Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".
Оценка 4.8

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Оценка 4.8
Семинары
docx
изобразительное искусство
Детсад
01.05.2017
Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.
Методика развития детского изобразительного творчества.docx
Методика развития детского изобразительного творчества "Народно­декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников". Введение  Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных   проблем,   привлекающая   внимание   исследователей   разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие   прогрессивного   развития   общества   –   человек,   способный   к творческому   созиданию.   Формирование   творческих   качеств   личности необходимо начинать с детского возраста. С   незапамятных   времен   в   народной   педагогике   создавались   и передавались   из   поколения   в   поколение   различные   игрушки   и   поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Народное   декоративное   искусство   способствует   воспитанию   людей, оптимистически   воспринимающих   жизнь,   духовно   богатых,   наделенных тонким   поэтическим   чувством,   учит   любить   и   ценить   то,   что   признано   Декоративно­прикладное   искусство   призвано   украшать, народом. облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на   ранних   этапах   развития   человечества.   Ознакомление   с   произведениями народного   декоративно­прикладного   искусства   побуждает   в   детях   первые яркие   представления   о   Родине,   о   ее   культуре,   способствует   воспитанию патриотических   чувств,   приобщает   к   миру   прекрасного,   и   поэтому     их включают в педагогический процесс работы со старшими детьми. Изобразительной   деятельности   детей   всегда   уделялось   значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно­ эстетического   развития,   оптимально   использовать   народное   декоративно­   направлено   на   развитие   творческих прикладное   искусство,   которое   способностей   детей.   Знакомство   детей   с   народными   промыслами, мастерством   народных   умельцев   и   русским   фольклором,   позволит   детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. 2 1. Народное декоративно­прикладное искусство и его место в детском саду В   современной   культуре   народное   искусство   живёт   в   своих традиционных   формах.   Благодаря   этому   изделия   народных   мастеров сохраняют   свои   устойчивые   особенности   и   воспринимаются   как   носители целостной   художественной   культуры.   Предметы   народного   творчества многообразны.   Это   могут   быть   игрушки   из   дерева,   глины,   посуда,   ковры, кружево,   лаковая   миниатюра   и   т.д.   Каждое   изделие   несёт   в   себе   добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём   к   форме   и   цвету   отбирать   для   своих   изделий   только   то,   что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что­ то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный   мастер   создаёт   разные   изделия.   Это   и   солонки   с   хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда. Народное   искусство   ­   достояние   не   только   взрослых,   но   и   детей, которые   с   увлечением   играют   как   с   деревянными   матрёшками,   так   и   с глиняными   фигурками   кировских   мастеров.   Детям   нравятся   богородские 3 игрушки­шкатулки   и  каргопольские  игрушки.  Пользуются   особым   спросом деревянные   ложки,   плетёные   корзины,   половинки   из   лоскутов   и   другие предметы   народных   умельцев.   Народное   искусство   образно,   красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах   раскрывает   ребёнку   красоту   и   прелесть   окружающего   мира.   Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или   глины.   Орнаменты,   используемые   народными   мастерами   для   росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи   умело   составляют   орнаменты   из   листьев,   ягод   калины,   малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов   купальницы,   шиповника,   розы.   Мастера   глиняной   игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками,   кругами,   которые   также   понятны   маленьким   детям,   Все   эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно   их   рассматривают,   рисуют   и   лепят   по   образцам   народных изделий. Народное   ДПИ   должно   войти   в   быт   детского   сада,   радуя   детей, расширяя   их   понятия   и   представления,   воспитывая   художественный   вкус. Детские   сады   должны   располагать   достаточным   количеством   предметов народного  творчества.  Это   даст  возможность   украшать   интерьеры  групп  и других   помещений,   время   от   времени   заменяя   одни   предметы   другими. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Все предметы ДПИ должны храниться в шкафах   педагогического   кабинета.   Они   распределяются   по   промыслам   и постоянно   пополняются   новыми   предметами.   Для   детей   младших   групп 4 нужно   иметь   точёные   деревянные   игрушки,   игрушки­забавы   богородских мастеров,  изделия каргопольских народных умельцев.  Для  средней группы нужно   иметь   семёновские,   филимоновские   и   каргопольские   игрушки, расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная. Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды,   декоративных   пластин,   различных   фигурок   на   тему   народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику   8   Марта.   Навыки,   полученные   детьми   во   время   занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными. Под   влиянием   предметов   народного   творчества   дети   глубже   и   с большим   интересом   воспринимают   иллюстрации   к   русским   народным сказкам.   Народные   игрушки   своей   богатой   тематикой   влияют   на   замысел ребёнка   во   время   лепки,   обогащая   представление   об   окружающем   мире. Занятия   с   использованием   предметов   народного   творчества   помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в   том   случае,   если   осуществляется   планомерное,   систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства   народов России могут стать   ценным   материалом   не   только   для   художественного,   но   и   для всестороннего воспитания каждого ребёнка. Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно   знать   народные   промыслы,   историю   их   возникновения,   к   какому народному   промыслу   относится   та   или   иная   игрушка,   уметь   рассказать   о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству. 5 2.Влияние народно­декоративного прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Большое   значение   в   художественно­эстетическом   воспитании   детей дошкольного   возраста   имеет   народное   декоративно­прикладное   искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Народное декоративно­прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство   ребенка   с   русским   народным   декоративно­прикладным искусством   опирается   на   принцип   общей   дидактики   ­   связи   с   жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. Художественно­эстетическое   воспитание   должно   вызывать   активную деятельность   дошкольника.   Важно   не   только   чувствовать,   но   и   создавать нечто   красивое.   Обучение,   которое   целенаправленно   осуществляется   в детском   саду,   направлено   также   и   на   развитие   художественных   и   поэтому   большое   значение   имеют   такие эстетических   чувств, систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит 6 детей   подбирать   формы,   цвета,   составлять   красивые   орнаменты,   узоры, устанавливать пропорции и т.д. Народное   искусство   ­   достояние   не   только   взрослых,   но   и   детей, которые   с   увлечением   играют   как   с   деревянными   матрёшками,   так   и   с глиняными   фигурками   кировских   мастеров.   Детям   нравятся   богородские игрушки­шкатулки   и  каргопольские  игрушки.  Пользуются   особым   спросом деревянные   ложки,   плетёные   корзины,   половинки   из   лоскутов   и   другие предметы   народных   умельцев.   Народное   искусство   образно,   красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах   раскрывает   ребёнку   красоту   и   прелесть   окружающего   мира.   Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или   глины.   Орнаменты,   используемые   народными   мастерами   для   росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи   умело   составляют   орнаменты   из   листьев,   ягод   калины,   малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов   купальницы,   шиповника,   розы.   Мастера   глиняной   игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками,   кругами,   которые   также   понятны   маленьким   детям,   Все   эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно   их   рассматривают,   рисуют   и   лепят   по   образцам   народных изделий. Изобразительное творчество — это отражение окружающего в форме конкретных,   чувственно   воспринимаемых   зрительных   образов.   Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так 7 как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. В.И.   Кириенко   рассматривает   способности   к   изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:  способность воспринимать   объект   в   сочетании   всех   его   свойств   как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный   момент  не  могут  наблюдаться.  Например,  увидев   в  окне   только голову   человека,   мы   не   воспринимаем   ее   как отдельную   от туловища (целостность восприятия);  способность   оценивать   в   рисунке   отклонения   от   вертикальных   и горизонтальных направлений;  способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;  способность оценивать перспективные сокращения. Творческие способности детей при применении декоративно­прикладного искусства развиваются в разных направлениях:  в предварительном создании эскизов на бумаге;  в продумывании элементов узора;  в расположении их на объемах;  в создании предметов декоративного характера;  умения найти способ изображения и оформления предмета;  в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Также декоративно­прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов,   соблюдается   ритм,   симметрия,   соразмерность   отдельных элементов,   счётность   в   исполнении   орнамента.   Это   дает   материал   для развития элементарных математических представлений. Детям пятого года жизни, по сравнению с младшими дошкольниками, можно поставить   более сложные задачи декоративного рисования, так  как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. Детей необходимо научить: 8  симметрично   располагать   узор   в   зависимости   от   формы   листа бумаги или объемного предмета;  использовать   в   узоре   разнообразные   прямые,   округлые   линии   и формы, растительные элементы;  находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;   умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях). В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип   чередования   элементов,   что   делает   узор   более   декоративным. Чередование может включать 2­3 элемента, различных по форме или цвету. В  качестве   элементов   узора  дети  учатся   использовать   разнообразные линейные   формы   (толстые   и   тонкие   линии,   мазки,   точки,   круги)   и   более сложные   формы   ­   растительные   (листья,   ягоды,   цветы),   которые   труднее повторять   несколько   раз.   Ребятам   показывают   новый   прием   рисования кистью,   прикладывание   к   бумаге   кисти   плашмя.   Полученные   отпечатки   в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. Дети учатся использовать различные   цвета   спектра   в   сочетании   с   цветным   фоном.   В   декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.   Дети   способны   почувствовать   красоту   одноцветного   узора,   например тонких кружевных узоров снежинок, кружева. В старшей группе дети знакомы с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы ­ прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов ­ вазы,   кувшины,   чашки,   рукавички,   шапки   и   т.   п.   Эти   предметы   не   имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка ­ линейный орнамент, на округлой части ­ узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии. Кроме 9 расположения   одинаковых   форм   направо   и   налево,   дети   знакомятся   с зеркальным   отражением,   где   части   узора   соответственно   меняют   свое положение. В старшей группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в   тематическом   рисовании,   так   как   дети   не   могут   достигнуть   в   рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей. В старшей группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза.  Красочный   мир   народного   искусства   раскрывается   по­особому,   если рассказ   педагога   о   нем   будет   эмоциональным   и   увлекательным.   Для   того чтобы   ярко   и   образно   рассказать   детям   о   том,   как   расписывают   свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками   морозный   узор   вологодских   кружев,   как   расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры   на   палехских   лаковых   шкатулках,   воспитатели   детских   садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Знакомя детей   с   произведениями   народного   декоративно­прикладного   искусства, дошкольное   образовательное   учреждение   в   лице   педагога   осуществляет единство   эстетического   и   трудового   воспитания   дошкольников   и   их духовного развития через декоративно­прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла. Воспитание   любви   к   Родине   является   одной   из   главных   задач нравственного и патриотического воспитания. 10 Дети   узнают   о   самобытности,   своеобразии   декоративного   искусства   о   цветовое   и   композиционное   решение); (типичность   мотивов, художественных достопримечательностях регионов и их особенностях. Также дети учатся включаться в различные формы коллективного художественного, литературного творчества, связанного с жизнью того или иного региона. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. В   процессе   занятий   декоративно­прикладного   искусства   у   детей воспитываются   и   нравственно­волевые   качества:   потребность   доводить начатое   дело   до   конца,   сосредоточенно   и   целенаправленно   заниматься, преодолевать трудности. При   создании   коллективных   работ   у   детей   воспитываются   умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать   интересы   друг   друга,   умение   действовать   согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Важную   роль   народного   декоративно­прикладного   искусства   в воспитании   детей   отмечали   искусствоведы,   исследователи   детского изобразительного   творчества   (А.П.   Усова,   Н.П.   Сакулина,   Т.С.   Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно­прикладного   искусства   побуждает   в   детях   первые   яркие представления   о   Родине,   о   ее   культуре,   способствует   воспитанию 11 патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности,   индивидуальность,   неповторимость,   веру   в   то,   что   творить добро и красоту, приносит людям радость. Заключение Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций ­ воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Окружающая   действительность,   особенно   в   городе,   не   дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти пробелы мы   восполняли   посещением   разнообразных   выставок   народно­прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в нашем детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Особенно большое значение придается продуктивной деятельности, в частности,   занятиям   по   изобразительной   деятельности,   которая   дает возможность развить творческие возможности каждого ребенка. При этом руководящие действия педагога должны быть направлены на   предпосылок формирование   первоначальных   понятий   о   красоте, художественного вкуса. Как показывает практика, далеко не каждый ребенок знает,   как   сделать   свой   рисунок   интересней,   выразительнее,   оригинальнее. 12 Красивый рисунок, который он научился рисовать на занятиях декоративным рисованием,   не   находит   применение   оставаясь   в   рамках   орнаментальной деятельности.   Воспитателю   необходимо   найти   методы   и   приемы, обеспечивающие возможность усложнения знаний и навыков детей в области интереса к различным видам изобразительной деятельности. Список литературы 1. .Шайдурова   Н.В.   Методика   обучения   рисованию   детей   дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. 2. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2010. – 189 с. 3. Комарова,   Т.С.   Детское   художественное   творчество.   Методическое пособие для воспитателей и педагогов. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2009. ­ 132 с. 4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011. – 200 с.   5. Рисование в   детском   саду   [Электронный   ресурс]: http://www.detskiysad.ru/izo/teoria09 6. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации,   занятия,   дидактические   игры.   –   Волгоград:   Учитель, 2009. – 270 с. 7. Ушинский, К.Д. Избранное. – М.: Владос, 2011. – 465 с. 8. Шпикалова,   Т.Я.   Возвращение   к   истокам:   Народное   искусство   и детское творчество. – М.: Владос, 2000. – 196 с. 9. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Детство­Пресс, 2005. – 217 с.

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".

Методика развития детского изобразительного творчества "Народно-декоративное прикладное искусство в развитии творчества старших дошкольников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017