Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9
Руководства для учителя
pptx
биология
6 кл—11 кл +1
01.09.2017
В презентации содержится информация о приемах работы на уроках биологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. на конкретных примерах показана эффективность работы по формированию интереса к предмету, мотивации учения. значимость гумманистического подхода при планировании результатов обучения. надеюсь, что данный материал будет полезен учителю, работающему в классе коррекции.презентация в помощь учителю
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.pptx
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методика работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Рехлицкая Г.А.
Учитель биологии и
экологии
МОУ СОШ № 1
Г. Вилючинск
2017
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Урок в школе VIII вида – это урок с
использованием специальных
коррекционных, воспитательных и
образовательных методов с целью обучения
детей с проблемами умственного развития.
Специальные требования к уроку в школе
VIII вида:
1.Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности
протекания психических процессов;
2.Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими
возможностями ученика;
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и
звеньях урока;
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что
обусловлено конкретностью мышления ребенка;
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт
ученика;
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
6. Опора на более развитые способности ребенка;
7. Осуществление дифференцированного
руководства учебной деятельностью ребенка,
предусматривающего проектирование,
направление и регулирование, а вместе с тем и
исправление действий учащихся членением
целостной деятельности на отдельные части,
операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности
учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в
следующем:
рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
выбор цели и средств ее достижения;
регулирование действий учеников;
побуждение учащихся к деятельности на уроке;
развитие интереса к уроку;
чередование труда и отдыха.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Организовывать учебную деятельность иначе на уроке в
школе VIII вида приходится изза невозможности
умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать
свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому
учитель вынужден использовать в школе VIII вида
приемы расчленения познавательности на мелкие
доли, а всю учебную деятельность на мелкие
порции.
урок
звено1
звено2
звено3
Средства
информации:
слово,
наглядность,
практические
действия.
передача и прием
информации,
проверка ее
усвоения;
коррекция.
Звено…n
Звенья:
словесные,
наглядные,
практические
.
Звено…nзвено2звено3передача и прием информации, проверка ее усвоения; коррекция.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Любой урок в школе VIII вида, даже
самый простой по своей структуре,
представляет собой довольно сложную
деятельность учителя и ученика.
Каждое звено урока предъявляет свои
специфические требования.
Деятельность особенных учащихся на
уроке очень изменчива, мотивация и
работоспособность их не всегда
соответствует конкретным условиям
обучения и в связи с этим возрастает
роль соответствия способов
организации урока.
Важное коррекционное значение
этого процесса состоит в выявлении
и учете нереализованных
познавательных возможностей
учащихся. Изза неравномерной
деятельности учащихся на уроке
огромное значение для учителя
имеет знание фаз
работоспособности ученика. У
особенного ученика слишком
растянута фаза пониженной
работоспособности, а фаза
повышенной сильно сокращена.
Фаза вторичного снижения
работоспособности наступает
преждевременно.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основные технологии, которые использую на уроке, это
технологии индивидуализации и дифференциации.
Объяснение нового материала почти всегда
сопровождается презентацией, которая должна быть
особенно красочной и не перегруженной информацией.
Лучше всего делить ее на части, поэтапно закрепляя
основные смысловые блоки.
У каждого ученика свой темп усвоения знаний,
нивелировать их во времени выполнения заданий
весьма непросто. Эти дети чрезвычайно не любят
писать и быстро устают от однообразных действий.
Поэтому приходится все время «расшевеливать» их,
применяя специальные приемы. Вот некоторые из них.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
цветок
с о л н ц е
1. Ассоциативное «солнышко».
На доске преподаватель записывает ключевое
слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей –
ассоциации, которые вызывает это слово у
каждого учащегося.
к
е
в
о
л
е
ч
растение
о
р
м
о
з
п
о
ч
в
а
вода
растение
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
2.Прием «ручеек».
После того, как сформулирована тема урока,
учащимся предлагается по очереди высказать, что
они уже знают по этой теме. Можно использовать
при этом как эстафетную палочку ручку,
карандаш или чтото еще.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Этап изучения нового
материала и Этап первичного
закрепления изученного
материала.
3. Прием «Древо мыслей».
Этот прием более развернутый по
сравнению с ассоциативным
«солнышком».
Ключевое слово темы располагается
снизу на доске. Например, это слово
«КЛУМБЫ». В процессе изучения
видов клумб ,они записываются на
доске и оформляются в виде ветвей
дерева.
цветник
миксборде
р
солитер
газон
рабатка
клумба
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
4.Прием «Истинные и ложные
высказывания» или «Найди
ошибку». Этот прием позволяет
активизировать мыслительные
процессы, рассуждать и
устанавливать зависимость названия и
смыслового содержания, типичные
ошибки.
Прием можно использовать при
закреплении материала урока или при
повторении и проверке знаний темы,
учащимся предлагается поднять руку
(или сигнальную карточку), если
утверждение преподавателя неверно.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
5.Проверка знаний
проводится в форме
фронтального
теоретического опроса,
математических
диктантов по схеме:
Отметь «+» правильные
утверждения и знаком «»
ошибочные.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
6.Прием «Проблемный
вопрос».
Задается после краткой
информации, данной
преподавателем.
Пример:
Растение неоднократно
поливали холодной водой, но
несмотря на уход, оно все равно
погибло. Как вы думаете, в чем
тут дело?
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
7. Прием « Один ум хорошо, а
два лучше».
Работа по разрешению проблемных
ситуаций или нахождению ответов на
проблемные вопросы ведется в
парах, группах. (Кроме учебной
мотивации это позволяет развивать
еще и социальную мотивацию).
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
8.Прием «Цель мотив».
Преподаватель в начале
изучения нового материала
ставит перед учащимися цель,
которая одновременно является
и мотивом к изучению материала:
Сегодня на уроке мы с вами
выясним, ( и сообщает какойто
интересный факт, о котором
ребята не знают или
рассказывает интересную
историю, в конце которой
возникает проблема.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
9. Использование игровых
моментов на этапе закрепления
знаний.
Пример: отгадывание загадок по теме
урока с использованием нескольких
подсказок.
Ïðåçåíòàöèÿ
Microsoft Office PowerPoint
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
10. Применение различных
тестов с непременным включением
нелепых ответов, что не только дает
возможность ребенку почувствовать себя
«умнее», но и позволяет снять лишнее
напряжение.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Снятие агрессии, повышенного напряжения
– это повседневная задача учителя,
работающего с особенными детьми. Лучше
всего это получается при ручной работе.
Это может быть рисование,
разукрашивание, изготовление поделок,
уход за растениями, составление зимних
букетов. В ходе такой работы возникает
непринужденное общение, совместное
творчество детей, взаимопомощь, гордость
за проделанную работу. Присутствует и
соревновательный момент, побуждающий
сделать работу не хуже, чем у других
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТ
ЬВ краткой презентации невозможно
перечислить все особенности работы
с учащимися школы 8го вида, но и
те, что были названы, оказались
результативными.
Дети изменились к концу года, они
стали терпимее друг к другу. Они
гордятся своей работой по
озеленению школы.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В течение года дети познакомились с
различными видами работ с природным
материалом.Помимо индивидуальных работ
состоялся и коллективный опыт, мы
изготовили необычные поздравительные
газеты: к Дню учителя из высушенных
растений, к Новому году –елку из бумажных
ладошек, к Дню 8го марта – газету с
объемными цветами из бумаги,
выполненными в разных техниках.
Новогодний «сказочный лес», изготовленный
этими ребятами, украшал школьный
праздничный зал. Кроме того, каждый
изготовил поделки, открытки для
поздравления своих родных
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
У каждого из ребят постепенно собирается
папка своих работ, куда они помещают свои
лучшие работы по собственному выбору.
Проблемы еще остаются, и, к сожалению,
многие из них так никогда и не будут решены в
жизни этих детей. Надеюсь на то, что ситуации
успеха, победы над собой, осознание себя
нужным и полезным обществу станут и их
стартовой площадкой.
Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Спасибо за внимание
!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.