Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся
Оценка 4.7

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Оценка 4.7
Документация +2
doc
воспитательная работа +1
5 кл—8 кл
26.01.2017
Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся
Данные методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся позволяют выявить уровень микроклимата в семье глазами родителя и подростка, выявить нравственную воспитанность учащихся, определить эталонность общности в восприятии ее членов, определить уровень развития ученического само¬управления, изучить психологическую атмосферу в коллективе,выявить уровень удовлетворенности родителей ра¬ботой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Методики, анкеты.doc
АНКЕТА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОДРОСТКОМ» (диагностика микроклимата в семье глазами родителя) Инструкция: родителям предлагается заполнить бланк анкеты.  1. Совместное времяпровождение: ­ ежедневно; ­ по выходным дням; ­ редко; ­ почти никогда. 2. Совместная деятельность в семье: ­ вместе решаем проблемы; ­ вместе работаем; ­ каждый занят в общем деле; ­ каждый занят своими делами; ­ вместе отдыхаем и проводим свободное время. 3. Характер отношений в семье: ­ очень хорошие; ­ не очень хорошие; ­ плохие; ­ конфликтные. 4. Наиболее часто используемые методы воспитания: ­ поощрение; ­ убеждение; ­ внушение; ­ разъяснение; ­ принуждение; ­ жесткие требования; ­ угроза; ­ оскорбление; ­ физическое наказание; ­ унижение перед другими людьми. 5. Отношение к учебе ребенка: ­ считаю, что это его дело; ­ радуюсь его успехам и переживаю вместе с ним неудачи; ­ систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий; ­ осуществляю контроль за учебой. АНКЕТА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ»  (диагностика микроклимата в семье глазами подростка) Инструкция: подростку предлагается заполнить бланк анкеты:  1. Как часто ваша семья собирается вместе? ­ ежедневно; ­ по выходным; ­ редко; ­ никогда. 2. Что делает ваша семья, собравшись вместе? ­ решает проблемы; ­ вместе работает; ­ все заняты общим делом; ­ каждый занят своими делами; ­ вместе отдыхает и проводит свободное время. 3. Принимаешь ли ты во внимание мнение родителей при выборе друзей? ­ всегда; ­ иногда; ­ никогда. 4. Говоришь ли ты родителям правду? ­ всегда; ­ иногда; ­ никогда. 5. Какие «воспитательные меры» родители применяют в отношении тебя? ­ поощрение; ­ убеждение; ­ внушение; ­ разъяснение; ­ принуждение; ­ жесткие требования; ­ угроза; ­ оскорбление; ­ физическое наказание; ­ унижение перед другими людьми. ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой) Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.  Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность  (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» — юноша, «д» —  девушка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов. Номер вопроса Буква ответа 1 2 3 а * б * в * Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы  интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в)  знаком *. 1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете? а) обойду, не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение. 2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который)  одиноко сидит в стороне. Что делаете? а) ничего, какое мое дело; б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду и непременно заговорю. 3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому­то стало плохо. Что делаете? а) тороплюсь в школу; 6) если кто­то бросится на помощь, я тоже пойду; в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих... 4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете? а) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я, конечно, помогу. 5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос,  сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос? а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время; б) оборачиваюсь и предлагаю половину; в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно. 6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае? а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего: жизнь вообще несправедлива; в) вступаюсь за обиженного. 6. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете? а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто их потерял; в) может быть, возьму себе. 8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете? а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея; б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит; в) на свои знания. 9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать? а) найду что­нибудь рядом с домом; б) поищу высокооплачиваемую работу; в) хочу создавать нечто ценное на земле. 10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете? а) по России; б) по экзотическим странам; в) по одной из ведущих развитых стран. 11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы? а) поболтаюсъ немного, потом видно будет; б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих; в) присоединюсь к кому­нибудь, стану работать с ним. 12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что  Вы ответите этому волшебнику? а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование; в) отказываюсь решительно. 13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите? а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать. 14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому­нибудь об  этом? а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо. 15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это  сделать. Но что Вы делаете в данный момент? а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу; б) сижу и жду, когда кто­то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться. 16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят  отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете? а) еду на дачу согласно плану; б) не еду, остаюсь, конечно; в) жду, что скажет мой товарищ. 17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит? а) бездомный щенок; б) взрослый пес с известным Вам нравом; в) дорогой щенок редкой породы. 18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как  реагируете? а) напомню о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные. 19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь? а) отвечаю тем же; б) не замечаю, это не имеет значения; в) разрываю связь. 20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас  непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? а) играю, конечно; б) разумеется, не играю; в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры. 21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете? а) самому (самой) приготовить все блюда; б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»; в) пригласить гостей на кофе. 22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким­то особым обстоятельствам. Как встречаете такое  сообщение? а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, строю планы самообразования; в) буду ожидать новых сообщений. 23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого­то из Ваших товарищей? а) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) я, как все, аплодирую. 24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и  требуют отдать им подарок. Что делаете? а) отдаю — здоровье дороже; б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет; в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу. 25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете? а) о новогодних подарках; б) о каникулах и свободе; в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году. 26. Какова роль музыки в Вашей жизни?  а) она мне нужна для танцев; б) она доставляет мне наслаждение духовного плана; в) она мне просто не нужна. 27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали? а) снятся родные места; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не замечал (не замечала). 28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение? а) нет, если мои дела идут хорошо; б) да, в настоящее время довольно часто; в) не замечал (не замечала). 29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете? а) отбираю интересное и приношу; б) ненужных мне книг у меня нет; в) если все принесут, я тоже кое­что отберу. 30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий,  пять дорогих Вам имен великих людей? а) да, безусловно, могу; б) нет, на свете много интересного; в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать. 31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову? а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.  Большое спасибо за ответы! Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае,  необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и  сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в  следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 14, 15, 27, 29, 30. Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции,  является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30. Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом,  импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не  обнаруживается. МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА» (разработана профессором Р. С. Немоеым) Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов. Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом: «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно  выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами. Поставь рядом с номером каждого вопроса число, которое означает ответ, соответствующий твоей точке  зрения. Числа означают: 4— никто;  3 — меньшинство;  2 — половина;  1 — большинство;  0 — все. 1. Свои слова подтверждают делом. 2. Все вопросы решают сообща. 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом. 4. Радуются успехам товарищей. 5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов. 6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности. 7. Знают задачи, стоящие перед классом. 8. Требовательны к себе и другим. 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива. 10. Принципиально оценивают успехи коллектива. 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища. 12. К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования. 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе. 14. Знают итоги работы коллектива. 15. Сознательно подчиняются дисциплине. 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса. 17. Одинаково оценивают общие неудачи. 18. Уважают друг друга. 19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов. 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива. 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов. 22. По­хозяйски относятся к общественному добру. 23. Поддерживают принятые в классе традиции. 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний. 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты. 26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов. 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях. 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга». Обработка и интерпретация полученных данных.  Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы  баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник. Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае  М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50—74%  (2 < М< 3) или менее 50% (М< 2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях  эталонности общности в восприятии ее членов. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (подготовлена профессором М.И. Рожковым) Цель: определить уровень развития ученического самоуправления. Ход проведения.  Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями: 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими                      обязанностями. 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих                      общественных обязанностей. 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были                      выполнены. 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего                      коллектива школы. 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего                       коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними. 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем                      коллективом, с другими классами и объединениями. 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей,                       возникающих перед ними.  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются                      заслуженным авторитетом. 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов                      ученического самоуправления всего коллектива. 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных                      организациях. 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива. На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет». Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп  (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления: 1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4); 2) организованность классного коллектива (5—8); 3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9­12); 4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (13—16); 5) отношения класса с другими ученическими общностями (17­20); 6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21—24). Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого  уровня, но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий. МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ» (подготовлена Л. Г. Жедуновой) Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в  коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:                                                            9 8 7 6 5 4 3 2 1 1. Дружелюбие 2. Согласие 3. Удовлетворенность 4. Увлеченность 5. Результативность 6. Теплота взаимоотношений 7. Сотрудничество 8. Взаимная поддержка 9. Занимательность 10. Успешность Враждебность Несогласие Неудовлетворенность Равнодушие Нерезультативность Холодность взаимоотношений Отсутствие сотрудничества Недоброжелательность Скука Неуспешность Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов  предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой,  а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (разработана доцентом Е.Н. Степановым) Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его  педагогического коллектива. Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать  перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо  обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке  зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 43210 В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. 43210 Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 43210 Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. 43210 В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель. 43210 Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. 43210 Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 43210 Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. 43210 В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 43210 В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. 43210 Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 43210 В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 43210 Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 43210 Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 43210 Школа по­настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 43210 Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как  частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне  удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно  констатировать средний  уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого  уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ (разработана доцентом А.А. Андреевым) Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия  с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудна сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен. 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по­настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.  10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У)  является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.  Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но  меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности  учащихся школьной жизнью. ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Список ценностей, предложенных для выбора. 1.  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)  2.  жизненная    мудрость    (зрелость    суждений    и    здравый    смысл, достигаемый жизненным опытом) 3.  здоровье (физическое и психическое)  4.  интересная работа  5. красота природы и искусства 6.  любовь  7.  материально     обеспеченная     жизнь     (отсутствие  материальных затруднений) 8.  наличие хороших и верных друзей 9. общественное    признание    (уважение    окружающих,    коллектива, товарищей по работе) 10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития) 11.  продуктивная   жизнь   (максимально   полное   использование   своих возможностей, сил и способностей) 12. развитие      (работа      над      собой,      физическое      и  духовное совершенствование  13. развлечения 14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)   15. счастливая семейная жизнь 16. счастье других 17. творчество 18. уверенность в себе Инструкция учащимся. Расставьте ценности в порядке значимости: на первое место поставьте то, что для вас является  самым главным, на второе – то, что менее важно и т.д. Методика оценки уровня воспитанности ученика. /Николай Петрович Капустин/ Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Разъяснив   учащимся   смысл   анкет,   классный   руководитель   объясняет   правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко. Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда. Отметка «1» не используется. Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае если родитель или классный руководитель затрудняются оценить или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общую сумму баллов   ученика   за   данный   год   обучения.   Ученик,   набравший   наибольшую   сумму,   в рейтинге   классного   коллектива   занимает   первое   место,   а   тот,   кто   набрал   меньшую сумму, ­ последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями. Анкеты   сохраняются,   чтобы   на   следующий   учебный   год   видеть   результаты   за прошедший год и сравнить с новыми показателями. Можно использовать иную систему оценивания. В 5–9–х классах, вместо отметки «5» ставить «в» (есть всегда); вместо «4» ставить букву «ч» ­ часто; вместо «3» ­ букву «р» ­ редко и вместо «2» ставить букву «н» ­ нет этого качества. В   10­11­х   классах   классный   руководитель   оценивает   учащихся   вместе   с экспертной группой (двое учащихся класса и двое учителей). В этих классах можно оценивать несколько иначе – в уровневом эквиваленте: высокий – «в» (мне присуще данное свойство, качество); средний – «с» (думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую); низкий уровень фиксируется буквой «н» (я не знаю, свойственно ли мне это вообще) и, наконец, буквой «о» (отрицательный) (я занимаю ротивоположную позицию; зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т.е. думаю иначе   и   поступаю   в   соответствии   с   этим).   Последние   рекомендации   нуждаются   в проверке классными руководителями и родителями. Анкета для учащихся 1 – 2 классов. Мои отношения 1. Любознательность: Я оцениваю  себя вместе с родителями 1 кл. 2 кл. Меня  оценивает  учитель 1 кл. 2 кл. Итоговая  отметка 1 кл. 2 кл. мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на  непонятныевопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки. 2. Отношение к школе: я выполняю правила для учащихся, я добр в отношениях с людьми, я участвую в делах класса и школы. 3. Отношение к труду: я старателен в учебе,  я внимателен, я помогаю другим в делах, и сам обращаюсь за  помощью, в семье мне нравится помогать выполнять  домашнюю работу, мне нравится дежурство в школе. 4. Бережное отношение: к природе, к земле, к животным. 5. Красивое в моей жизни: я аккуратен в делах, мне нравится все красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми. 6. Отношение к себе: я управляю собой, я соблюдаю санитарно­гигиенические правила  ухода за собой, у меня нет вредных привычек. Анкета для учащихся 3 – 5 классов. Оценка классного руководителя. 3 5 кл. кл. 8 10 4 кл. 9 Итоговая отметка. 3 кл. 11 4 кл. 12 5 кл. 13 Я оцениваю себя. Меня оценивают родители. 3 кл. 2 4 кл. 3 5 кл. 4 3 кл. 5 4 кл. 6 5 кл. 7 Мои отношения. 1 1. Эрудиция: мне интересно учиться, я всегда выполняю домашние задания, я люблю читать, мне интересно находить ответы на  непонятные вопросы, я стремлюсь получать хорошие  отметки. 2. Отношение к школе: я выполняю Устав школы, я выполняю Правила для учащихся, я выполняю правила внутреннего  распорядка, я участвую в делах класса и школы,  я добр в отношениях с людьми, я справедлив в отношениях с людьми. 3. Прилежание: я старателен в учебе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за  помощью, мне нравится самообслуживание в  школе и дома. 4. Отношение к природе: я берегу землю, я берегу растения, я берегу животных, я берегу природу. 5. Эстетический вкус: я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я ценю красоту в своих делах, я вижу прекрасное в жизни. 6. Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, я соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой, я забочусь о своем здоровье, я умею правильно распределять время  учебы и отдыха, у меня нет вредных привычек. Анкета для учащихся 6­9 классов Отношения и показатели. Самооценка Оценка родителей Оценка классного руководителя 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 6 кл Итоговая отметка 8 7 кл кл 9 кл     и   и как 1.Эрудиция  (начитанность   и глубокие познания в какой­либо области науки):  прочность и глубина знаний,  культура речи, доказательность аргументированность суждений, сообразительность, использование   дополнительных источников. 2.  Отношение   к  обществу (отношение   к   общественным нормам, закону и власти): выполнение Устава школы, выполнение Правил для  учащихся, выполнение   правил   внутреннего распорядка, следование   нормам   и   правилам человеческого общежития, милосердие противоположность жестокости, участие в жизни класса и школы 3. Отношение к труду: старательность добросовестность, самостоятельность, внимательность, бережливость, привычка к самообслуживанию. 4. Отношение к природе:  бережное отношение к земле, к растениям, к животным, сохранность в повседневной жизнедеятельности и труде.  5.Эстетический вкус  (отношение к прекрасному): аккуратность и опрятность, культурные привычки в жизни, внесение   жизнедеятельность, умение   находить   прекрасное   в жизни, посещение культурных центров. 6. Отношение к себе: я   управляю   собой, поведением, умею организовать свое время, соблюдаю правила личной гигиены, забочусь о здоровье, воспитываю полезные привычки. природы     своим   эстетики в Оценка экспертной группы 11 10 кл. кл. 7 6 Итоговая отметка 10 кл. 8 11 кл. 9 Анкета для учащихся 10 – 11 классов. Система ценностных ориентаций и ожиданий. Самооценка Оценка родителей 10 кл. 2 11 кл. 3 10 кл. 4 11 кл. 5 Критерии оценки и их показатели. 1 1. Интеллектуальный уровень: эрудиция, культура речи, логика мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение,  доказательность, аргументированность, самостоятельность в  суждении), нравственная направленность интеллекта (нравственные мотивы  позиции и поведения). 2. Мировоззрение: понимание целостности и единства развития человека, природы и общества, осознание   созидающей   роли   человека   в   преобразовании окружающей действительности, понимание   духовно­нравственных   ценностей   морали   как универсальной формы общественного сознания и бытия, готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром, готовность самоопределению.   к   личностному   и   профессиональному 3. Человечность (доброта и сострадание как качества личности): доброта и сострадание к семье, близким, друзьям;  щедрость к слабым, больным, нуждающимся; стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем  без применения насилия, неприятие безнравственного поведения. 4. Ответственность: долг перед родителями и старшими, долг по отношению к обществу и Родине, долг по отношению к себе, долг по отношению к природе. 5. Гражданская позиция (осознание прав и обязанностей человека в обществе): социальная активность; следование Закону, Уставу школы; уважение государственных символов и власти, бережное отношение к истории и культуре своего народа, равенство полов и людей разных национальностей,  доминирование мотивов общественного долга. 6. Характер: обязательность, единство слова и дела, честь, достоинство, умение понимать и прощать, сознание собственной активной роли в становлении характера, понимание   взаимосвязи   внутренней   и   внешней   культуры человека, потребность   и   умение   отстаивать   свои   взгляды   на   научной основе. Учителем начальных классов, а затем классным руководителем на основании индивидуальных анкет заполняется  карта воспитанности учащихся. № Ф.И.О. ученика Карта воспитанности учащихся (1 – 9­е классы). Показатели Любознат ельность, эрудиция Трудолю Отношен Отношен бие, прилежан ие к природе ие к обществу Эстетиче ский вкус ие Я Рейтинг 1 … 9 1 … 9 1 … 9 1 … 9 1 … 9 1 … 9 1 … 9 1 А 2 Б 3 4 5 Итого: Средний балл 1­й уровень 2­й уровень 3­й уровень 4­й уровень № Ф.И.О. ученика 1 А 2 Б 3 В Итого: Средний балл 1­й уровень 2­й уровень 3­й уровень Карта воспитанности учащихся (10 ­ 11­е классы). Интеллек туальный уровень 10 11 Мировозз Человечн рение ость Показатели Ответств енность 10 11 10 11 10 11 Гражданс Характер Рейтинг кая позиция 10 11 10 11 10 11 В данную карту заносятся отметки за каждый критерий и общий балл в виде рейтинга. Это позволяет классному  руководителю из года в год отслеживать изменения в отношениях школьника к тем ценностям, которые раскрываются в  показателях, а, следовательно, в зависимости от этого вносить изменения в воспитательный процесс. В графе «Итого» ежегодно подсчитывается общее количество баллов по каждому показателю. Полученное  количество баллов делится на количество учащихся, таким образом определяется средний балл. Это дает возможность  классному руководителю определить уровень воспитанности класса по каждому показателю. I   уровень воспитанности – высокий – средняя отметка от 4 до 5 баллов. II    уровень воспитанности – средний – средняя отметка от 3 до 4 баллов. III    уровень воспитанности – низкий – средняя отметка от 2 до 3 баллов. IY  Используя полученные данные целесообразно выстраивать графики воспитанности учащихся класса, которые    уровень воспитанности – отрицательный – средняя отметка от 1 до 2 баллов. позволяют проследить динамику воспитательных процессов. В виде графика показывается и %­е соотношение учащихся класса разных уровней воспитанности. Для этого  подсчитывается количество учащихся, имеющих соответствующие баллы, делится на количество всех учащихся класса и  умножается на 100%. Карта воспитанности заполняется после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся.  Показывается ли карта всему классу? Естественно, что рейтинг хочет знать каждый ученик, но если в классе не сложился  коллектив, отношения с родителями сложные, то, показав карты воспитанности, можно отрицательно повлиять как на  учащихся, так и на родителей. При нормальных отношениях карта воспитанности не представляет секрета.

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся

Методики, анкеты и тестирование для родителей и учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017