МЕТОДИКА "СКАЗКА

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред¬почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна¬вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер. Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.
Иконка файла материала МЕТОДИКА СКАЗКА.doc
1. МЕТОДИКА "СКАЗКА" (разработана – Н. И. Гуткиной) Цель: определение психологической готовности детей 6­7 лет к обучению в школе.  Методика   направлена   на   определение   доминирования   познавательного   мотива   в мотивационной сфере ребенка.  Описание  методики:  В  комнату,   где   на   столике   выставлены   обычные   не   слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого. Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На   это   отводится   около   минуты.   После   того,   как   он   ознакомится   с   игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца. Дети   с   выраженным   познавательным   интересом   обычно   предпочитают   послушать продолжение   сказки.   Дети   со   слабой   познавательной   потребностью   предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер. Если   ребенок   выбирает   игрушки,   а   потом,   немного   поиграв,   подходит     к экспериментатору  и  просит дочитать  сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан. Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору  с просьбой  дочитать сказку, то взрослый  предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что­либо сказка, либо игрушка. Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки,   на   основании   чего   делается   вывод   о   доминировании   познавательного   или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного   мотива.   Выбор   игрушек   говорит   о   доминировании   игрового   мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из­за скудного и неинтересного набора игрушек. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к методике по определению доминирования познавательного или игрового мотивов ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ * Сказка Повстречались как­то в лесу Мороз и заяц.  Мороз расхвастался: ­   Я   самый   сильный в лесу.    Любого одолею,    заморожу,    в сосульку превращу. ­   Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? ­ говорит заяц.­   Нет, одолею! ­ Нет, не одолеешь! ­ стоит на своем заяц. Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: ­ Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. ­ Давай, согласился заяц. ** Принялся   тут   Мороз   зайца   морозить.   Стужу­холод   напустил,   ледяным   ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу­то не холодно. А то катается по снегу да поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит – Солнышко ярко! Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем ­ то на гору бегом, то с­горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: ­ Разве тебя, косой, заморозишь ­ ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.  ** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц". III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  БЕСЕДА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА"  /разработана Н.И.Гуткиной/ Содержание   экспериментальной   беседы   определено   характерными   особенностями "внутренней   позиции   школьника",   выявленными   в   экспериментальных   работах   по   ее изучению.   Так,   сформированность   "внутренней   позиции   школьника"   своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика,  а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров   и   т.д./.   Наоборот,   в   случае   несформированности   этого   образования   дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности ­ игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д. Беседа состоит из 12 вопросов /см. Приложение 3­а, Ключевыми являютcя вопросы 2­8, 10­12. Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на  вопрос № 2 ­несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот. Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы г научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают; 'Что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание пойти   в   школу   не   связано   с   содержанием   учебной   деятельности   или   изменением социального статуса, ребенка. Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 16 о любимых книгах.Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе ii 10 и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя     это желанием учиться /вопрос .№11/ и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью /вопрос Ж2/. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене. Анализ   ответов   на   вопросы   показывает   сформированность     или несформированность /­/ "внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак "­".   В Приложении 3­6 даны примеры возможных ответов на ключевые вопросы в случае сформированной и несформированной "внутренней позиций школьника. /+/ Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника" ПРИЛОЖЕНИЕ 3­а  1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? 4. Почему? 5. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 6. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 7. Какие у тебя любимые книжки? 8. Почему ты хочешь идти в школу? 9. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? 10. Тебе нравятся школьные принадлежности? 11. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему? 12. Если   ты   сейчас   с   ребятами   будешь   играть   в   школу,   то   кем   ты   хочешь   быть: учеником или учителем? Почему? 13. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему? Примеры сформированной "внутренней позиции школьника" ПРИЛОЖЕНИЕ 3­б 3. Математика. 7. Чтобы получить образование. 10. Не устроит. Я не хочу быть глупым. 11. Учеником, как в школе. Задают уроки. 12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены. Мальчик (7 лет       3 месяца) 7. В школе много учатся. 10.   Нет,   некому заниматься. Девочка (6 лет 4 месяца)11.   Ученицей,  потому что ученица учится. 12.   Урок.   Я бы больше научилась. Примеры несформированной ''внутренней позиции школьника" 7.   В школе интересно,  потому что не надо спать. 11.   Учителем.   Учитель задает вопросы. 12.   Перемена.    Можно что­нибудь поделать, а на уроке только занимаешься. Девочка (7 лет 6 месяцев) Девочка (6    _    лет 9 месяцев) 1.   Нет. 2.   Да. 7. Не хочу идти в школу. 10.  Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями. 11.  Учителем.  Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать. 12.  Перемена. Потому что можно больше играть. 2.   Да. 6.   У меня любимых книжек нет.   Есть любимые куклы. 3.    Бросаю и начинаю сначала. 10.   Да,  потому что дома школа ­ это интересно. 11.   Ученицей.     Нет,   скорее всего учительницей,   потому что учитель учит. 12.   Перемена,  потому что на перемене играют. Девочка (6 лет 4 месяца)