Методологическая культура речи учителя физики
Оценка 4.6

Методологическая культура речи учителя физики

Оценка 4.6
Научные работы
doc
физика
Взрослым
19.04.2018
Методологическая культура речи учителя физики
Профессиональная речь педагога- главное средство обучения и воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием профессионального образования и обладать развитыми способностями к профессиональной коммуникации необходимо любому учителю. Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения.
Методологическая культура речи учителя физики.doc
Реферат по дисциплине: «Методологическая культура речи учителя физики» По теме: «Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями»   Исполнитель: Харитонова Татьяна Сергеевна 1 Содержание 1.Ведение (3ст) 2. Формирования речевой компетенции (4­5 ст) 3. Важные  понятия о культуре речи (5­9ст) 4.Заключение (9 ст) 5. Список используемой литературы (10ст) 2 Введение  Язык – первоэлемент культуры, и именно в нем быстрее и ярче  отражаются все стороны жизни общества, переживающего различные социальные потрясения. В какой бы области ни работал человек, он должен   владеть  нормами литературного языка, богатым словарным запасом, уметь четко и ясно  выражать свои мысли.   Речь всегда являлась показателем интеллигентности,  образованности, ясности мышления, общей культуры человека.   Речь в  определенном смысле формирует личность, служит визитной карточкой  человека. Профессиональная речь педагога­ главное средство обучения и  воспитания. Умение общаться со школьниками, владеть содержанием  профессионального образования и обладать развитыми способностями к  профессиональной коммуникации необходимо любому учителю.  Профессиональные коммуникативные умения складываются лишь при владении  определенной системой знаний о речи, речевой коммуникации, риторических  моделях педагогического общения. Известный лексиколог профессор С. И. Ожегов писал: «Высокая культура  речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и  в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и  наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е.  самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически  оправданное)». Умение четко и ясно выражать свои мысли, воздействовать на  слушателей – это своеобразная характеристика профессиональной подготовки  людей самых различных специальностей, особенно тех, кто по своей должности,  3 роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает,  учит». Формирования речевой компетенции Профессиональная речь – это средство реализации базовых  функций учителя в профессиональной деятельности (развивающей,  организаторской, воспитывающей, дидактической и других) и показатель его  профессиональной компетентности.  Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье дано определение понятия «культура речи учителя физики», выделены общие и специфические черты речи учителя  физики. Предложены некоторые общие способы развития культуры речи  учителя физики. Культура физической речи ­ это культура речи субъекта, проявляющаяся  при описании и объяснении физических явлений и свойств материи,  определении и характеристике физических величин, описании физических  приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и  логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков,  чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических  теорий.               Речь учителя на уроке физики рассматривается с точки зрения ее  функций в учебном процессе: стимулирующей, регулирующей,  контролирующий, организующий. 4 В   теории   и   методике   обучения   физике   отдельных   аспектов   решения проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые А.В. Усова, Л.Я. Зорина, М.Д. Даммер (построение системного рассказа и его влияние   на   развитие   речи);   А.А.   Бобров,   С.А.   Суровикина   (понимание   и составление учебного текста по физике); К.К. Гомоюнов (виды многозначности терминов   и   способы   их   устранения   при   изучении   естественнонаучных дисциплин) и др.  В области формирования культуры речи в процессе обучения физике не оценим   вклад,   внесенный   А.В.   Усовой.   Она   разработала   планы   обобщенного характера,   которые   помогают   точно,   понятно   и   правильно   излагать   суть физических   теорий,   явлений,   законов;   ею   выделены   педагогические   условия формирования   естественнонаучных   понятий   –   правильное   понимание   и воспроизведение   физических   понятий,   являющихся   основой   культуры физической речи. А.В.   Усова   отмечает   важность   учебных   конференций   по   физике   в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. Важные  понятия о культуре речи Есть основные понятия культуры речи  и их можно распределить   в  коммуникативно­обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке  физики, дидактическую речь, коммуникативно­обучающее умения. Коммуникативно­обучающая   – сложная по своей природе и структуре  деятельность. Она включает такие важнейшие компоненты, как информационно­ ориентирующий, мотивационно­стимулирующий и контроль­корригирующий и  направлена на достижение главной цели обучения физике в средней школе. В  основе коммуникативно­обучающей деятельности лежит профессиональное  5 владение предметом, которое позволяет учителю строить учебный процесс на  коммуникативной основе Дидактическая ­ позволяет преподавателю приспособить свой речевой  опыт применительно к уровню подготовки обучаемых, доступно и корректно в  языковом и методическом плане объяснять, контролировать и управлять  усвоением материала по физике в общении с учащимися, исправлять их ошибки,  оценивать работу. Коммуникативно­обучающие ­  умения вести урок в различных режимах  (учитель­класс, учитель­ученик, ученик­ ученик, класс­ученик); Педагогическое это речевое взаимодействие учителя и учащегося  (коммуникативно­обучающая и коммуникативно­познавательная). В современной школе различают три типа языковых культур учителей: 1. Носители элитарной речевой культуры. 2. Представители «среднелитературной» культуры. 3. Учителя с литературно­разговорным типом речевого поведения. Учителя «первого типа» владеют всей функционально­стилевой системой  литературного языка, и каждый стиль используют в соответствии с ситуацией. В  их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении,  образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они соблюдают все  этические нормы, в частности, нормы национального русского этикета,  требующие разграничения ты­ и вы­ общения.( Ты­общение используется только  в неофициальной обстановке; никогда не допускается одностороннее ты­ общение). Языком они пользуются творчески, их речь обычно индивидуальна, в  ней нет заштампованности, а в разговорной речи ­ стремления к книжности. Речевое поведение носителей «среднелитературной» языковой культуры  отражает низкий уровень их общей культуры ( невозможность творческого  использования крылатых выражений, художественных образцов классической  6 литературы, незнание литературных норм произношения, бедность речи),  характеризуется монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности;  отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту;  незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы);  неправильной постановкой ударений; скупостью на синонимы, сравнения,  эпитеты и т.д. профессиональный речевой языковой культура Далекой от норм публичной речи является речь представителей «третьего типа». Учителя с  литературно­разговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной  речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать  материал. Однако такое поведение недопустимо. Учитель должен являться для школьника  образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог ­  человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре  общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно: ­ содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной  фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный  опыт учащихся); ­ грамотность речи и лексическое богатство; ­ логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле  точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение  адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников); ­ техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция,  оптимальные темп и ритм речи); ­ интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (Наибольшей  образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные  представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся  как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными  языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения,  эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.); 7 ­ уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных  коммуникативных действий); ­ литературность (исключение слов­паразитов и вульгаризмов) и следование  речевому этикету. ­ Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику,  пантомимические движения). Существуют правила речевой культуры педагога: 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать,  чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами ­ логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без  психологических ­ бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические  ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может  существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять,  увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры,  их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи ­ залог успешной  работы современного педагога, задачей которого является развитие  исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной  культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через  воздействующее слово. Заключение 8 Обучающая деятельность учителя в своей основе есть речевая  деятельность, поскольку, «деятельность, целью которой является передача  языковых знаний и формирование речевых навыков и умений имеет  коммуникативную направленность». Профессиональная речь является важным элементом коммуникативной  компетентности, или умения общаться. Для становления профессиональной  речи коммуникативная компетентность должна интегрироваться с психолого­ педагогической компетентностью как умением строить педагогически  целесообразные отношения с учащимися, учитывать их возрастные и  психологические особенности, пробуждать и развивать устойчивый интерес  учеников к  предмету. Элементы обеих компетентностей необходимо  интегрировать в профессиональной речи учителя для гармонизации  педагогического общения в классе.     Обучение – это активное взаимодействие учителя и учащихся и оно не может  носить односторонний характер, именно от учителя зависит то, насколько  успешным будет процесс обучения. Учитель, владеющий профессиональной речью, достигает больших успехов в  учебно­воспитательной работе. Для обучения значимыми характеристиками  профессиональной речи учителя является, прежде всего, грамотность  построения фраз, простота и ясность изложения, выразительность, тон, паузы,  темп, интонация, дикция. 9 Список используемой литературы 1.Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация [Текст]: учеб.  пособие / Филиппова О.В. – М.: Изд­во Флинта: Наука, – 2001. – 192 с. 2.Журнал: Мир науки, культуры, образования. Статья Алексевнина А.К.  Издательство: Редакция международного научного журнала "Мир науки,  культуры, образования"(Горно­Алтайск) , Номер: 1 Год: 2009 Страницы: 152­ 155  3.СтатьяКультура речи учителя физики как важный показатель владения предм етом, методикой обучения, коммуникативными умениями и навыками. Автор:  10 Кромлиди М.А. МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа­лицей»» Кировский  район. 4. Чернышёв Кирилл Сергеевич Речевая культура учителя Доклад               г.  Уссурийск 2015 11

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики

Методологическая культура речи учителя физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018