МЕТОДИКА САН: КАК БЫСТРО И ЭФФЕКТИВНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКА
Важнейшая задача школьного психолога — контроль за психологическим самочувствием подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность, настроение») — наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.
Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин. Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.
Предназначение — быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.
МЕТОДИКА САН: КАК БЫСТРО И ЭФФЕКТИВНО ОПРЕДЕЛИТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКА
Важнейшая задача школьного психолога — контроль за психологическим самочувствием
подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность,
настроение») — наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.
Содержание
1 Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение
2 Описание процедуры диагностики
3 Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация
Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение
Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял
физиолог и гигиенист Валерий Доскин. Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941,
Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991),
заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.
Предназначение — быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она
используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот
способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.
Описание процедуры диагностики
Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу
учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний,
например, «я счастлив — я несчастен», «мне весело — мне грустно». Между этими
определениями находится шкала: 3–21–01–23. Если учащийся чувствует себя
счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я
счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не
чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти
счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» — «единицу».
Образец бланка для диагностики по методике САН Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее
состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически
важно, чтобы ученик давал честные ответы. Об этом нужно предупредить до начала
процедуры диагностики.
Проведение исследования занимает 10–15 минут.
Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый
негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я
счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» — 5,
«0» — 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант
расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.
Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за
ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по
вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить
текущее настроение подростка.
Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный
показатель в каждой категории составляет 7, минимальный — 1. Валерий Доскин
писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии
испытуемого. Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл
ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок
нуждается в срочной психологической помощи. Однако важно помнить, что категории
нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории
«самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у
подростка выше четырёх. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует
физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне
приемлемом уровне.
Эта методика — надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить
психологическое состояние учащихся.
Методика «Самочувствие, активность, настроение»
Методика «Самочувствие, активность, настроение»
Методика «Самочувствие, активность, настроение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.