МЕТОДИКИ
РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ РАС
Педагог-психолог: Васенева И.И.
Методики работы с детьми РАС
DIR FLOORTIME
DIR/Floortime — это распространенная
система помощи детям с расстройствами
аутистического спектра, разработанная
профессором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Идея терапии по методике Floortime состоит в
том, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого
было естественным, а среда эмоционально
теплой и безопасной для ребенка, и тогда он
будет чувствовать себя непринужденно, весело
и спокойно. Игрой руководит ребенок, а
взрослые присоединяются к нему. Родители
лишь помогают расширить игровые рамки и
привить новые навыки. Также одним из
преимуществ этого подхода является то, что
самые близкие для ребенка люди — родители
могут обучиться основным правилам и ключевым
моментам терапии для осуществления ее дома.
Методики работы с детьми РАС
Что такое DIR/Floortime?
DIR — это концепция системы ранней
помощи детям с нарушениями.
Аббревиатура DIR составлена из первых
букв понятий, означающих построение
отношений с учетом уровня
функционального эмоционального
развития и индивидуальных особенностей
(ребенка, семьи, окружения и терапистов).
Методики работы с детьми РАС
D (Developmental) — развивающий, (в
данном случае — развитие ребенка).
Методики работы с детьми РАС
I (Individual Differences) —
индивидуальные особенности
(ребенка).
Методики работы с детьми РАС
R (Relationship-Based)
— построение
отношений, развитие
отношений с
ребенком.
Методики работы с детьми РАС
Методика Floortime
Floortime — это ведущая методика
концепции DIR. Цель программы
DIR/Floortime — продвижение ребенка
вверх по лестнице развития.
Специалисты DIR/Floortime
преследуют две основные задачи:
— Следовать за ребенком и
использовать его естественные
интересы.
— Ввести ребенка в мир. Причем,
важно, чтобы ребенок сам захотел быть
в одном мире со взрослыми.
Методики работы с детьми РАС
«Вступая в мир ребенка, мы можем помочь ему
научиться строить взаимоотношения содержательным,
спонтанным, гибким и теплым образом».
Методики работы с детьми РАС
Применение методики Floortime дает также
возможность решать следующие задачи:
Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом,
достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление
ребенком личными эмоциями.
Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге. —
Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции. —
Гармонизация сенсорной сферы ребенка.
Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и
альтернативной).
Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной ситуации.
Обучение ребенка умению идти на компромисс.
Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и
эмоционального).
Развитие у ребенка самосознания и навыков самооценки.
Формирование мотивов к обучению и общению.
Формирование у ребенка основы системы ценностей.
Построение основ Я-концепции ребенка.
Методики работы с детьми РАС
Условия применения методики
Floortime
Следовать за
ребенком — не значит
комментировать или
просто повторять то,
что он делает, это
значит входить в
контакт и
взаимодействовать с
ним на базовом уровне
его интересов.
Взрослый должен
создать причину, по
которой ребенок
захочет с ним играть,
поэтому для начала
нужно приглядеться к
ребенку и выяснить, в
чем состоит его
Методики работы с детьми РАС
Основы методики
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это
неодушевленные сортеры или кубики.
Методики работы с детьми РАС
Артистичность с
подстройкой
под ребенка:
меняйте тембр
голоса, скорость
речи и не бойтесь
дурачиться и
переигрывать.
Ребенку должно
быть интересно!
Методики работы с детьми РАС
Хвалите маленького
партнера по игре:
как вам нравится с
ним играть, какой он
милый, приятный,
красивый, какие у
него симпатичные
ручки, ножки, волосы
и даже зубки.
Методики работы с детьми РАС
Поддерживайте
постоянный интерес
к занятию: используйт
е привычные предметы
необычным способом
Методики работы с детьми РАС
Используйте
много ярких жестов и
выразительную мимику,
особенно с неговорящими
детьми.
Накрасьте яркую помаду на губы и
следите за чёткой артикуляцией,
когда обращаетесь к ребенку.
Методики работы с детьми РАС
Переносите
игру в
новое место: на
прогулку в
парк, из
комнаты в
комнату, сев на
разложенный
диван.
Чем легче и
дружественнее
атмосфера, тем
проще вам
будет внедрить
в нее элементы
новых навыков.
Методики работы с детьми РАС
Флортайм
– это замаскированная учеба,
спрятанная в активной игре.
Методики работы с детьми РАС
Вывод:
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
• • Эмоциональный контакт с ребенком
• • Взаимодействия в диалоге
• • Удовольствие от общения
• • Улучшение саморегуляции
• • Гармонизация сенсорной сферы
• • Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
• • Понимание и управление личными эмоциями
• • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
• • Умение идти на компромисс
• • Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и
эмоционального)
• • Развитие самосознания и самооценки
• • Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
• • Построение Я-концепции.
Методики работы с детьми РАС
Все дети любят играть и получают от
этого удовольствие, разница лишь в
том, что аутичный ребенок играет по-
особенному.
Методики работы с детьми РАС
АВА - терапия
Методики работы с детьми РАС
АВА-терапия - что это такое? Метод АВА-
терапии
Она основана на поведенческих
технологиях и методиках, которые дают
возможность изучать влияние факторов
окружающей среды на поведение аутиста
и изменять его, то есть манипулировать
этими факторами. Метод АВА-терапии
имеет еще одно название — модификация
поведения. Идея программы АВА
заключается в том, что любое поведение
влечет за собой последствия, и когда это
ребенку нравится, он будет повторять эти
действия, если же не нравится — не будет.
Методики работы с детьми РАС
Как это работает? При данной методике все сложные
навыки для аутистов, такие как контактность, речь,
творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и
другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия.
Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В
итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует
одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во
время процесса разучивания действий дает ребенку с
нарушениями аутичного спектра задание. Если
самостоятельно справиться малыш с ним не может,
обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные
ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные
ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия.
Методики работы с детьми РАС
Для поэлементного разучивания и
оттачивания десятков действий и
предметов необходимо достаточно
много усилий и времени. Считается,
что для детей с диагнозом «аутизм»
АВА-терапия будет наиболее
эффективна, если занятиям по
данной методике уделять не менее
30-40 часов в неделю.
Методики работы с детьми РАС
Недостатки методики
К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на
начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх
перед чужими людьми.
Программа достаточно жесткая, использовать ее следует
аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть
готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система
поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или
ослабление работы не желательно, так как это может сказаться
на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а
тренируют — обучают навыкам путем их многократного
повторения. Для работы по данной методике необходимо полное
послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно
сложно. Контролировать занятия по такой программе очень
важно, однако и дома следует попытаться организовать систему
развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.
Методики работы с детьми РАС
Сочетание элементов ABA и DIR может предоставить
больше возможностей для достижения успеха.
В ABA акцент делается на поведении, в то время как
модель DIR основывается на эмоциях. Некоторые
специалисты считают, что традиционные методы ABA-
терапии включают когнитивную работу, однако, такое
обучение иногда проводится в ущерб творческой,
спонтанной и творческой манере игры. Метод DIR
также может помочь ребенку в обобщении навыков,
приобретенных в ходе обучения, построенного на
принципах АВА-терапии.
Методики работы с детьми РАС
Работа на моторными и
сенсорными навыками также
должна быть важной частью
терапевтической программы. Дети с
аутизмом часто обладают слабыми
моторными навыками и низким
мышечным тонусом.
Совершенствование двигательных
навыков может привести к
повышению успеваемости.
Методики работы с детьми РАС
•
Например, совершенствование навыков мелкой моторики
может улучшить способность ребенка к письму или
использованию клавиатуры, а умение следить за мячом и
хорошая координации глаз и рук может, в конечном счете,
сформировать навыки, которые впоследствии пригодятся для
чтения в случае детей, имеющих трудности со зрительным
восприятием. Занятия спортом также могут улучшить
вестибулярный аппарат и чувство тела, то есть положения
частей тела в пространстве и по отношению друг к другу. На
эти важные аспекты необходимо обращать внимание,
поскольку аутизм часто влияет на процесс обработки
сенсорной информации.
Методики работы с детьми РАС
Таким образом
Методики работы с детьми РАС
Сочетание методов ABA и DIR может привести к
эффективным результатам, поскольку ABA
предполагает пошаговое обучение и четкую его
структуризацию, а DIR фокусируется на отношениях,
эмоциях и интересах ребенка, что позволяет детям
использовать освоенные навыки спонтанно и
осмысленно.
Дети с аутизмом могут работать над освоением
навыков методом обучающих блоков, однако, с учетом
их индивидуальных особенностей, интересов и
отношений. При этом дети могут обучиться таким
ценным навыкам, как выстраивание
последовательности шагов, необходимых для
выполнения задачи.
Методики работы с детьми РАС
Благодарю за
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.