Значимость воспитания координационных способностей у учащихся объясняется четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям.
2. Сформированные координационные способности являются необходимым условием подготовки учащихся к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способностиЗначимость воспитания координационных способностей у учащихся объясняется четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям.
2. Сформированные координационные способности являются необходимым условием подготовки учащихся к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности
Методика воспитания координационных способностей
у учащихся 56х классов.
Значимость воспитания координационных способностей у учащихся
объясняется четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми
предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям.
2. Сформированные координационные способности являются необходимым
условием подготовки учащихся к жизни, труду, службе в армии. Они
способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно
растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают
возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование
энергетических ресурсов , так как точно дозированное во времени,
пространстве и по степени мышечные усилия ведут к рациональному
расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития
координационных способностей помогают разнообразить занятия, избежать
монотонности и однообразия , обеспечить положительные эмоции и интерес
занимающихся.
Поэтому, помимо развития физических качеств, не менее важно
совершенствование координационных способностей.
Координационные способности развиваются неравномерно. Встречаются
случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности
применительно к циклическим или ациклическим видам, но низкие к
метательным движениям или к спортивным играм. То же можно сказать и про
проявления специфических КС: ученик может иметь неплохой результат в
тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом низким
результатом на ориентацию в пространстве и средним — на быстроту реакции
в сложных условиях.
Существует большое количество разнообразных средств для развития
координационных способностей:
Упражнения с мячами
Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на
формировании разнообразных навыков. Подвижные и спортивные игры с
мячом, упражнения в ловле, передаче и ведении мяча. Обучение владению
мячом разной массы и формы начинается с первого класса, и эти умениязакрепляются и совершенствуются из года в год. Спортивные игры больше,
чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию чувства
коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности,
внимания и быстроты мышления, а также учат управлять своими эмоциями,
совершенствуют основные физические качества. Современные спортивные
игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных
компонентов в построении технических и тактических действий.
Упражнения баскетбола
индивидуальные упражнения с мячом: « переводы мяча с руки на руку вокруг
шеи, тела, ног», «восьмерка», «шагом марш!», «мяч за головой», «туннель»,
«укрощение мяча», «повороты», «ловля пирамиды», «дриблинг на месте»,
«ведение двумя мячами» и др.
передача мяча одной и двумя руками стоя на месте, в прыжке;
передача мяча одной и двумя руками в движении;
передача мяча в движении с изменением направления;
передача мяча во встречных колоннах, в движении по кругу, лицом и спиной
вперед;
броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, сидя ноги врозь;
ведение мяча на месте, в движении, правой и левой руками;
ведение мяча во встречных колоннах;
ведение мяча без зрительного контроля;
броски мяча в кольцо одной и двумя руками с разных точек зал
Упражнения волейбола:
перебрасывание мяча через сетку;
передача мяча через сетку в парах;
передача мяча сверху над собой, тоже через сетку;
Эстафеты и подвижные игры
«Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч»,
«Передача мяча», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом», «Мяч ловцу»,
«Борьба за мяч». «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!»,
«Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные
тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мячпосле поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача
мяча».
Легкоатлетические упражнения
На уроках легкой атлетики можно использовать много различных способов
бега, в том числе челночного (3*10 м, 4*9 м, 6*5 м, 10*10 м, 5*10 м), прыжки,
метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов.
При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов
применяют следующие упражнения :
1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию.
2. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой; двумя
ногами.
3. Рывки из разных исходных положений (лежа, сидя и т.д.).
4. Прыжки в чередовании с бегом.
5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.
6. Бег с преодолением препятствий.
7. Бег с перекладыванием различных предметов.
8. Эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам»).
Игровые единоборства
Координационные способности хорошо развиваются в игровых
единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и
разведчики», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах»,
«Выталкивание из круга».
Гимнастические упражнения
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания
координационных способностей составляют гимнастические упражнения. Это
упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими
палками, скакалками и другие), простые и более сложные; упражнения на
снарядах, выполняемые в измененных условиях при различных положениях
тела, в разные стороны; элементы акробатики (кувырки, различные перекаты,
стойки ); упражнения в равновесии на одной и двух ногах, с закрытыми и
открытыми глазами, на опоре.
Упражнения фитнеса
В настоящее время упражнения современных оздоровительных систем все
чаще используются в школах: упражнения на степах, с фитболами (большими
мячами), элементы классической аэробики, упражнения с длинной и короткой
скакалками и др.Эти упражнения интересны, улучшают телосложение иосанку, проводятся под музыкальное сопровождение и значительно
увеличивают интерес к занятиям у учащихся.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,
эффективны до тех пор, пока они не выполняться автоматически.
Наиболее благоприятный возраст для эффективного развития и
совершенствования координации движений: у мальчиков 1014 лет, у
девочек 913 лет. В этом возрасте дети очень быстро усваивают различные
сложные упражнения. Они могут научиться практически всем движениям,
требующим точности и высокой координации. Этому способствует
интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей
двигательной функции. Особое значение имеет правильный показ изучаемого
упражнения. С переходом в подростковый возраст (у мальчиков с 1213 лет, и
у девочек с 1112 лет) координационные возможности значительно
понижаются. Период ухудшения координации движений может продолжаться
от 1,5 до 2,5 года.
Методы воспитания координационных способностей
Основными методами воспитании координационных способностей
являются:
1) стандартноповторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3)
игровой; 4) соревновательный.
методические приемы:
— изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа,
упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя,
сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из
исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной,
боком по направлению движения ) прыжки в длину или глубину, стоя спиной
или боком по направлению прыжка и т.п.);
— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в
прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «не
ведущей» рукой и т.п.);
— выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на
вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после
вращений, кувырков);
— выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в
специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в
равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).Для определения уровня развития координационных способностей в школе
используются следующие тесты:
1.Варианты челночного бега 3х10м или 4х10м из и.п. лицом и спиной вперед;
2.Прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту
приземления;
3.Три кувырка вперед из и.п. о.с. на время выполнения; При выполнении теста
следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения
упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация
после последнего кувырка положения основной стойки.
4.Динамическое равновесие.
5.Метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь изза
головы) ведущей и не ведущей рукой на дальность;
6.Метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например,
теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25
50% от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки;
7.Бег (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием
трех стоек только с правой или левой стороны.
8.Ловля гимнастической палки после выполнения поворота на месте.
(Попытки выполняются правой и левой руками, повороты соответственно
вправо и влево).
Проведенное тестирование учащихся 56 классов в в 20142015г.
показало, что 29% учащихся с высоким уровнем развития координационных
способностей .46% испытуемых показали результаты среднего уровня.
Результаты ниже среднего уровня имели 25% учащихся. Наиболее высокий
уровень развития КС имеют учащиеся занимающиеся в спортивных секциях,
таких, как плавание, спортивные игры, гимнастика, теннис и др.
За время эксперимента в обеих группах (и у девочек и у мальчиков)
произошло улучшение тестируемых показателей. Они оказались различными у
одних и тех же учащихся. У некоторых лучше развита «телесная» ловкость, а
у других «предметная» или «ручная». Так, способность к управлению
пространственновременными и динамическими параметрами движений
(тест№4) лучше развита у девочек, а координационные способности
применительно к спортивноигровой деятельности (тест№6) у мальчиков. С
тестом на ориентацию в пространстве (№2) и быстроту реакции (тест№7)
лучше справились девочки. У мальчиков лучше, чем у девочек оказались
развиты координационные способности применительно к прыжковым
упражнениям (тест№3). Анализ научнометодической и специальнойлитературы, а также собственный опыт позволили сделать вывод, что
наилучшим средством развития координационных способностей учащихся 5
6х классов являются игровые задания и игры с мячом, подвижные эстафеты,
гимнастические и фитнес упражнения. Итоговое тестирование уровня
развития КС учащихся 56 классов показало улучшение показателей. Так
учащихся с высоким уровнем увеличилось на 3%, Среднего уровня достигли
49% учащихся (на 9% выше), Уровень ниже среднего показали 19%,вместо
25%.
Диаграмма 1
Уровень развития координационных способностей у учащихся 56х
классов
,
Использование в обучение новых и разнообразных двигательных действий,
более сложных форм координаций движения способствуют улучшению
координационных способностей учащихся. Это помогает значительно
увеличить моторную плотность урока, и добиться более высоких результатов
в обучении и воспитании.