Методологическая культура речи учителя физики

  • Научные работы
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессиональная речь педагога- главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю. Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения.
Иконка файла материала Методологическая культура речи учителя физики.doc
Реферат по дисциплине: «Методологическая культура речи учителя физики» По теме: «Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями»   Исполнитель: Харитонова Татьяна Сергеевна 1Содержание 1.Ведение (3ст) 2. Формирования речевой компетенции (4­5 ст) 3. Важные  понятия о культуре речи (5­9ст) 4.Заключение (9 ст) 5. Список используемой литературы (10ст) 2Введение  Язык – первоэлемент культуры, и именно в нем быстрее и ярче  отражаются все стороны жизни общества, переживающего различные социальные потрясения. В какой бы области ни работал человек, он должен   владеть  нормами литературного языка, богатым словарным запасом, уметь четко и ясно  выражать свои мысли.   Речь всегда являлась показателем интеллигентности,  образованности, ясности мышления, общей культуры человека.   Речь в  определенном смысле формирует личность, служит визитной карточкой  человека. Профессиональная речь педагога­ главное средство обучения и  воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием  профессионального образования и обладать развитыми способностями к  профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.  Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении  определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических  моделях педагогического общения. Известный лексиколог профессор С. И. Ожегов писал: «Высокая культура  речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и  в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и  наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е.  самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически  оправданное)». Умение четко и ясно выражать свои мысли, воздействовать на  слушателей – это своеобразная характеристика профессиональной подготовки  людей самых различных специальностей, особенно тех, кто по своей должности,  3роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает,  учит». Формирования речевой компетенции Профессиональная речь – это средство реализации базовых  функций учителя в профессиональной деятельности (развивающей,  организаторской, воспитывающей, дидактической и других) и показатель его  профессиональной компетентности.  Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье дано определение понятия «культура речи учителя физики», выделены общие и специфические черты речи учителя  физики. Предложены некоторые общие способы развития культуры речи  учителя физики. Культура физической речи ­ это культура речи субъекта, проявляющаяся  при описании и объяснении физических явлений и свойств материи,  определении и характеристике физических величин, описании физических  приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и  логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков,  чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических  теорий.               Речь учителя на уроке физики рассматривается с точки зрения ее  функций в учебном процессе: стимулирующей, регулирующей,  контролирующий, организующий. 4В   теории   и   методике   обучения   физике   отдельных   аспектов   решения проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые А.В. Усова, Л.Я. Зорина, М.Д. Даммер (построение системного рассказа и его влияние   на   развитие   речи);   А.А.   Бобров,   С.А.   Суровикина   (понимание   и составление учебного текста по физике); К.К. Гомоюнов (виды многозначности терминов   и   способы   их   устранения   при   изучении   естественнонаучных дисциплин) и др.  В области формирования культуры речи в процессе обучения физике не оценим   вклад,   внесенный   А.В.   Усовой.   Она   разработала   планы   обобщенного характера,   которые   помогают   точно,   понятно   и   правильно   излагать   суть физических   теорий,   явлений,   законов;   ею   выделены   педагогические   условия формирования   естественнонаучных   понятий   –   правильное   понимание   и воспроизведение   физических   понятий,   являющихся   основой   культуры физической речи. А.В.   Усова   отмечает   важность   учебных   конференций   по   физике   в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. Важные  понятия о культуре речи Есть основные понятия культуры речи  и их можно распределить   в  коммуникативно­обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке  физики, дидактическую речь, коммуникативно­обучающее умения. Коммуникативно­обучающая   – сложная по своей природе и структуре  деятельность. Она включает такие важнейшие компоненты, как информационно­ ориентирующий, мотивационно­стимулирующий и контроль­корригирующий и  направлена на достижение главной цели обучения физике в средней школе. В  основе коммуникативно­обучающей деятельности лежит профессиональное  5владение предметом, которое позволяет учителю строить учебный процесс на  коммуникативной основе Дидактическая ­ позволяет преподавателю приспособить свой речевой  опыт применительно к уровню подготовки обучаемых, доступно и корректно в  языковом и методическом плане объяснять, контролировать и управлять  усвоением материала по физике в общении с учащимися, исправлять их ошибки,  оценивать работу. Коммуникативно­обучающие ­  умения вести урок в различных режимах  (учитель­класс, учитель­ученик, ученик­ ученик, класс­ученик); Педагогическое это речевое взаимодействие учителя и учащегося  (коммуникативно­обучающая и коммуникативно­познавательная). В современной школе различают три типа языковых культур учителей: 1. Носители элитарной речевой культуры. 2. Представители «среднелитературной» культуры. 3. Учителя с литературно­разговорным типом речевого поведения. Учителя «первого типа» владеют всей функционально­стилевой системой  литературного языка, и каждый стиль используют в соответствии с ситуацией. В  их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении,  образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они соблюдают все  этические нормы, в частности, нормы национального русского этикета,  требующие разграничения ты­ и вы­ общения.( Ты­общение используется только  в неофициальной обстановке; никогда не допускается одностороннее ты­ общение). Языком они пользуются творчески, их речь обычно индивидуальна, в  ней нет заштампованности, а в разговорной речи ­ стремления к книжности. Речевое поведение носителей «среднелитературной» языковой культуры  отражает низкий уровень их общей культуры ( невозможность творческого  использования крылатых выражений, художественных образцов классической  6литературы, незнание литературных норм произношения, бедность речи),  характеризуется монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности;  отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту;  незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы);  неправильной постановкой ударений; скупостью на синонимы, сравнения,  эпитеты и т.д. профессиональный речевой языковой культура Далекой от норм публичной речи является речь представителей «третьего типа». Учителя с  литературно­разговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной  речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать  материал. Однако такое поведение недопустимо. Учитель должен являться для школьника  образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог ­  человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре  общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно: ­ содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной  фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный  опыт учащихся); ­ грамотность речи и лексическое богатство; ­ логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле  точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение  адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников); ­ техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция,  оптимальные темп и ритм речи); ­ интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (Наибольшей  образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные  представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся  как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными  языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения,  эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.); 7­ уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных  коммуникативных действий); ­ литературность (исключение слов­паразитов и вульгаризмов) и следование  речевому этикету. ­ Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику,  пантомимические движения). Существуют правила речевой культуры педагога: 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать,  чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами ­ логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без  психологических ­ бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические  ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может  существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять,  увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры,  их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи ­ залог успешной  работы современного педагога, задачей которого является развитие  исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной  культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через  воздействующее слово. Заключение 8Обучающая деятельность учителя в своей основе есть речевая  деятельность, поскольку, «деятельность, целью которой является передача  языковых знаний и формирование речевых навыков и умений имеет  коммуникативную направленность». Профессиональная речь является важным элементом коммуникативной  компетентности, или умения общаться. Для становления профессиональной  речи коммуникативная компетентность должна интегрироваться с психолого­ педагогической компетентностью как умением строить педагогически  целесообразные отношения с учащимися, учитывать их возрастные и  психологические особенности, пробуждать и развивать устойчивый интерес  учеников к  предмету. Элементы обеих компетентностей необходимо  интегрировать в профессиональной речи учителя для гармонизации  педагогического общения в классе.     Обучение – это активное взаимодействие учителя и учащихся и оно не может  носить односторонний характер, именно от учителя зависит то, насколько  успешным будет процесс обучения. Учитель, владеющий профессиональной речью, достигает больших успехов в  учебно­воспитательной работе. Для обучения значимыми характеристиками  профессиональной речи учителя является, прежде всего, грамотность  построения фраз, простота и ясность изложения, выразительность, тон, паузы,  темп, интонация, дикция. 9Список используемой литературы 1.Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация [Текст]: учеб.  пособие / Филиппова О.В. – М.: Изд­во Флинта: Наука, – 2001. – 192 с. 2.Журнал: Мир науки, культуры, образования. Статья Алексевнина А.К.  Издательство: Редакция международного научного журнала "Мир науки,  культуры, образования"(Горно­Алтайск) , Номер: 1 Год: 2009 Страницы: 152­ 155  3.СтатьяКультура речи учителя физики как важный показатель владения предм етом, методикой обучения, коммуникативными умениями и навыками. Автор:  10Кромлиди М.А. МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа­лицей»» Кировский  район. 4. Чернышёв Кирилл Сергеевич Речевая культура учителя Доклад               г.  Уссурийск 2015 11