Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)
Оценка 5

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Оценка 5
Лекции +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2017
Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)
приложение Бондаренко.docx
Тест на интернет­зависимость (С.А. Кулаков) 1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем планировали? 2.   Как   часто   вы   забрасывали   свои   домашние   обязанности,   чтобы   провести   больше Приложение 1 времени в сети? 3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками? 4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети? 5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети? 6. Как часто из­за времени, проведённого в сети, страдает ваша учёба? 7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем­то другим? 8. Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой­либо деятельности из­за использования Интернета? 9. Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в сети? 10.   Как   часто   вы   отодвигаете   на   второй   план   неприятные   мысли   о   своей   жизни, заменяя их мыслями об Интернете? 11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть? 12.   Как   часто   вы   боитесь,   что   жизнь   без   Интернета   станет   скучной,   пустой   и безынтересной? 13.   Как   часто   вы   раздражаетесь,   кричите,   если   что­то   отрывает   вас,   когда   вы находитесь в сети? 14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети? 15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там? 16. Как часто вы говорите, что проведёте в сети «ещё пару минут….»? 17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети? 18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети? 19. Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми? 20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет? Оценка результатов:   «очень редко» – 1 балл   «иногда» – 2 балла   «часто» – 3 балла   «очень часто» – 4 балла   «всегда» – 5 баллов Если набрано 50–79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого.   Если   набрано   80   баллов   и   больше,   можно   диагностировать   интернет­ зависимость с необходимостью помощи специалиста. Приложение 2 Тест   Т.   Такера   на   выявление   игровой   зависимости   (модифицированный   и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.) 1. Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 2. За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта (возбуждения)? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 3. Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 4. Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 5.   Было   ли   у   тебя   когда­нибудь   чувство,   что   у   тебя   могут   быть   проблемы   с зависимостью от компьютерных игр? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; 40 г) почти всегда. 6. Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 7. Критиковали тебя когда­нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 8. Было ли когда­нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 9. Возникало ли у тебя когда­нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. Приложение 3 Тест   на   интернет­аддикцию   (зависимое   поведение)   для   подростков   (в модификации Коныгиной И.А.) (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров, 2005 год) для детальной диагностики. Дополнительные сведения 1. Пол: М Ж 2. Возраст: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ______________ 3. Образование: ученик _______ класса. 4. Увлечение, хобби: есть нет 5. Чем, помимо учёбы вы любите заниматься. 6. вас   /сёстры.__________________________________________ Есть у   подчеркнуть): подчеркнуть):   ли     младшие/старшие   братья 7. Материальное положение: ниже среднего, среднее, выше среднего. 8. Жилищные условия: а) отдельная комната; б) свой собственный уголок в комнате; в) со мной вместе проживают; г) общежитие; д) съёмная квартира. 9. Есть ли у членов семьи вредные привычки: а) алкоголь; б) табакокурение; в) наркотики; г) азартные игры; д) другое _____________ 10. В свободное время вы вместе с членами вашей семьи: а) играете в компьютерные игры; б) посещаете Интернет. 11.   С   какого   возраста   вы   играете   (компьютерные   игры,   Интернет   –   нужное До 7 лет, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 … 12. Сколько раз вы играете (компьютерные игры, Интернет – нужное подчеркнуть): а) 1 раз в неделю; б) 3–4 раза в неделю; в) каждый день; г) один раз в месяц; д) другое _______________ 13.   Сколько   времени   вы   тратите   на   компьютерную   игру,   Интернет,   (нужное а) 1–2 часа; б) 3–4 часа; в) 5–6 часов; г) более 6 часов. 14. Какие ролевые компьютерные игры вы предпочитаете? (выбрать не больше двух) а) игры, в которых вы смотрите глазами своего героя; б) игры, в которых вы смотрите на своего героя со стороны; в) руководительские игры. 15. Какие не ролевые компьютерные игры вы предпочитаете (выбрать не более двух)? а) аркады; б) головоломки; в) игры на быстроту реакции и сообразительность; г) традиционные азартные игры (рулетка, казино и т.д.). 16. Возвращаетесь ли вы на другой день к игре, чтобы отыграться? а) никогда; б) иногда; в) чаще всего; г) почти всегда. 17. В Интернете вы предпочитаете (выбрать не больше двух): а) виртуальную реальность; б) социальные сети (какие); в) ICQ (чаты); г) USENET(конференции); д) сетевые игры (нужное подчеркнуть: бродилки, аркады, квесты, гонки, стрелялки, РПГ, стимуляторы); испытываете: е) ________________________________ 18.   Когда   вы   играете   (компьютерные   игры,   Интернет   –   нужное   подчеркнуть),   то а) эйфорию; б) радость; в) облегчение; г) азарт; д) расслабление. 19.   Как   часто   вы   замечаете,   что   играете,   или   находитесь   в   Интернете   больше запланированного времени? а) иногда; б) редко; в) часто; г) очень часто; д) всегда; е) это ко мне не относится. 20. Вы предпочитаете играть: а) один; б) с друзьями. 21. Если вы находитесь в компьютерном клубе, интернеткафе, то это для того чтобы: а) пообщаться; б) поиграть; в) самоутвердиться; г) найти нужную информацию; д) расслабиться. 22. Как относятся близкие (родители, друзья) к вашему увлечению? а) играют вместе со мной; б) положительно; в) нейтрально; г) отрицательно; д) резко отрицательно. 23. Что вы испытываете, когда долго не играете или не находитесь в Интернете? а) беспокойство; б) раздражительность; в) чувство дискомфорта; г) чувство подавленности; д) ощущение пустоты; е) другое ____________________. 24. Как часто вы откладываете встречи с друзьями и личные дела из­за компьютерных игр, Интернета? а) иногда; б) редко; в) часто; г) очень часто; д) всегда; е) это ко мне не относится. 25. Являются ли компьютерные игры, Интернет причиной проблем с учёбой? а) иногда; б) редко; в) часто; г) очень часто; д) всегда; е) это ко мне не относится. 26. Возникают ли у вас в последнее время какие­либо признаки ухудшения здоровья (выбрать не более трёх). а) беспокойный сон; б) бессонница; в) боль в кистях рук; г) сухость, жжение глаз; д) боли в спине; е) онемение пальцев рук; ж) головная боль; з) другое ______________________ 27. В реальной жизни вам свойственны (выбрать не более четырёх): а) тревожность; б) депрессия; в) одиночество; г) недовольство окружающими; д) недовольство собой; е) невозможность расслабиться. Приложение 4 Конспекты   занятий   по   реализации   программы   профилактики   компьютерной зависимости у подростков  Занятие 1. Тренинг самопознания. Цель: самопознание, тренировка способности к самораскрытию. Задачи: –создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; –   расширение   знания   участников   о   чувствах   и   эмоциях,   формирования   умения управлять выражением своих чувств и эмоциональной реакцией; – способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; – способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Длительность: 1 час 30 минут. Оборудование: магнитофон,   мяч,   раздаточный   материал   (карточки)   и   карточки­ визитки по количеству участников. Вводная часть: В начале работы группы каждый участник оформляет карточку–визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по этим именам. (3–5 минут) Упражнение 1. «Знакомство». Цель: формирование   установок   на   выявление   позитивных   личностных   и   других качеств; умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Длительность: 10 минут Инструкция: Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить   свою   индивидуальность   так,   чтобы   все   остальные   участники   сразу   запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, но главное – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня   средний,   внешность   не   броская,   способности   и   возможности   обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать все свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю». Упражнение 2 «Ассоциации». Цель: расширение   самосознания,   выявление   черт   характера   и   качеств   личности   с помощью соотнесения и проекции. Длительность: 20 минут Инструкция: Участникам тренинга предлагается рассказать о себе (качества, привычки, окружение, друзья и т.д.) через выбранные образы: животного, растения и предмета мебели. Основная часть: Упражнение 3 «Образ Я». Цель: более глубокое осознание личностного существования; соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Длительность: 10 минут Инструкция: Каждому   участнику   предлагается   произнести   слово   «Я»   с   только   ему   присущей интонацией,   мимикой,   жестами.   Нужно  сделать   это   так,  чтобы   одним   словом   как  можно полнее выразить восприятие своего «Я», свою индивидуальность и свое место в мире. Упражнение 4 «Три стула». Цель: осознание себя и своих качеств; определение соответствия своего внутреннего мира представлениям окружающих о тебе. Длительность: 10 минут Инструкция: В центр круга ставиться три стула, один впереди, два чуть позади, вызывается один доброволец.   Он   садиться   на   первый   стул,   напротив   которого   сидит   ведущий,   участники садятся   на   стул   позади   и   говорят,   начиная   с   личного   местоимения,   предполагаемые определения человека. (Я – симпатичный, я люблю веселиться, я слишком серьезный и так далее). Человек, сидящий впереди, может согласиться с этим – Да, я ... (точно повторив формулировку), либо не согласиться – Нет, я не ... Рефлексия: было ли тяжело или неприятно слышать о себе мнения людей; как себя чувствовали при выполнении упражнения. Упражнение 5 «Футболка с девизом». Цель: расширение представлений о себе; осознание своих принципов, жизненных целей, путей и способов их достижения. Длительность: 10 минут Инструкция: Участники, перебрасывая мяч, друг другу говорят: «Если бы у тебя была футболка с твоим девизом, то на ней было бы написано...». После того, как все участники «получили» свои футболки, ведущим предлагается обсуждение: понравился ли участнику предложенный ему девиз, какой девиз подошел бы больше, свой девиз. Упражнение 6 «Комплименты». Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Для этого упражнения можно использовать лирическую музыку. Длительность: 20 минут Инструкция: Дается задание: «Вы можете, свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот  человек   чем–то  помог  вам  в  процессе  тренинга,  поблагодарите   его.  Таким   образом, обойдите всех участников тренинга». Заключительная часть: Упражнение 7 «Солнечные лучики». Цель: расслабление,   снятие   эмоционального   напряжения;   закрепление   позитивного состояния участников группы. Длительность: 20 минут Инструкция: Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет   кузнечик,   кукушка   где–то   далеко   считает   года.   Вы   чувствуете   теплые   лучики солнца.   Лучики   согревают   ваши   руки,   ноги,   лицо.   Один   из   лучей   коснулся   ваших   губ   и нарисовал   вам   улыбку.   Вам   приятно   от   этих   прикосновений.   Вы   ощущаете   себя   частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Ваша прогулка была чудесной. Рефлексия тренинга. Продолжить фразу: Сегодня мне ... Сегодня для меня ... и так далее. Занятие 2. Тренинг личностного роста «пойми себя». Цель: создать условия для личностного роста подростков. Задачи: – создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; – познание своих возможностей во взаимодействии с другими людьми; – формирование навыков конструктивного общения. Длительность: 1 час. Оборудование: листы бумаги и ручки по количеству участников. Контингент участников тренинга: подростки. Вводная часть: Притча «Ящичек с записками». Вы поставили перед собой цель. И вот, в понедельник, встав утром, Вы решаете, что сегодня я не буду делать шагов по достижению цели, так как хочется поспать. Во вторник Вы не сделали ничего для ее достижения, потому что на улице дождь. В среду Вы вновь не продвинулись к достижению цели, потому что по телевизору шел любимый сериал. И так далее.   Каждый   раз,   когда   Вы   откладываете   достижение   Вашей   цели,   напишите   причину, почему Вы ее отложили на бумажке и положите в ящичек. Когда через несколько лет Ваш ребенок подойдет к Вам и спросит: «Мама/папа, почему мы так плохо живем? У нас тесная квартира, старый автомобиль и нет дачи!», откройте ящичек и зачитайте Вашему ребенку эти записки. Упражнение 1 «Ассоциация со встречей». Цель: посвящено   знакомству   и   установлению   контакта   ведущего   и   группы,   снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы. Длительность: 5–10 минут. Инструкция: Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака». Основная часть: Упражнение 2 «Печатная машинка». Цель: посвящена   дальнейшему   сплочению   группы,   повышению   коммуникативной грамотности   участников,   обучению   навыкам   конструктивного   общения,   умения   слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Длительность: 10 минут. Инструкция: Участникам   загадывается   слово   или   фраза.   Буквы,   составляющие   текст, распределяются   между   членами   группы.   Затем   фраза   должна   быть   сказана   как   можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Упражнение 3 «Рекламный ролик». Цель: посвящено   дальнейшему   сплочению   группы,   повышению   коммуникативной грамотности   участников,   обучению   навыкам   конструктивного   общения,   умения   слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Длительность: 30 минут. Инструкция: – Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров,   то   не   будет   преувеличением   считать   нас   специалистами   по   рекламе.   Вот   и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого–то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого   рекламируете.   Более   того,   вам   предлагается   представить   человека   в   качестве какого–то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите   категорию   населения,   на   которую   будет   рассчитана   ваша   реклама. Разумеется,   в   рекламном   ролике   должны   быть   отражены   самые   важные   и   –   истинные   – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При   необходимости   можете   использовать   в   качестве   антуража   любые   предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – десять минут. Заключительная часть: Упражнение 4 «Волшебная рука». Цель: посвящено   созданию   условий   для   самопознания,   погружения   в   собственный внутренний мир и ориентации в нем. Оборудование: листы бумаги и ручки по количеству участников. Длительность: 15 минут. Инструкция: Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое–либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. Занятие 3. Тренинг по развитию коммуникативных навыков Цель: развитие коммуникативных навыков. Задачи: – развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении; коммуникации; – познание своих возможностей во взаимодействии с другими людьми; –   осознание   и   снятие   внутренних   барьеров   и   зажимов,   мешающих   эффективной – развитие способности прогнозировать поведение другого человека. Длительность: 1час 40 минут Оборудование: доска и мел для записи правил, стулья для участников тренинга, листы бумаги и ручки по количеству участников, рисунки с изображениями фигур, по количеству пар, шоколадка. Вводная часть: «Здравствуйте! Меня зовут ... Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению. Прежде чем начать, давайте познакомимся с правилами участия в тренинге» «Правила группы» Цель: создание   благоприятного   психологического   климата   в   тренинговой   группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников. Оборудование: доска и мел для записи правил, стулья для участников тренинга. Длительность: 5 минут. Инструкция: Участники сидят в кругу. Ведущий   вместе   с   участниками   определяет   правила   группы,   которые   будут соблюдаться на протяжении всего периода занятия. Такими правилами могут быть: 1.  Называть друг друга по имени. 1.  Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую». 1.  Сохранять конфиденциальность. 1.  Быть открытыми в общении. 1.  Уважать говорящего, уметь слушать. 1.  Активно   участвовать   в   происходящем,   контактировать   как   можно   с   большим количеством участников группы. «Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода   и   пища.   В   условиях   полного   одиночества   у   человека   на   шестой   день   начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами. Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией». Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу. Упражнение 1 «Презентация себя в образе». Цель: знакомство. Оборудование: стулья для участников. Длительность: 5 минут. Инструкция: Участники сидят на стульях в кругу. Один   участник   называет   свое   имя   и   представляет   себя   в   виде   явления   природы (молния, порывистый ветер, гром, волна и т.д.). Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое. Рефлексия: – Легко ли вам было представлять себя в образе? «Чтобы сообщить человеку какую–нибудь информацию, нужно установить зрительный контакт. Попробуем сделать это в следующем упражнении». Упражнение 2 «Передай хлопок». Цель: установление зрительного контакта, развитие внимания. Длительность: 5 минут. Инструкция: Участники становятся в круг. Один из участников передает другому хлопок, при этом они должны посмотреть друг другу   в   глаза   и   одновременно   хлопнуть.   Хлопок   передается   не   по   кругу,   а   в   хаотичном порядке! При выполнении упражнения постепенно темп ускоряется. «У большинства людей есть какие–нибудь проблемы в общении с другими. Сейчас мы узнаем, какие проблемы бывают в общении, и поищем выходы». Основная часть: Упражнение 3 «Моя проблема в общении». Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении и как их решить. Оборудование: листы   бумаги   и   ручки   по   количеству   участников,   стулья   для участников. Длительность: 15 минут. Инструкция: Участники сидят в кругу и пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются и перемешиваются. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого   он   смог   бы   выйти   из   данной   проблемы.   Группа   слушает   его   предложение   и оценивает, сможет ли предложенный способ решить данную проблему. При необходимости участники могут высказывать свои предложения. Рефлексия: Что вы чувствовали, выполняя упражнение? «Помимо общения словами, есть невербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания». Упражнение 4 «Всеобщее внимание». Цель: развитие   умения   соединить   вербальные   и   невербальные   средства   общения, формирование навыков акцентирования  внимания окружающих за счет различных средств общения. Длительность: 10 минут. Инструкция: Участники становятся в большой круг. Все участники игры выполняют одну и ту же простую задачу: любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Рефлексия: Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств? «Теперь попробуем с помощью вербальных средств объяснить партнеру рисунок, а он его изобразит». Упражнение 5 «Вербальный рисунок». Цель:   развитие   способности   к   вербальному   общению,   отработка   навыков взаимодействия, активного слушания. Оборудование: рисунки   с   изображениями   фигур,   чистые   листы   бумаги   и   ручки   по количеству пар, стулья для участников. Длительность: 15 минут. Инструкция: Участники   делятся   на   пары   и   садятся   спиной   друг   к   другу.   Ведущий   раздает   им карточки с нарисованными на них геометрическими фигурами, соединенными между собой различными способами, а также чистые листы бумаги и ручки. Сначала один из участников рассказывает   второму,   что   нарисовано   на   карточке,   а   второй   пытается   с   его   слов   это изобразить на листе бумаги. Рефлексия: Что было сложно при выполнении упражнения? Что было легко? «Для следующего упражнения нам нужен один водящий». Упражнение 6 «Я достоин шоколадки». Цель: обучить эффективным способам общения. Оборудование: шоколадка, стулья для участников. Длительность: 15 минут. Инструкция: Ведущий садится по центру аудитории, остальные участники располагаются в удобном для них месте. «Кто хотел бы быть справедливым судьей?» (желающий участник становится водящим, он садится по центру). Ему дается шоколадка. Задача участников по очереди убедить водящего в том, что именно он достоин этой шоколадки. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка. Рефлексия: Какой способ просьбы, убеждения оказался самым эффективным? «Все   начинается   с   общения.   Каким   оно   должно   быть?   Существуют   определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть главные, они общие для всех». Упражнение 7 «Три закона общения». Цель: развить навыки невербального общения, внимания, логического мышления. Длительность: 20 минут. Инструкция: Группа делится на 2 равные части (россияне и племя Тумба–Юмба). Россияне выходят за   пределы   аудитории.   Оставшимся   членам   племени   дается   инструкция:   “На   ваш   остров приплыли   россияне.   Их   задача   любым   способом   выяснить   те   правила,   по   которым   вы общаетесь с гостями острова. Эти правила таковы: –   Россиянам   мужского   пола   могут   отвечать   только   представители   женского   пола вашего племени, и на все вопросы только «да». –   Россиянам   женского   пола   на   все   их   вопросы   отвечают   только   представители мужского пола, и всегда «нет». – Контакты между представителями одного пола с разных стран невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно). Заходят россияне. Для россиян инструкция: «Вы приплываете на остров, к племени Тумба–Юмба, где действуют   3   закона   общения.   Вы   можете,   каким   угодно   способом   вступать   в   контакт   с представителями   их   племени.   Ваша   задача   –   понять   эти   3   закона.   У   вас   есть   для   этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше». Рефлексия: Что сейчас происходило? Вопросы к россиянам: – Что помогло группе прийти к решению? – Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение? нашего тренинга» – Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы? «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру для завершения Заключительная часть: Упражнение 8 «Аплодисменты по кругу». Цель: расслабление участников и завершение тренинга. Длительность: 5 минут. Инструкция: Участники располагаются в хаотичном порядке. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. Занятие 4.Тренинговое занятие «общение без проблем». Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Задачи: – отработка умений эмпатического понимания собеседника; – развитие вербальных и невербальных средств общения; – развитие навыков приема и трансляции эмоций. Длительность: 2 часа Оборудование: листы бумаги формата А4 и карандаши по числу участников. Вводная часть: Упражнение 1 «Расскажу о своем хозяине». Цель: включение участников тренинга в групповую работу. Длительность: 15 мин. Инструкция: Участникам предлагается выбрать какой–либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку)   и   от   его   имени   представить   своего   хозяина   и   рассказать   о   нем   что­нибудь интересное   или   примечательное   (чем   этот   человек   отличается   от   других).   Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление две, три минуты). Приблизительная схема представления: – Кто он (имя, чем занимается, основные интересы); – Цели, с которыми пришел на этот тренинг; – Чего ждет от предстоящих занятий; – Что может, и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей. Упражнение 2 «Лови кастрюлю». Цель: снятие напряжения. Длительность: 10мин. Инструкция: Участники,   сидя   или   стоя   в   большом   кругу,   перебрасываются   воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею. Основная часть: Упражнение 3 «Правда или ложь». Цель: усилить групповую сплоченность, создать атмосферу открытости. Оборудование: листы бумаги формата А4 и карандаши по числу участников. Длительность: 15мин. Инструкция: Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Ведущий дает задание написать участникам два предложения, относящиеся лично к ним. Из этих двух фраз одна должны быть правдивой, а одна – нет. Один за другим каждый участник зачитывает  свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что – нет. При этом все мнения должны обосновываться. Упражнение 4 «Мысли без слов». Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; развитие умений выразить   себя   невербальными   средствами;   отработка   умений   эмпатического   понимания; развитие умений чувствовать другого человека. Длительность: 10 мин. Инструкция: Один из участников выходит за дверь. Оставшиеся выбирают трёх участников, которые хотят вступить в контакт с вышедшим. Затем вышедший возвращается и должен взглядом определить,   кто   хочет   вступить   с   ним   в   контакт.   Оставшиеся   предварительно инструктируются, что взгляды троих, желающих вступить в контакт, должны отличаться от взглядов остальных (быть необыкновенным взглядом, быть воплощением мысли о желании вступить в контакт). Не рекомендуются явные подсказки: подмигивание, кивки головой и т.д. Упражнение 5 «Пойми меня». Цель: научиться понимать и передавать эмоции. Длительность:15 мин. Инструкция: Участники встают  в колонну по одному. Ведущий  встает в конце колонны. Таким образом,   все   участники   повернуты   к   нему   спиной.   Хлопком   по   плечу   он   предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какую– либо   эмоцию   (радость,   грусть,   восторг,   удивление,   восхищение   и   т.д.).   Первый   участник поворачивается   лицом   ко   второму   и   также   хлопком   по   плечу   просит   его   повернуться   и показывает   эмоцию,   которую   передал   ему   первый,   второй   передает   третьему,   третий   – четвертому   и   так   далее.   Последний   участник   называет   эмоцию,   которую   ему   передали. Условия:   все   делается,   молча,   только   жестами,   можно   только   попросить   повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу. Упражнение 6 «Разговор через стекло». Цель: развитие   навыков   невербального   общения   и   умения   концентрироваться   на собеседнике. Длительность: 20 мин. Инструкция: Представьте,  что вы находитесь на пятом этаже  дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг вы видит внизу на улице своего друга. Тот что–то пытается вам передать и отчаянно жестикулирует. Постарайтесь понять, какую информацию до вас пытаются донести. Участникам можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и   подручные   средства.   Например,   если   вы   хотите   передать   собеседнику   за   стеклом,   что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и, делая вид, что выкидываете   портфель.   Если   вы   не   может   догадаться,   что   вам   показывают,   то   пожмите плечами. Тогда ваш собеседник попробует показать то же самое каким–то другим способом. Персонажи могут меняться, т.е. вы можете увидеть маму, преподавателя, соседку, бабушку и т.д. Примечание.   Эта   игра   тренирует   невербальное   мышление,   а   также   фокусирует внимание   на   другом   человеке,   на   том,   что   тот   хочет   ему   передать.   Таким   образом, развивается   способность   понимать   других   людей,   быть   внимательным   к   их   различным поведенческим проявлениям. Заключительная часть: Упражнение 7 «Слепой и поводырь». Цель: развитие эмпатии и доверия в межличностных отношениях. Длительность:10 мин. Инструкция: Участники делятся на пары: один из них закрывает глаза и становится Слепым. Второй – поводырем. Поводырь должен провести своего спутника из одного конца комнаты в другой преодолевая препятствия – обходя стулья, других участников и т.д. Насколько   комфортно   и   безопасно   чувствовали   себя   игроки?   Доверяли   ли   своим проводникам? Что чувствовали Поводыри? Было ли чувство страха? Занятие 5 «Давайте общаться» Цель:   привитие   навыков   конструктивного   общения   в   классе,   группе,   развитие мотивации на совместную конструктивную деятельность. Основные   методы:   элементы   драмы   и   арттерапии,   методы   групповой   дискуссии, ролевая и деловая игра. Разминка:   время   5   минут.   Игра   «ТОК».   Дети,   сидя   в   кругу,   обмениваются рукопожатием с рядом сидящим учащимся (по часовой стрелке). Информационная   составляющая   для   учащихся   по   теме   о   преимуществах   «живого» общения. Игра «Похожие и разные». Предварительная подготовка: доска делится на две части. Материалы: доска, мел, наклейки для победителей (по желанию ведущего). Время: примерно 10 минут. Инструкция:   Ребята,   сейчас   мы   проведём   небольшую   игру,   которая   позволит   нам понять наши сходства и различия. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды. От каждой команды выбирается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходства, другая – только различия. За каждый правильный ответ ведущий ставит на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то нужно быть очень внимательным, если вы хотите выиграть. Итак, всем понятны правила игры? Комментарий   для   ведущего:   при   желании   игру   можно   повторить   с   другими участниками. Обсуждение: Что понравилось? Что не понравилось? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать? Выводы. Все люди разные. Но у них ест много похожего. Заключительная часть: Упражнение   «Скажи   мне   что­нибудь   хорошее»  По   кругу   –   приятная   фраза   или назвать соседа ласково по имени. Занятие 6 «Давайте наблюдать. Хорошо ли я знаю одноклассников». Цель: развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков). Разминка Приветствие.   Каждый   из   участников   перемещается   по   комнате   и   здоровается   с другими участниками примерно следующим образом: «Привет, Серёжа, привет заяц». Упражнение «Слушаем тишину». Участники садятся на стулья и закрывают глаза. По команде тренера они начинают прислушиваться ко всем звукам, которые будут слышны. По сигналу тренера «Стоп!» участники открывают глаза и рассказывают о том, что они слышали. Игра «Перебежки».  Развитие коммуникативных способностей. Участники тренинга разбиваются на пары. В круг становятся стулья соответственно количеству пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной, опустив руки вниз. Так образуется два круга: внутренний и внешний. Сидящие   в   кругу   делают   друг   другу   определённые   мимические   знаки,   например подмигивают, что означает «Давай меняться местами!». Задача каждого стоящего во внешнем кругу   вовремя   понять   намерения   партнёра   и   положить   ему   руки   на   плечи.   Удерживать партнёра с силой нельзя. Затем игроки меняются местами. Эта игра вносит определённый азарт.   Тренеру   необходимо   следить,   чтобы   правила   игры   соблюдались   игроками,   и   не менялись во время игры. Игра «Менялки».  Игра проводится в кругу. Все участники сидят на стульях, в то время как один водящий встает и выносит стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем участвующих в игре. Далее водящий встает в центр круга и говорит; «Меняются местами те, у кого …» – и называет любой признак (светлые волосы, шарф на шее, чёрные ботинки и т.д.). Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро меняются местами, а водящий старается занять пустой стул. Тот, кто оказался в кругу, будет водить дальше. В   заключительной   части   тренинга   проходит   обсуждение   всего   занятия.   Ведущий просит обсудить самые интересные моменты. Говорить может каждый участник. Занятие 7 «Давайте говорить». Цель – развитие коммуникативных способностей, творческого мышления.  Разминка. Приветствие. Игра   «Загадки   по   картинкам».  Всем   участникам   выдаётся   по   картинке   с изображением отдельных предметов. Каждый участник по очереди описывает свою картинку так, чтобы другие отгадали, что на ней изображено. После описания картинки, если ответ не найден, разрешается задавать любые вопросы. Упражнение   «Правда   –   неправда».  Направлено   на   развитие   речи,   внимания   и слуховой модальности. Ведущий просит каждого участника по очереди рассказать о том, что он делал сегодня. В   этот   рассказ   разрешается   включать   реальные   события   и   вымышленные   (совершенно нереальные,   которые   никак   не   могли   произойти).   После   рассказа   остальные   участники отгадывают, что было правдой, а что неправдой. Игра «Муха смеётся». Развитие творческого мышления. Игра   происходит   в   кругу.   Ведущий   бросает   мяч   любому   участнику   и   называет существительное.   Получивший   мяч   должен   подобрать   глагол,   который   не   сочетается   или почти не употребляется с данным существительным, а затем называет новое существительное и бросает мяч другому игроку. Тот, кому бросили мяч, продолжает отвечать аналогичным образом. В заключительной части тренинга проводится обсуждение всего занятия. Позитивная виртуальность Участникам   тренинга   предлагается   составить   правила   позитивной   виртуальности. Обсуждается каждый пункт правил. 12 правил позитивной виртуальности: 1. Используйте  виртуальную   реальность  только  тогда,  когда  нужно расширить  ваш кругозор (выбор). 2.   Определите   своё   место   в   реальном,   а   не   в   виртуальном   мире.   Виртуальная реальность   –   это   всего   лишь   инструмент.   Ищите   реальные   пути   быть   тем,   кем   хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке. 3. Не заполняйте виртуальной реальностью «дыры» в своей жизни. Используйте её для усиления, а не для заплаток. 4.   Воспринимайте   и   используйте   компьютер   только   как   инструмент,   усиливающий ваши   способности,   облегчающий   продвижение   к   целям   реального   мира.   Никогда   не допускайте,   чтобы   виртуальная   реальность   стала   иллюзорной   заменой   реального   мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель. 5. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной   реальности.   Откажитесь   от   использования   компьютера,   если   это   не   ведёт   к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни. 6.   Всегда   проводите   чёткую   границу   между   виртуальной   реальностью   и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер. Проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и жизнью:  между собой и компьютером;  между тем, с кем вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями. Учитывайте, что восприятие других людей в гиперпространстве не всегда объективно. Другие   люди   –   это   другие   люди,   а   не   продолжение   ваших   убеждений   или   призраки   в компьютере. 7. Используйте виртуальные отношения для обогащения реальных отношений, а не для их   замещения.   Стремитесь   перевести   виртуальные   отношения   в   реальные,   а   не   наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию, и не развивает никаких действительных навыков общения. Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей. 1.   Ищите   причины   возникающей   зависимости   от   компьютера   не   в   виртуальной реальности, а в своей жизни. 2. Избегайте виртуальной реальности, в которой вас привлекают такие вещи, как: – доступность достижения цели, отсутствие препятствий к её удовлетворению; – возможность контролировать взаимодействие за счёт анонимности и лживости; – возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными; – желание уходить от того, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания. 3.  Учитесь   находить   в   реальной   жизни   приятные   моменты   и   удовлетворяющие   вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия». 4. Находите возможность играть в реальности обычной жизни. Ищите независимость в реальном   мире,   а   не   за   компьютером.   Помните,   что   иллюзия   самостоятельности   за компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни. 5. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни   при   каких   условиях.   Не   используйте   компьютер   тогда,   когда   вы   вынуждены   это использование скрывать от людей. Сократите время за компьютером, если вы страдаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт – головные боли). Техника независимого вхождения в виртуальную реальность Компьютер   –   помощник   и   ускоритель   для   выполнения   любых   задач,   дающий небывалый простор для творчества на пути достижения истинной, реальной цели. Техника «Я­высказывание» «Я   использую   компьютер   как   один   из   способов   развития.   Мои   способности развиваются при помощи компьютера и продолжают развиваться без компьютера. Компьютер помогает   мне   решить   задачу,   усиливает   моё   действие.   Компьютер   не   заменяет   моих собственных действий, он их совершенствует. Компьютер не устраняет препятствия к моей цели, он помогает их преодолеть, дополняя мои усилия. Используя компьютер, я расширяю свой выбор. Мой компьютер упрощает мои действия, но не упрощает моих целей. Компьютер не заменяет радостей моей жизни, он помогает сделать эти радости разнообразнее. Я пользуюсь результатами работы за компьютером в реальности». Занятие 8 «Дерево успеха». Цель: развитие сплочения и взаимопонимания. Необходимые   материалы:   цветная   бумага,   ножницы,   клей,   цветные   фломастеры   и маркеры, ватман, скотч. Ведущий предлагает участникам тренинга выбрать цветной лист, обвести карандашом свою ладошку, вырезать её. Нужно на ладони написать свое имя. Затем дети и родители обмениваются ладошками. Далее каждый участник пишет свое пожелания или комплимент на одном   из   пальцев   ладошки.   После   этого   ладошки   снова   возвращаются   к   своим   прежним владельцам.   Затем   по   команде   ведущего   каждый   участник   тренинга   прикрепляет   свою ладошку к ватману, на котором изображён символический ствол «дерева успеха». Совместное   обсуждение.   Что   понравилось,   что   не   понравилось?   Что   было   самым неожиданно приятным? Что заставило задуматься? Какие ощущения вызвала эта совместная деятельность? Завершение   тренинга.   Упражнение   «прощание».   Все   садятся   в   круг   и   по   очереди желают друг другу что­нибудь хорошее на прощание. Конкурсы   для   реализации   творческого   потенциала   учащихся (для   подростков   12– 17лет) (конкурс на лучший коллаж «Я и моя жизнь», конкурс на лучший рисунок «Жизнь в реале», конкурс на лучший плакат и слоган).  Занятие 9 «Прошлое, будущее, настоящее». Цель:  создать   условия,   способствующие   осознанию   своей   жизненной   перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. «Автобиография».  Цель: ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. «Планирование   будущего».  Цель:   определить   планы   на   будущее,   структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности. Упражнение «Моё будущее». Участникам предлагается закончить предложения: ­ Моё будущее видится мне … ­ Я жду … ­ Я хочу … ­ Я думаю … ­ Я планирую … ­ Мне хочется достичь успеха в … ­ Для этого мне необходимо … ­ Главная сложность, с которой я столкнусь … ­ Преодолеть препятствия мне поможет … Упражнение   «Пожелания».  Все   участники   берут   по   альбомному   листу   бумаги, пишут   на   нем   свое   имя.   Затем   передают   этот   лист   своему   соседу,   который   пишет   свое пожелание   и   передает   лист   дальше.   Побывав   у   каждого   участника,   лист   возвращается   к владельцу. Ведущий тоже участвует в упражнении и пишет свои пожелания участникам. «Контракт».  Цель:   осмыслить   пережитое   в  группе   и   составить   контракт   с   самим собой о планах на будущее. Занятие 10 «Тематический классный час «Компьютер. За и против». Для чтения и обсуждения с детьми. В плену у компьютера. – Володенька, погуляй во дворе. Денек­то какой славный, солнечный, – предложила мама. – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы. Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие! – Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки. – Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город. – Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка. «Что   делать?   Если   бабушка   выключит   электричество,   я   не   успею   закончить   игру. Помоги,   ты   же   самый   умный»,   –   умолял   Володя   компьютер.   Мальчику   показалось,   что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Изза угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустил в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену. Дальнейшие   события   Володя   помнил   с   трудом.   Он   бегал,   стрелял,   когото   спасал. Очнулся  мальчик  возле  старинной крепости.  Володя  страшно  устал  и  лег  на траву  возле каменной стены. «Странно,   здесь   нет   запахов»,   –   подумал   Володя.   Мальчик   вспомнил,   как   сладко пахнут цветы. –   Нельзя   лежать.   В   правилах   игры   этого   нет,   –   раздался   металлический   голос компьютера. – Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего. – Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись… – Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться. – Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится. – Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик. – Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос. – Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку. – Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил: – Расскажи мне про рыбалку. – Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл. – Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ. Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов. Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате. – Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама. – Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома. Володя испуганно подскочил: – Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем. – Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор. – Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну. Компьютерная зависимость: вопросы для беседы  Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?  Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?  Расскажи о том, что человек не может сделать без компьютера.  Расскажи о том, что компьютер не может дать человеку.  Легко ли тебе прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?  Что   надо   делать,   чтобы,   играя   не   уйти   «во   внутрь   компьютера»   и   не   забыть   о реальной жизни? Приложение 5 Тематические выступления на родительском собрании «Подросток и компьютер. Опасная грань» Многие   конфликтные   ситуации   школьного   возраста   –   идентификация   себя   с определёнными типами людей, страх отвержения, выбор личностного сценария – подростку удаётся решить при помощи компьютерной игры или интернетактивности. Опыт наблюдения и   лечения   подростков   с   ПК   и   интернетзависимостями,   который   имеется   у   сотрудников государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Росздрава   Н.   Вострокнутова   и   Л.   Перегожина   показал,   что   онлайнкоммуникация   имеет деперсонифицирующий эффект, т.е. даёт возможность ребёнку присутствовать при диалоге других,   не   вмешиваясь   в   него,   оставаться   незамеченным.   Такая   коммуникация   в   режиме реального времени позволяет менять имена и роли, создавать разные виртуальные образы, У ребёнка возникает потребность в такого рода самореализации, что очень часто приводит к зависимости.   В   результате   подросток   с   зависимостью   от   ПКигр   и   онлайн   общением   с друзьями   по   сети   становиться   проблемным   ребёнком   для   семьи.   Бесцельное времяпровождение вызывает озабоченность у родителей. Сам же подросток, как правило, убеждён, что никакой зависимости у него нет. Веские аргументы об увеличении времени на игру, о смене настроения вне игры вплоть до скуки и пустоты, постоянное желание бросить всё и вновь начать играть, почти полная утрата интересов к семейной и школьной жизни, снижение учебной успеваемости – всё это не имеет для него определяющего значения. Спектр   социально­психологических   отклонений   в   значимых   для   ребёнка   сферах жизнедеятельности и основные расстройства возрастного психического развития. Семья:  отклонения в семейных взаимоотношениях;  материнская депрессия;  излишняя тревожность родителей;  неопределённость родительских требований;  постоянные внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребёнка;  противопоставление родительских и семейных ценностей ценностям ребёнка.  Школа:  учебная неуспешность и конфликты с учителями;  частая смена школ в связи с конфликтными ситуациями;  неприятие одноклассников;  экстернатное обучение. Межличностные отношения:  отвержение сверстниками;  привлекательность и давление субкультуры ПКигр и онлайнобщения;  вовлечённость   в   виртуальное   сообщество   с   принятием   его   ценностей,   языка, отличительных знаков. У   таких   подростков   имеются   отдельные   характерные   признаки   психических расстройств:  появление задержанного развития;  личностный инфантилизм;  расстройства привязанности;  синдром дефицита внимания и гиперактивности;  аддиктивное поведение;  расстройства   научения,   определяющие   своеобразие   интеллектуального   развития (дислексические проблемы при хороших компьютерных навыках). Признаки зависимости с характерными особенностями психического состояния: - поглощенность общения с друзьями по сети; - сверхценное отношение к ПКиграм; - изменение эмоциональности подростка. Возникновение восхищения, радости, досады в   игровом   пространстве   и   утрата   чувств   удовольствия,   любознательности   вне   игровой ситуации; - снижение   познавательной   активности   и   мотивации   в   ситуациях,   не   связанных   с - избирательные   расстройства   научения   (проблемы   дислексии,   пространственной - инфантилизм, как личностная незрелость; - расстройства сна, боли и напряжение в мышцах. Основные признаки интернетзависимости: ­ чрезмерное, ничем не мотивированное злоупотребление временем работы в сети, не компьютерными играми; ориентировки); связанное с профессиональной, научной или иной созидательной деятельностью; ­ использование Интернета как преобладающего средства общения; ­ создание   и   эксплуатация   виртуальных   образов,   крайне   далёких   от   реальных характеристик; ­ влечение к интернетиграм и создание вредоносных программ (без какойлибо цели); ­ субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети. Все эти признаки ПК­зависимости могут сочетаться с серьёзными патологическими расстройствами   личности,   которые   определяют   устойчивость   аддикции.   При   условии обнаружения   родителями   ребёнка   подобных   симптомов,   необходимо   обратиться   к специалисту. «Влияние компьютера на здоровье ребёнка» Подавляюще большинство современных детей и подростков активно вовлечено в мир компьютерных   технологий.   Без   умения   пользоваться   данными   технологиями   ребёнок   не сможет состояться, не сможет достичь определённого положения в современном мире. Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только   для   достижения   конкретной   практической   цели   (поиск   необходимой   информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, интернетсайты).   Виртуальная   реальность   очень   быстро   поглощает   ребёнка   целиком,   и   он становиться зависимым. ребёнок. 2. Состояние возможной зависимости Признаки: Основные признаки компьютерной зависимости и рекомендации для родителей: 1. Увлеченность на стадии освоения Признаки:  Долгое сидение у компьютера.  Высокая концентрация внимания  Эмоциональное возбуждение во время и после игры. Что необходимо предпринимать родителям:   Настаивать   на   соблюдении   временного   режима   (количество   времени,   которое ребёнок может проводить за компьютером без ущерба для здоровья).  Предложить ребёнку чтото более интересное.  Переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и т.д.).   Ненавязчивая цензура компьютерных игр (сайтов в Интернете), в которые играет  Сильная погружённость в игру (или Интернет), нахождение за компьютером более 3х часов в день.  Снижение интереса к учёбе, падение успеваемости.   Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре в компьютерные игры.  Сужение круга общения (разговоры только о компьютере).  Потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком. Что необходимо предпринимать родителям:  Осуществлять ненавязчивый контроль за другой деятельностью ребёнка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса или школы).  Настаивать на соблюдении временного режима нахождения ребёнка за компьютером.  Не позволять ребёнку выходить в Интернет бесконтрольно.  Больше общаться с ребёнком, вовлекая его в процесс решения реальных проблем.  Обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям. 3. Выраженная зависимость Признаки:  Ребёнок не контролирует себя.  Явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать, или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружён сам в себя).  Уходы из дома с целью поиграть в компьютерные игры у друзей или в компьютерном клубе.  Угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером. Что необходимо предпринимать родителям:   Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень   быстро   может   перейти   на   стадию   клинической   зависимости,   при   которой   помощь оказывается врачомпсихиатром в стационаре. Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка – личный пример самих родителей! Значение игры в жизни ребёнка Игры нужны детям как воздух, и школьникам тоже. В игре формируется не только активный, жизнеутверждающий, эмоциональный настрой, но и умения принимать решения в непредсказуемых,   каждый   раз   меняющихся   ситуациях,   где   взаимодействуют   несколько человек. У ребёнка развивается способность соблюдать и принимать различные «роли», что обеспечивает гибкость в общении, лучше понимать собеседника, его чувства и переживания, развивается   умение   следовать   общепринятым   нормам   и   правилам.   В   итоге,   поведение становится более уверенным, непосредственным и гибким, что позволяет ребёнку избегать ненужных конфликтов и напряжений. Игра с детьми весьма эффективна с 5 до 10 лет. Иначе дело складывается, если родители не только не играют с детьми, но и вообще не допускают в отношении с ними открытости, откровенности, непосредственности – только запреты,   строгости   и   наказания   по   любому   поводу.   Ребёнок   привыкает   делать   всё исподтишка, а то и озлобляется, становиться недружелюбным и агрессивным, восполняет в играх со сверстниками то, что запрещают дома. И «вредность» ребёнка не уменьшается, а увеличивается,   перерастая   в   подростковом   возрасте   в   открытую   враждебность   к окружающим. Есть у современных детей ещё один вид проведения досуга – компьютерные игры и интернетчаты. Ребёнок с удовольствием окунается в виртуальный мир, который гораздо ярче и   красочнее   реального.   Родители   нередко   разделяют   и   поощряют   новое   увлечение   своих детей, не замечая, как их дети всё больше и больше становятся зависимыми от виртуальной реальности, отдавая предпочтение экранным героям, а не настоящему, живому общению с друзьями. Дети начинают вести себя как настоящие наркоманы. Оставаясь один на один с компьютерным   героем,   ребёнок   останавливается   на   стадии   манипуляции   с   объектами.   В дальнейшем   принцип   манипулятивного   общения   он   использует   и   в   ситуациях   реального общения с окружающими. Психологи   единодушно   считают,   что   не   нужно   лишать   ребёнка   компьютерных   игр вообще. Запреты не решат проблемы. Необходимо разумное сочетание: грамотный подбор компьютерных   игр,   соответствующих   возрасту   ребёнка   и   обязательное   присутствие   в   его жизни настоящих, реальных, интересных, подвижных игр со сверстниками. Подвижных игр должно быть больше. Главное   не   в   том,   строги   родители   или   снисходительны,   а   в   том,   насколько   они доброжелательны и терпимы, способны ли вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику   в   свой   адрес   и   делать   соответствующие   выводы.   Это   и   есть   обратная психологическая связь, без которой развитие детей будет обеднено, а то и разрушено. Не только   родители   воспитывают   детей,   но   и   дети   воспитывают   родителей,   их   умение сопереживание и сочувствие. Детское одиночество Первое чувство одиночества может возникать в период детства. Это происходит у ребёнка   тогда,   когда   он   приходит   к   выводу,   что   отдельное   существо.   Когда   внешнее окружение и внешние цели, которые ставит перед собой ребёнок, подводят его, мир вокруг начинает рушиться, и ребёнок оказывается наедине с внутренней пугающей пустотой – один. Выбор   между   внутренней   и   внешней   целью   у   ребёнка   формируется   при   активном участии   окружающих   его   людей.   Чем   больше   выбор   ограничивается   искусственными требованиями извне (родители, педагоги и др.), тем больше нарастает внутреннее напряжение, неудовлетворённость.   Например,   когда   учат   музыке   при   отсутствии   музыкальных способностей. Напряжение переходит в чувство вражды и агрессии. Но тревога, враждебность не допускаются   в   сознание   ребёнка,   вытесняются   у   поля   внимания   внутренней   реальности. Ребёнок учиться принимать навязанную цель и формировать защитное поведение. Каждая форма такого поведения носит оттенок социальной желательности. Но чувство оторванности и покинутости у ребёнка остаётся. Поэтому даже при успешном достижении ложных навязанных целей ребёнок глубоко внутри   ощущает   одиночество.   Для   решения   данной   проблемы   взрослым   совместно   с психологом необходимо помочь ребёнку. Как это сделать? Во­первых,   изменить   отношение   ребёнка   к   своему   одиночеству.   Помочь   ему посмотреть на одиночество как на ожидание перемен, возможность осмыслить прошлое. Здесь важно не оставлять ребёнка наедине с самим собой – одиноким, а пытаться общаться с ним на его языке. Спросить ребёнка, где он чувствует себя наиболее одиноким – среди людей или наедине с собой. Во­вторых,   помочь   ребёнку   изменить   отношение   к   себе.   Указать   ему   на   его способности, помочь развить их, чтобы привлечь к себе других детей. В результате ребёнок станет более привлекательным, сможет вступать в отношения, чтобы отдавать, а не брать. В­третьих, научить ребёнка общаться с людьми, для которых привлекательны его цели. Научить его интересоваться целями других детей. Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних» За последние десять лет средства мультимедиа превратились в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. Среди многих проблем, стоящих перед российским   образованием,   одно   из   важных   мест   занимает   проблема   возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних в образовательной среде. Аддиктивное   поведение   (от   англ.   Addiction   –   пагубная   привычка,   порочная склонность)   –   одна   из   форм   отклоняющегося,   девиантного   поведения   с   формированием стремления   к   уходу   от   реальности.   Такой   уход   осуществляется   путём   искусственного изменения   своего   психического   состояния   при   помощи   различных   средств:   химических (алкоголь,   табакокурение,   наркотики)   и   нехимических   (компьютерная,   интернет,   теле   и телефонная, игровая) зависимостей. Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется   изменениями   в   поведении   ребёнка,   который   «кричит»   о   необходимости оказать ему экстренную помощь. Нередко нарушения в поведении ребёнка становятся такими глубокими, что начинают носить криминальный характер. Решая   важную   задачу   по   предупреждению   возникновения   аддикции   у несовершеннолетних психологи, педагоги, социальные педагоги образовательного учреждения тем самым создают условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды. Ребёнок   может   быть   зависим   от   различных   форм   поведения   и   это   находит подтверждение в нашей повседневной жизни. Как правило, классные руководители и педагоги конкретного образовательного учреждения знают тех детей, которые слишком много времени проводят в Интернете, или чрезмерно увлекаются тренировками, или всё свободное время и не только его тратят на компьютерные игры, или буквально не отходят от телевизора. По мнению   медицинских   работников,   а   в   частности   врачейнаркологов   и   психиатров, нехимические аддикции встречаются довольно часто и по своим последствиям они так же опасны, как и химические зависимости. Одной   из   причин   формирования   нехимических   аддикций   у   несовершеннолетних являются   нарушения   во   внутрисемейных   отношениях.   Поэтому   при   подборе   средств   и методов по предупреждению возникновения аддиктивного поведения необходимо учитывать все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать родителей ребёнка. Риск формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних происходит при соотношении   характерологических   особенностей,   личностных   свойств   и   социальных факторов.   Педагогампсихологам   образовательных   учреждений   необходимо   иметь соответствующий инструментарий для определения наличия аддикции у несовершеннолетних. В этот инструментарий в обязательном порядке должна входить диагностика по определению характерологических особенностей  личности, опросники  и тесты  по определению степени нехимической аддикции у ребёнка. Имеется ряд причин, по которым ребёнок приходит к аддиктивному поведению: 1. Любопытство. 2. Следование правилам взаимоотношений в группе сверстников (быть как все). 3. Лёгкая форма общения (уход от реального общения к виртуальному). Снижение чувства ответственности. 4. Уход от неприятных эмоций 5. Сопротивление требованиям окружающих (назло учителю, родителям и т.д.). В   результате   ребёнок   откладывает   решение   важных   для   себя   проблем   на   потом, достигая комфортного состояния здесь и сейчас путём аддиктивной реализации. Другими словами, меняется личность подростка. Наличие   одной   аддикции,   как   правило,   ведёт   к   возникновению   другой,   либо   к психическим   отклонениям.   Например,   Интернетаддикция   у   несовершеннолетнего   не считается официальным диагнозом, а часто является симптомом других серьёзных проблем в жизни ребёнка (трудности в общении, депрессии и т.д.). Психолог   Эрик  Штайн   считает,  что  одна  из  задач  растущей   личности  –  научиться отличать фантазию от реальности, совершаемого в воображении от совершаемого на самом деле. Зависимая аддиктивная личность имеет общие характеные черты в реальной жизни:  Отсутствие самоконтроля и самостоятельности.  Признаки навязчивости.  Неумение сказать «нет».  Боязнь быть отвергнутым.  Болезненное восприятие критики.   Физическое   истощение   (головные   боли,   бессонница,   расстройства желудочнокишечного тракта, снижение уровня зрения, боли в спине и суставах).  Психическое истощение (дефицит внимания, снижение функции памяти, тревожные и депрессивные расстройства).  Материальное и духовное обнищание. Для   создания   психологической   безопасности   в   образовательной   среде   такого   рода аддикции несут косвенные потери:  Снижение уровня общей успеваемости.  Распространение субкультуры аддиктивного поведения в среде несовершеннолетних.  Искажение социальных и позитивных ценностей среди учащихся.  ухудшение обстановки в образовательной и микросоциальной среде. В   настоящее   время   системность   и   эффективность   мер   по   предупреждению психосоциальных   расстройств,   к   которым   относится   аддиктивное   поведение несовершеннолетних, связанное с компьютерной, игровой, Интернет, зависимостью, поможет педагогам, психологам, социальным педагогам, специалистам сферы психического здоровья адекватно оценить возможности первичной профилактики. Особенности мер по предупреждению возникновения аддиктивного поведения: 1.   Меры   первичной   профилактики,   используемые   в   социокультурном   контексте (культура использования массмедиа и высоких технологий); 2.   Исследование   многочисленных   причин   психосоциальных   расстройств, отличающихся   по   происхождению,   последствиям,   механизмам   действия   и   временным параметрам. 3. Профилактическая деятельность должна отражать понимание того, что решающим фактором является поведение ребёнка. Для   эффективного   предупреждения   формирования   аддиктивного   поведения   среди несовершеннолетних изменения необходимы не только в поведении и установках отдельных детей, но и в социальных системах, каковыми являются образовательные учреждения. Использование   системы   первичной   профилактики   аддиктивного   поведения   среди несовершеннолетних,   как   одна   из   задач   создания   психологической   безопасности образовательной среды сводится к воспитанию разносторонней гармоничной личности. Чем богаче духовный мир подростка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)

Методики диагностики компьютерной зависимости у подростков (тесты и их описание, рекомендации преподавателям)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017