Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых. Подготовка к ЕГЭ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
история
11 кл
30.01.2017
Проблема, вынесенная в заголовок, самая важная при подготовке к экзамену по истории. Это знает каждый преподаватель. Сколько раз приходилось «освежать в памяти» одну и ту же тему? Посчитаешь и прослезишься. Даты, факты, имена уплывают как вода сквозь пальцы. В практике каждого профессионала есть секреты, которыми он пользуется, чтобы не просто доходчиво рассказать очередной эпизод истории, а сделать так, чтобы его не забывали. Или вспоминали с лёгкостью при необходимости. Например, при сдаче ЕГЭ. У историков нет формул, но есть даты. Разве достаточно написать их на доске? Учите, дети, а выучите вы их или нет, это уже ваши проблемы! Я же как-то запомнила. А как запомнила? Почему что-то из наших, учительских знаний по истории не требует освежения? Почему о чём-то мы не забываем? Если разобраться, то своим «ключом в память» можно поделиться с учениками.
Вашему вниманию предоставляется методика запоминания дат, имён, последовательность правления династии Романовых. Это только официально провозглашённые императоры и императрицы. Без регентов! Методика разработана с помощью широко известной, но редко в настоящее время используемой системой мнемотехники.Авторская методическая разработка для подготовки к ЕГЭ по истории. Позволяет с лёгкостью запомнить 304 года истории России, время правления династии Романовых. Методика показывает как можно использовать различные приёмы мнемотехники на уроках истории.
Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых.doc
Черторийская Елена Александровна
Учитель истории, Ульяновский городской лицей при УлГТУ, г.Ульяновск
Методическая разработка «Запомнить, чтобы вспомнить» для подготовки к ЕГЭ по
истории на примере изучения правления династии Романовых.
ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ.
Предисловие:
Запомнить, чтобы вспомнить!
Проблема, вынесенная в заголовок, самая важная при подготовке к экзамену по
истории. Это знает каждый преподаватель. Сколько раз приходилось «освежать в памяти»
одну и ту же тему? Посчитаешь и прослезишься. Даты, факты, имена уплывают как вода
сквозь пальцы. В практике каждого профессионала есть секреты, которыми он пользуется,
чтобы не просто доходчиво рассказать очередной эпизод истории, а сделать так, чтобы его
не забывали. Или вспоминали с лёгкостью при необходимости. Например, при сдаче ЕГЭ. У
историков нет формул, но есть даты. Разве достаточно написать их на доске? Учите, дети,
а выучите вы их или нет, это уже ваши проблемы! Я же както запомнила. А как
запомнила? Почему чтото из наших, учительских знаний по истории не требует
освежения? Почему о чёмто мы не забываем? Если разобраться, то своим «ключом в
память» можно поделиться с учениками.
Вашему вниманию предоставляется методика запоминания дат, имён,
последовательность правления династии Романовых. Это только официально
провозглашённые императоры и императрицы. Без регентов! Методика разработана с
помощью широко известной, но редко в настоящее время используемой системой
мнемотехники.
Время правления: 16131917.
Сразу запоминаем годы, обыгрывая цифры. Они сами по себе, без аналогий, образов,
сравнений НЕ запоминаются! Это давно доказано психологами. Как Вы запомнили свой
номер телефона? Просто так, циферка за циферкой? Или всётаки были образы? Не
верите? Проанализируйте! Сами по себе числа не запоминаются. Докажите, что уже
известно!
Итак, 16131917. Три века правления. Почти ровно. В 1913ом отметили сто лет династии!
четыре года … и всё! Не так уж и много! Но не так уж и мало!
1613й, начало. Число 13 не предвещает ничего хорошего! Так и будет! Насильственные
смерти, неуверенность в завтрашнем дне, достаточно вспомнить последнего из династии,
Николая II, тогда одним махом было уничтожено всё семейство! Так что 13 очень кстати.
Теперь не забудете! А 1917–й запоминается без проблем. Две революции. Другая жизнь. И
отречение.
За три века восемнадцать человек у власти. Да, нам предстоит запомнить 18 имён в
определённой последовательности! Попробуйте запомнить: Вася, Петя, Таня, опять Вася,
Олег, Наталья, Иван, снова Олег, Зоя, Нина, Андрей, Никита, Дима, Мафусаил, Рома, ещё
раз Вася и Толик! Как успехи? Запомнили только Мафусаила? Без системы НЕЛЬЗЯ! Эту
систему Вы придумаете сами и только для конкретного случая. Она может быть смешной, а для когото просто глупостью покажется, но выхода нет. Иначе не запомните
последовательность имён. У нас тоже будет система. Вот она.
Делим всех Романовых на три века правления, по началу правления. Уже не восемнадцать
человек сразу! Итак,
Х VII
век:
Михаил
Алексей Михайлович
Фёдор
Иван V
Пётр I
Обратили внимание на выделенные первые буквы имён? Что получилось? МАФИП? У Вас
может и так, а у меня МАФИЯ. Это будет ключевое слово для запоминания. Мафия –
семья, клан в переводе с итальянского. С 1613 года правит мафия Романовых! Если бы
Петра I назвали Яковом, у нас вообще не было бы проблем. Но поверьте, они и так не
возникнут! Достаточно напомнить ученикам, кто такой Пётр I в нашей истории. Спросите
их, с кем из Романовых им хочется себя ассоциировать? С Петром Первым, конечно!
ПЁТРI – это Я! Дело сделано! Ученики, вспоминают в любое время суток ключевое слово
МАФИЯ и самые распространённые в те времена (да и сейчас) имена. По ходу добавляете,
что Алексея принято в историографии называть Михайловичем, Михаила Фёдоровичем.
Сразу как запомнили последовательность уточняете кто кем кому приходится.
А теперь когда эта «мафия» семнадцатого века правила, по каждому отдельно.
Х VII
Михаил 161345
Алексей Михайлович 4576
Фёдор 7682
Иван V 8296
Пётр I 82 1725
век:
На доске записываем указание на век только в начале и в конце! Нельзя перегружать
память лишней информацией. Все и так знают: век семнадцатый. Можно повторить
отдельно.
Михаил 161345.
Запомнить просто. Первое число 13 мы уже обыграли. Михаил заканчивает правление в 45
ом. 1945й год – это гордость нашей истории. Год Победы помнят все. Первый Романов
триумфально правил до 45го. Это его личная победа!
Алексей Михайлович 4576
Если бы Алексей Михайлович думал бы о бедных учениках, захотел бы облегчить их
участь, то умер бы в 67ом. И стояли бы циферки в ряд 4567. И благодарны были бы
ученики. Но… не такая натура была у Тишайшего царя. Он приближённых бывало, за
бороды оттаскает, а потом им явства посылает, чтобы зла не держали. И здесь так же.
Цифры рядком, но не подряд: 4576. Каков царь, такова и дата правления.
Теперь дети Алексея Михайловича. Три сына на престоле! Двое одновременно. Можно
напомнить ученикам про общий трон и про Софью. В данной ситуации дополнительная,
душевная, личная информация только на пользу запоминанию.
Фёдор 7682
Старший сын, болезненный, всего 6 лет правления. Если бы здоровый был, с кем бы мы
себя ассоциировали? Нарожал бы детей. Вырастил. Не светил бы престол Петру Первому. Но нет. Болезненный. Шесть лет дала судьба. Если Вы хотите, чтобы информацию
запомнили, надо повторять. Возвращаться. Сравнивать. Это очень действенный приём!
Вернёмся к Фёдору. Шесть лет запомнили. 76й год знаем. Есть проблемы с 82м? С 82го
будут править 2 брата одновременно. Цифра 2 – ключевая.
Иван V 8296
Вместе с младшим братом правит с 82го года, который мы уже запомнили.
До 96. Про это число говорим: оно Романовское, как и 25! И снова: два брата, Иван и Пётр
правят Иван с 82го до 96 ( там тоже будет дубль, через сто лет умрёт Екатерина
Вторая), Пётр с 82го по 1725й! В 25ом умрёт ещё один Романов – Александр Первый.
Два брата начинают вместе, а компанию в дате смерти им составят другие Романовы, через
сто лет каждому. Сразу убили двух зайцев. До Екатерины IIой и Александра Iго ещё не
дошли, но уже знаем, когда они умерли!
С веком семнадцатым благополучно расправились. Проверьте на учениках. Вспомнят без
проблем!
Х VIII
век:
Екатерина I
Пётр II
Анна Иоанновна
Иван VI
Елизавета Петровна
Пётр III
Екатерина II
Павел I
Есть предложения, как систематизировать эпоху дворцовых переворотов? Посмотрите, на
престоле женщину сменяет мужчина, потом опять женщина. Это наша система: ЖМЖ
М…. С Екатерины начинается, Екатериной заканчивается. К центру всегда Пётр. По
центру три имени: Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета Петровна. Запомнить легко.
Можно обыграть, сначала А – Анна. Можно уточнить кем все они приходятся Петру
первому: жена, внук, племянница, внучатый племянник и только потом дочь, внук, жена
внука. А в конце списка Павел I, правнук. Несколько подробностей, повторений и 8
человек в списке укладываются в памяти!
Теперь годы правления:
Екатерина I 172527
Пётр II 2730
Анна Иоанновна 3040
Иван VI 4041
Елизавета Петровна 4161
Пётр III 6162
Екатерина II 6296
Павел I 961801
Вспоминаем, что Пётр I был на троне 43 года. Это рекорд правления. А вот после его
смерти начинается чехарда. Екатерина I правит 2 года, Пётр II – три. То есть всего пять лет
и два правителя. Одна – 2, другой – 3 года. Обыграли и запомнили.
Переходим к Анне Иоанновне. Несколько слов о том, как племянница Петра попала на
престол, а сразу благодарность ей от учеников, что правила ровно десятилетие! Добавляем,
что эту традицию продолжит Елизавета – у власти 20 лет. И если бы не Иван Антонович, который шестой, правивший один год, то у Елизаветы были бы ровные числа….
Вспоминаем о том, что младенец к тому же сам и не правил, можно рассказать коротко о
его тяжёлой судьбе и очередном дворцовом перевороте. Все экскурсы в историю в данном
случае должны быть краткими и не отвлекать от основной цели: запоминания
последовательности имён и дат правления.
Обращаем внимание, что все женщины после Екатерины I правили подолгу, причём, чем
дальше, тем дольше. Анна 10, Елизавета – 20, Екатерина II и вовсе 34 года (те же цифры,
что у Петра I, но наоборот). А мужчины до Павла всё меньше: Пётр II – 3 года, Иван VI – 1
год, Пётр III формально тоже год, а фактически – полгода! Вспоминая даты правления,
отсчитываем двадцатилетний срок Елизаветы, прибавляем год, запоминаем Екатерину II:
6296. Мы уже помним про её 34 года правления. Мы знаем, что умерла как Иван V в 96
ом. К тому же ПАВЕЛ! Этот Гамлет русской истории правил мистические 4 года, 4 месяца
и 4 дня! Из них чуть больше двух месяцев в девятнадцатом веке. Его 4 года и т.д. не
забыть, значит год смерти Екатерины (и Ивана VI!) тоже. таким образом даты
укладываются в голове благодатя стройной системе ассоциаций.
Х I Х век:
Александр I 180125
Николай I
Александр II 5581
Александр III 8194
Николай II 941917
2555
Императоров девятнадцатого века можно писать сразу с датами правления.
Когда ученики настроены на восприятие системы мнемотехники, они и запоминают легко и
могут уже предложить собственный ключ памяти. В данной ситуации это одни и те же
имена, которые чередуются почти последовательно. Все знают, что последний царь
Николай II, следовательно Александры шли друг за другом, второй и третий, потому что
начиналось то всё стройно.
Годы правления. Четверть века у Александра I . Умирает как Пётр I? в 25м. Это мы уже
знаем. А дальше Николай I продолжает традицию Анны – десять лет правления, Елизаветы
– двадцать, и правит тридцать лет! И тоже ровные цифры с пятёрочками: 2555!
С Александром II чуть сложней! 55 – это понятно, уже помним. 81 запомнить сложней. На
самом деле есть одна история о двух любимых женщинах Александра II, жене – немецкой
принцессе и фрейлине Екатерине. Женщины две, Александр второй (2), цифра 8 похожа на
женщину с хорошей фигурой, 1 тоже женщина с фигурой модели. Этот способ работает,
запоминается легко. Можно использовать более грустные, но менее фривольные
ассоциации. На Александра II было совершено 8 покушений, одно (1) – удачное, вот вам и
81.
Александр III начинает править в 81м, а умирает в 94м. Выражаем сочувствие и
недовольство, что не протянул ещё 2 года и не вписался в даты смерти Ивана V и
Екатерины II.
Николая II специально запоминать почти никому не требуется. На всякий случай
вспоминаем 1917й! Год двух революций и отречения.
Вот и всё. Поверьте, ваши ученики будут испытывать эйфорию от своей замечательной
памяти. Они вам будут благодарны за тот простой факт, что вы на опыте покажете им, что даты и имена можно не только запомнить, но и сделать это с удовольствием. К тому же
теперь 300 лет истории России будут накладываться у них на практически неуничтожимые
знания.
Е.А.Черторийская, преподаватель истории
лицея при УлГТУ
Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых. Подготовка к ЕГЭ
Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых. Подготовка к ЕГЭ
Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых. Подготовка к ЕГЭ
Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых. Подготовка к ЕГЭ
Методика запоминания дат, имён и фактов на примере династии Романовых. Подготовка к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.