DIR — это концепция системы ранней помощи детям с нарушениями. Аббревиатура DIR
В первую очередь внимание уделяется созданию фундамента для здорового развития
DIR/Floortime — это распространенная система помощи детям с расстройствами
аутистического спектра, разработанная профессором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Идея терапии по методике Floortime состоит в том, чтобы взаимодействие ребенка
и взрослого было естественным, а среда эмоционально теплой и безопасной для ребенка, и
тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой руководит
ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые
рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода является то,
что самые близкие для ребенка люди — родители могут обучиться основным правилам и
ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.
составлена из первых букв понятий, означающих построение отношений с учетом уровня
функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (ребенка,
семьи, окружения и терапистов).
ребенка. Благодаря данному подходу дети приобретают ключевые способности,
отсутствующие или нарушенные в процессе их развития: способность к теплым,
принимающим отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению
и в различной степени к логическому, творческому и абстрактному мышлению
D (Developmental) — развивающий, (в данном случае — развитие ребенка). Мы можем
определить, на каком уровне функционального эмоционального развития находится
ребенок. Это, в свою очередь, помогает нам углубиться в изучение эмоциональных
функций и определить, в какой степени у ребенка развиты навыки на каждом уровне. Без
этого невозможно начать работу, т.к. мы бы не знали, с чего начать и над чем работать. На
данном этапе работы мы составляем «портрет» функционального эмоционального
развития ребенка, который поможет составить индивидуальную программу.
информация о ребенке. Специалистами принимаются во внимание: особенности ЦНС,
медицинские данные, история семьи, особенности всех членов семьи и их
взаимоотношения, семейные ритуалы и традиции, сенсорный профиль семьи и ребенка, его
привычки (что любит и не любит). Очень важно понимать, как живет ребенок, и что его
окружает. Эти данные учитываются при составлении индивидуальной программы
DIR/Floortime.
R (Relationship-Based) — построение отношений, развитие отношений с ребенком. Это
все те отношения, которые необходимы для эмоционального развития ребенка. В первую
очередь с мамой и папой (воспитателями), потом со специалистами и окружающими
людьми. Это то, ради чего строится вся программа DIR/Floortime.
продвижение ребенка вверх по лестнице развития.
Floortime — это ведущая методика концепции DIR. Цель программы DIR/Floortime —
Специалисты DIR/Floortime преследуют две основные задачи:
— Следовать за ребенком и использовать его естественные интересы.
— Ввести ребенка в мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном
I (Individual Differences) — индивидуальные особенности (ребенка). Это подробная
Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом,
достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление ребенком
личными эмоциями.
Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге. —
Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции. — Гармонизация сенсорной
сферы ребенка.
Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и
мире со взрослыми
альтернативной).
ситуации.
эмоционального).
Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной
Обучение ребенка умению идти на компромисс.
Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и
Развитие у ребенка самосознания и навыков самооценки.
Формирование мотивов к обучению и общению.
Формирование у ребенка основы системы ценностей.
Построение основ Я-концепции ребенка.
Следовать за ребенком — не значит комментировать или просто повторять то, что он
делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть,
поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный
интерес.
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• Эмоциональный контакт с ребенком
• Взаимодействия в диалоге
• Удовольствие от общения
• Улучшение саморегуляции
• Гармонизация сенсорной сферы
• Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
• Понимание и управление личными эмоциями
• Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
• Умение идти на компромисс
• Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и
эмоционального)
• Развитие самосознания и самооценки
• Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
• Построение Я-концепции.
•
•
•
АВА терапия
Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность
•
Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов
Как это работает? При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие
К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если
Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и
изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то
есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название —
модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение
влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти
действия, если же не нравится — не будет.
как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие
разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с
ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно
сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания
действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно
справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные
ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом
основана АВА-терапия.
необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом
«аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике
уделять не менее 30-40 часов в неделю.
ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми.
морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится
постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление
работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что
ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного
повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а
добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой
программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему
развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.
эмоциях. Некоторые специалисты считают, что традиционные методы ABA-терапии
включают когнитивную работу, однако, такое обучение иногда проводится в ущерб
творческой, спонтанной и творческой манере игры. Метод DIR также может помочь
ребенку в обобщении навыков, приобретенных в ходе обучения, построенного на
принципах АВА-терапии.
терапевтической программы. Дети с аутизмом часто обладают слабыми моторными
навыками и низким мышечным тонусом. Совершенствование двигательных навыков может
привести к повышению успеваемости.
Например, совершенствование навыков мелкой моторики может улучшить
способность ребенка к письму или использованию клавиатуры, а умение следить за мячом
и хорошая координации глаз и рук может, в конечном счете, сформировать навыки,
Работа на моторными и сенсорными навыками также должна быть важной частью
В ABA акцент делается на поведении, в то время как модель DIR основывается на которые впоследствии пригодятся для чтения в случае детей, имеющих трудности со
зрительным восприятием. Занятия спортом также могут улучшить вестибулярный аппарат
и чувство тела, то есть положения частей тела в пространстве и по отношению друг к
другу. На эти важные аспекты необходимо обращать внимание, поскольку аутизм часто
влияет на процесс обработки сенсорной информации.
ТАКИМ ОБРАЗОМ
Сочетание методов ABA и DIR может привести к эффективным результатам, поскольку
ABA предполагает пошаговое обучение и четкую его структуризацию, а DIR фокусируется
на отношениях, эмоциях и интересах ребенка, что позволяет детям использовать
освоенные навыки спонтанно и осмысленно.
Дети с аутизмом могут работать над освоением навыков методом обучающих блоков,
однако, с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и отношений. При этом дети
могут обучиться таким ценным навыкам, как выстраивание последовательности шагов,
необходимых для выполнения задачи
Методики работы с детьми РАС
Методики работы с детьми РАС
Методики работы с детьми РАС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.