Методики работы с детьми РАС

  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Работа с родителями
  • Особые потребности
  • pptx
  • 27.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Презентация на педсовет.pptx
МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАС Педагог-психолог: Васенева И.И.
DIR FLOORTIME DIR/Floortime — это распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра, разработанная профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Идея терапии по методике Floortime состоит в том, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого было естественным, а среда эмоционально теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой руководит ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди — родители могут обучиться основным правилам и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.
Что такое DIR/Floortime? DIR — это концепция системы ранней помощи детям с нарушениями. Аббревиатура DIR составлена из первых букв понятий, означающих построение отношений с учетом уровня функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (ребенка, семьи, окружения и терапистов).
D (Developmental) — развивающий, (в данном случае — развитие ребенка).
I (Individual Differences) — индивидуальные особенности (ребенка).
R (Relationship-Based) — построение отношений, развитие отношений с ребенком.
Методика Floortime Floortime — это ведущая методика концепции DIR. Цель программы DIR/Floortime — продвижение ребенка вверх по лестнице развития. Специалисты DIR/Floortime преследуют две основные задачи: — Следовать за ребенком и использовать его естественные интересы. — Ввести ребенка в мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире со взрослыми.
«Вступая в мир ребенка, мы можем помочь ему научиться строить взаимоотношения содержательным, спонтанным, гибким и теплым образом».
Применение методики Floortime дает также возможность решать следующие задачи:  Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом, достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление ребенком личными эмоциями.  Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге. — Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции. — Гармонизация сенсорной сферы ребенка. Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и альтернативной). Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной ситуации. Обучение ребенка умению идти на компромисс. Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального). Развитие у ребенка самосознания и навыков самооценки. Формирование мотивов к обучению и общению. Формирование у ребенка основы системы ценностей. Построение основ Я-концепции ребенка.
Условия применения методики Floortime Следовать за ребенком — не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его
Основы методики Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность с подстройкой под ребенка: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Ребенку должно быть интересно!
Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйт е привычные предметы необычным способом
Используйте  много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими  детьми. Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван. Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
Флортайм  – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Вывод: Чего вы можете добиться, применив эту методику? • • Эмоциональный контакт с ребенком • • Взаимодействия в диалоге • • Удовольствие от общения • • Улучшение саморегуляции • • Гармонизация сенсорной сферы • • Развитие коммуникации (речевой и альтернативной) • • Понимание и управление личными эмоциями • • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации • • Умение идти на компромисс • • Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального) • • Развитие самосознания и самооценки • • Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей • • Построение Я-концепции.
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по- особенному.
АВА - терапия
АВА-терапия - что это такое? Метод АВА- терапии Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.
Как это работает? При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия.
Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю.
Недостатки методики К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.
Сочетание элементов ABA и DIR может предоставить больше возможностей для достижения успеха. В ABA акцент делается на поведении, в то время как модель DIR основывается на эмоциях. Некоторые специалисты считают, что традиционные методы ABA- терапии включают когнитивную работу, однако, такое обучение иногда проводится в ущерб творческой, спонтанной и творческой манере игры. Метод DIR также может помочь ребенку в обобщении навыков, приобретенных в ходе обучения, построенного на принципах АВА-терапии.
Работа на моторными и сенсорными навыками также должна быть важной частью терапевтической программы. Дети с аутизмом часто обладают слабыми моторными навыками и низким мышечным тонусом. Совершенствование двигательных навыков может привести к повышению успеваемости.
• Например, совершенствование навыков мелкой моторики может улучшить способность ребенка к письму или использованию клавиатуры, а умение следить за мячом и хорошая координации глаз и рук может, в конечном счете, сформировать навыки, которые впоследствии пригодятся для чтения в случае детей, имеющих трудности со зрительным восприятием. Занятия спортом также могут улучшить вестибулярный аппарат и чувство тела, то есть положения частей тела в пространстве и по отношению друг к другу. На эти важные аспекты необходимо обращать внимание, поскольку аутизм часто влияет на процесс обработки сенсорной информации.
Таким образом
Сочетание методов ABA и DIR может привести к эффективным результатам, поскольку ABA предполагает пошаговое обучение и четкую его структуризацию, а DIR фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребенка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно. Дети с аутизмом могут работать над освоением навыков методом обучающих блоков, однако, с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и отношений. При этом дети могут обучиться таким ценным навыкам, как выстраивание последовательности шагов, необходимых для выполнения задачи.
Благодарю за внимание!