, если
проводник перегнуть 4 раза?
Список литературы.
1. Баканина Л.П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. Пособие для углубл. изуч.
физики в 1011 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.П. Баканина, В.Е. Белонучкин,
С.М.Козел; Под ред.С.М. Козелла. М.: Просвещение, 1995. 176с: ил.
2. Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения/ Сост.
Э.М.Браверман.М.: ШколаПресс, 2001. 80 с (Библиотека журнала «Физика в
школе». Вып.24. Кн.2).
3. Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. 224 с:
ил.
4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учеб. Пособие для учащихся 78 кл.
общеобразоват. Учреждений. 8е изд. М.: Просвещение, 1996.191 с: ил.
5. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 1011кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений. 5е изд., перераб. М.: Дрофа, 2001.192 с: ил. (Задачники
«Дрофы»).
6. Симонов В.М. Калейдоскоп учебноделовых игр в старших классах на уроках
математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики/ авт.
сост. В.М Симонов. Волгоград: Учитель, 2005. 114 с.
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.