Методика воспитания координационных способностей

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Значимость воспитания координационных способностей у учащихся объясняется четырьмя основными причинами: 1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям. 2. Сформированные координационные способности являются необходимым условием подготовки учащихся к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. 3. Координационные способностиЗначимость воспитания координационных способностей у учащихся объясняется четырьмя основными причинами: 1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям. 2. Сформированные координационные способности являются необходимым условием подготовки учащихся к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. 3. Координационные способности
Иконка файла материала metodika_razvitiya_koordinatsionnyh_sposobnostey_u_uchashchihsya_5-6-h_klassov-korotkaya_s.a.doc
Методика воспитания координационных способностей  у учащихся 5­6­х классов. Значимость воспитания координационных способностей у учащихся  объясняется четырьмя основными причинами: 1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми  предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям. 2. Сформированные координационные способности  являются необходимым   условием подготовки учащихся  к жизни, труду, службе в армии. Они  способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно  растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают  возможности человека в управлении своими движениями. 3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование  энергетических ресурсов , так как точно дозированное во времени,  пространстве и по степени  мышечные усилия ведут к рациональному  расходованию сил. 4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития  координационных способностей помогают разнообразить занятия, избежать  монотонности и однообразия , обеспечить положительные эмоции и интерес  занимающихся. Поэтому, помимо  развития физических качеств,  не менее важно  совершенствование координационных способностей.  Координационные способности развиваются неравномерно. Встречаются случаи,   когда   ученик   имеет   высокие   координационные   возможности применительно   к   циклическим   или   ациклическим   видам,   но   низкие   к метательным движениям или к спортивным играм. То же можно сказать и про проявления специфических КС: ученик   может иметь неплохой результат в тестах   на   статическое   равновесие,   но   отличаться   при   этом   низким результатом на ориентацию в пространстве и средним — на быстроту реакции в  сложных условиях. Существует большое количество  разнообразных средств для  развития  координационных способностей: Упражнения с мячами Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на  формировании   разнообразных навыков. Подвижные и спортивные игры с  мячом, упражнения в ловле, передаче и ведении мяча. Обучение владению  мячом разной массы и формы начинается с первого класса, и эти умениязакрепляются и совершенствуются из года в год. Спортивные игры больше,  чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию чувства  коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности,  внимания и быстроты мышления, а также учат управлять своими эмоциями,  совершенствуют основные физические качества. Современные спортивные  игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных  компонентов в построении технических и тактических действий. Упражнения баскетбола ­индивидуальные упражнения с мячом: « переводы мяча с руки на руку вокруг шеи, тела, ног», «восьмерка», «шагом марш!», «мяч за головой», «туннель»,  «укрощение мяча», «повороты», «ловля пирамиды», «дриблинг на месте»,  «ведение двумя мячами» и др. ­ передача мяча одной и двумя руками стоя на месте, в прыжке;  ­передача мяча одной и двумя руками в движении;   ­ передача  мяча в движении с изменением направления; ­передача мяча  во встречных колоннах, в движении по кругу, лицом и спиной  вперед; ­ броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, сидя ноги врозь; ­ведение мяча на месте, в движении, правой и  левой руками; ­ведение мяча во встречных колоннах; ­ведение мяча без зрительного контроля; ­броски мяча в кольцо одной и двумя руками  с разных точек зал   Упражнения волейбола: ­перебрасывание мяча через сетку; ­ передача мяча через сетку в парах; ­ передача мяча сверху над собой, тоже через сетку; Эстафеты и подвижные игры  «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч»,  «Передача мяча», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом», «Мяч ловцу»,  «Борьба за мяч». «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!»,  «Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные  тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мячпосле поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча». Легкоатлетические  упражнения На уроках легкой атлетики можно использовать много различных способов  бега, в том числе челночного (3*10 м, 4*9 м, 6*5 м, 10*10 м, 5*10 м), прыжки,  метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов. При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов  применяют следующие упражнения : 1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию. 2. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой; двумя  ногами. 3. Рывки из разных исходных положений (лежа, сидя и т.д.). 4. Прыжки в чередовании с бегом. 5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого. 6. Бег с преодолением препятствий. 7. Бег с перекладыванием различных предметов. 8. Эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам»). Игровые единоборства Координационные способности хорошо развиваются в игровых  единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание  каната», «Перетягивание в парах»,  «Выталкивание из круга». Гимнастические упражнения Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания  координационных способностей составляют гимнастические упражнения. Это  упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими  палками, скакалками и другие), простые и более сложные; упражнения на  снарядах, выполняемые в измененных условиях при различных положениях  тела, в разные стороны; элементы акробатики (кувырки, различные перекаты,  стойки ); упражнения в равновесии на одной и двух ногах, с закрытыми и  открытыми глазами, на опоре. Упражнения фитнеса В настоящее время упражнения современных оздоровительных систем все  чаще используются в школах: упражнения на степах, с фитболами (большими  мячами), элементы классической аэробики, упражнения с длинной и короткой скакалками и др.Эти упражнения интересны, улучшают телосложение иосанку, проводятся  под музыкальное сопровождение  и значительно  увеличивают интерес к занятиям у учащихся. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,  эффективны до тех пор, пока они не выполняться автоматически.             Наиболее благоприятный возраст для эффективного развития и  совершенствования координации движений: у мальчиков ­ 10­14 лет, у  девочек ­ 9­13 лет. В этом возрасте дети очень быстро усваивают различные  сложные упражнения. Они могут научиться практически всем движениям,  требующим точности и высокой координации. Этому способствует  интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей  двигательной функции. Особое значение имеет правильный показ изучаемого  упражнения. С переходом в подростковый возраст (у мальчиков с 12­13 лет, и у девочек с 11­12 лет) координационные возможности значительно  понижаются. Период ухудшения координации движений может продолжаться  от 1,5 до 2,5 года.  Методы воспитания координационных способностей   Основными методами  воспитании координационных способностей  являются:   1) стандартно­повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3)  игровой; 4) соревновательный.   методические  приемы:  — изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа,  упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя,  сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из  исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);  — изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной,  боком по направлению движения ) прыжки в длину или глубину, стоя спиной  или боком по направлению прыжка и т.п.);  — «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в  прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «не  ведущей» рукой и т.п.);  — выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на  вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после  вращений, кувырков);  — выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в  специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в  равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).Для  определения уровня развития координационных способностей в школе  используются следующие тесты: 1.Варианты челночного бега 3х10м или 4х10м из и.п. лицом и спиной вперед;  2.Прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту  приземления;  3.Три кувырка вперед из и.п. о.с. на время выполнения; При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения  упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация  после последнего кувырка положения основной стойки. 4.Динамическое равновесие.  5.Метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь из­за  головы) ведущей и не ведущей рукой на дальность;  6.Метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например,  теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25­ 50% от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки; 7.Бег (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием   трех стоек только с правой или левой стороны. 8.Ловля гимнастической палки после выполнения поворота на месте. (Попытки выполняются правой и левой руками, повороты соответственно  вправо и влево). Проведенное тестирование учащихся 5­6 классов в в 2014­2015г.  показало, что 29% учащихся с высоким уровнем развития координационных  способностей .46% испытуемых показали результаты среднего уровня.  Результаты ниже среднего уровня имели 25% учащихся. Наиболее высокий  уровень развития КС имеют учащиеся   занимающиеся  в спортивных секциях, таких, как плавание, спортивные игры, гимнастика, теннис и др.  За время эксперимента в обеих группах (и у девочек и у  мальчиков)  произошло улучшение тестируемых показателей. Они оказались различными у одних и тех же учащихся. У некоторых  лучше развита «телесная» ловкость, а  у других «предметная» или «ручная». Так, способность к управлению  пространственно­временными и динамическими параметрами движений  (тест№4) лучше развита у девочек, а координационные способности   применительно к спортивно­игровой деятельности (тест№6) у мальчиков. С  тестом на ориентацию в пространстве (№2) и быстроту реакции (тест№7)  лучше справились девочки. У мальчиков лучше, чем у девочек оказались  развиты координационные способности   применительно к прыжковым  упражнениям (тест№3).  Анализ научно­методической и специальнойлитературы, а также собственный опыт позволили  сделать вывод, что  наилучшим средством развития координационных способностей учащихся 5­ 6х классов  являются игровые задания и игры с мячом, подвижные  эстафеты,  гимнастические и фитнес упражнения. Итоговое тестирование уровня   развития КС учащихся 5­6 классов показало улучшение показателей. Так  учащихся  с высоким уровнем увеличилось на 3%, Среднего уровня достигли  49% учащихся (на 9% выше), Уровень ниже среднего показали 19%,вместо  25%.  Диаграмма 1 Уровень развития координационных способностей у учащихся 5­6­х классов    ,   Использование в обучение новых и разнообразных  двигательных действий,  более сложных форм координаций движения способствуют улучшению  координационных способностей учащихся. Это помогает   значительно  увеличить  моторную плотность урока, и  добиться более высоких результатов в обучении и воспитании.