Профессиональная речь педагога- главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю. Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения.
Реферат по дисциплине:
«Методологическая культура речи учителя физики»
По теме:
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом,
методикой обучения, коммуникативными умениями»
Исполнитель:
Харитонова Татьяна Сергеевна
1Содержание
1.Ведение (3ст)
2. Формирования речевой компетенции (45 ст)
3. Важные понятия о культуре речи (59ст)
4.Заключение (9 ст)
5. Список используемой литературы (10ст)
2Введение
Язык – первоэлемент культуры, и именно в нем быстрее и ярче
отражаются все стороны жизни общества, переживающего различные социальные
потрясения. В какой бы области ни работал человек, он должен владеть
нормами литературного языка, богатым словарным запасом, уметь четко и ясно
выражать свои мысли. Речь всегда являлась показателем интеллигентности,
образованности, ясности мышления, общей культуры человека. Речь в
определенном смысле формирует личность, служит визитной карточкой
человека.
Профессиональная речь педагога главное средство обучения и
воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием
профессионального образования и обладать развитыми способностями к
профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.
Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении
определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических
моделях педагогического общения.
Известный лексиколог профессор С. И. Ожегов писал: «Высокая культура
речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и
в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и
наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е.
самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически
оправданное)». Умение четко и ясно выражать свои мысли, воздействовать на
слушателей – это своеобразная характеристика профессиональной подготовки
людей самых различных специальностей, особенно тех, кто по своей должности,
3роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает,
учит».
Формирования речевой компетенции
Профессиональная речь – это средство реализации базовых
функций учителя в профессиональной деятельности (развивающей,
организаторской, воспитывающей, дидактической и других) и показатель его
профессиональной компетентности.
Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и
педагогического мастерства. В статье дано определение понятия «культура речи
учителя физики», выделены общие и специфические черты речи учителя
физики. Предложены некоторые общие способы развития культуры речи
учителя физики.
Культура физической речи это культура речи субъекта, проявляющаяся
при описании и объяснении физических явлений и свойств материи,
определении и характеристике физических величин, описании физических
приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и
логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков,
чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических
теорий.
Речь учителя на уроке физики рассматривается с точки зрения ее
функций в учебном процессе: стимулирующей, регулирующей,
контролирующий, организующий.
4В теории и методике обучения физике отдельных аспектов решения
проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые
А.В. Усова, Л.Я. Зорина, М.Д. Даммер (построение системного рассказа и его
влияние на развитие речи); А.А. Бобров, С.А. Суровикина (понимание и
составление учебного текста по физике); К.К. Гомоюнов (виды многозначности
терминов и способы их устранения при изучении естественнонаучных
дисциплин) и др.
В области формирования культуры речи в процессе обучения физике не
оценим вклад, внесенный А.В. Усовой. Она разработала планы обобщенного
характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть
физических теорий, явлений, законов; ею выделены педагогические условия
формирования естественнонаучных понятий – правильное понимание и
воспроизведение физических понятий, являющихся основой культуры
физической речи.
А.В. Усова отмечает важность учебных конференций по физике в
развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно
излагать отобранный для доклада материал.
Важные понятия о культуре речи
Есть основные понятия культуры речи и их можно распределить в
коммуникативнообучающую деятельность, педагогическое общение на уроке
физики, дидактическую речь, коммуникативнообучающее умения.
Коммуникативнообучающая – сложная по своей природе и структуре
деятельность. Она включает такие важнейшие компоненты, как информационно
ориентирующий, мотивационностимулирующий и контролькорригирующий и
направлена на достижение главной цели обучения физике в средней школе. В
основе коммуникативнообучающей деятельности лежит профессиональное
5владение предметом, которое позволяет учителю строить учебный процесс на
коммуникативной основе
Дидактическая позволяет преподавателю приспособить свой речевой
опыт применительно к уровню подготовки обучаемых, доступно и корректно в
языковом и методическом плане объяснять, контролировать и управлять
усвоением материала по физике в общении с учащимися, исправлять их ошибки,
оценивать работу.
Коммуникативнообучающие умения вести урок в различных режимах
(учителькласс, учительученик, ученик ученик, классученик);
Педагогическое это речевое взаимодействие учителя и учащегося
(коммуникативнообучающая и коммуникативнопознавательная).
В современной школе различают три типа языковых культур учителей:
1. Носители элитарной речевой культуры.
2. Представители «среднелитературной» культуры.
3. Учителя с литературноразговорным типом речевого поведения.
Учителя «первого типа» владеют всей функциональностилевой системой
литературного языка, и каждый стиль используют в соответствии с ситуацией. В
их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении,
образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они соблюдают все
этические нормы, в частности, нормы национального русского этикета,
требующие разграничения ты и вы общения.( Тыобщение используется только
в неофициальной обстановке; никогда не допускается одностороннее ты
общение). Языком они пользуются творчески, их речь обычно индивидуальна, в
ней нет заштампованности, а в разговорной речи стремления к книжности.
Речевое поведение носителей «среднелитературной» языковой культуры
отражает низкий уровень их общей культуры ( невозможность творческого
использования крылатых выражений, художественных образцов классической
6литературы, незнание литературных норм произношения, бедность речи),
характеризуется монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности;
отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту;
незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы);
неправильной постановкой ударений; скупостью на синонимы, сравнения,
эпитеты и т.д. профессиональный речевой языковой культура
Далекой от норм публичной речи является речь представителей «третьего типа». Учителя с
литературноразговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной
речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать
материал. Однако такое поведение недопустимо. Учитель должен являться для школьника
образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог
человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре
общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:
содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной
фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный
опыт учащихся);
грамотность речи и лексическое богатство;
логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле
точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение
адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция,
оптимальные темп и ритм речи);
интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (Наибольшей
образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные
представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся
как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными
языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения,
эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
7 уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных
коммуникативных действий);
литературность (исключение словпаразитов и вульгаризмов) и следование
речевому этикету.
Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику,
пантомимические движения).
Существуют правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать,
чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами
логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без
психологических бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические
ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может
существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять,
увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры,
их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи залог успешной
работы современного педагога, задачей которого является развитие
исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной
культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через
воздействующее слово.
Заключение
8Обучающая деятельность учителя в своей основе есть речевая
деятельность, поскольку, «деятельность, целью которой является передача
языковых знаний и формирование речевых навыков и умений имеет
коммуникативную направленность».
Профессиональная речь является важным элементом коммуникативной
компетентности, или умения общаться. Для становления профессиональной
речи коммуникативная компетентность должна интегрироваться с психолого
педагогической компетентностью как умением строить педагогически
целесообразные отношения с учащимися, учитывать их возрастные и
психологические особенности, пробуждать и развивать устойчивый интерес
учеников к предмету. Элементы обеих компетентностей необходимо
интегрировать в профессиональной речи учителя для гармонизации
педагогического общения в классе.
Обучение – это активное взаимодействие учителя и учащихся и оно не может
носить односторонний характер, именно от учителя зависит то, насколько
успешным будет процесс обучения.
Учитель, владеющий профессиональной речью, достигает больших успехов в
учебновоспитательной работе. Для обучения значимыми характеристиками
профессиональной речи учителя является, прежде всего, грамотность
построения фраз, простота и ясность изложения, выразительность, тон, паузы,
темп, интонация, дикция.
9Список используемой литературы
1.Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация [Текст]: учеб.
пособие / Филиппова О.В. – М.: Издво Флинта: Наука, – 2001. – 192 с.
2.Журнал: Мир науки, культуры, образования. Статья Алексевнина А.К.
Издательство: Редакция международного научного журнала "Мир науки,
культуры, образования"(ГорноАлтайск) , Номер: 1 Год: 2009 Страницы: 152
155
3.СтатьяКультура речи учителя физики как важный показатель владения предм
етом, методикой обучения, коммуникативными умениями и навыками. Автор:
10Кромлиди М.А. МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школалицей»» Кировский
район.
4. Чернышёв Кирилл Сергеевич Речевая культура учителя Доклад г.
Уссурийск 2015
11