Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
Детсад
27.05.2019
В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Ознакомление детей с частями суток по «Программе обучения и воспитания детей» начинается во второй группе. Задача воспитателя - научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. Т.к. конкретным определителем времени у детей является их деятельность, то при обучении обозначения части суток должно ассоциироваться у них с конкретной деятельностью. В качестве основы обучения выбирают те действия ребенка, которые имеют большую ежедневную повторяемость, обусловленную режимом жизни. Это приход в детский сад, завтрак, обед, послеобеденный сон, игры, ужин и т.д. Занятия проводить рекомендуется в виде беседы: воспитатель спрашивает детей что они делают утром, вечером, днем и т.д.; когда приходят в садик, когда одеваются и раздеваются и т.п. При этом особое внимание уделяется правильному произношению словесных обозначений частей суток.
Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах.docx
Методика развития временных представлений дошкольников в
разных возрастных группах
Методики развития временных отношений подробно описаны в работах
Т.И. Ерофеевой, А.А. Столяра, Л.С. Метлиной, Т.Д. Рихтермана и др. В
данной работе приводится краткий обзор по программе «Программе
воспитания и обучения в детском саду» на основе работы А.А. Столяр.
Существует несколько аспектов данных методик, которые отражают
постепенное развитие аналитического аппарата ребенка:
1) ознакомление детей с частями суток,
2) ознакомление с календарем,
3) формирование понимание временных последовательностей.
В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми
формами временных представлений. Ознакомление детей с частями суток по
«Программе обучения и воспитания детей» начинается во второй группе.
Задача воспитателя научить детей различать и обозначать словами все
четыре части суток. Т.к. конкретным определителем времени у детей
является их деятельность, то при обучении обозначения части суток должно
ассоциироваться у них с конкретной деятельностью. В качестве основы
обучения выбирают те действия ребенка, которые имеют большую
ежедневную повторяемость, обусловленную режимом жизни. Это приход в
детский сад, завтрак, обед, послеобеденный сон, игры, ужин и т.д. Занятия
проводить рекомендуется в виде беседы: воспитатель спрашивает детей что
они делают утром, вечером, днем и т.д.; когда приходят в садик, когда
одеваются и раздеваются и т.п. При этом особое внимание уделяется
правильному произношению словесных обозначений частей суток.
Для закрепления используют дидактический материал, который
представляет собой картины с определенной деятельностью, которая связана
с конкретным временем суток. Проводится чтение стихов, рассказов, в
которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка.
Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное
слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а
обедаем…?».
В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных
знаний. Расширяется содержание дидактического материала. Обращают
внимание не только на деятельность детей, но и на деятельность взрослых
(вечер дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы
смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.). Детям также предлагается выбирать картинки, которые соответствуют определенному
времени суток. В играх также постепенно расширяется показ разнообразной
деятельности, дети наблюдают улицы и людей утром, днем и вечером на
прогулках. После того, как у ребят закрепились деятельные ассоциации
времени суток, воспитатель сосредотачивает внимание на объективных
показателях, которые символизируют время: положение солнца, цвет неба и
т.п. С этой целью проводятся прогулки, на которых дети учатся наблюдать
изменения характеристик суточного хода. Закрепляется материал на 4х
рисунках, где изображено заходящее или восходящее солнце, звезды, и т.п.
соответствующие признаки каждой части суток. Карточки показываются
одновременно и дети наблюдают отличия между ними. Следующим шагом
является выбор и соотношение вида деятельности и объективных признаков
времени суток. Так, дети на карточки с изображением утренней
деятельностью прикрепляют квадратик с обозначением соответствующей
части суток (для утра голубой, для дня желтый, для вечера серый, для
ночи черный). Это необходимо для более успешного закрепления
полученных знаний, т.к. дети легче воспринимают конкретный цвет в качестве
носителя информации.
После того как дети усвоили название частей суток, научились их
определять по характерным объективным показателям и правильно называть
их можно приступить к уточнению знаний о смене суток. При этом
раскрывается суть слова «сутки»: воспитатель помогает детям осознать, что
утро, день, вечер и ночь части одного целого. Дается представление о
последовательности этих частей, для чего также проводятся различные игры.
После усвоения этого материала можно переходить к знакомству с
наречиями «сегодня», «вчера», «сейчас», «завтра» и связать их
последовательность с суточным ходом трех суток. Для этого надо об одном и
ярком событии для детей поговорить трижды в настоящем, будущем и
прошедшем времени. Постепенно к концу года у ребят средней группы
должно сложится элементарное представление о текучести и непрерывности
времени.
В старшей группе ребят знакомят с календарем. Стоит отметить, что
простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое
представление о длительности времени и его систематизации. Поэтому
знакомство с календарем происходит посредством использования различных
календарных моделей. Наиболее понятна мдель отрывного календаря,
которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность
времени: наглядно видно, как один день сменяет другой. И т.к. дети старшей
группы не могут еще прочитать названия дней недели на листках календаря
наклеиваются полоски разного цвета, которые соответствуют принятому в обучении недельному календарному ходу. Таким образом, дети смогут
«прочитать» по цвету каждый день недели. Для улучшения восприятия можно
изготовить коробку с 18 отделениями (3 ряда по 6 ячеек), в которые
последовательно складываются листки календаря. Последовательность двух
верхних рядов обозначает смену месяцев, а нижнего смену недель. Листки
календаря последовательно складываются в нижние ячейки (по семь в
каждой). По окончании месяца листки перекладывают в первую ячейку
верхнего ряда слева. Так постепенно заполняются все шесть ячеек и дети,
подсчитывая вместе с воспитателям листы,
получают наглядное
представление о длительности недель и месяцев. Т.е. таким образом, их
подводят к количественному восприятию времени. Стоит отметить, что
необходимо проводить как минимум четыре занятия для детей старшей и
подготовительных групп, на которых сообщаются и закрепляются знания об
календарных эталонах времени. Условие закрепления полученных знаний
повседневная и самостоятельная деятельность с моделью календаря. На
первых двух занятиях в январе детей знакомят с разными моделями
календарей, называют дату новогодних праздников, приучают связывать
название дней недели с порядковым местом. На третьем занятии в феврале
подсчитывают количество прошедших дней и недель. В конце каждого месяца
проводят беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было дней,
сравнивают с предыдущим месяцем. В подготовительной группе проводят
четвертое занятие последнее обобщающее занятие по календарю. Оно
включает в себя уточнение названий дней недели, месяцев, количество
месяцев в году.
Надо отметить, что систематическая работа с календарем способствует
формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести
времени, его периодичности, повторяемости месяцев и необратимости
временных процессов, т.е. практически дает представление о основных
характеристиках времени.
Развитие чувства времени, как уже писалось выше, является
необходимым условием для любой деятельности. Поэтому детям необходимо
создавать различные ситуации, заостряя их внимание на длительности
различных жизненно важных интервалов, наглядно показывать, что можно
успеть за это время, приучить детей в процессе деятельности измерять, а
потом и оценивать временные промежутки,
проводить простое
предварительное планирование своих действий. В общих словах можно
выделить ряд основ успешного развития «чувства времени»:
знание временных эталонов ребенок должен знать, о какой
длительности ему говорят, переживание времени чувства длительности интервалов (в будущем
это станет основой планировании),
умение оценивать временные интервалы без часов.
У Т.Д. Рихтермана и у А.А. Столяра подробно описана методика
развития чувства временных процессов для старших и подготовительных
групп (Рихтерманн, 1982, Формирование.., 1988). У детей старшей и
подготовительной к школе групп детского сада чувство времени развивается
по интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов
жизненно важно для детей. 1 минута та первоначальная, доступная детям
единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту
эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через
минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» подобные выражения дети
слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не
адекватны. Работа начинается с восприятия детьми минутного интервала, а
затем переходят к усвоению других интервалов.
Организация и методика работы:
1) знакомство детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут, при этом
использовали секундомер, песочные часы, часыконструктор для восприятия
детьми длительности указанных интервалов;
2) обеспечивание переживания длительности этих интервалов в разных
видах деятельности;
3) дети учатся выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для
чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности,
регулировать темп ее выполнения.
Работу проводится по этапам.
1й этап включает в себя определение окончания срока выполнения
деятельности по песочным часам (задание сделать чтото за 1 минуту).
Контроль происходит с помощью одноминутных песочных часов, этим
обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки.
Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей правильно
контролировать время по песочным часам.
2й этап оценка по представлению длительность интервала времени в
процессе деятельности. Воспитатель обращает внимание на точности оценки
детьми его длительности. 3й этап предварительное планирование объема деятельности на
указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его
длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на
данную длительность проводится с помощью песочных часов.
4й этап умение переносить умения оценивать длительность временных
отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).
Программный материал первых 3 занятий включает следующие задачи:
1) познакомить детей с длительностью 1 минуты;
2) учить умению контролировать время по песочным часам в процессе
выполнения разнообразной деятельности;
3) формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание
вовремя.
Подобным образом строится работа с 3 и 5минутными интервалами.
При этом дети, как правило, работают с песочными часами. Использование
цифровых часов удобнее начинать с изучения 5минутного интервала, т.к.
этот интервал в часах легко увидеть. На основе полученных представлений о
1минутном интервале дети изучают модель часов. Для этого используют
обычно модель, стрелки которой могут свободно двигаться. Постепенно
занятия усложняются. Для того чтобы дети использовали время как регулятор
деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности,
уточняются их знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Дети
передвигают на часахмакетах стрелки и, устанавливая соответствующее
время, рассказывали, что они в это время делали. Таким образом, в процессе
занятий и игр у детей вырабатываются первые навыки планирования. Стоит
отметить, что, приучая детей к точности во времени, необходимо строго
соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного
времени воспринимаются ими особенно остро.
Временную
последовательность деятельности и событий ребенок сможет усвоить тогда,
когда он будет практически действовать с предложенными ему временными
звеньями. Он сможет сопоставить наличное состояние с предшествующим и
последующим только тогда, когда каждое звено наблюдаемой временной
последовательности будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для
этого воспитатель должен объяснять материал в необходимой для детей
последовательности, помогать детям ее воспроизводить, дополнять и
восстанавливать, а также постепенно добиваться самостоятельного
определения временных рамок своей деятельности.
Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах
Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах
Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах
Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах
Методика развития временных представлений дошкольников в разных возрастных группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.