Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)
Оценка 5

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Оценка 5
Лекции +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2017
Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)
практика Бондаренко.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) практика Отчет студента  Выполнил(а): Бондаренко Людмила Анатольевна   Основная образовательная   образования  программа   высшего (фамилия, имя, отчество) подготовки:    Психолого­педагогическое Направление образование Профиль   подготовки:  Педагогика   и   психология   девиантного поведения Факультет: заочного обучения  Форма обучения: заочная Курс 5 группа ППДП Срок практики с 12.10.2016 г. по 07.11.2016 г. Кафедра воспитания, социализации и развития личности: Отчет защищен «____»_______________20___ г.  на оценку ____ «________________________» Руководитель практики  Ивакина Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент ___________________.                          (подпись) 1 Ставрополь, 2017 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ ДНЕВНИК  Бондаренко Людмилы Анатольевны   Факультет заочного обучения Курс 5 Группа ППДП Направление подготовки Психолого­педагогическое образование    Профиль подготовки Психология и педагогика девиантного поведения Руководитель практики от института: Кафедра воспитания, социализации и развития личности Ивакина Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент   ____________________________ (подпись)         Руководитель практики от образовательной организации:  Никитин Федор Юльевич   Центр   временного   содержания   несовершеннолетних   правонарушителей   города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю         Название организации Фамилия Никитин Имя Федор Отчество Юльевич  Должность начальник  ______________________________ (подпись) МП базы практики 3 Календарный план практики Задания, подлежащие освоению на практике Отметки о выполнении   в Участие в установочной конференции.  Оформление   договора   об   организации   проведения практики. Осуществить   проблемно­ориентированный   анализ деятельности   психолога   образовательной организации. Провести   количественный   и   качественный   анализ экспериментальных   данных   (констатирующий   этап эксперимента). Разработать   план   проведения   формирующего   этапа научного исследования. Провести   количественный   и   качественный   анализ экспериментальных   данных   (заключительный   этап эксперимента),   предварительные   выводы   по результатам исследования. Составить отчет о практике в форме эссе. Оформить   справки­подтверждения   о   прохождении практики. Оформить   характеристику   на   студента   с   места прохождения практики. Составить портфолио (методическую копилку). Участие в заключительной конференции. Сроки выполнения 07.10.2016 08.10.2016­ 17.10.2016 18.10.2016­ 20.10.2016 21.10.2016­ 02.11.2016 03.11.2016­ 05.11.2016 05.11.2016 06.11.2016 06.11.2016 06.11.2016 07.11.2016 Подпись руководителя практики: от   института  Ивакина   Виктория   Вячеславовна,   кандидат   психологических   наук, доцент (___________) от образовательной организации Никитин Федор Юльевич (___________) 4 Производственной (преддипломной) ПРАКТИКИ ДНЕВНИК  студентки 5 курса группы ППДП факультета заочного обучения Место   прохождения   практики:  Центр   временного   содержания   несовершеннолетних Бондаренко Людмилы Анатольевны правонарушителей города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Сроки практики: с 12.10.2016 по 07.11.2016 г. Дата (период) 12.10.2016 8.00­16.00 13.10.2016 8.00­16.00 14.10.2016 8.00­16.00 15.10.2016 8.00­16.00 Содержание проведенной работы Отметка о выполнении   документы,   содержания   профессиональное  Центра несовершеннолетних Знакомство с базой. Беседа с администрацией учреждения. Знакомство   с   психологической   службой временного правонарушителей. Изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения   и   отражающую   общие   направления   его работы. Составление графика и индивидуального плана работы в качестве педагога­психолога. Изучение основ организации работы педагога­психолога:  функциональные обязанности,  направления деятельности,    нормативные взаимодействие педагога­психолога.  Отражение в отчете перечня документации, методических материалов,   оборудования   и   пособий,   имеющихся   в кабинете   педагога­психолога  Центра   временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Изучение документации психолога. Знакомство характеристиками,  картами индивидуального развития. Обработка и оформление изученных характеристик. Изучение оснащения кабинета психолога. Изучение плана работы   на   год,   документации,   отражающей   итоги диагностических   исследований,   диагностического материала,   знакомство   с   данными   о   трудных   детях, состоящих   на   учете   в  Центре   временного   содержания несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдение за диагностической, консультативной,  просветительской работой;  посещение коррекционно­развивающих занятий. Знакомство   с   категориями   детей,   которым   оказывается психолого­педагогическими   с   5 психодиагностическая психодиагностическая зависимости   подростков. психолого­педагогическая помощь.  Изучение документации, отражающей работу с ребёнком и его проблемами. Присутствие   на   занятиях,   проводимых   психологом,   для наблюдения за манерой  общения,  порядком организации психологических   занятий.   Знакомство   с   категориями детей,   которым   оказывается   психолого­педагогическая помощь. Обоснование актуальности выбранной темы: «Социально­ педагогическая   работа   по   профилактике   компьютерной зависимости   у   подростков».   Определение   объекта, предмета,   гипотезы   исследования   по   профилактике компьютерной     Подбор диагностического инструментария.  Индивидуальная работа, проведение   и   обработка   результатов   (констатирующий этап),   оформление   результатов.  Методика  №1   «Тест  на интернет­зависимость (С.А. Кулаков)». Цель – выявить уровень компьютерной зависимости. . Индивидуальная работа, проведение   и   обработка   результатов,   оформление результатов.  Методика  №2  «Тест   Томаса   Такера   на выявление   игровой   зависимости   (модифицированный   и адаптированный   для   несовершеннолетних   психологом Коныгиной И.А)». Цель – выявить уровень игровой зависимости. Индивидуальная работа, психодиагностическая проведение   и   обработка   результатов,   оформление результатов.  Методика  №3 «Тест на интернет­аддикцию (зависимое   поведение)   для   подростков   (в   модификации Коныгиной И.А.)». Цель – выявить зависимое поведение подростков.  Количественный   и   качественный   анализ   результатов исследования, интерпретация полученных данных.  Разработка   программы   профилактики   компьютерной зависимости подростков. Цель   программы   –  предупредить   формирование зависимого   поведения   среди   подростков   путем пропаганды   здорового   образа   жизни,   формирования «антизависимых»   установок,   изменения   ценностного отношения   к   данной   проблеме   и   формирования   личной ответственности за свое поведение. Занятие 1 Тренинг самопознания. Цель: самораскрытию. Занятие 2 Тренинг личностного роста «пойми себя». Цель: создать условия для личностного роста подростков. Занятие   3  Тренинг   по   развитию   коммуникативных навыков. Цель: развитие коммуникативных навыков.   тренировка   способности   к   самопознание, 6 16.10.2016 8.00­16.00 17.11.2016 8.00­16.00 18.10.2016 8.00­16.00 19.10.2016 8.00­16.00 20.10.2016 8.00­16.00 21.10.2016 8.00­16.00 22.10.2016 8.00­16.00 23.10.2016 8.00­16.00 24.10.2016 8.00­16.00 25.10.2016 26.10.2016 27.10.2016 28.10.2016 29.10.2016 30.10.2016 31.10.2016 01.11.2016 02.11.2016 8.00­16.00 03.11.2016 8.00­16.00 04.11.2016 8.00­16.00 05.11.2016 8.00­16.00 Занятие  4 Тренинговое занятие «общение без  проблем». Цель: развитие   и   совершенствование   коммуникативных навыков. Занятие 5 «Давайте общаться». Цель:   привитие   навыков   конструктивного   общения   в классе,   группе,   развитие   мотивации   на   совместную конструктивную деятельность.  Цель: Занятие   6  «Давайте   наблюдать.   Хорошо   ли   я   знаю одноклассников».  развитие   познавательных процессов, коммуникативных навыков.   Цель   –   развитие Занятие   7  «Давайте   говорить». коммуникативных способностей, творческого мышления.  Занятие 8  «Дерево успеха».  Цель: развитие сплочения и взаимопонимания. Занятие 9 «Прошлое, будущее, настоящее». Цель: создать условия,   способствующие   осознанию   своей   жизненной перспективы,   жизненных   целей,   путей   и   способов   их достижения. Занятие 10 «Тематический классный час «Компьютер. За и против». Цель: предупреждение формирования  зависимого поведения среди подростков путем  пропаганды здорового образа жизни. Тематические выступления на родительском собрании «Подросток и компьютер. Опасная грань». Цель:  повышение коммуникативной компетентности во  взаимодействии с подростками. Информирование  родителей по вопросам предупреждения компьютерной  зависимости. Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у  несовершеннолетних». Цель:  повышение уровня  эффективности приемов педагогического воздействия с  детьми склонными к компьютерной зависимости. Контрольная   диагностика   результивности   реализованной программы. Методика №1 «Тест на интернет­зависимость (С.А. Кулаков)».  Подведение итогов работы,   выявление эффективности программы, рефлексия. Контрольная   диагностика   результивности   реализованной программы.  Методика  №2  «Тест   Томаса   Такера   на выявление   игровой   зависимости   (модифицированный   и адаптированный   для   несовершеннолетних   психологом Коныгиной И.А)». Подведение итогов работы,  выявление эффективности программы, рефлексия. Контрольная   диагностика   результивности   реализованной программы.  Методика  №3   «Тест   на   интернет­аддикцию (зависимое   поведение)   для   подростков   (в   модификации экспериментальной       экспериментальной   7 экспериментальной Коныгиной И.А)». Подведение итогов работы,  выявление эффективности программы, рефлексия. Подведение   итогов   работы,     рефлексия.   Анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. Оформление отчета о практике в форме эссе.  Подготовка   отчета   по   практике,   получение   отзыва­ характеристики 06.11.2016 8.00­16.00 07.11.2016 8.00­16.00 8 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫПОЛНЕННОГО НА ТЕМУ: Социально­педагогическая работа по профилактике компьютерной зависимости у подростков Выполнил(а): Магистерская  программа  Психология   и   педагогика   девиантного Бондаренко Людмила Анатольевна  (фамилия, имя, отчество) Направление подготовки:  Психолого­педагогическое образование Профиль   подготовки: поведения Факультет: заочного обучения Форма обучения: заочная Курс 5, группа ППДП Полное название базы практики: Центр несовершеннолетних правонарушителей   города   Ставрополя  ГУ   МВД   России   по Ставропольскому краю содержания     временного   Срок практики с 12.10. 2016 г. по 07.11.2016 г. 9 I.Социальный паспорт Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Я проходила производственную преддипломную практику на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя, по адресу, 1­й Юго­ Западный проезд д.5. Название учреждения:  ЦВСНП г. Ставрополь ГУ МВД России по Ставропольскому краю Юридический   адрес:   356042,   Российская   Федерация,   Ставропольский   край,   г. Ставрополь, 1­й Юго­Западный проезд д.5. Сайт: 26.mvd.ru Начальник: Никитин Федор Юльевич  Учредитель ­ ГУ МВД России по Ставропольскому краю II.Психологическая служба Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Цель   деятельности   психологической   службы  Центра   временного   содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя ­ обеспечение профилактической работы по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних. Основными   задачами   деятельности   Центра  временного   содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя являются: 1.   Обеспечение   круглосуточного   приема   и   временного   содержания несовершеннолетних   правонарушителей   в   целях   защиты   их   жизни,   здоровья   и предупреждения повторных правонарушений. 2.   Проведение   индивидуально­профилактической   работы   с   доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений, общественно­опасных   деяний,   а   также   установление   обстоятельств,   причин   и   условий, способствующих   их   совершению,   информирование   об   этом   соответствующих   органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений. 3.   Доставление   несовершеннолетних   в   специальные   учебно­воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания. Центр временного содержания в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации " О полиции ", Федеральным законом " Об основах системы профилактики   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних",   другими федеральными   законами   и   нормативными   и   правовыми   актами   Российской   Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. На   сегодняшний   день   центр   временного   содержания   оборудован   современными учебными   классами,   тренажерным   залом,   в   нем   имеется   все   необходимое   для   адаптации несовершеннолетних   в   условиях   коллектива   и   их   социализации,   воспитательный   процесс помимо бесед, диспутов, расширяющих кругозор, включает в себя выездные мероприятия и экскурсии для несовершеннолетних. В центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей содержатся подростки, совершившие административные правонарушения и общественно опасные деяния, но недостигшие возраста привлечения к уголовной ответственности. В Центр поступают дети, согласно решению суда, и суд определяет пребывание в Центре на срок до 30 суток. Здесь   проводится   работа,   направленная   на   изучение   личности   подростков, профилактику повторных правонарушений, лиц причастных к совершению преступлений, а также вовлечении несовершеннолетних в антиобщественную деятельность. Для данной работы 10 предусмотрен комплекс воспитательных психологических мер, направленных на коррекцию асоциального поведения. ЦВСНП   в   своей   работе   взаимодействует   c   органами   и   учреждениями   системы профилактики   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних,   а   также поддерживают   необходимые   взаимоотношения   с   подразделениями   федеральных   органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами   местного   самоуправления,   общественными   объединениями   и   религиозными организациями, средствами массовой информации. Документы и методические материалы кабинета психолога: ­   Нормативные   документы   РФ,   краевого,   городского   управления   образованием   по психологической службе, краевого центра практической психологии образования. ­ Функциональные обязанности и задачи психолога. ­ График работы психолога. ­ Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности. ­ Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе. ­ Программы проведения занятий, диагностической и коррекционной работы. ­ Журналы учета работы психолога. ­   Психологические   карты   и   диагностические   протоколы   обследованных воспитанников. ­ Отчеты психолога и т.д. Оборудование кабинета. Технические   средства:   видеомагнитофон,   телевизор,   музыкальный   центр   с   набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера. Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальный столик, 2 кресла и диван, стулья. Дополнительные средства: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками служат стеллажи и композиции из растений. Методические материалы: ­ практические материалы для психологической работы; ­ набор настольных игр; ­ набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.п.); ­ библиотека практического психолога; ­ кейс практического психолога (набор материалов и методик для диагностической и коррекционной работы); ­ раздаточный материал для детей, родителей; ­ набор настольных игр. Перечень видов документов кабинета педагога­психолога: ­ График работы; ­ Перспективно­календарный план работы; ­ Тематический план мероприятий; ­ Журналы приема, посещаемости; ­ Журнал учета групповых форм коррекционно­развивающей работы; ­   Журнал   учета   индивидуальных   и   групповых   консультаций   и   диагностических обследований; ­ Аналитический и статистический отчет педагога­психолога; ­ Протокол диагностического обследования; ­ Карты психологического обследования детей и бланки для регистрации результатов обследования; 11 ­ Паспорт кабинета педагога­психолога Направления   профессиональной   деятельности   педагога­психолога  Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя: Психологическая диагностика  является частью общей системы диагностики детей, включающей ещё педагогическую и медицинскую. Психологическая диагностика включает в себя   изучение   индивидуально­возрастных   особенностей   детей;   причин   нарушений   и отклонений   в   их   психическом   развитии;   особенностей   семейных   взаимоотношений.   Также психологическая диагностика проводится при реализации поставленных перед коллективом задач. Психологическая коррекция и развитие создают оптимальные возможности и условия для   полноценного   и   своевременного   психического   и   личностного   развития   детей. Психологическая коррекция и развитие включают в себя различные формы работы (групповое и индивидуальное взаимодействие с детьми, тренинговые занятия). Психологическое   просвещение  помогает   предупредить   отклонения   в   развитии   и поведении   ребёнка   посредством   информирования   родителей   и   педагогов,   знакомит   с различными областями психологических знаний. Психологическая   профилактика  направлена   на   сохранение   и   укрепление психического   здоровья   детей,   профилактику   отклонений   и   нарушений   в   их   психическом развитии. Консультирование  осуществляется по запросу родителей, педагогов, администрации по поводу проблем развития, коррекции и воспитания ребёнка. Должностные обязанности педагога­психолога: 1. Осуществляет   профессиональную   деятельность,   направленную   на   сохранение психического, соматического и социального благополучия детей. 2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. 3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по   оказанию   различного   вида   психологической   помощи   (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). 4. Оказывает   помощь   детям,   родителям   (или   лицам,   их   заменяющим)   в   решении конкретных проблем. 5. Составляет   психолого­педагогические   заключения   с   целью   ориентации педагогического  коллектива,  родителей   в  проблемах   личностного   и  социального  развития детей. 6. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. 7. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей личности детей. 8. Определяет   степень   отклонений   (умственных,   физических,   эмоциональных)   в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого­педагогическую коррекцию. 9. Консультирует   работников   Центра   по   вопросам   практического   применения психологии. 10. Ежедневно  перед началом работы  осуществляет  самоконтроль  за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них. 11. Выполняет   только   ту   работу,   которая   входит   в   должностные   обязанности,   не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения. 12. Соблюдает установленные правила, нормы и инструкции по охране труда. 12 13. Следит   за   исправным   состоянием   и   правильной   эксплуатацией   оборудования, приспособлений, инвентаря. 14. Немедленно сообщает вышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновении травмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях с людьми. 15. В установленном порядке проходит обучение по охране труда и предусмотренные периодические медицинские осмотры. 16. Проводит   диагностику   детей,   связанную   с   определением   уровня   психического развития. III. Актуальность исследования профилактики компьютерной зависимости подростков Новая   социально­экономическая   среда,   формирующаяся   в   России   в   результате рыночных   преобразований,   предъявляет   больше   требований   к   личности,   ее   социально­ позитивной   интеграции   в   общество.   Это   требование   особенно   актуально   для   детей   и подростков,   находящихся   в   условиях,   лишенных   ценностно­смысловых   ориентиров,   и находящихся под угрозой постоянно увеличивающейся компьютерной зависимости. Сложившаяся ситуация требует экстренного поиска эффективных методов и средств по   предупреждению   компьютерной   зависимости,   которые   основаны   на   личностно­ ориентированном подходе к каждому ребенку. Особую роль в способности и возможностях подростка   противостоять   игровой   компьютерной   зависимости   играют   психологические особенности его личности, внутренние механизмы реагирования, взаимодействии, адаптации к жизненным обстоятельствам. Проблема влияния компьютерной зависимости на психическое и личностное развитие подростка   изучена   недостаточно.   Исследование   психологических   особенностей компьютерной   зависимости   приобретает   особое   значение   в   подростковом   возрасте,   когда возникает   потребность   в   самопознании   и   самоопределении,   интенсивно   формируется межличностное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, развивается логическое и теоретическое мышление. Для выработки механизмов вытеснения компьютерной зависимости из   ценностного   сознания   подростка   необходима   долгосрочная   комплексная   система коррекции, направленная на воспитание личности ребенка в целом. Цель  исследования:   выявление   психолого­педагогических   условий   профилактики компьютерной зависимости у подростков. Объект – психологическая профилактика компьютерной зависимости у подростков. Предмет  –   психолого­педагогические   условия   психологической   профилактики профилактика компьютерной зависимости у подростков. Задачи исследования: 1. Рассмотреть компьютерную зависимость как форму аддиктвного поведения. 2. Подобрать и апробировать методики для изучения  компьютерной зависимости у подростков. 3. На основании полученных результатов составить и апробировать   программу по психологической профилактике компьютерной зависимости у подростков. 4. Провести сравнительный анализ полученных результатов исследования. 5.   Выявить   эффективность   разработанной   программы   профилактики   компьютерной диагностики у подростков. Гипотеза исследования: психологическая профилактика компьютерной зависимости у подростков будет эффективной при соблюдении следующих условий: ­   при   организации   социально­педагогической   работы   будут   учитываться психофизиологические особенности подросткового возраста; 13 ­ будет организована консолидированная работа, включающая родителей, педагогов, психолога; ­   будет   реализована   программа   профилактики   компьютерной   зависимости, включающая в себя тренинговые и игровые формы работы. В работе использовались следующие методы исследования:  ­ теоретические методы исследования (индуктивный и дедуктивный метод, анализ и синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, абстрагирование и конкретизация); ­ эмпирические методы: анкетирование, опрос, статистические методы. Для решения данных задач наше исследование предполагало следующие этапы работы: ­  констатирующий,  цель   которого  –  выявление  компьютерной  зависимости   у  детей подросткового возраста; ­   формирующий   –   разработка   и   апробирование   экспериментальной   программы   по профилактике компьютерной зависимости у подростков;  ­ контрольный, направленный на выявление эффективности проведенных мероприятий. Теоретической основой нашего исследования явились следующие принципы: 1. Принцип надежности, предполагающий относительное постоянство и устойчивость результатов методик. 2. Принцип валидности, предполагающий пригодность и эффективность методик. 3.   Принцип   научности,   включающий   в   себя   понятие   о   научных   и   достоверных психолого­педагогических методах и приемах изучения ребенка. 4.   Принцип   точности,   предполагающий   способность   методик   тонко   реагировать   на малейшие изменения оцениваемых свойств. IV.Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков Для   изучения   компьютерной   зависимости   у   подростков   использованы   следующие методики. 1. Тест на интернет­зависимость (С.А. Кулаков). Цель – выявить уровень компьютерной зависимости.  Процедура   проведения:   испытуемым   предлагается   ответить   на   вопросы,   используя следующую шкалу:   «очень редко»    «иногда»    «часто»    «очень часто»    «всегда»  Анализ результатов исследования и вопросы представлены в приложении 1.  2. Тест Томаса Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А). Цель – выявить уровень игровой зависимости.  Процедура проведения: испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов, отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.  Вопросы представлены в приложении 2. Анализ результатов исследования:  «никогда» – 0  «иногда» – 1  «чаще всего» – 2  «почти всегда» – 3  Баллы за ответы на все вопросы суммируются.  14 Интерпретация результатов теста:  0 баллов – игра не является проблемным пристрастием; 1­2   балла   –   респондент   может   играть   в   азартные   игры   на   уровне,   не   ведущему   к негативным последствиям; 3­7 баллов – респондент играет в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям; 8­27   баллов   –   респондент   играет   на   уровне,   ведущем   к   негативным   социально­ психологическим последствиям. 3.   Тест   на   интернет­аддикцию   (зависимое   поведение)   для   подростков   (в модификации Коныгиной И.А.) (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров, 2005 год) для детальной диагностики. Цель – выявить зависимое поведение подростков.  Процедура   проведения:  испытуемым   предлагается   ответить   на   ряд   вопросов (приложение 3).   Обработка   результатов:   осуществляется   путём   подсчёта   совпадений   ответов испытуемого с помощью ключа. Результаты:  От  5  до  10  баллов   –  испытуемый   не  показывает  признаков  аддикции   (зависимое поведение);  От 10 до 15 баллов – испытуемый входит в группу риска по аддикции (зависимому поведению);  15 баллов и выше – испытуемый имеет игровую аддикцию (зависимое поведение). V. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе исследования Методика 1. «Тест на интернет­зависимость (С.А. Кулаков)» В результате проведенного опроса были получены следующие результаты: Таблица 1. Результаты опроса подростков по методике С. А. Кулакова Показатели Количество баллов % опрошенных Зависимости нет 10­49 баллов 30% Пограничное значение Наличие зависимости 50­79 баллов 56% 80 и более баллов 14% Полученные   результаты   говорят   о   наличии   интернет­зависимости   у   подростков   (7 человек),   кроме   того   высокий   показатель   пограничного   значения   ­   56%   (28   детей),   что требует социально0педагогической коррекции и профилактики. 2.   Тест   Томаса   Такера   на   выявление   игровой   зависимости   (модифицированный   и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.) По   второй   методике   «Тест   Томаса   Такера   на   выявление   игровой   зависимости (модифицированный   и   адаптированный   для   несовершеннолетних   психологом Коныгиной И.А)» были получены следующие результаты: Показатели Количество баллов % опрошенных Результаты опроса подростков по методике Т. Такера Зависимости нет 0 баллов 32% Пограничное значение Наличие зависимости 3­7 баллов 58% 8­21 балл 10% Таблица 2. 0   баллов   набрали   32%   опрошенных,   это   свидетельствует   о   том,   что   нет   никаких негативных последствий от компьютерной игры. 15 3–7   баллов   набрали   58%   подростков,   это   говорит   о   том,   что   подростки   играют   в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. 8–21 балл зафиксировали у 10% детей. Данная группа кризисная, так как высок риск развития игровой зависимости. Методика 3. «Тест на интернет­аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в   модификации   Коныгиной   И.А.)   (Т.А.   Никитина,   А.Ю.   Егоров,   2005   год)   для детальной диагностики». По данной методике были получены следующие результаты: Таблица 3. Результаты опроса подростков по методике Т.А. Никитиной, А.Ю. Егорова Показатели Количество баллов % опрошенных Зависимости нет 5­10 баллов 30% Пограничное значение Наличие зависимости 10­15 баллов 60% 15 баллов и более 10% Полученные результаты подтверждают данные по двум первым методикам.30% детей не имеют игровой и компьютерной зависимости, 60% детей находятся в зоне риска и требуют профилактической   работы   со   стороны   психолога   и   социального   педагога,   10%   детей показывают   результаты   наличия   компьютерной   аддикции,   что   требует   незамедлительного вмешательства со стороны педагогов и родителей. Выводы   по   результатам   констатирующего   этапа   эксперимента:   Широкое распространение   компьютерной   зависимости   у   подростков.   Компьютерные   игры     для   них являются  средством общения, средством ухода от реальности и получения удовольствия. Поэтому   профилактика   игровой   зависимости   среди   подростков     становятся   особенно актуальной   в   последнее   время,   так   как   в   большинстве   своём   именно   среди   детей подросткового возраста выявляется наибольшая часть с игровой зависимостью. Подростки с компьютерной зависимостью  стремятся скрыть ее. Стремление говорить неправду,   обманывать   окружающих,   а   также   обвинять   других   в   собственных   ошибках   и промахах   вытекают   из   структуры   аддиктивной   личности,   которая   пытается   скрыть   от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из­за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со   стороны   близких   и   окружающих   у   аддиктивных   личностей   формируется   скрытый «комплекс   неполноценности»,   Появление   чувства превосходства   над   окружающими   выполняет   защитную   психологическую   функцию, способствует   поддержанию   самоуважения   в   неблагоприятных   условиях   конфронтации личности с семьей или коллективом.   гиперкомпенсаторная   реакция. Результаты   экспериментального   исследования   показали,   что   среди   современных подростков  наблюдается достаточно высокий уровень компьютерной зависимости.  VI. План проведения формирующего этапа научного исследования  В современном мире становится все более актуальной проблема возникновения новых форм   психической   патологии,   обусловленных   масштабными   социальными   переменами. Приоритетным   направлением   в   решении   проблем   зависимого   поведения   является профилактика.   Психологическая   профилактика   компьютерной   зависимости   у   подростков представляет   собой   комплексный   процесс   развития   психологических   характеристик личности,   обеспечивающих   ее   устойчивость   к   зависимому   поведению   с   формированием навыков   здорового   образа   жизни   для   предупреждения   развития   и   прогрессирования зависимости. Особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и динамики формирования   поведенческих   расстройств   у   подростков,   страдающих   от   компьтерной 16 зависимости, а также разработке мер ее профилактики. В соответствии с установкой ВОЗ выделяются направления профилактики: первичная, вторичная.  Под  первичной   профилактикой  подразумевается   комплекс   мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового человека. Под  вторичной   профилактикой  следует   понимать   мероприятия   по   более   раннему выявлению уже начавшегося заболевания, его лечения, с тем, чтобы прервать патологический процесс на начальных стадиях, не допустить острых форм болезни, не допустить перехода в хроническое рецидивное состояние. Исходя из этого, первичная профилактика обеспечивает наиболее   высокое   качество   деятельности.   Если   первичная   профилактика   осуществляется различными специалистами, то достигается наиболее полный результат. Поскольку вторичная профилактика осуществляются при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, ее конечный результат может быть менее полным, чем при первичной профилактике.  Первичная профилактика игровой зависимости  –  это комплекс профилактических и воспитательных   психолого­педагогических   мероприятий,   обеспечивающих   устойчивость   к агрессивному   воздействию   информационной   среды,   позволяющий   предупредить   угрозы формирования зависимости среди подростков.  В   основу   разработанной   нами   программы   психологической   профилактики компьютерной   зависимости   у   подростков   была   использована   программа   психолого­ педагогической   профилактики   игровой   зависимости   среди   молодежи   учреждений образования, предложенная  Е.В. Нисенбаум.  Цель   программы   ­  предупредить   формирование   зависимого   поведения   среди подростков   путем   пропаганды   здорового   образа   жизни,   формирования   «антизависимых» установок, изменения ценностного отношения к данной проблеме и формирования личной ответственности за свое поведение.  Задачи программы:  1.   Предоставить   информацию   подросткам   о   негативных   последствиях   игровой зависимости.  2. Формировать «антизависимые» установки у подростков, призывающие к пропаганде здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса.  3.   Развивать   психологические   навыки   необходимые   для   формирования   личной ответственности за свое поведение.  Целевая аудитория программы профилактики компьтерной зависимости: данная программа   рассчитана   на   подростков   при   активном   содействии   и   участии   педагогов­ специалистов ОУ, родителей несовершеннолетних. Принципы реализации программы:  1.   Принцип   доступности   (соответствие   методов   реализации   индивидуальным   и возрастным особенностям участников),  2. Принцип индивидуализации (личностно­ориентированный подход).  3.   Принцип   разносторонности   воздействий   (основан   не   только   на   психолого­ педагогической коррекции учебной деятельности и досуга студентов, но и на включении его в общественную деятельность).  4.   Принцип   деятельностного   подхода   (через   систему   мероприятий   участники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого).  5. Принцип комплексности, системности и последовательности.  Особенности мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения:  1.   Меры   первичной   профилактики,   используемые   в   социокультурном   контексте (культура использования масс­медиа и высоких технологий);  17 2.   Исследование   многочисленных   причин   психосоциальных   расстройств, отличающихся   по   происхождению,   последствиям,   механизмам   действия   и   временным параметрам.  3. Профилактическая деятельность должна отражать понимание того, что решающим фактором является поведение студента.  Для   эффективного   предупреждения   формирования   аддиктивного   поведения   среди подростков изменения необходимы не только в поведении и установках отдельных детей, но и в социальных системах, каковыми являются образовательные учреждения.  Использование   системы   первичной   профилактики   аддиктивного   поведения   у подростков,   как   одна   из   задач   создания   психологической   безопасности   образовательной среды сводится к воспитанию разносторонней гармоничной личности. Чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.  Психологическая профилактика компьютерной зависимости будет эффективной при соблюдении следующих условий:  ­выявление индивидуальных психологических особенностей подростков; ­ направленности, непрерывности психологической профилактики; ­ поддержки и развитии внутренних, общественно полезных интересов, склонностей и способностей подростка; ­ ненавязчивости оказания психологической помощи; ­ толерантности и выносливости всех участников профилактического процесса; ­ активности подростка, проявляющаяся в инициативе и волевом усилии; ­   контроле   динамики   психического   развития   и   эффективности   специализированной помощи подростку. Основными   направлениями  психологической   профилактики   компьютерной зависимости   являются:   информирование   подростков   о   механизмах   воздействия   игры   на личность, причинах, клинических проявлениях, методах диагностики и последствиях игровой зависимости; развитие устойчивости к отрицательным социальным влияниям; формирование внутриличностных мотивов и системы ценностей, соответствующих здоровому образу жизни. Требования к проведению.  Состав групп: до 10 человек;  Группа должна комплектоваться на добровольной основе;  Предпочтительно   проводить   занятия   с   разнополой   группой,   но   достаточно допустимы и гомогенные группы;  Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.  Место проведения: зал для групповой работы.  Форма проведения: групповые занятия. В ходе реализации программы используются методы когнитивно­поведенческой, арт­ терапии, телесно­ориентированной терапии, ролевых игр, групповых дискуссий. Каждое занятие состоит из трех частей: 1. Вводная часть (разминка). 2. Основная часть (рабочая). 3. Завершение. Коррекционная   работа   рассчитана   на   10   занятий   по   2   академических   часа   (общая продолжительность 20 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе. Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно­два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на предстоящее занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое 18 событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т.п. Структура программы: В   зависимости   от   основных   объектов   профилактического   воздействия,   можно выделить следующие направления работы: работа с подростками, работа с педагогами, работа с родителями. Календарный план и содержание занятий Блок Номер занятия Содержание занятий 1. Вводный Занятие 1 Тренинг самопознания. 2. Основной Занятие 2 Тренинг личностного роста «пойми себя».   Занятие 3 Тренинг по развитию коммуникативных навыков Занятие 4.Тренинговое занятие   «общение без проблем».     тренировка самопознание, Цель: способности к самораскрытию. Упражнение 1. «Знакомство». Упражнение 2 «Ассоциации». Упражнение 3 «Образ Я». Упражнение 4 «Три стула». Упражнение 5 «Футболка с девизом». Упражнение 6 «Комплименты». Упражнение 7 «Солнечные лучики». Рефлексия тренинга.  Цель:  создать   условия   для   личностного роста подростков. Упражнение 1 «Ассоциация со встречей». Упражнение 2 «Печатная машинка». Упражнение 3 «Рекламный ролик». Упражнение 4 «Волшебная рука». Цель: развитие коммуникативных навыков. «Правила группы» Упражнение   1   «Презентация   себя   в образе». Упражнение 2 «Передай хлопок». Упражнение 3 «Моя проблема в общении». Упражнение 4 «Всеобщее внимание». Упражнение 5 «Вербальный рисунок». Упражнение 6 «Я достоин шоколадки». Упражнение 7 «Аплодисменты по кругу». Цель: развитие   и   совершенствование коммуникативных навыков. Упражнение 1 «Расскажу о своем хозяине». Упражнение 2 «Лови кастрюлю». Упражнение 3 «Правда или ложь». Упражнение 4 «Мысли без слов». Упражнение 5 «Пойми меня». Упражнение 6 «Разговор через стекло». Упражнение 7 «Слепой и поводырь». Продолжите льность проведения  два академическ их часа два академическ их часа два академическ их часа два академическ их часа   5 Занятие «Давайте общаться» Цель:   привитие   навыков   конструктивного общения   в   классе,   группе,   развитие мотивации на совместную конструктивную деятельность. два академическ их часа 19 6 Занятие «Давайте наблюдать. Хорошо ли я знаю одноклассников»   7 Занятие «Давайте говорить» Занятие 8 «Дерево успеха» 9   Занятие «Прошлое, будущее, настоящее». 3. Заключительн ый   10 Занятие «Тематический классный  час «Компьютер. За и против» Тематические выступления   на родительском собрании «Подросток компьютер. Опасная грань» Тематическая   и       и развитие сплочения Игра «Похожие и разные». Упражнение   «Скажи   мне   что­нибудь хорошее». Цель:  развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков) Упражнение «Слушаем тишину».  Игра «Перебежки». Игра «Менялки». Упражнение «Три закона общения». Цель   –   развитие   коммуникативных способностей, творческого мышления.  Разминка. Приветствие. Игра «Загадки по картинкам». Упражнение «Правда – неправда». Игра «Муха смеётся». Техника «Я­высказывание». Цель: взаимопонимания. Конкурсы   для   реализации   творческого потенциала учащихся (для подростков 12– 17лет)   (конкурс   на   лучший   коллаж   «Я   и моя   жизнь»,   конкурс   на   лучший   рисунок «Жизнь   в   реале»,   конкурс   на   лучший плакат и слоган).  Цель:   создать   условия,   способствующие осознанию   своей   жизненной   перспективы, жизненных   целей,   путей   и   способов   их достижения. «Автобиография».  «Планирование будущего». Упражнение «Пожелания». «Контракт». Подведение итогов  Цель:  формирования зависимого   поведения   среди   подростков путем пропаганды здорового образа жизни, формирования «антизависимых» установок,   изменения   ценностного отношения   к   данной   проблеме   и формирования   личной   ответственности   за свое поведение.  Цель:  повышение   коммуникативной компетентности   во   взаимодействии   с подростками.  Информирование   родителей по предупреждения компьютерной зависимости    предупреждение вопросам       два академическ их часа два академическ их часа два академическ их часа два академическ их часа два академическ их часа два академическ их часа Цель:    повышение  уровня  эффективности два 20 приемов   педагогического   воздействия   с детьми  склонными   к   компьютерной зависимости  академическ их часа   для беседа педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у   несовершеннолетн их» VII.  Анализ результатов исследования на контрольном этапе исследования После   завершения   формирующего   эксперимента   провели   оценку   эффективности работы, по тем же методикам результаты получились следующие. Методика 1. Исследование интернет­зависимости по методу С.А. Кулакова; Результаты опроса подростков по методике С. А. Кулакова (контрольный этап эксперимента) Таблица 1. Показатели Количество баллов % опрошенных Зависимости нет 10­49 баллов 50% Пограничное значение Наличие зависимости 50­79 баллов 46% 80 и более баллов 4% Полученные результаты говорят о наличии интернет­зависимости лишь у 2 подростков (4%),   кроме   того   снизился   показатель   пограничного   значения   на   10%   ­   46%   (23   детей), увеличилось   число   подростков   без   зависимости   на   20%,   что   говорит   об   эффективности проведенной работы. Методика   2.   Тест   Томаса   Такера   на   выявление   игровой   зависимости (модифицированный   и   адаптированный   для   несовершеннолетних   психологом Коныгиной И.А.) По второй методике были получены следующие результаты. Результаты опроса подростков по методике Т. Такера (контрольный этап эксперимента) Таблица 2. Показатели Количество баллов % опрошенных Зависимости нет 0 баллов 50% Пограничное значение Наличие зависимости 3­7 баллов 56% 8­21 балл 4% 0 баллов набрали 50% (было 32% опрошенных), 3–7 баллов набрали 56% (было 58%) подростков, 8–21 балл зафиксировали лишь у 2% (было 10%) детей. Эти данные коррелируют с результатами первой методики. Методика 3. Тест на интернет­аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров, 2005 год). По третьей методике были получены следующие результаты. Результаты опроса подростков по методике Т.А. Никитиной, А.Ю. Егорова Таблица 3. (контрольный этап эксперимента) Показатели Количество баллов % опрошенных Зависимости нет 5­10 баллов 50% Пограничное значение Наличие зависимости 10­15 баллов 46% 15 баллов и более 4% Полученные результаты подтверждают данные по двум первым методикам. 50% (было 30%) детей не имеют игровой и компьютерной зависимости, 46% (было 60%) детей находятся 21 в   зоне   риска   и   требуют   профилактической   работы   со   стороны   психолога   и   социального педагога, 4% (было 10%) детей показывают результаты наличия компьютерной аддикции, что требует дальнейшей работы со стороны педагогов и родителей. Сравнительные   результаты   констатирующего   и   контрольного   этапа   исследования представлены в диаграмме 1. высокий уровень компьютерной зависимости средний уровень компьютерной зависисмости 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% низкий уровень компьютерной зависсимости констариующий этап контрольный этап диаграмма 1. На   диаграмме   видна   динамика   в   сторону   уменьшения   проявления   компьютерной зависимости,   говорит   об   эффективности   психологической   профилактики   гемблинга   у подростков.   Анализ   эффективности   разработанной   программы   профилактики   компьютерной зависимости   показал,   что   в   экспериментальной   группе   была   достигнута   положительная динамика   снижения   уровня   компьютерной   зависимости.   Изменения   показателей мотивационной   сферы   личности   участвующих   в   программе   подростков,   проявлялись   в повышении   уровня   мотивации   достижения   успеха,   что   способствовало   формированию навыков достижения поставленных целей и общей нацеленности на успех. Таким   образом,   полученные   результаты   эксперимента   говорят   об   эффективности проведенной работы. Литература 1. Абраменкова   В.   Ребенок   в   «заэкранье».   Кромешный   мир   компьютерных   игр Текст. / В. Абраменкова. М.: Лепта Книга, 2008. ­ 112 с. 2. 3. 4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 2004. – 336с. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2009. Бабаева   Ю.Д.,   Войскунский   А.Е.,   Смыслова   О.В.   Интернет:   Воздействие   на личность//   Гуманитарные   исследования   в   Интернете/   Под   ред.   А.Е.   Войскунского.   ­М.: Можайск­Терра, 2000, с. 11­39. Битянова М.Р. Работа психолога в старшей школе. ­ М., 2008. ­ 98с. Бурлаков И.В. HomoGamer: Психология компьютерных игр. М.: Класс. ­2000.­ 5. 6. С. 38­41. 7. Бурменская   Г.В.   Возрастно­психологическое   консультирование   / Г.В.Бурменская и др. ­ М., 2010.­ 310с. 8. Бурмистрова   Е.В.   Психологическая   помощь   в   кризисных   ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. ­ М., 2009. ­ 156с. 22 9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. ­ М.: Просвещение, 2008. – 201с. 10. Вдовина М.В. Взаимоотношения поколений в семье: проблемы конфликтности и толерантности/ М.В. Вдовина // Отечественный журнал социальной работы. ­ 2003.№1. ­ С.13­ 21. Вебер   В.   Важные   шаги   к   помогающему   диалогу.   Программа   тренинга основанная на практическом опыте / В. Вебер. ­ СПб., 2008.  ­144с. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. Семейно­бытовая культура / 11. 12. Д.И. Водзинского.­ М.: 2007. ­ 255 с. 13. Войскунский,   А.Е.   Исследования   Интернета   в   психологии   Текст.   /   А.Е. Войскунский // Интернет и российское общество. М.: Гендальф, 2002. ­ С.235­250. 14. Губкина   Г.К. Тренинговая   программа   развития   коммуникативных   навыков, способностей подростков/ Г.К. Губкина // Вестник психосоциальной и коррекционной работы ­ 2004. ­ №2. ­ С. 48­61. 15. Дети социального риска и их воспитание. Учебно­методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. ­ 144с. 16. Егоров А.Ю. и др. Особенности личности подростков с Интернет­зависимостью/ А.Ю.   Егоров,   Н.   Кузнецова,   Е.   Петрова   //   Вопросы   психического   здоровья   детей   и подростков. 2005. ­ № 2. ­ С. 20­27. 17. Егоров   А.Ю.   Нехимические   (поведенческие)   аддикции   /   А.Ю.   Егоров   // Аддиктология. 2005. ­ № 1. ­ С. 65­77. 18. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. Психологический журнал, том 21, №2, 2000. 19. 20. Змановская Е.В. Девиантология. ­ М., 2009. ­ 288с. Иванов   М.С.,   Авилов   Г.М.   Психологическая   характеристика   ролевой компьютерной   игры   как   особого   вида   деятельности   //   Сибирская   психология   сегодня.  — Кемерово: Кузбассвузиздат. 2002. — С. 41­55. Идрисова,   Н.Г.   Зависимое   поведение.   Механизмы   формирования   и   методы коррекции Текст. / Н.Г. Идрисова. М.: Эльф­3, 2005. – 176. Карабанова   О.А. Психология   семейных   отношений   и   основы   семейного консультирования: Учеб.пособие / О.А. Карабанова. ­ М.: Гардарики, 2005. ­ 320 с. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.­ М.,2008. ­ 160с. Короленко   Ц.П.,   Дмитриева   Н.В.   Психосоциальная   аддиктология.   ­   Но 23. 24. восибирск, 1999. ­ 418 с. 21. 22. 28. 29. 30. 25. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.­ СПб.,2007. ­ 460с. 26. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности или подросток в окружении соблазнов. Йошкар­Ола, 2002, 239. 27. Метчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка   /   Под   ред.   Е.Д.Божович.   ­   М.:   Изд­во   «Институт   практической   психологии»; Воронеж: Изд­во НПО «МОДК», 2008. ­448с. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. ­ М., 2008.­ 620с. Психолого­педагогическое   консультирование   и   сопровождение   развития ребенка / под ред. Л.М.Шипицыной. ­ М., 2009. ­ 360с. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков: пособие для школы. ­М., 2009.  ­ 380с. 31. Шаповаленко И.В. Родительское  отношение к ребенку:  определения, типы  и влияния   на   психическое   развитие   И.В. Шаповаленко //   Семейная   психология   и   семейная терапия. ­ 2004. №3. ­ С. 21­90. 32. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. ­ М.: Владос, 2006. ­ 510 с. 23 24 Эссе 1. Ф.И.О. магистранта: Бондаренко Людмила Анатольевна  2.   Место   прохождения   практики:  Центр   временного   содержания несовершеннолетних   правонарушителей   города   Ставрополя  ГУ   МВД   России   по Ставропольскому краю 3. Содержание деятельности в период производственной практики: ­ Знакомство с образовательной организацией;  ­   Беседы   с   членами   администрации,   педагогами   и   психологом   образовательного учреждения;  ­   Изучение   правил   внутреннего   распорядка,   нормативно­правовых   документов, регламентирующих функционирование образовательной организации. ­ Разработка календарного плана практики. ­ Выполнение заданий практики ­ Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. ­ Ведение дневника практики. ­ Составление календарного плана практики. ­ В соответствии с темой выпускной квалификационной работы провести: диагностику компьютерной зависимости подростков, количественный и качественный анализ результатов диагностики. На основании результатов диагностики разработать программу профилактики компьютерной зависимости подростков. ­ Составление отчета о практике. 4.   Компетенции,   сформированные   в   процессе   прохождения   производственной практики:  ­  способна   выделять   существенные   связи   и   отношения,   проводить   сравнительный анализ данных; ­   способна   использовать   научно­обоснованные   методы   и   технологии   в   психолого­ педагогической   деятельности,   владеть   современными   технологиями   организации   сбора, обработки данных и их интерпретации; ­ способна анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению; ­ способна разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных  ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики; ­   готова   применять   активные   методы   обучения   в   психолого­педагогической деятельности; ­ способна проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска. 5. Рефлексия:  Следует отметить, что исследовательская позиция психолога является неотъемлемой частью его работы. Исследовательская составляющая моей деятельности в роли психолога позволила   обеспечить   успешное   и   качественное   осуществление   процесса   поиска, приобретение   и   осмысление   новой   информации.   Я   научилась   выявлять   и   рассматривать проблему с разных сторон, вырабатывать гипотезы. Все это позволило мне развивать свои исследовательские способности. Во   время   прохождения   практики   самым   интересным   для   меня   было   проведение экспериментального   исследования.  Целью   практического   изучения   стало   изучение компьютерной   зависимости  подростков.  Результаты   исследования   показали   широкое распространение   компьютерной   зависимости   у   подростков.   Компьютерные   игры     для   них являются  средством общения, средством ухода от реальности и получения удовольствия. Поэтому   профилактика   игровой   зависимости   среди   подростков     становятся   особенно 25 актуальной   в   последнее   время,   так   как   в   большинстве   своём   именно   среди   детей подросткового возраста выявляется наибольшая часть с игровой зависимостью. После   проведенного   исследования   были   разработана   программа   профилактики компьютерной   зависимости   подростков.   Об   эффективности   проделанной   работы свидетельствуют результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента.  Результаты   контрольного   этапа   эксперимента   продемонстрировали   эффективность проведенных   мероприятий,   выразившуюся   в   качественных   и   количественных характеристиках,   в   экспериментальной   группе   была   достигнута   положительная   динамика снижения уровня компьютерной зависимости.   Полученные данные позволяют сказать, что исследование достигло цели. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога, социального педагога образовательных учреждений.   Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности. С   трудностями,   с   которыми   я   столкнулась,   в   основном   были   связаны   с   подбором адекватных методов психологического исследования и с достоверностью и правильностью обобщения   и   интерпретации   результатов   эксперимента.   Недостаточная   сформированность практических   умений   в   этой   области   потребовала   от   меня   более   тщательно   подойти   к изучению   данного   вопроса,   осуществить   глубокий   теоретический   анализ   исследуемой проблемы. Большой интерес у меня вызвало задание по составлению программы профилактики компьютерной   зависимости   подростков,   а   также   проведение   семинаров   с   родителями   и педагогами.   Благодаря этому я увидела прикладное решение, проведенного исследования.  Важным, на мой взгляд, в работе психолога является умение видеть интересующие явления   в   широком   контексте,   поиск   и   реализация   конструктивных   решений   проблемы. Психологу необходимо постоянно развивать свои исследовательские способности: поисковую активность,   конвергентное  и   дивергентное  мышление.   Также   в  работе  психолога  значимы такие качества, как организаторские и коммуникативные умения, позволяющие ему грамотно составлять план действий, подбирать необходимый исследовательский материал, создавать комфортные   условия   для   работы   с  клиентами,   оказывать   им   поддержку   в   проблемных   и кризисных  ситуациях. На   мой   взгляд,   в   будущем   при   подготовке   психологов   к  прохождению производственной практики следует больше обратить внимание на подготовительный этап, позволяющий   осуществить   подбор   необходимой   теоретической   литературы,   практических материалов,   создание   банка   имеющихся   технологий   и   методик   исследования   в   работе психолога. Также следует более подробно и глубоко остановиться на таком аспекте, как обработка и интерпретация данных, полученных в ходе проведенного исследования. Было бы неплохо провести мастер­классы и тренинги в данном направлении. В   конце   своего   эссе   мне   хочется   порекомендовать   своим   коллегам­магистрантам, приступающим к прохождению производственной практики, вооружиться оптимистическим настроем, верой в свои способности и желание их приумножать. Чем выше будут развиты ваши   исследовательские   способности,   тем   легче   вам   будет   адаптироваться   к профессиональной деятельности и воплощать теоретические знания в практической области. 26 ГУ МВД России по  Ставропольскому краю Центр временного содержания  несовершеннолетних  правонарушителей города Ставрополя 356042, Российская Федерация,  Ставропольский край, г.Ставрополь,  1­й Юго­Западный проезд 5 Телефон: 8(8652) 30­56­87 Факс: 8(8652) 30­56­87 Сайт: 26.mvd.ru СПРАВКА­ПОДТВЕРЖДЕНИЕ Настоящая справка дана  Бондаренко Людмиле Анатольевне  магистранту 5 курса психолого­педагогического   факультета   заочного   отделения   по   направлению   подготовки: Психолого­педагогическое   образование,   профиль  подготовки  «Психология   и   педагогика девиантного   поведения»,  проходившему(й) производственную   практику   на   базе  Центра   временного   содержания   несовершеннолетних правонарушителей   города   Ставрополя   ГУ   МВД   России   по   Ставропольскому   краю  с 12.10.2016 г. по 07.11.2016 г.   квалификация   (степень):   магистр, Начальник  Центра   временного   содержания   несовершеннолетних   правонарушителей города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Никитин Федор Юльевич                                                                                                                           /_________________ /                                                                                                                            (подпись)                                                                                                                                           М.П. 27 ГУ МВД России по  Ставропольскому краю Центр временного содержания  несовершеннолетних  правонарушителей города Ставрополя 356042, Российская Федерация,  Ставропольский край, г.Ставрополь,  1­й Юго­Западный проезд 5 Телефон: 8(8652) 30­56­87 Факс: 8(8652) 30­56­87 Сайт: 26.mvd.ru ХАРАКТЕРИСТИКА Настоящая характеристика дана Бондаренко Людмиле Анатольевне, магистранту 5 курса психолого­педагогического факультета заочного отделения по направлению подготовки Психолого­педагогическое   образование,   профиль   подготовки  «Психология   и   педагогика девиантного   поведения»,  проходившему(й) производственную   (преддипломную)   практику   на   базе  Центра   временного   содержания несовершеннолетних   правонарушителей   города   Ставрополя   ГУ   МВД   России   по Ставропольскому краю  с 12.10.2016 г. по 07.11.2016 г. За этот период проявила себя как ответственный исполнитель, творчески подходящий к своей деятельности.   квалификация   (степень):  магистр, В   ходе   прохождения   практики   магистрантка  Бондаренко   Людмила   Анатольевна проявила себя как прилежный и ответственный человек с отличными познаниями психологии, педагогики.   Ответственно   относится   к   порученным   заданиям.   Умело   применяет теоретические   знания,   полученные   в   период   обучения,   в   практической   деятельности, применяет   на   практике   основные   психологические   знания   и   умения.   В   межличностных отношениях   вежлива,   общительна,   легко   приспосабливается   к   работе   в   коллективе,   не теряется в стрессовой ситуации, при жестком лимите времени умеет выделить главное и активно   действует   в   соответствии   с   имеющимися   возможностями.   Быстро   и   качественно усваивает   новую   информацию.   Стремится   к   приобретению   новых   знаний   и   навыков, внимательно относится к критическим замечаниям в свой адрес, принимает их к сведению и делает конструктивные выводы. Во время практики принимала активное участие в работе психологической   службы   школы.   Присутствовала   на   занятиях,   принимала   участие   в психологических   тренингах,   провела   ряд   экспериментальных   методик,   анализировала полученные   результаты.   Участвовала   в   планировании   и   разработке   развивающих   и коррекционных   программ,   образовательной   деятельности   с   учетом   индивидуальных особенностей школьников. Бондаренко Людмила Анатольевна за время прохождения производственной практики показала хорошие теоретические знания. В ходе прохождения практики проявила хорошую методическую   подготовку.   Такие   качества   как   собранность,   ответственность   позволяют характеризовать ее как успешного студента. С воспитанниками вела себя уважительно. Была дисциплинирована и отзывчива. В ходе работы с детьми старалась вникать в существующие проблемы.   Инициативна:   при   решении   возникавших   вопросов   старалась   предложить   свои методы   работы.    В  целом   рекомендую  оценить  производственную   практику  магистрантки Бондаренко Людмилы Анатольевны на «отлично».     Начальник Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей города Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Никитин Федор Юльевич                                                                                                         /_____________________ / 28 (подпись)                                                                                                                     М.П.    29 ДОГОВОР № ______ г. Ставрополь «12»октября 2016 г. Государственное   бюджетное   образовательное   учреждение   высшего     образования «Ставропольский   государственный   педагогический   институт»   (лицензия   серия   90Л01№ 0008710, рег. №1695 от 12.10.2015 года, срок действия: бессрочная, выдана Федеральной службой   по   надзору   в   сфере   образования   и   науки,  свидетельство   о   государственной аккредитации серия 90А01 № 0002171, рег. №2071 от 28.06.2016 года, срок действия: до 31.01.2020 г.), в лице ректора РЕДЬКО Л.Л., действующего на основании Устава Института, именуемое   в   дальнейшем   «Институт»,   с   одной   стороны   и  Центр   временного   содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Ставрополь ГУ МВД России по Ставропольскому краю,  в   лице   начальника,  НИКИТИНА   Ф.Ю.  в   дальнейшем   именуемый   «Учреждение»,   с другой   стороны,   совместно   именуемые   «Стороны»,   заключили   настоящий   договор   о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1.  «Институт»   направляет   в   «Учреждение»   студентов   с   целью   их   практического обучения в соответствии с действующим образовательным законодательством РФ. 1.2. «Учреждение»   является   местом   прохождения   практики   и   не   является   местом работы лица, проходящего практику. 1.3. Зачисление   студентов   на   вакантные   должности   настоящим   Договором   не предусмотрено.   Зачисление   практикантов   в   штат   «Учреждения»   возможно   на   основе добровольного волеизъявления «Сторон» путем оформления трудовых отношений согласно ТК РФ. 1.4. Продолжительность   ежедневной   занятости   при   прохождении   практики   в «Учреждении» устанавливается в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ. 1.5. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие   места   на   них   распространяются   правила   охраны   труда   и   правила   внутреннего трудового распорядка, действующие в «Учреждении». 2. Права и обязанности «Сторон»  Обязанности «Учреждения»: 2.1.                  2.1.1. Создать   условия   для   высококачественного   овладения   студентами профессиональными   знаниями,   умениями   и   навыками   труда,   отвечающие   требованиям безопасности и соответствующие санитарно­гигиеническим нормам условиям труда. 2.1.2. Предоставить   для   студентов   оснащенные   соответственно   профессии (специальности)   рабочие   места,   обеспечить  производственными   заданиями,   документацией (кроме документов для служебного пользования). 2.1.3. Ознакомить   студентов   с   правилами   внутреннего   трудового   распорядка «Учреждения», а также проводить для них вводный, первичный и текущий инструктаж на рабочем   месте   по   правилам   документооборота,   охраны   труда,   безопасности   и   санитарно­ гигиеническим нормам. 30 2.1.4. Вести   учет   выполненных   студентами   работ.   О   всех   случаях   нарушения студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка сообщать в «Институт». 2.1.5. Предоставлять студентам на период практики доступ к информации в объемах, необходимых   для   выполнения   практикантами   производственных   заданий,   за   исключением информации для служебного пользования. 2.1.6. Учитывать несчастные случаи и расследовать их совместно с «Институтом», если они   произойдут   со   студентами   в   период   практики   в   «Учреждении»   в   соответствии   с законодательством Российской Федерации. 2.1.7. Не   допускать   привлечение   студентов   к   заданиям,   не   предусмотренным программой практики и не имеющим отношение к профилю обучения студентов. 2.1.8. Назначить   квалифицированных   специалистов   для   руководства   практикой   в подразделениях «Учреждения». 2.2. Обязанности «Института»: 2.2.1. За 10 дней до начала практики представить «Учреждению»:  ­   рабочую программу проведения практики; ­    календарные   графики   прохождения   практики   с   учетом   учебных   планов «Института»; ­ ориентировочные  списки  студентов  ­ практикантов  с  указанием  фамилии,  имени, отчества, профиля, сроков прохождения практики. 2.2.2. Назначить руководителя (руководителей) практики и обеспечить методическое руководство   практикой,   возложив   на   назначенного   руководителя(­лей)   практики   от «Института» следующие обязанности: ­    обеспечение  связи  с руководителями  практики  от  «Учреждения»  и  совместно  с ними составление рабочей программы проведения практики; ­   разработка тематики индивидуальных заданий;  ­    осуществление   контроля   за   соблюдением   сроков   прохождения   практики   и   ее содержанием,   оказание   методической   помощи   студентам   при   выполнении   ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) и иной работе; 2.2.3. Участвовать   в   расследовании   и   учитывать   несчастные   случаи,   если   они произойдут со студентами в период прохождения практики. 3. Общие положения 3.1.  В   случае   одностороннего   отказа   от   исполнения   обязанностей   по   настоящему договору полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или настоящим договором, договор считается соответственно расторгнутым. 3.2.  Договор   составлен   в   количестве   2–х   экземплярах   по   одному   для   каждой «Стороны». 3.3. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению «Сторон», либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4. Ответственность «Сторон» 4.1. «Стороны» несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с действующим законодательством РФ. 31 4.2.  Все   споры   и   разногласия,   возникающие   при   исполнении   настоящего   договора, разрешаются «Сторонами» путем мирных переговоров, а в случае недостижения согласия, в судебном порядке  в соответствии с действующим законодательством РФ. 5. Срок действия договора 5.1.  Настоящий   договор   вступает   в   силу     с   момента   подписания   и   действует   до 07.11.2016г. 6.Юридические адреса и реквизиты «Сторон» Государственное бюджетное образовательное   учреждение образования «Ставропольский государственный педагогический институт» высшего     ГУ   МВД   России   по   Ставропольскому   краю Центр содержания несовершеннолетних   правонарушителей   города Ставрополя  временного     Юридический и фактический адрес: 355029, г. Ставрополь,   ул.   Ленина,   417   «А»,   тел.   8 (8652) 56­08­26, факс 8 (8652) 95­66­74 www   .  ru;  [email protected]  .  sspi   356042, Российская Федерация,  Ставропольский край, г.Ставрополь,  1­й Юго­Западный проезд 5 Телефон: 8(8652) 30­56­87 Факс: 8(8652) 30­56­87 Сайт: 26.mvd.ru Ректор                                                                Начальник  _______________Л.Л. Редько                         ______________ Ф.Ю. Никитин   м.п.                                                                    м.п. 32 33 ОТЗЫВ  группового руководителя практики Группа______________________________________________________________________ Сроки прохождения практики___________________________________________________ групповой руководитель (должность, ученая степень, Ф.И.О.)________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Анализ оценок в группе___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________ Групповой руководитель_____________________________________________ (подпись) 34 12. Лист согласования рабочей программы Кафедра Воспитания социализации и развития личности Психологии ФИО заведующего Бобрышов С.В. Корлякова С.Г. Подпись Дата Зав. библиотекой Э.М. Мамедова  35

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017