Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.
Оценка 4.9

Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.

Оценка 4.9
doc
07.04.2020
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.
Методика диагностики основных уровней процесса обучения в системе дополнительного образования.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Методика диагностики основных уровней процесса обучения в системе дополнительного образования»

 

Подготовила:

                                                      Шухлина Людмила Александровна

                                                     методист 1 квалификационной категории

 

 

 

 

г. Кувандык 2019год

 

1. Диагностика определения уровня обучаемости.

Проводится в начале учебного года с вновь начинающими заниматься в объединении. Ее цель – определить уровень восприимчивости школьников к обучению.Диагностические материалы для самостоятельной работы учащихся, которая может быть устной или письменной, состоят из четырех заданий. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы проверить уровень основные элементов, характеризующих способность учащихся к восприимчивости.

Проверяется:

Постановка задания:

Воспроизведение

Повторить то, что узнали на занятии.

Осмысление

Ответить на вопросы по вновь изученному материалу.

Практические умения и навыки

Выполнить задание по образцу.

Умения делать перенос

Выполнить задание в новой ситуации.

Если выполнены все 4 задания, то учащийся находится на самом высоком уровне обучаемости, если 3 задания – на втором уровне, и если 2 и менее заданий выполнены верно – учащийся имеет низкий уровень обучаемости и без дополнительной подготовки не может заниматься исследовательской деятельностью.

2. Диагностика определения уровня обученности. Проводится со всеми учащимися в начале учебного года и с вновь начинающими заниматься в объединении.

Цель – выявить владение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми в рамках образовательного процесса объединения; спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого учащегося.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. Выделяют пять уровней обученности, в соответствии с которыми и проводится диагностика учащихся: 1) различение; 2) запоминание; 3) понимание; 4) умения и навыки; 5) перенос.

Тест для определения уровня обученности

Уровень обученности

Постановка вопроса или задания

1 уровень - различение

Назови, выбери, сопоставь...

2 уровень – воспроизведение

Напиши, воспроизведи, начерти, нарисуй...

3 уровень – понимание

Почему, зачем, выдели, обобщи, установи связи...

4 уровень – умения и навыки

Примени формулу, выполни по правилу, сопоставь, какие свойства характерны...

5 уровень – перенос

Выведи, реши проблемную задачу, придумай, смоделируй..

 

3.      Диагностика определения уровня усвоения системы знаний.

Проводится по окончании учебного полугодия, года, после изучения отдельной темы, выполнения учебных исследований.

Цель – выявить уровень усвоения учащимися системы знаний по теме; спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности каждого учащегося.

Тест для определения уровня усвоения системы знаний

Знания

Уровень системы знаний

Постановка вопроса или задания

Эмпирические

Термины

Выбрать правильный ответ, назвать, перечислить...

Цифры и факты

Когда, сколько, какие цифры и факты подтверждают, каковы основные черты...

Представления

Дать описание, рассказать о...

Теоретические

Понятия

Дать определение, что такое...

Причинно – следственные связи

Что произойдет, если...? Каковы причины...? Почему?

Закономерности

Как зависят, каковы взаимосвязи...?

Законы

Сформулировать закон, когда применяется этот закон, подтвердить действие закона на примере...

Теории

Рассказать о теории. Объяснить с позиции теории...

 

4.      Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе.

Цель – определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основными источниками информации, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого учащегося.
Проводится, как правило, в процессе занятий. Учащимся выдаются для самостоятельной работы задания на выявление владения репродуктивными и творческими умениями:

1 часть – репродуктивные умения

Отобрать основное содержание материала.

Закодировать учебную информацию в форме карты памяти или краткого конспекта.

Сконструировать репродуктивные вопросы и ответить на них.

2 часть – творческие умения

Сконструировать проблемные вопросы и ответить на них.

Оценить свою работу и работу других учащихся (партнеров).

Планировать групповую работу и корректировать работу партнеров.

Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы.

При проверке результатов самостоятельной работы определяется уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося. Если у учащегося сформированы умения и первой и второй частей диагностики, то он может самостоятельно выполнять задания разного, а не только репродуктивного, уровня сложности. Именно это и является основной целью работы научно - исследовательского объединения.

Анкета

«Познавательная самостоятельность обучающихся»

Отметь знаком «+» верные, на твой взгляд, ответы на вопросы.

Варианты утверждений

Ответ

 

Да

Нет

Иногда

Никогда

Стремишься ли ты самостоятельно выполнить задание?

 

 

 

 

Стремишься ли ты самостоятельно находить дополнительный материал?

 

 

 

 

Самостоятельно ли ты, без напоминаний, садишься за выполнение заданий?

 

 

 

 

Способен ли ты отстаивать свою точку зрения?

 

 

 

 

Стремишься ли ты самостоятельно расширять знания, если тема тебя заинтересовала?

 

 

 

 

 

Анализ исследования

Если ребенок дал больше положительных ответов, его познавательная самостоятельность ярко выражена. Если ребенок дал больше отрицательных ответов, его познавательная активность выражена слабо.

 

 

Методические рекомендации по выполнению

исследовательского проекта

 

1. Подготовительный период

Это начальный этап любой исследовательской работы. Своевременно и правильно проведенная подготовка поможет избежать многих ошибок и недочетов в дальнейшей практической работе, формулировке выводов, рекомендаций и т.п. Иными словами, "готовь сани летом ..." Поскольку большая часть практических полевых исследований (т.е. проводимых непосредственно в природе) выпадает на весенне-летнее время, то в осенне-зимний период необходимо обязательно проделать следующие виды работы:

выбрать направление исследования;

ознакомиться с научной проблемой и с объектом исследования по доступным литературным источникам;

выбрать тему, поставить цель исследования, сформулировать задачи;

ознакомиться с возможными методиками исследования и выбрать среди них наиболее оптимальные - реальные как с точки зрения достижения поставленной цели, так и с точки зрения ваших наклонностей, а главное - возможностей;

подготовить снаряжение и научное оборудование;

наметить место, или маршрут проведения исследований;

по возможности опробовать методику работы и, при необходимости, внести в нее изменения, не исключающие возможности получения достоверных научных результатов, т.е. приспособить методику к своим индивидуальным и возрастным особенностям и материально-технической базе школы.

Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных выше видов подготовительной работы.

1.1.Выбор направления исследования

Перед детьми должны быть поставлены вопросы: "Чем я буду заниматься?", "Что или кого исследовать?" ... Вопросы очень сложные и важные, поскольку дальнейшие действия зависят от того, как дети на них ответят.

Разнообразие методик дает возможность более или менее всестороннего изучения объекта высокой степени сложности, даже если в состав его входят все известные крупные типы сообществ :

леса, в том числе и другие древесные сообщества (парки, сады, аллеи и т.п.);

луга, и другие не древесные сообщества (поля, пустыри, и т.п.);

водоемы.

Одному человеку, даже очень способному, не представляется возможным провести какое - нибудь серьезное всестороннее исследование даже небольшого участка, например школьного двора или небольшой рощи. Ведь для этого необходимо в совершенстве овладеть большим количеством методик и собрать обширный фактический материал. Разумный выход - создание научно-исследовательской группы, т.е. - поиск единомышленников. Члены группы могут разделить исследовательскую работу, руководствуясь таблицей 3.

Таблица 3.

Соотношение типов сообществ и их компонентов

 

Компоненты сообщества

Типы сообществ

лес*

луг*

водоем *

особенности почвы

A

D

G

растительность (в т.ч. грибы и лишайники)

B

E

H

животный мир

C

F

I

*общие названия наземным сообществам исследуемой территории даются по преобладающему типу растительности, вследствие её главенствующей ценозообразующей роли (т.е. главенствующей роли в формировании того или иного типа сообщества). В данной таблице буквами А- I обозначены направления исследовательских работ. Если вы не нашли единомышленников, то для индивидуального исследования целесообразнее выбрать направление исследования по горизонтали ( A - G , B - H , C - I ). В этом случае, используя один и тот же набор методик, можно исследовать сходные компоненты в разных типах сообществ. Например, сравнить особенности луговых и лесных почв, провести сравнительный анализ почв луговых сообществ с различной антропогенной нагрузкой и т.п. Для исследований вертикалям (А-С, D - F , G - I ) необходимо участие нескольких человек, поскольку необходимо освоение обширного набора методик для исследования леса (луга, водоема) целиком. Не следует забывать, что предлагаемое "разделение труда" весьма приблизительно.

1.2. Знакомство с проблемой и объектом исследования по литературным источникам

Необходимо в реферативной форме изложить сведения о предполагаемом объекте исследования, почерпнутые из доступных научных и научно-популярных источников, а также из периодических изданий.

За краеведческим материалом о природе родного края и ее состоянии можно и желательно обратится в местный музей, государственные природоохранные органы (комитеты по охране окружающей среды, комитеты природных ресурсов, инспекции рыбоохраны, охотинспекции, лесничества и др.) и общественные экологические организации. Информацию следует собирать по определенному плану, который необходимо наметить заранее.

Предположим, что юного исследователя заинтересовали жесткокрылые. Начать изучение следует с общих особенностей их биологии: строение тела, классификацию, физиологию, поведение, экологическую роль в сообществах организмов. По имеющимся литературным данным, по ареалам распространения видов, указанных в определителях, атласах и справочниках, а также по доступным коллекциям необходимо составить теоретический список жуков, обитающих в изучаемой местности. Распределить составленный список на обитателей лесов, лугов, полей и т.п. Оценить степень изученности вопроса на территории исследуемой вами местности: кто и когда исследовал, что опубликовано. На данном этапе учащиеся могут выявить круг наименее изученных вопросов и наиболее актуальных вопросов и проблем.

1.3. Выбор темы исследования, определение цели и задач

После принципиального выбора направления исследования и теоретического знакомства с объектом исследования и научной проблемой можно приступать к формулировке конкретной исследовательской темы, постановке цели, составлению перечня практических задач исследования.

Цель - достижения конкретного результата исследования, а в задачах раскрываются способы или этапы достижения цели. Сообразно поставленным задачам следует выбрать методики практической работы, с помощью которых вы достигните поставленной цели.

 

1.4.Выбор методов исследования

Основная задача исследователя на данном этапе заключается в правильном подборе методов изучения природных сообществ. Для этого необходимо учесть следующее:

состояние материально-технической базы школы (оснащенность приборами, оборудованием, реактивами и т.п.) и возможности ее улучшения (помощь спонсоров и родителей, а также самостоятельное изготовление несложного оборудования);

индивидуальные особенности участников исследования (например, учащимся, еще не изучавшим химию, будет сложно овладеть методами химического анализа, закладка шурфов и ловчих траншей потребует значительных физических усилий, для зимнего учета млекопитающих и птиц просто необходимо иметь крепкое здоровье и т.п.);

особенности исследуемой территории (среднегодовые сроки таяния снега, весеннего половодья, начало вегетации интересующих видов растений и сезонной активности животных, частота посещения территории людьми и домашними животными, которые могли бы нарушить ход исследования - разрушить ловушки, испортить установленные приборы и т.п.);

характер целей и задач исследования (если цель достижима при помощи простых методов, то нет необходимости их искусственно усложнять).

Независимо от "специализации" каждому экологу необходимо овладеть следующими простейшими методами:

простейшая глазомерная съемка плана местности;

оценка характера рельефа исследуемой территории;

оценка особенности почвы исследуемой территории: цвет и мощность горизонтов, механический состав, происхождение почвы;

простейшее описание растительности исследуемой территории.

2. Общие требования к проведению полевых исследований

Обратимся к опыту известных исследователей природы. Большинство из них рекомендуют при проведении исследовательской работы в полевых условиях соблюдать следующие правила:

в длительных маршрутных и экспедиционных исследованиях обязательно непосредственное присутствие взрослых руководителей;

необходимо правильно вести себя в природе:

не шуметь без особой причины;

не ходить в одиночку, особенно в “глухой” местности;

уметь ориентироваться на местности по сторонам света;

не производить ненужных нарушений природных объектов (не нарушать дерн, не срывать лишних образцов растений, не замаривать лишних насекомых и т.д.);

правильно подобрать одежду (соответственно погодным условиям с учетом возможности их изменения, особенно в длительных маршрутных и экспедиционных исследованиях);

правильно разместить необходимое полевое снаряжение с учетом частоты его использования и безопасности транспортировки; например, увеличительное стекло и карандаш лучше повесить на шею на шнурке, либо прикрепить к поясу (именно эти предметы чаще используются и теряются); блокнот для полевых записей лучше поместить в нагрудный карман; химическое оборудование и реактивы лучше разместить в отдельном жестком футляре (чемодане, кейсе) и т.д.;

все записи в полевых условиях необходимо вести простым карандашом, т. к. он в отличие от чернильных, шариковых и др. ручек не замерзает на холоде, не растекается на жаре и не размывается водой;

записи в полевых условиях желательно вести в блокноте с бумагой “в клетку” форматом в половину стандартной школьной тетради, т.к. блокноты большего формата часто не убираются в карман и мнутся, а в блокнотах меньшего формата неудобно делать зарисовки;

после завершения рабочего дня в поле необходимо “по свежим следам” все записи из полевого дневника перенести с пояснениями и дополнениями в рабочий журнал , поскольку “черновые” записи, произведенные "в поле" обычно изобилуют сокращениями, условными значками, которые по истечении некоторого времени станут вам непонятны;

записи в блокноте ведутся на правой странице разворота, зарисовки, схемы и т.п. - на левой;

одновременно с записью интересующих вас сведений по теме исследования, необходимо регистрировать дату, время, место исследования, погодные условия (температура воздуха, облачность, направление и сила ветра, наличие или отсутствие осадков) и изменения условий, произошедшие за время проведения работ (с фиксацией времени и места где находился исследователь во время этих изменений); эти сведения, кажущиеся, на первый взгляд, не нужными, в дальнейшем играют важную роль в обработке результатов и формулировке выводов;

проводить исследования не мене чем в трехкратной повторности в каждой точке (во избежание случайных ошибок).

В экспедиции очень важным является соблюдение правил техники безопасности:

до начала проведения полевых исследований необходимо пройти противоэнцефалитную вакцинацию;

незнакомые природные объекты не брать руками, не пробовать на вкус;

при себе необходимо иметь минимальный набор средств для оказания первой доврачебной помощи;

соблюдать общие правила противопожарной безопасности в природе;

соблюдать правила поведения на воде.

3. Обработка и обсуждение результатов исследований

Этот этап следует начинать после завершения сбора первичной информации " в поле" . Обычно этот этап называют " камеральной обработкой" . Камеральная обработка первичных данных обычно состоит из следующих практических шагов:

систематизация и обработка коллекционного материала, образцов и проб (если таковые имеются);

фиксация цифровых и нецифровых данных в табличной форме;

математическая и графическая обработка цифровых данных.

Полученная в результате исследования информация приводится, по возможности, в табличной форме, в виде графиков или диаграмм. К каждой таблице или графику должны прилагаться обсуждение и комментарии, объясняющие значение приведенных данных. Итогом обсуждения результатов исследования являются формулировка выводов. В них должна содержаться оценка полноты достижения цели исследования и успешности решения поставленных задач. Она может быть как положительной, так и отрицательной.

Результаты исследовательской работы могут быть оформлены в различном виде. Например, в виде развернутого научного доклада, статьи в газету, заявки на грант или итоговой аттестационной работы.

При проведении исследовании необходимо помнить следующее:

1. При работе с литературными источниками необходимо фиксировать все библиографические данные для включения в список использованной литературы: фамилия и инициалы, автора или редактора, название книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в данном издании.

2. Необходимо тщательно фиксировать первичную информацию. первичная информация обобщается и оформляется в табличной форме. Отдельные совокупности данных оформляются в виде графиков ил диаграмм.

3. При оформлении и последующем представлении результатов работы особую ценность будут представлять природные объекты (гербарные материалы, окаменелости и др.), рисунки, фотографии, картографический материал, копии документов, фото- и видеоматериалы.

Структура отчета

Титульный лист;

Содержание работы;

Введение;

Основная часть:

Обзор литературных и других источников информации;

Материалы и методы исследования;

Обсуждение результатов исследования и выводы;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения (если имеются).

 

4. Использование результатов исследований

Результаты грамотно проведенного исследования могут быть использованы для участия в следующих мероприятиях:

выступления на научных конференциях, научно-практических выставках, конкурсах и олимпиадах;

публикации в научных изданиях или средствах массовой информации;

получение финансовых средств на продолжение исследований и внедрения их результатов в практику природоохранной деятельности;

защита исследовательской работы в качестве аттестационной работы на выпускных и переводных экзаменах в общеобразовательном учреждении.

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Диагностика определения уровня обучаемости

Диагностика определения уровня обучаемости

Назови, выбери, сопоставь... 2 уровень – воспроизведение

Назови, выбери, сопоставь... 2 уровень – воспроизведение

Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе

Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе

Да Нет Иногда

Да Нет Иногда

Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных выше видов подготовительной работы

Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных выше видов подготовительной работы

B E H животный мир

B E H животный мир

Выбор темы исследования, определение цели и задач

Выбор темы исследования, определение цели и задач

• в длительных маршрутных и экспедиционных исследованиях обязательно непосредственное присутствие взрослых руководителей; • необходимо правильно вести себя в природе: • не шуметь без особой причины;…

• в длительных маршрутных и экспедиционных исследованиях обязательно непосредственное присутствие взрослых руководителей; • необходимо правильно вести себя в природе: • не шуметь без особой причины;…

В экспедиции очень важным является соблюдение правил техники безопасности: • до начала проведения полевых исследований необходимо пройти противоэнцефалитную вакцинацию; • незнакомые природные объекты не брать…

В экспедиции очень важным является соблюдение правил техники безопасности: • до начала проведения полевых исследований необходимо пройти противоэнцефалитную вакцинацию; • незнакомые природные объекты не брать…

Структура отчета • Титульный лист; •

Структура отчета • Титульный лист; •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020