Методики психологической диагностики детей
Оценка 4.8

Методики психологической диагностики детей

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
дефектология +2
Детсад—6 кл
25.01.2017
Методики психологической диагностики детей
Комплекс методик подобран для диагностики личностных особенностей ребенка, диагностики эмоционального состояния ребенка и диагностики межличностных взаимоотношений. В таблице указано назначение методики и краткое описание, а так же с какого возраста можно применять данную методику. В помощь начинающему педагогу - психологу.
методики психолог.диагностики.docx
Методики психологической диагностики. Диагностика личностных особенностей ребенка. Диагностика эмоционального состояния ребенка. Диагностика межличностных взаимоотношений. № Методики Возраст Назначение методики Краткое описание методики 1. 2. «Лесенка» с 3 – 7 лет с 6 лет Методика «Человек под дождем» Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье. Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д. Методика ориентирована на диагностику силы На чистом листе бумаги формата А 4, который Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. 3. 4. Методика «Два дома» 3,5 – 6 лет Методика «Домики» Ореховой О. А. 4 – 12 лет позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций. Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить: степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы; актуальные для ребенка ценности; предпочтения    Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. Методика включает в себя 3 задания: 1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным. 2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);  варианты личностного развития с рекомендациями коррекции. Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов. Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, с 5 лет 3,5 – 7 лет 5. 6. Методика ДДЧ (Дом-Дерево- Человек) Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет. 3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет. Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно: Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. 7. Hand-тест (тест руки) с 5 лет Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения. рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования) 8. с 5 лет Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «З адание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. 9. Тест Сонди с 6-7 лет Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений. Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные. 10. Методика С 6 Методика изучает Ребенку предлагается «Несуществующе е животное» лет 11. Методика «Контурный САТ- Н» 3 – 10 лет личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д. на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием. Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоционально е, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями ) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно- зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка. Методика направлена на изучение личностных, индивидуально- типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; и предъявляются в определенном порядке. Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет. Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Методика 12. «Автопортрет» с 6-7 лет 13. Цветовой тест Люшера с 3,5 лет выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций. 14. Методика «Кактус» с 4 лет 15. 16. Рисунок семьи Тест «Эмоциональные сферы» с 4 лет с 6 лет Набор карточек предъявляется дважды. Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа. Ребенку предлагают нарисовать свою семью. находится некая то называет ее Вокруг каждого из нас защитная оболочка. Кто- энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку Величина сферы, ее используемые цвета — там, если нужно. расположение, какие захотите. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. 17. Тест «Сказка» с 3,5 лет Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания. 18. Методика «Аппликация» с 6-7 лет Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье. Методика Рене Жиля с 5 лет Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательно сть, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отноше ние к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…) Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры. Методика является визуально-вербальной (з рительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий. 19. 20. Методика «Два дома» 3,5 – 6 лет Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный 21. 22. ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Методика "Мозаика" С 6 лет С 6 лет взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций. Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и  частично неосознаваемый уровни отношений. Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и домики жильцов. В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. свое поле для свою коробку с В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей выкладывания мозаики и цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу". наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком реакция наблюдающего взрослого, обращенную к задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется ребенка на оценку его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает взрослого, выражает ли негативные оценки протест в ответ на принимает их. После поощрения или того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку. 23. Интервью "Волшебный мир" С 5 лет Эту диагностику можно В интервью ребенку предлагается (Л. Д. Столяренко) отнести к методике катарсиса. 24. Тест животных Рене Заззо С 5 лет Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его со всемогущим идентифицировать себя волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной превратиться в любое стране и в нашем реальном мире: существо, в любое животное, стать маленьким или стать девочкой и взрослым, мальчику наоборот, и т. п. По ходу идентификация с интервью всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. позиции и эмоциональной реактивности. симпатию или провести спонтанный Ребенок сначала должен выбор, а затем выразить антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей

Методики психологической диагностики детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017