Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
изобразительное искусство
4 кл—6 кл
09.02.2019
В развитии личности ребенка с умственной отсталостью изодеятельность играет большую роль. Через развитие мелкой моторики, цветовосприятия, эмоционального состояния, воображения можно добиться положительного эффекта в развитии личности умственно отсталого ребенка. При этом важно использовать различные нетрадиционные виды рисования, самомассаж пальцев рук.
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности.docx
Методика развития личности ребенка с нарушениями
интеллекта средствами изодеятельности
Эмоциональное развитие
1.
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для
ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок
отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную
фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции
составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия
детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения
ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к
изобразительному творчеству.
Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат,
который вызывает у него радость, изумление, удивление. Для большего
эффекта в работе нами были взяты для работы различные нетрадиционные
технологии рисования, пластилинография, тестопластика и мн др.
Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет
развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник
удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как:
«боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».
Цветовосприятие.
2.
Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов,
наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В
старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей
знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их
оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство.
(журнал 1 сентября Изобразительная деятельность одна из
основополагающих сторон развития речи дошкольника. Губаревич Людмила
Изотовна)
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на
ребенка, хотя часто и не относятся к числу существенных признаков. Поэтому
не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время
цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых
отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем
будут ориентироваться.
Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только
увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о
его цвете, форме, конструкции, которое ребёнок, может получить в
результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе
особенно важна роль зрительного аппарата.
3.
Развитие мелкой моторики пальцев рук Цель работы по развитию мелкой моторики, является развитие
взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений,
а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а
происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым
полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут
нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше
способности. В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» сказал
еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» писал Кант.
Простые движения во время гимнастики перед занятием помогают
убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Каждое занятие по развитию изобразительной деятельности мы
рекомендуем начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При
необходимости оказание помощи.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук,
поглаживания:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
7.
8.
9.
Пальчиковая гимнастика – это тот вид упражнений широко
распространенный в логопедической практике, повторение и закрепление на
занятиях по изо – деятельности способствует наиболее продуктивной
деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Пальчиковые игры важная часть работы по развитию мелкой моторики рук.
Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с
использованием различных предметов:
10.
11.
12.
собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
нанизывание колец на тесьму;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок,
крючков, замков разной величины;
перебор крупы;
работа с бумагой;
лепка (глины, пластилин, тесто);
13.
14.
15.
16. шнуровка на специальных рамках, ботинок;
17.
18.
19.
20.
21.
22.
завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
игры с песком, водой;
закручивание шурупов, гаек;
игры с конструктором, кубиками;
рисование в воздухе;
рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом,
красками, углем, пластилином и т.д.); рукоделие.
Развитие воображения и творческих способностей
23.
4.
Каждого человека, каждую личность в социальном плане характеризует
его деятельность. Деятельность можно определить как вид активности
человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира,
включая условия его существования в окружающем мире. Сама по себе
деятельность выступает одним из важных условий существования общества,
через деятельность происходит обмен информацией, что является
необходимым условием существования, как живого организма, так и
различных систем.
5.
Используемые методы при работе по изобразительной
деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы
и приемы использует педагог и родители, чтобы донести до детей с
ограниченными возможностями здоровья определенное содержание,
сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в
той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и
конструированию понимают систему действий педагога и родителей,
организующих практическую и познавательную деятельность детей.
В последнее время разработана новая классификация методов.
Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н.
она включает следующие методы обучения:
информативно рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
1.
2.
3.
4.
метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие
приемы:
рассматривание;
1.
наблюдение;
2.
3.
экскурсия;
образец педагога;
показ педагога.
Словесный метод включает в себя:
1.
2.
3.
4.
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление
знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до
автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
1.
2.
3.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не
только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог
предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Список литературы.
1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. С.189.]
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева М.: Академия, 1999. С.78.
3 .Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и
школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] /
Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова М.: Педагогическое общество России, 2000.
С. 10.
4. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития
детей по их рисункам [Текст] / Ю.А. Полуянов М.Рига: Эксперимент, 2000.
С.23
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.