Методика воспитания личности
|
28.02.2012, 22:54 |
||||||||||||
Традиционно педагогика определяется как наука об обучении и воспитании подрастающего поколения. Существует несколько версий полного научного определения этой отрасли знаний, но суть ее связана именно с этим. Современному тренеру базовые знания особенностей построения процессов воспитания и обучения крайне необходимы. Учитывая тот факт, что мы живем в период глобальной информатизации, изменения парадигмы воспитания, связанной с расслоением в обществе, отходам от традиционной системы общественного воспитания, расширенным предложением образовательных услуг, знание общетеоретических основ обучения и воспитания необходимо современному спортивному педагогу. Вместе с тем занятия физической культурой и спортом не утратили своей актуальности для детей и подростков. Более того, все больше населения понимает необходимость систематических занятий физической культурой и спортом, учитывая тот факт, что только сохранение высоких показателей физического и психического здоровья, сохранение высокого уровня умственной и физической работоспособности позволит личности реализоваться в профессиональной деятельности, выдержать нелегкую конкурентную борьбу во взрослом мире. Для того чтобы рационально строить учебно-воспитательный процесс в практике физической культуры и спорта, современному спортивному педагогу необходимы знания о технологии построения образовательного процесса, возрастных особенностях формирования личности, педагогических техниках и многом другом. Педагогика — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «де-товождение», или искусство воспитания. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Если рассмотреть состав слова «воспитание», то оно является однокоренным слову «питание». Известно, что питание необходимо человеку для обеспечения процесса жизнедеятельности. Следовательно, воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы человек мог комфортно себя чувствовать в общественной жизни. В последние десятилетия стали говорить о том, что в квалифицированном педагогическом сопровождении нуждаются не только дети, но и взрослые. Таким образом, педагогика стала рассматриваться как общая наука о воспитании и обучении человека. Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания отражаются в понятиях, определениях, положениях, законах и закономерностях конкретной научной отрасли. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия специально организованного процесса воспитания, развития, обучения и на этой основе указывать практической педагогике наиболее адекватные способы достижения поставленных целей. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, обучения и социализации личности. Педагогика выполняет социальный заказ. Особенно это важно учитывать в настоящее время, когда с изменением социально-экономического устройства общества возникли новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. От успехов и неудач педагогических воздействий, организации процесса обучения и воспитания в системе образования зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько интенсивно оно будет развиваться. 6.1. Основные категории педагогики К основным категориям педагогики относятся воспитание, обучение, образование. Педагогическая наука широко оперирует общенаучными категориями: развитие и формирование. Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом следует понимать известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы — словом все то, что создано в процессе исторического развития человечества. В современном обществе действует комплекс институтов, которые непосредственно влияют на процесс воспитания — это семья, система образовательных учреждений, средства массовой информации, искусство, религия, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитания как усвоения накопленного человечеством опыта в процессе исторического развития нуждается в сужении и конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека перечисленных общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, системы мировоззрения, адаптации к условиям жизнедеятельности. В процессе воспитания воспитатель:
В свою очередь воспитанник:
Следующая основная категория педагогики — обучение. Под обучением понимают специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников с целью усвоения знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, развития умственных способностей, мотивации к самообразованию. Основу обучения составляют знания, умения и навыки, выступающие со стороны учителя в качестве исходных (базовых) компонентов обучения, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В процессе обучения учитель:
Области понятий «обучение» и «воспитание» частично перекрываются и не могут существовать отдельно друг от друга. Взаимодействие «обучение-воспитание» направлено на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков. Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Главным критерием образованности является системность знаний и мышления, которые проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Это суждение хорошо иллюстрирует древний афоризм: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». В педагогике широко используются общенаучные понятия — «формирование» и «развитие». Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием целого ряда факторов: социальных, экономических, экологических, психологических, идеологических и т. п. При этом воспитание и обучение являются ведущими факторами формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям. Развитие — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде развитие можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в нее в результате этого процесса. 6.2. Сущность педагогического процесса Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, внутренне связанная совокупность процессов и явлений, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер. В ходе педагогического процесса объективное социальное (то, что накоплено опытом предыдущих поколений) переходит в субъективное, индивидуально-психологическое состояние личности. Педагогической процесс — это управляемый процесс, который проходит через решение бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных конечным целям системы общественного (социального) воспитания. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
Педагогический процесс строится на трех основных принципах: 1. Направленность педагогического процесса на формирование социально положительной личности. Этот принцип реализуется через гуманизацию и демократизацию образования, связь процесса обучения с социальными изменениями, происходящими в обществе. 2. Двусторонность педагогического процесса заключается в направленности педагогического воздействия на личность воспитанника, учет его индивидуальных особенностей, развитие потребности самореализации и самодеятельности. 3. Направляющая деятельность педагога в педагогическом процессе. Этот принцип реализуется через систематичность педагогических воздействий и их преемственность, педагогическую целесообразность выбранных методов и средств обучения и воспитания, их вариативность и надежность. Педагогическая система — это совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненная педагогическим целям. Российская система образования включает в себя:
6.3. Закономерности педагогического процесса, его структура Закономерности педагогического процесса зависят от двух особенностей: 1. Связи собственно педагогического процесса с практикой (внешние связи). Эта закономерность проявляется в учете требований общества, которые оно предъявляет к уровню образованности, сформированности морально-нравственных качеств, жизненных ценностей и ориентиров. 2. Связи внутри педагогического процесса: — связи между процессами обучения воспитания и развития, — связи между процессами воспитания и самовоспитания, — связи между субъектами педагогического процесса (школа, семья, неформальные объединения и т. п.), — связи между задачами, стоящими перед педагогическим процессом, и методами, используемыми для достижения цели. Структура педагогического процесса Педагогический процесс имеет достаточно четкую структуру, состоящую из четырех компонентов. Последовательность этих компонентов и их взаимосвязь образуют технологическую цепочку обучения, следование которой обеспечит эффективность обучения. 1. Целевой компонент связан с постановкой цели преподавания и обучения. Цели могут быть общими (на весь процесс обучения) и частными (цели, поставленные на конкретный урок, освоение конкретного материала). 2. Содержательный компонент — содержание обучения. Дает конкретный ответ на вопрос «Чему учить?» Под содержанием понимается четкая система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в зависимости от поставленной цели. 3. Операционно-деятельностный компонент включает в себя целесообразную систему использования методов, средств и форм обучения. 4. Контрольно-результативный компонент предполагает оценивание знаний и умений учащихся и внесение корректив в учебно-воспитательный процесс на основе полученной информации. Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленности на развитие и формирование личности. Условно их можно разделить на две группы. Содержательные отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. Это методы: — гражданственности; — научности; — воспитывающего характера; — фундаментальности и прикладной направленности. Организационно-методические связаны с собственно организацией деятельности учащихся. Это методы: — преемственности, последовательности и систематичности; — единства группового и индивидуального обучения; — соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; — сознательности и творческой активности; — доступности при достаточном уровне трудности; — наглядности; — продуктивности и надежности. Методы обучения — наиболее эффективный способ достижения цели. Методом обучения называют способ упорядоченной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Все методы можно разделить на три группы: 1. Передачи информации: словесные, наглядные, практические. 2. Стимулирующие процесс обучения: игровые, дискуссии, создание положительных эмоциональных ситуаций, поощрения и наказания, предъявление адекватных требований. 3. Контроля: опросы, зачеты, экзамены, самоконтроль, тесты, соревнования. При подборе методов обучения необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Средство обучения — материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учеником и используется для эффективного усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество усвоения знаний учащимися, их умственное развитие и профессиональное становление. К средствам обучения в спортивной и физкультурно-оздоровительной практике относится инвентарь и оборудование, без которого организация учебного процесса была бы значительно затруднена. Схема 8. Воспитывающее обучение.
Формы обучения имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, определяют степень активности учеников в познавательной деятельности, предполагают руководство со стороны учителя. Наиболее распространенной формой обучения является урок. Тренировочное занятие — это тот же урок, только с высоким уровнем двигательной активности учащихся. Урок — такая форма организации обучения, при которой занятия проводятся с постоянной группой учащихся одинакового возраста одинакового уровня подготовленности в течение определенного времени по установленному расписанию. Для успешного проведения урока необходимо соблюсти дидактические, воспитательные, организационные требования. Дидактические требования предполагают четкое определение образовательной задачи урока в целом и его частей, места конкретного урока в общей системе обучения; определение оптимального содержания урока в соответствии с программой, уровнем подготовки учащихся; выбор наиболее рациональных методов обучения; соответствие принципам успешности, межпредметных связей. Воспитательные требования связаны с формированием мировоззрения и морально-нравственных качеств учащихся. Их соблюдение предполагает отбор средств для формирования мировоззрения учащихся, развитие у них познавательных интересов, учет психических особенностей группы и отдельных учеников, соблюдение педагогического такта. Организационные требования предполагают наличие плана, четкость проведения урока и соблюдение временных параметров, использование основных и вспомогательных средств для лучшего усвоения учебного материала. Реализация дидактических, воспитательных и организационных требований показана на схеме 8. 6.4. Этапы педагогического процесса 1 ЭТАП — подготовка педагогического процесса. Преимущественно успешность реализации этого этапа зависит от квалификации и опыта учителя. На этом этапе происходит
2 ЭТАП — собственно осуществление педагогического процесса. Этот этап непосредственно связан со взаимодействием учителя и ученика. Особенности взаимодействия участников процесса обучения представлены на схеме 9. Схема 9. Реализация деятельности учителя и ученика на 2 этапе осуществления процесса обучения.
3 ЭТАП — анализ результатов педагогического процесса, который заключается в анализе и самоанализе результатов, выявлении возникающих отклонений, анализе причин отклонений, определении способов и методов коррекции. Педагогический процесс выступает как один из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку через обучение можно передать и получить наибольший объем информации. Основу любого вида обучения, в том числе и обучения движениям (что является основой любого вида спорта), составляет дидактическое отношение: «преподавание — учение». 6.5. Сущность и значение воспитательного процесса Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека, его эмоции, волю, характер, мотивации, ценностные ориентации, интеллект. Схема 10. Отличительные особенности воспитательного процесса. Процесс воспитания: •целенаправленный, •многофакторный, •динамичный, •длительный, •непрерывный, •вариативный, •неопределенность результатов, •двусторонний. Отличительные особенности воспитательного процесса проявляются в следующих его характеристиках (схема 10): — многофакторность, которая проявляется в том, что воспитуемый испытывает разнообразные, порой взаимоисключающие воздействия со стороны семьи, школы, СМИ, внешкольных учебных заведений, что затрудняет эффективное программирование и реализацию воспитательного процесса; — неопределенность результатов воспитания непосредственно связана с многофакторностью этого процесса, а также с индивидуальными различиями воспитанников и воспитателей; —длительность — воспитание конкретных качеств личности происходит за более длительный срок и проходит больше этапов по сравнению со временем и этапностью усвоения знаний, формирования умений и навыков; — непрерывность воспитательного процесса предполагает постоянное взаимодействие воспитателя и воспитуемого в самых разнообразных формах; — комплексность отражает целостность развития и воспитания личности; реализуется через единство воспитательных воздействий в любом виде воспитывающей деятельности; — сложность оценки результатов воспитания связана с трудностью фиксации личностных изменений. В целом необходимо отметить большую сложность реализации процесса воспитания по сравнению с процессом обучения. Трудоемкость осуществления воспитательного процесса определена его структурой. Чтобы сформировать требуемое поведение воспитанника, воспитательный процесс должен пройти определенные стадии: овладение воспитанником знаниями норм и правил поведения, формирование убеждений, формирование чувств в педагогически целесообразной деятельности. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей, содержания, методов, средств, достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, социальное окружение и структура общественных ценностей, семья, образовательные учреждения, детские и молодежные организации, искусство и средства массовой информации. Воспитанию в физкультурно-спортивной деятельности в полной мере свойственны все вышеперечисленные характерологические особенности данного процесса. Однако соревновательная деятельность и подготовка к ней, предполагающие искусственно заданные ситуации противоборства с высокой частотой экстремальных испытаний для личности, создают дополнительные возможности для более динамичного течения воспитательного процесса и получения устойчивых результатов воспитания. Максимально высокая нацеленность физкультурников и спортсменов на результат стимулирует процессы самоанализа и самосознания (при должном руководстве тренера), активизирует целеполагание в личностном самосовершенствовании. Систематические занятия физической культурой и спортом существенно корректируют систему ценностей и образ жизни человека. Не случайно спортивными психологами выявлен и описан такой феномен, как спортивный характер. Это понятие отражает единство общего, особенного и единичного в личностных новообразованиях активно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и означает совокупность взаимосвязанных доминирующих личностных черт. Ядром спортивного характера являются следующие нравственные качества: ответственность, чувство долга, честность, принципиальность. Волевые черты спортивного характера проявляются в отношении спортсмена к предсказуемым и неожиданным препятствиям. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, решительность, терпеливость, самообладание, стремление к риску и расчетливости. Перечисленные черты образуют так называемый «волевой комплекс лидера». Его дополняют общительность и эмоциональная устойчивость. Социально ценные черты спортивного характера, формирующиеся у занимающегося в процессе многолетних занятий физкультурно-спортивной деятельностью, могут «переноситься» и на другие виды его деятельности (учебную, трудовую и др.). Специфические особенности физкультурно-спортивной деятельности требуют предельной конкретизации в целеполагании, планировании и реализации воспитательного процесса. Чрезвычайно важной является согласованность воспитательных воздействий на личность занимающегося со стороны спортивного педагога, родителей, учителей и других значимых взрослых и референтных групп. Обязательна ориентация современного воспитательного процесса в физкультурно-спортивной деятельности на формирование гуманистической направленности личности и ее разностороннее развитие. Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных воздействий. В современной отечественной педагогике процесс воспитания предусматривает:
Этапы воспитательного процесса Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого этапа формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. На втором этапе знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрениях взгляды, которые служат руководством в жизни. Третий этап связан с воспитанием чувств. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил. Заключительный и главный этап воспитательного процесса — деятельность. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений и чувств. Отдельно он выделяется только теоретически. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Принципы организации воспитательного процесса — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Механизмы воздействия в воспитании показаны на схеме 11. Схема 11. Методы воздействия в воспитании.
Методы воспитания (схема 12) — это пути достижения заданной цели воспитания. Методы воспитания можно разделить на четыре группы: 1. Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, положительный пример). 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация, демонстрация). 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (убеждение, упражнение, пример, соревнования, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, принуждение, наказание). 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Схема 12. Методы воспитания.
Характеристика методов убеждения, примера и принуждения в воспитании дана на схемах 13-15. Схема 13. Характеристика методаубеждения в воспитании.
Схема 14. Характеристика метода примера в воспитании.
Схема 15. Характеристика метода принуждения в воспитании.
Диалогизация — это единый комплекс требований к процессу воспитательного взаимодействия. Диалогические отношения — это отношения взаимного уважения и доверия, естественности и открытости. Взаимопонимание в диалоге — основное средство общения и взаимосвязи, способ взаимораскрытия и взаимоутверждения. Доминирующими эмоциональными компонентами в диалоге являются терпимость и сочувствие. Диалог субъектов воспитательного процесса рождает их сотрудничество. Оно обеспечивается активностью обеих сторон, совместно осознанными и реализованными действиями. Это касается и определения целей деятельности, ее детального планирования, совместной работы по реализации планов и контроля ее успешности. «Совместимость, сотрудничество, содействие» — один из основных принципов обеспечения педагогической поддержки. О. С. Газман, автор концепции «педагогической поддержки», писал: «Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Сотрудничество как совместная деятельность, направленная на достижение единых воспитательных целей, предусматривает четкое осознание единства целей, четкое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Выделяют следующие формы совместной деятельности воспитателей и воспитуемых: — опека (дошкольный период): максимальная роль взрослых в определении целей и помощи ребенку, низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым; — наставничество (младший школьный период) — решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи воспитателю, постепенное осмысление ими единства целей; — партнерство (младший школьный, младший подростковый период) — роль взрослых доминирующая; недостаточное равенство в осознании цели; успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий; — сотрудничество (младший и старший подростковый периоды): руководящая роль взрослых; достаточное осознание единства целей; успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу; — содружество (период старшего детства) — высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества. Выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, предполагающих наивысшее уважение, внимание и заботу к личности растущего человека, развитию всех его сущностных сил, предъявляет высокие требования к современному планированию, организации и проведению воспитательной работы в физкультурно-спортивной деятельности. Личность юного физкультурника (спортсмена) — это цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания. Включенность формирующейся личности в физкультурно-спортивную деятельность должна обеспечивать естественный процесс ее саморазвития. Полноценность течения указанного процесса невозможна при одновременном признании самоценности личности растущего человека и грубого, авторитарного насилия над ней. Таким образом, положительное воздействие на личность воспитуемого во многом зависит от позиции, занимаемой педагогом по отношению к воспитаннику. Позиция партнерства, взаимного доверия, сотрудничества обеспечивает формирование готовности и способности индивида к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. Отношения сотрудничества в физкультурно-спортивной деятельности напрямую связаны с результативностью совместной деятельности наставника и воспитанника. «Добровольный союз на совместное творчество», «содружество» — так характеризуют свои межличностные отношения выдающиеся спортсмены и тренеры. Они свидетельствуют, что успех приходит лишь в том случае, если в каждом ученике видеть равного, уважать его мнение и всячески поощрять его творческую активность, самостоятельность, умение анализировать собственные ошибки. Характер межличностных отношений в системе «тренер — спортсмен» на разных этапах многолетней тренировки предопределяется ценностным вкладом тренера в жизнедеятельность спортивной группы. Определяющую роль в обеспечении высокоинтенсивного ценностного обмена играют следующие психолого-педагогические характеристики деятельности тренера: стиль руководства тренера группой, его активность во взаимодействии со спортсменами и педагогическое мастерство. Осуществление личностного подхода в воспитании, переход к субъект-субъектным отношениям требуют равной представленности в стиле руководства тренера двух тенденций: «внимание к воспитанникам» и «коллегиальное взаимодействие» с ними. Высоко оцененные спортсменами профессиональные знания и опыт, эмоциональная отзывчивость, адекватность поведения тренера отражают позитивную педагогическую активность тренера во взаимодействии со спортсменами. Как следствие, в таких группах высок авторитет тренера, члены группы сплочены, а сами группы являются референтными для ее членов. В таких группах складываются благоприятные психологическая атмосфера и социально-психологический климат для развития личности. Процесс развития отношений сотрудничества в физкультурно-спортивных группах между педагогом и воспитанником происходит поэтапно. Динамичность развития указанного процесса зависит как от возраста детей, так и от готовности воспитателя перейти от доминанты воспитательного воздействия к доминанте воспитательного взаимодействия. От этапа к этапу возрастает ценностный вклад наставника в жизнедеятельность физкультурно-спортивной группы и каждого ее члена. Это происходит на основе: — получения адекватного представления спортивного педагога о членах группы и членов группы о педагоге (с помощью диагностики социально-психологических особенностей данной физкультурной (спортивной) группы; — установления личностных эмоционально положительных отношений в системах «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок»; — четкого осознания единства целей и разграничения функций сотрудничающих сторон, выработки форм индивидуальной и коллективной ответственности; — предоставления самостоятельности юным физкультурникам и спортсменам в постановке и решении личностных и общегрупповых целей и задач; — разработки «технологий» реализации совместно принятых решений и форм взаимной помощи в разнообразной значимой для детей деятельности; — развития воспитательных ситуаций в направлении актуализации и удовлетворения все более глубинных, сущностных потребностей физкультурников и спортсменов. Передовые физкультурно-спортивные клубы, спортивные школы и другие детские физкультурные и спортивные организации обеспечивают максимально комфортные условия для разностороннего развития детей путем использования воспитательных технологий и создания воспитательных систем. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.