Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред¬почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна¬вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.
1. МЕТОДИКА "СКАЗКА"
(разработана – Н. И. Гуткиной)
Цель: определение психологической готовности детей 67 лет к обучению в школе.
Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в
мотивационной сфере ребенка.
Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком
привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть
следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна
мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор
нельзя включать любимые игрушки испытуемого.
Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их.
На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками,
экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают
сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном
месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный
момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать
сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать
продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают
поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит
к
экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на
то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и
возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает
ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа
ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, чтолибо
сказка, либо игрушка.
Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и
поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или
игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании
познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива.
Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора,
то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность
изза скудного и неинтересного набора игрушек.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к методике по определению доминирования
познавательного или игрового мотивов
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ *
Сказка
Повстречались както в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? говорит заяц. Нет, одолею!
Нет, не одолеешь! стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
Давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужухолод напустил, ледяным ветром
закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегуто не холодно. А то
катается по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует,
такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем
то на гору бегом, то сгоры кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от
зайца:
Разве тебя, косой, заморозишь ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу
белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ
ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА"
/разработана Н.И.Гуткиной/
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями
"внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее
изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно
проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы
все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение
примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети
предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной
учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.
Беседа состоит из 12 вопросов /см. Приложение 3а, Ключевыми являютcя вопросы 28,
1012.
Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают
утвердительно, а потому они не являются информативными.
Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 несогласием
еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу,
отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы г научиться
читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают; 'Что они хотят пойти в школу, потому
что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание
пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением
социального статуса, ребенка.
Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого,
а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос
16 о любимых книгах.Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в
работе.
Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация,
предлагаемая ему в вопросе ii 10 и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика,
объясняя это желанием учиться /вопрос .№11/ и предпочитает, чтобы в игре урок был
длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью /вопрос
Ж2/. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль
учителя, и предпочтение отдается перемене.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность
или
несформированность // "внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак
"". В Приложении 36 даны примеры возможных ответов на ключевые вопросы в случае
сформированной и несформированной "внутренней позиций школьника.
/+/
Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника"
ПРИЛОЖЕНИЕ 3а
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?
4. Почему?
5. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
6. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
7. Какие у тебя любимые книжки?
8. Почему ты хочешь идти в школу?
9. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь
ее?
10. Тебе нравятся школьные принадлежности?
11. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу
разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
12. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть:
учеником или учителем? Почему?
13. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
Примеры сформированной "внутренней позиции школьника"
ПРИЛОЖЕНИЕ 3б
3. Математика.
7. Чтобы получить образование.
10. Не устроит. Я не хочу быть глупым.
11. Учеником, как в школе. Задают уроки.
12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены.
Мальчик (7 лет
3 месяца)
7. В школе много учатся.
10. Нет, некому заниматься.
Девочка (6 лет 4 месяца)11. Ученицей, потому что ученица учится.
12. Урок. Я бы больше научилась.
Примеры несформированной ''внутренней позиции школьника"
7. В школе интересно, потому что не надо спать.
11. Учителем. Учитель задает вопросы.
12. Перемена. Можно чтонибудь поделать, а на уроке только занимаешься.
Девочка (7 лет 6 месяцев)
Девочка (6
_ лет 9 месяцев)
1. Нет.
2. Да.
7. Не хочу идти в школу.
10. Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями.
11. Учителем. Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик
должен отвечать.
12. Перемена. Потому что можно больше играть.
2. Да.
6. У меня любимых книжек нет. Есть любимые куклы.
3. Бросаю и начинаю сначала.
10. Да, потому что дома школа это интересно.
11. Ученицей. Нет, скорее всего учительницей, потому что учитель учит.
12. Перемена, потому что на перемене играют.
Девочка (6 лет 4 месяца)